Не верь глазам своим: 3 идеи из модных глянцевых изданий, которые заставят вас пожалеть о затратах на их воплощение

Не верь глазам своим!

Наши глаза уникальны – с помощью зрения мы опознаем предметы, определяем их местоположение в пространстве, оцениваем реальную обстановку. Зрительную информацию из окружающего мира мы получаем через фоторецепторные клетки – палочки и колбочки. Более чувствительны к свету палочки, поэтому они отвечают за сумеречное зрение. У колбочек чувствительность в сотни раз меньше – это аппарат дневного и цветного зрения. Вся зрительная информация передается от фоторецепторов в головной мозг, где и происходит ее интерпретация и обработка.

Физиологи говорят: «Мы смотрим не глазами, а мозгом». И это правда. Из курсов биологии и физики известно, что глаз – это оптическая система, а за восприятие и построение изображения отвечает головной мозг. Но иногда даже такая совершенная система может давать сбои. И вот тогда возникают зрительные иллюзии – ошибки в зрительном восприятии, вызванные тем, что воображение и бессознательное суждение мозга участвуют в процессе зрения.

Эти явления с древних времен заставляли людей удивляться и верить в чудо.

Известно несколько видов оптических иллюзий. Предлагаем Вам убедиться в их реальности.

Иллюзия восприятия цвета.

Посмотрите на рыбку 30-40 с, а потом переведите взгляд направо.

Увидели ее в аквариуме? Какого она цвета?

Иллюзия Мюллера – Лайера.

Какой из этих отрезков длиннее на ваш взгляд?

Измерьте их при помощи линейки. Каков результат ваших измерений?

Цветные иллюзии.

Смотрите внимательно на черную точку в центре. Разноцветные пятна должны исчезнуть.

Искривляющие иллюзии.

Посмотрите внимательно на квадрат. Возникает ощущение, что линии на рисунке волнистые? На самом деле они прямые, параллельные. Можете проверить.

Восприятие глубины.

Эта яма нарисована на асфальте и провалиться в нее невозможно. Но как достоверно!

Восприятие размера.

Обратите внимание на отставшего Хрюшу-папу. Он кажется крупнее, хотя, на самом деле, не больше двух своих деток. Если сомневаетесь – возьмите линейку.

Перевертыши.

Лягушка и лошадь – один и тот же рисунок.

Стерео-иллюзии.

Данное изображение нужно рассматривать, сведя глазные яблоки к переносице, – и оно становится стереоскопическим.

Движущиеся иллюзии.

Это статичное изображение воспринимается как вращающийся объект.

Изучением причин возникновения иллюзий занимались многие исследователи. Некоторые из иллюзий давно уже имеют научное объяснение, а другие до сих пор непонятны.

Считается, что основные причины иллюзий следующие:

Свет, идущий от предмета, воспринимается глазами ошибочно, передавая при этом ложную информацию мозгу.

Во время передачи сигнала по нервным путям к мозгу происходят нарушения.

Неправильная интерпретация сигналов, приходящих от глаз.

Трудно придумать что-либо вызывающее большее любопытство, чем оптические иллюзии. Они позволяют нам лучше познать окружающий мир, художникам создавать свои невероятные произведения, архитекторам реализовать пространственные впечатления, кинематографистам – виртуальную зрительную реальность, а дизайнерам одежды подчеркивать достоинства фигуры человека и скрывать недостатки, удачно расставлять модные акценты.

Ну и напоследок:

Сколько ног у этого слона? Четыре или восемь?

Иллюзии делают нашу жизнь насыщеннее и ярче, но не следует ими увлекаться!

Авторы- составители: Миловзорова А. М., Самойленкова Т. Г.

Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

Читайте также:  Почему вам так неуютно в ванной: выбираем цвет для ванной комнаты

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл? 🙂

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Правда о глянцевых журналах. Вред глянца

Гладкая обложка, пахнущие свежей печатной краской страницы, фотоотчеты из богемной жизни, пикантные секс-статьи с рекомендациями. Глянец стал буквально гидом-путеводителем по жизни многих современных девушек и женщин. Сегодня это непременный классический атрибут современной успешной вумен. По крайней мере, так считает большинство его читательниц. Но так ли это на самом деле?

