2 признака, что ребенок может добраться до школы самостоятельно

7 форм опасного детского поведения, которые должны встревожить любого родителя

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Время от времени все дети устраивают родителям испытания для нервов, и это нормально. Но, если некоторые ситуации повторяются слишком часто, стоит заняться ими, чтобы они не выросли вместе с ребенком и не привели к очень неприятным последствиям. Специалисты также рассказывают, какие признаки должны вызвать тревогу у родителей.

Мы в AdMe.ru собрали 7 детских привычек, к которым нужно отнестись с особым вниманием, а при необходимости привлечь к их исправлению психолога.

Как понять, что проблема требует вмешательства?

Эти признаки означают, что ситуация не из тех, что решаются сами собой:

  • Поведение ребенка беспокоит вас месяц или больше.
  • Вы не контролируете происходящее.
  • От того, как ведет себя ребенок, страдают окружающие.
  • Поведение ребенка изменилось резко и без видимой причины. Например, если разговорчивая девочка с толпой подруг становится замкнутой и все время огрызается — это повод как минимум для серьезного разговора с ней.
  • У детей постарше страдает отношение к школе: падает успеваемость, случаются конфликты, иногда драки, начинаются опоздания и прогулы.
  • Появляются проблемы с питанием, сном, гигиеной.

Есть и другие моменты, к которым стоит присмотреться.

1. Неумение прощать

«Собака не захотела играть с сыном во дворе, потому что было жарко, а потом уснула».

Детей нужно научить выходить из конфликтных ситуаций. Вместо этого родители нередко учат всегда давать сдачу, хотя бы словами, притом что есть множество ситуаций, когда нужно отпустить негатив, чтобы потом не носить его в себе годами. Если же ребенок постоянно прокручивает в голове даже мелкие конфликты или старается обязательно отомстить обидчику — это тревожные звоночки.

Что делать?

Убедиться, что ребенок понимает, что такое «прощение» и в чем его смысл. Подать личный пример. Научить ребенка анализировать эмоции — свои и окружающих, чтобы понимать, почему случился конфликт. Объяснить, как можно выйти из неприятной ситуации.

2. Отказ от ответственности

«В детстве мой старший брат периодически сваливал на меня свои косяки, а чтобы я не настучала, говорил, что ябед в приют сдают. В общем, он настолько вошел во вкус, что свалил на меня „смерть“ телевизора, который он уронил и разбил. Вот только это случилось, когда родители уехали меня из больницы забирать. А я настолько привыкла брать вину на себя, что все подтвердила. Всыпали ему знатно, еще и за прошлые разы добавили», — рассказала одна из участниц сообщества «Подслушано».

А теперь представьте, что это взрослый, который сваливает вину за любую неудачу на окружающих, но уже на работе.

Что делать?

С детства приучать ребенка к ответственности, постепенно расширяя ее границы. Обсуждать с ним проблемы. Продуманно подходить к наказаниям за проступки, обязательно разбираться в их причинах. Составить четкие правила поведения и придерживаться их.

3. Чрезмерное упрямство

«Она сделала это со своими волосами специально. На распутывание ушло два с лишним часа».

Умение настоять на своем — хорошая черта, если при этом человек понимает, что иногда нужно идти на компромиссы, и может это делать. Это умение можно и нужно развивать именно в детстве, потом научиться ему будет намного сложнее.

Что делать?

Разобраться в чувствах ребенка, чтобы понять, почему он упрямится. Научить ребенка понимать свои и чужие эмоции и мотивы. Обозначить четкие границы «можно» и «нельзя». Не поддаваться на провокации. Отказаться от упрашиваний, подкупов, споров, наигранного безразличия, обвинений, попыток пристыдить и других похожих способов. Говорить спокойно, понятно, недвусмысленно: «Сладости будут только после того, как съешь суп» вместо «Ты же перебьешь кексом аппетит». По возможности идти на компромиссы.

4. Манипулирование

Этот ребенок забрался туда и стал звать папу на весь магазин.