Немного истории.
Самые первые глянцевые журналы появились в Европе в начале ХVII века. Их не отличала особая эстетика: на желтых шершавых страницах журнала черно-белые картинки были разукрашены. Это придавало журналам того времени особую эстетику. Конечно, основной причиной возникновения журналов была необходимость доносить модные тенденции до большего количества людей.
Глянцевые издания, более приближенные к современным внедрились значительно позже, когда печатная промышленность позволила стать бумаге блестящей. Появились и первые фотографии – черно-белые и матово-глянцевые. В 30-х годах двадцатого века в полиграфию пришел цвет и такие журналы, как Vogue, Harper’s Bazaar, стали вводить первые смелые цветовые решения.
Что видели читатели на страницах журналов? Различные платья, пиджаки, сюртуки и цилиндры. Безделушкам и аксессуарам здесь также нашлось место. Позже стали появляться и эскизы разнообразной мебели и интерьера. Но это уже значительно позже, так что, можно смело утверждать – первыми рекламными журналами-каталогами стали именно журналы мод.

Глянец-культура.
Современный глянцевый журнал – носитель особой культуры, пропагандирующий красивую жизнь. Сегодня здесь подаются свои “гламурные” стандарты, человек получает полное представление о стиле жизни социальной группы к которой принадлежит или хочет принадлежать. Это, кстати, и есть один из признаков по которым глянцевый журнал можно отличить от остальных – если он попадает в категорию « life style», значит, человек впитывает философию, образ мыслей и язык конкретного издания. Приобщаясь, вы сами становитесь частью глянца – его носительницей и поклонницей.
У почитателя создается иллюзия своей собственной глянцевой жизни, журнал захватывает человека не своей информативной содержательностью, а ярким образом, символизирующим успех, счастье, богатство. Следование этой культуре – маскировка, которая нужна для того, чтобы повысить свой социальный статус в глазах окружающих.

Реклама, как средство существования.
Представляете себе брошуру состоящую из сплошных рекламных постеров? И, главное, – предстваляете себе покупателя, который купит ее за деньги?
Интерес она вызовет вряд ли, и, поскольку, даже бесплатные рекламные листовки людей не интересуют, склоняюсь к мнению, что покупателя на рекламный двухтомник не найти.
Но, зачастую, завуалированная, снабженная статьями легкого содержания она вызывает огромный интерес. Мало кто из почитателей гламурных изданий задумывается и понимает, что это и есть пресловутый “Космополитан”, “Джой” или “Мини”. Иными словами, – глянец.
Так ли много на самом деле рекламы в подобных изданиях? Автор этой статьи, подготавливая данный материал, пересчитала количество страниц-спонсоров (ведь именно реклама полностью содержит эти издания) в одном из известных таких журналов. Оказалось: из 350 страниц с различным интересующим материалом 150 – реклама.
А это – почти половина.
Но учтите, что в счет я не брала рекламу завуалированную, рекламу на полстраницы или на “полях” журнала. Оставшаяся часть материала журнала – это иллюстрации и фото – 27 страниц! В итоге, 177 страниц журнала из 350 – являются пустыми и бесполезными и 173 страницы текста, содержат в себе сомнительный смысл.
Следственно, просматриваете вы даже не журнал, а каталог, разбавленный крупицами не рекламной информации.

Далекий от реальности.
Согласитесь, многое, что вы наблюдаете на гламурных страницах вполне нереалистично и далеко от нашей повседневности.
Вы видите фото девушек только “комильфо” и стремитесь соответствовать их образам, менять стиль жизни на “Glam”. Вашими главными стремлениями становятся, увы, далеко не простые и вечные ценности, а пафос, эпатаж и неприступная красота с обложки. Очень часто вы даже не осознаете происходящих с вами изменений в худшую сторону.
В жизни же все не так уж и красочно – трудная рабочая пятидневка и учеба, никаких коктейльных платьев и красной дорожки! Духи, косметика и модная одежда, представленные в журнале, стоят достаточно дорого (вы наверняка не раз видели на страницах того же “Космо” сумочку за 8 тысяч или кардиган за 13), далеко не каждая сможет позволить себе бренды там представленные.
Психологи отметили, что особенно болезненно такие журналы сказываются на психике молодых девушек в возрасте от 14 до 19 лет. Несоответствие стандартам красоты (юная девушка еще не успевает до кнца сформироваться как женщина), невозможность иметь те или иные предметы гардероба, жизнь далекая от той, что пропагандируется на страницах, – все это вызывает уныние и подавленность. Молодая девушка, не сформировавшаяся до конца физически и еще неустоявшаяся психологически, развивает в себе серьезные комплексы.
Серьезных тем такие журналы избегают, они аполитичны и рассчитаны на отдых, концентрация рассуждений на серьезные жизненные темы ничтожно мала.

Мнение эксперта:
“Глянец полезен в том, что дает ориентиры – и в мире моды, и в области стиля. Многие у меня спрашивают, что сейчас модно. Да купите журнал! Откройте его.
Там очень хорошо объяснены тенденции, направления, цвета. Журналы надо читать, я с удовольствием их листаю – иногда потрясающий стайлинг, иногда очень необычные фотографии и очень красивые модели. Бывают страницы – просто произведение искусства: мастерство фотографа, стилиста, дизайнера, гримера, парикмахера и самой модели.
При всем при этом то, о чем там говорят, делите на 8, потому что все-таки главная цель глянца – заставить вас бежать в магазин. И журналы справляются с этим прекрасно. Ведь это реклама, которая помогает сделать жизнь веселее и ярче, но то же самое может сделать природа, выставка, музей, концерт музыки, дети, домашние животные. Есть масса возможностей набраться хорошего настроения и радости, поэтому не стоит окружать себя стопкой замечательных, но тяжелых журналов”.
Александр Васильев, историк моды, писатель, телеведущий

Заключение от автора.
Стоит ли продолжать читать глянцевые журналы, как и прежде, решать вам. Но, мы надеемся, что факты, описанные в этой статье, заставят задуматься о том, что информацию, сливаемую на ярких блестящих страницах, стоит дозировать и не всегда воспринимать всерьез. Попробуйте прочесть авторитетную литературу, расширяющую кругозор и эрудицию. Посетите книжный магазин или библиотеку. Помните о том, что читая книгу, вы повышаете свой словарный запас и заставляете мозг работать, а значит – не деградируете, занимаетесь саморазвитием. А это – верный путь к вашему жизненному успеху.

«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

В составе экспозиции, построенной исключительно на материалах Государственного Эрмитажа, около 700 предметов, среди которых произведения живописи и графики, скульптура; изделия из серебра, стекла, фарфора, цветного камня, разнообразные ткани, предметы мебели.

Иоганн Каспар Фюссли
1706 Цюрих – 1782 там же
Trompe l’œl (Обманка)
Швейцария
1750
Холст, масло
49 х 36,5

Читайте также:  5 примеров, почему интерьеры в стиле 60-х – это невероятно стильно и актуально

Иоганн Каспар Фюссли
Trompe l’ œl (Обманка)
Швейцария
1750
Холст, масло
49 х 36,5

Неизвестный художник
Две книги. Обманка
Голландия. Конец XVII–первая четверть XVIII в.
Дерево, масло
11 х 26

Теплов Григорий Николаевич. 1717–1779
Натюрморт–обманка
Россия. 1737
Холст, масло
77 х 63,8

Пресс-папье с накладными ягодами и листьями
Россия, Екатеринбург
1870-е
Яшма калканская, агат, сердолик, халцедон, родонит, офит; резьба, шлифовка, полировка, мозаика
5 х 13 х 8,5 см

Ваза с росписью «под серебро»
Россия, Санкт-Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд, село Морье
Завод С. Я. Поскочина
Вторая четверть XIX в.
Фаянс; серебрение, цировка
23,1 х 17,1 х 12,0 см

Чайный сервиз-«натюрморт» на две персоны
Россия, Санкт-Петербург
Императорский фарфоровый завод
1850-е–1860-е
Фарфор; лепка, роспись надглазурная полихромная

Share via

Add to

С 8 декабря по 10 марта вводятся дополнительные часы работы выставок «”Не верь глазам своим”. Обманки в искусстве» и «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи» по вторникам, четвергам и субботам с 18.15 до 21.00. Входные билеты приобретаются в кассе Малого Эрмитажа в день посещения выставок с 18.00 до 20.30 и действуют в день приобретения с 18.15 до 21.00. Билет дает право посещения только двух указанных выставок. Стоимость билета 300 рублей, без льгот.

Обманка – иллюзорное воспроизведение художественными средствами реальных предметов, вызывающее эффект присутствия подлинной натуры, а не изображения.

Обманки ведут игру со зрительским восприятием: плоские предметы становятся объемными, близкое – далеким; иллюзия становится реальностью. Обманки заставляют удивляться мастерству художника, столь убедительного в своем стремлении «обмануть». Глядя на такие произведения, вспоминается афоризм Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись: “буйвол”, не верь глазам своим».

В составе экспозиции, построенной исключительно на материалах Государственного Эрмитажа, около 700 предметов, позволяющих представить многообразие типов обманок различных эпох, культур и регионов. Эрмитажные коллекции дают возможность показать историю зарождения имитаций и иллюзий, начиная с древних культур Египта, Греции и Рима, акцентировать расцвет обманок в искусстве XVII–XVIII веков и проследить их общую эволюцию вплоть до начала ХХ века. Среди экспонатов выставки произведения живописи и графики, скульптура; изделия из серебра, стекла, фарфора, цветного камня, разнообразные ткани, предметы мебели.

Впервые, в таком масштабе и комплексно, на выставке представлены экспонаты, в которых определяются различные виды обманок, среди которых: тромплёй (фр. trompe-l’oeil – обман зрения) – произведения, создающие иллюзию объема; имитация материалов – вещи, кажущиеся выполненными из других материалов (дерева, камня, металла), имитация предметов – объекты, принимающие облик других предметов (книг, плодов, цветов).

Экспозиция построена на сопоставлении объектов: мнимых и действительных. Зрители приглашаются в увлекательную игру разгадывания предметов-обманок, попадая в «кабинет-библиотеку», «римский двор», «художественную галерею», «деревенскую избу», «сад», прочие реконструкции и сценарии. Как в любой пьесе, предполагается определенное развитие сюжета: зритель замечает объект, принимает его за реально существующий, затем обнаруживает розыгрыш, вызывающий еще большее любопытство.

Обманки обязательно должны быть «раскрыты», иначе теряется смысл их существования, иначе сценарий не будет разыгран. Это не обман, а игра в обман. Чтобы какой-либо объект стал обманкой, он должен имитировать «образец» во всех мелочах, вплоть до соответствия размеров, – с целью создания абсолютной иллюзии реальности, вещественности. Иногда даже неполное следование этим критериям (например, маленький размер обманки) не мешает мастеру вводить зрителя в заблуждение. При этом обманка не всегда предполагает немедленное разоблачение, часто преследуя более утилитарные цели. Например, используемые в архитектуре иллюзионистические росписи, дают возможность визуально увеличить пространство; а имитации материалов – добиться экономии. Но даже если «обман» в них раскрыт, это не возмущает, а удивляет и восхищает мастерством исполнения, правдоподобием.

Искусство обманки, зародившееся в древности, на протяжении многих столетий вызывало и продолжает вызывать неизменный интерес. Подобные произведения были популярны в культуре Европы, России, Востока. К ним обращались известные мастера, простые ремесленники, художники-любители. Обманки не всегда имели признанную эстетическую ценность; их создание иногда диктовалось потребностями массового производства или было частью оформления праздников.

Предыстория искусства обманок восходит к Древнему Египту, Древней Греции и Риму. Египетские памятники не только самые ранние из представленных на выставке, но и наиболее своеобразные, так как они были порождены совершенно особым взглядом на мир. Одни из них имитируют фактуры материалов или формы предметов, другие – функциональное назначение. Среди них разнообразные предметы погребального культа. Так, например, реальный жертвенник мог нести изображения того, что на него возлагалось во время жреческих служб. Ярким примером замены одного материала другим является египетский фаянс, который обретал цвет бирюзы, лазурита, яшмы и воспринимался египтянами как натуральный камень.

Рождение искусства обманки связывают также с художественными иллюзиями в культурах Древней Греции и Рима. Именно в этот период появляются и получают блестящее развитие перспективные росписи и мозаики, создающие визуальную трехмерность пространства и предметов. При оформлении интерьеров были разработаны приемы декорировки стен, известные как четыре помпеянских стиля. Именно они заложили основу ренессансным и последующим иллюзиям. Имитация материалов, например, металла показана на примере керамики буккеро – вазы и сосуды, изготовленные в оригинальной, свойственной только этрусским мастерам, технике.

Новое отношение к восприятию мира, связанное с эпохой Ренессанса, породило и новое отношение к искусству обманок. Открытие прямой линейной и воздушной перспективы позволило придать изображениям иллюзию трехмерности, что достигалось изменениями пропорций, насыщенности цвета и очертаний объектов по мере их удаления от зрителя. Изучение оптических эффектов сделало возможным отражать на плоскости почти осязаемую фактуру предметов, представленных в различных ракурсах.

Понятие тромплёй принято в обозначении живописных обманок, по сути, это самые правдивые реалистические картины, в которых создан не просто образ предмета, а его имитация. На выставке можно увидеть натюрморты trompe-l’oeil художников И. К. Фюссли, Г. Н. Теплова, И. Ф. Гроота, других.

В произведениях, не содержащих на первый взгляд ничего «обманного», нередко присутствуют элементы тромплёй. Это могут быть изображения насекомых, «ползающих» по холсту; бумажных наклеек, «кучи бумаг» и других вещей, будто выходящих из плоскости картины. Ввести зрителя в заблуждение могут «объемные» занавески, закрывающие часть картины; «охотничьи трофеи» с битой дичью. Элементы тромплёй можно увидеть на предметах декоративно-прикладного искусства ‒ письменных приборах, табакерках, веерах, предметах мебели.
В XVII–XVIII столетиях для различных иллюзионистических розыгрышей часто использовались фигуры (dummy-boards), написанные на деревянных досках или металлических листах, и вырезанные по контуру изображений. Редчайшим образцом двусторонней обманки является фигура китайца (Западная Европа?, XVIII в), занимающая особое место в уникальной эрмитажной коллекции подобных произведений. Задача dummy-boards – удивить гостей. Некоторые из них были вывесками в лавках и тавернах; другие выставлялись на аллеях и в павильонах парков. В интерьерах обманные фигуры служили каминными экранами, размещались в проемах дверей, углах комнат, на лестницах и в коридорах. Постановка была рассчитана на эффект неожиданной встречи с таким персонажем, который на расстоянии и при неярком освещении воспринимался как живой человек.

На протяжении многих столетий мастера обращались к убедительному воспроизведению всевозможных объектов: масляных картин, гравюр и рисунков, произведений глиптики и нумизматики, книг и альбомов, всяческих бытовых вещей и безделушек. В различных техниках и материалах создавалась «еда» (вплоть до повторений свежей выпечки и печенья) и «живая природа» – цветы и плоды, птицы и насекомые, земноводные и обитатели морских глубин.

В XVIII веке необычайную популярность приобретают фарфоровые обманки. Фарфоровые «безделушки» надевают на себя «маски» других вещей. Они разыгрывали гостей, способствуя поддержанию атмосферы праздника, театра. Сервизные предметы принимают вид фруктов и овощей, ягод и листьев. Посуду с реалистично выполненными из фарфора яблок, винограда, дынь, капусты, спаржи, артишока и прочими закусками ставили рядом с настоящими и ожидали, когда кто-либо из сотрапезников потянется за искусственным угощением. В своеобразное соревнование с природой вступают фарфоровые цветы, раскрашенные «под натуру».

В прикладном искусстве встречаются имитации различных материалов, внешне неотличимые от оригиналов: «под цветной камень», «под черный металл», «под бронзу», «под золото», «под серебро», «под тисненую кожу». Такие изделия отвечали разным задачам изготовителя и заказчика – удешевление производства, подражание труднодоступным и редким материалам, демонстрация мастерства, но нередко – создание предмета для розыгрыша, шутки.

Популярной «средой обитания» обманок были библиотеки и кабинеты. Натюрморты-тромплёй, столики с изображением лежащих на них писем, перьев, других «кабинетных» вещей органично вписывались в обстановку комнат, предназначенных для чтения и научных занятий. Излюбленными образцами для создания обманок были книги и альбомы, в которые превращались футляры для хранения камей и слепков, пресс-папье, коробочки, кошельки, табакерки, прочие вещи.

Выставка подготовлена Отделом Истории русской культуры (заведующий В. А. Федоров) при участии Отдела Античного мира, Отдела Востока, Отдела нумизматики, Отдела западноевропейского изобразительного искусства, Отдела западноевропейского прикладного искусства, Отдела «Музей Императорского фарфорового завода», Научной библиотеки, Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

Авторы концепции, кураторы выставки – старшие научные сотрудники Отдела истории русской культуры: Ирина Радиковна Багдасарова, кандидат искусствоведения, и Наталья Юрьевна Бахарева.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «”Не верь глазам своим”. Обманки в искусстве» (2018, 504с.). Научная редакция и вступительное слово к каталогу – М. Б. Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа. Авторы статей научные сотрудники Государственного Эрмитажа: А. О. Большаков (Имитация в культуре Древнего Египта); Я. С. Радолицкая (Рождение иллюзии. Античность); М. Л. Меньшикова (Традиция и осознанный обман в искусстве Китая); авторы Предисловия и статьи Искусство и игра в реальность. Европа и Россия XIV – начала XX века ‒ И.Р. Багдасарова, Н.Ю. Бахарева.

По материалам выставки также выпущена брошюра «”Не верь глазам своим”. Обманки в искусстве», авторы текста – И. Р. Багдасарова, Н. Ю. Бахарева (Издательство Государственного Эрмитажа, 80с.)

Дизайн каталога и брошюры – И.М. Далекая. Дизайн-проект выставки – А.И. Шелютто, И.В. Чекмарёва, Т.Б. Журавлёв. Выставку сопровождает видеофильм; автор сценария – А.А. Маслова.

13 первых экземпляров вещей, без которых ты не можешь представить свою жизнь. Глазам не верю!

В наши дни человечество настолько привыкло ко многим вещам, которые делают быт удобнее и проще, что создается впечатление, будто бы они существовали всегда. Однако не спеши делать такие выводы: всё то, чем ты привык пользоваться каждый день, даже не задумываясь, когда-то и кем-то было придумано. Причем часто первичные конфигурации привычных нам приборов и приспособлений были настолько удивительными и чудными, что не каждый современный человек догадался бы, что же это на самом деле.

Прогресс никогда не стоит на месте, ведь достаточно вспомнить, как изменились обычные для нас всех вещи всего за каких-то два последних десятилетия. А что уж говорить о том, какие метаморфозы произошли с бытовыми приборами со времен их первого появления в мире. Смотри и удивляйся, как изначально выглядели привычные теперь приспособления. Уверен, некоторые из них повергнут тебя в шок!

Читайте также:  3 идеи ремонта ванной на конкретных примерах без особых вложений

Первый пульт дистанционного управления

Кто теперь может представить свою жизнь без этого приспособления? А изобретен пульт был еще в далеком 1956 году американцем Робертом Адлером. Пульт был механическим и использовал ультразвук для задания канала и громкости. Выглядело это так: когда пользователь нажимал кнопку, она щелкала и ударяла пластину, каждая из которых извлекала шум разной частоты.

Первая клейкая лента

Будешь поражен, но несмотря на известное название «скотч» (что в переводе на русский означает «шотландский»), эта вещица была изобретена далеко не в Шотландии. Ее придумал немецкий аптекарь Оскар Тропловиц в 1901 году. Изобретение носило название «лейкопласт» и предназначалось для защиты повреждений кожи. Чтобы изрядно сэкономить, компания-изготовитель такого чуда изначально наносила клей только на края ленты. За это американцы и прозвали первую клейкую ленту скотчем из-за распространенных легенд о шотландской скупости.

Первое мыло серийного производства

Такой продукт гигиены, как мыло, был известен со времен шумеров в Вавилоне. Однако первое серийное производство мыла под названием «Ivory soap» наладила аж в 1879 году известная компания Procter & Gamble. Кстати, первый экземпляр из этой серии был продан за 10 центов.

Первые химические спички

Тебе может показаться, что спички существуют на Земле столько, сколько живет человек. Однако ты сильно ошибаешься. Первые спички сделал в 1805 году французский химик Жан Шансель. Это были маленькие деревянные палочки, зажигавшиеся при соприкосновении головки из смеси серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой. А в 1826 году английский химик Джон Уокер изобрел привычные для всех нас серные спички.

Первая зубная щетка

Впервые прародителей современных зубных щеток начал производить англичанин Вильям Эдис в далеком 1780 году, а вот первый патент на такое изобретение получил американец Уодсворф аж в 1850-м. Будешь изрядно удивлен, что такие щетки были изготовлены из щетины сибирского кабана, а их рукоятка — из кости. Кто бы мог подумать!

Первая подушка безопасности

Впервые такое приспособление увидело мир в 1967 году в США. В то время американцы редко пользовались ремнями безопасности, поэтому инновация, которая позволяла защитить непристегнутых пассажиров в случае столкновения, была весьма востребована.

Первый бритвенный станок

Всё началось с того, что однажды у американца Кинга Жиллетта затупилось лезвие бритвы, а времени на то, чтобы пойти в парикмахерскую и поточить его, катастрофически не хватало. Тогда он выдумал просто гениальный способ: лезвие он зажал между двумя пластинами таким образом, чтобы наружу были выставлены только две кромки. Ручка крепилась отдельно – перпендикулярно к лезвию. Ты всё правильно понял, это и был первый прототип привычного для нас безопасного бритвенного станка.

Первый термос

Джеймс Дьюар занимался проблемой долговременного хранения сжиженных газов — азота, кислорода, водорода, поэтому изготовил специальный сосуд в виде колбы с узким горлом. Для улучшения термоизоляции внутреннюю часть колбы ученый покрыл тонким слоем серебра. Стоит отметить, что немец Рейнольд Бергер быстро смекнул, что из этого открытия можно извлечь немалую коммерческую выгоду. Находчивый предприниматель создал компанию по выпуску вакуумной фляжки, дополнив сосуд Дьюара крышкой-стаканчиком и герметичной пробкой.

Первые консервы

Такой прекрасный способ хранения многих продуктов питания, как консервация, стал известен человечеству благодаря французу Николя Франсуа Апперу. Первыми консервами были стеклянные банки с фруктовым пюре, бульоном, похлебками, которыми снабжали французских солдат во времена Наполеона. Чуть позже Аппер открыл собственный магазинчик в Париже и выпустил собственную книгу о консервации. Таким образом об этом гениальном изобретении вскоре узнал весь мир.

Первый презерватив

Да-да, этот льняной мешочек, пропитанный солями и настоями трав, не что иное, как первый презерватив, придуманный итальянцем Габриэле Фалоппио. Немного позже появилась идея делать презервативы из пленок и перепонок животного происхождения. Подобные контрацептивы были слишком дорогим удовольствием: поговаривают, что их использовали только в шикарных борделях.

Первая шариковая ручка

Тяжело себе представить, но до ХХ века люди даже не знали о таком приспособлении, как шариковая ручка. Прапрабабушка современных ручек была изобретена венгерским журналистом Ласло Биро в 1931 году, а запатентована аж спустя долгих семь лет. Кстати, в Аргентине, где многие годы жил журналист-изобретатель, такие ручки называются в честь него «биромами».

Первая цифровая фотокамера

Инженер Стивен Сассон, работавший в компании Kodak, создал первый цифровой фотоаппарат еще в 1975 году. Камера весила почти три килограмма и позволяла записывать снимки размером 100×100 пикселей на магнитную ленту компакт-кассеты. Тем, кто пользовался этим прибором, нужно было иметь ангельское терпение, ведь каждый кадр записывался 23 секунды!

Первый медицинский шприц

Интересно знать, что первые прототипы современных шприцов изготавливались из каучукового цилиндра, внутрь которого помещался хорошо подогнанный поршень из кожи и асбеста с торчащим наружу металлическим штырем. В то же время на другом конце цилиндра укреплялась полая игла. Поскольку цилиндр был непрозрачным, насечки для дозировки лекарства делались не на нём, а на металлическом штыре поршня.

Диву даюсь, как выглядели привычные вещи когда-то… А у многих из них просто-таки невероятная история создания! Как ты убедился, множество гениальных изобретений, без которых ты даже не можешь представить нынче свою жизнь, появились на свет благодаря случайности.

Не верь глазам своим: 3 идеи из модных глянцевых изданий, которые заставят вас пожалеть о затратах на их воплощение

Войти

Оптические иллюзии. Не верь глазам своим!

Вы посмотрели «Волшебную палочку»? Помните, как Симка рассказывала о фокусах и иллюзиях?

Что же такое эти иллюзии, которые заставляют нас верить в чудо, когда нам показывают фокус?

В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Глаза наши видят одно, а мозг почему-то решает, что нам показали совсем другое. Мы, конечно, можем с ним поспорить, и через некоторое время убедить его, что он неправ. Но задачка это непростая – попробуйте-ка переспорить собственный мозг!

Есть много интересных примеров оптических иллюзий.«Оптические» – значит, связанные с тем, что мы видим. Более простое название – «обман зрения». Давайте посмотрим на некоторые из них – и разберемся, кто кого обманывает, и как это получается.

Многие иллюзии имеют свои названия – по имени человека, который их придумал, обнаружил или нарисовал впервые (иногда мы с вами даже можем узнать, в каком году). Запоминать их, конечно, не обязательно – но если вы где-нибудь потом с этими названиями встретитесь, вам будет приятно узнать старых знакомых.

Иллюзии восприятия размера

Иллюзия Мюллера-Лайера (1889)

Какой из двух горизонтальных отрезков длиннее?

А теперь возьмите линейку и попробуйте измерить линии! Они совершенно одинаковые!

Иллюзия Эббингауза (1902)

Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами, или же тот, который окружен большими?

Самые проницательные догадаются, что и они…

А почему же поначалу мы были совершенно уверены, что правый круг (окруженный маленькими) больше, чем левый (окруженный большими)?

Дело в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся нам крупнее своих настоящих размеров – как бы захватывают часть темного фона (но происходит это только в нашем восприятии, а не на самом деле). Вот и на этом рисунке белый квадрат кажется значительно большим, чем его сосед – черный квадрат на белом фоне.

Между прочим, некоторые хитрые дуэлянты в XIX веке, зная о свойстве черного цвета преуменьшать размеры, предпочитали стреляться именно в черных костюмах. В надежде на то, что противник промахнется при стрельбе. Целиться-то ему будет труднее!

Соотношение фигуры и фона

Ваза Рубина (Эдгар Рубин, 1915)

На этом рисунке мы видим не только белую вазу, но и два черных профиля – смотрящих друг на друга лица.

* * *
А сколько животных вы найдете на этой картинке?

Еще один вид иллюзий связан с тем, что многие прямые линии или ровные окружности начинают казаться нам искривленными – из-за соседства с другими линиями и фигурами.

Иллюзия Цолльнера (1860)

Прямые на этом рисунке идут параллельно, никуда не отклоняясь. Но нам кажется, что они сходятся и расходятся.

Вертикальные и горизонтальные линии параллельны, хотя мы четко видим, что они все изгибаются дугой.

И на этой картинке линии, разделяющие серые блоки-клеточки – на самом деле ровные и параллельные друг другу.

Кто же так неаккуратно написал? Все буквы стоят вкривь и вкось.

А попробуйте поднести листок бумаги и подвигать вдоль букв – вы увидите, что они стоят совершенно прямо, и их линии тоже параллельны!

Все видят спираль (непрерывную линию, раскручивающуюся от центра к краям)?

А это вовсе и не спираль, а концентрические окружности (замкнутые круги, один внутри другого). Чтобы проверить это, проведите мышкой по любой из окружностей. Если бы спираль была на самом деле, ваша мышка не остановилась бы, пока не дошла бы от серединки до края рисунка.

Еще один пример этой иллюзии:

Есть такие хитрые картинки, на которых один человек может увидеть одно, а другой – совсем иное.

Кого вы здесь видите? Зайца или утку?

* * *
А кто это – лебедь или белка?

Кого вы сначала увидите на этих двух рисунках – молодую девушку или грустную старуху?

* * *
Кто здесь нарисован – старики или поющие мексиканцы?

* * *
А что это за картина? Портрет? Или пейзаж? Кто здесь нарисован – бородатый мужчина или женщина, сидящая под засохшим деревом?

Это вовсе не анимация, а просто статические картинки (если бы вы видели их не на экране, а на бумаге, вам проще было бы поверить). И тем не менее, когда мы пристально смотрим на них, отчетливо видим движение!

Очень много таких иллюзий открыл Акиоши Китаока – японский профессор психологии,

Видите, как динозавры водят хоровод?

Правда же, эта картинка колышется – как занавеска на ветру?

Правда ведь, все эти круги вращаются? Да еще и в разные стороны: одни по часовой стрелке, другие против… а картинка-то абсолютно неподвижна! Это мозг нас обманывает – видит вращение там, где его нет!

* * *
И еще несколько иллюзий движения:

Детали этого сложного механизма неподвижны. Но посмотрите на них несколько секунд.

И это мы сейчас рассказали только о пяти разных видах оптических иллюзий. А ведь их намного больше.

Бывают еще и рисунки-перевертыши, и «исчезающие» картинки, и невозможные фигуры, и портреты, которые сами смотрят на нас… и многое другое!

Но у вас, наверное, уже устали глаза, а главное – мозг. Вам же все время приходится объяснять ему, что он неправ!

Ссылка на основную публикацию