Иногда дети пытаются манипулировать очень прямо, например, устраивая истерику в магазине, иногда — намного более тонкими действиями. Результат один — окружающие делают то, что от них хотят, порой против своей воли. Но ребенку нужно понять, что на этом фундаменте не получится построить здоровые отношения ни с семьей, ни с друзьями, ни с кем-либо еще.

Что делать?

Научиться отличать капризы и истерики, направленные на получение желаемого, от реакций на то, что действительно беспокоит ребенка. Давать ребенку достаточно своего внимания — часто манипуляции появляются, когда не хватает общения с родителями. Реагировать на такое поведение спокойно, без криков и угроз — это сложно, но иначе результата не будет.

5. Страх перемен

Помните, как Шелдон Купер повторял, что на его стороне дивана может сидеть только он? Для младенца следование заведенным порядкам очень важно, но в возрасте постарше ребенку нужно привыкнуть к переменам и научиться принимать их. В современном мире с его порой бешеным темпом жизни чрезмерный консерватизм может привести к серьезным последствиям. Если ребенок уже ходит в детский сад, но устраивает истерику из-за неправильного порядка карандашей в коробке, стоит серьезно заняться этим.

Что делать?

Обратная сторона страха — любопытство, поэтому стоит заранее рассказывать ребенку, что его ждет. Контролировать свои эмоции, следить за собой во время рассказа — дети с легкостью считывают язык тела и легко подхватят ваше волнение. Найти ему компанию: ребенку часто проще сделать что-то вместе с другом, чем одному. Говорить о чувствах ребенка, чтобы он знал — его услышали и поняли. Отнестись с пониманием, ведь то, что кажется нам мелочью, для ребенка очень важно — просто вспомните собственное волнение перед, например, экзаменом или выступлением.

6. Необдуманные действия

«Сын моих друзей добрался до кладовки».

Детская непосредственность кажется милой, пока ребенок не ставит горячую сковородку на пластиковый поднос или не пачкает новые брюки в первой же луже, потому что «захотелось прыгнуть». Такие дети говорят и делают первое, что придет в голову, не задумываясь о результатах, и это может обернуться неприятностями не только для них. В таких случаях родителям нужно научить детей заранее оценивать последствия собственных действий.

Что делать?

Сохранять спокойствие. Узнавать, почему ребенок поступил именно так, и разбирать с ним ситуацию. Научить ребенка анализировать собственные эмоции. Пусть ребенок исправит последствия своего поступка или хотя бы попытается. Говоря ребенку, что необходимо сделать, нужно просить его повторить указание, чтобы он точно запомнил его. Учить ребенка самоконтролю, например, через игры вроде «Съедобное-несъедобное». Установить четкие правила, особенно для случаев, когда импульсивное поведение мешает ребенку, и хвалить, если ему удается следовать им.

7. Неспособность адекватно развлечь себя

Детский психолог Катерина Мурашова однажды провела эксперимент. Она предложила 68 подросткам в возрасте от 12 до 18 лет провести 8 часов наедине с собой, без гаджетов и общения с другими людьми. Справились всего 3 подростка, причем все остальные почувствовали себя плохо.

Многие малыши не умеют занять себя, и это нормально. Но ребенку постарше нужно научиться самодостаточности. Если же этого навыка нет, ребенок не сможет сосредоточиться на собственных ощущениях, потому что будет все время отвлекаться на «внешний шум» и не услышит самого себя. Взрослые, которые не знают, чего хотят, и паникуют, если телефон разрядился, вырастают из таких детей.

Что делать?

Общаться с ребенком, делать что-нибудь вместе. Установить ограничения на пользование гаджетами. Научить понимать, что ему нравится, а что нет, в том числе в себе. Помочь найти интересы, не связанные с гаджетами.

Если вы не можете справиться самостоятельно

«У моего 10-летнего сына обсессивно-компульсивное расстройство, и он потихоньку собирает это».

Обратитесь к психологу. Это будет значить только то, что вам не все равно, что происходит в семье, с вашими близкими, и что вы хотите получить помощь квалифицированного специалиста. Это разумное поведение взрослого человека, так что стесняться не стоит. К тому же одну и ту же деструктивную привычку у разных детей могут вызвать самые разные причины, а самостоятельно поставленные диагнозы в области психики часто оказываются неправильными.

А вы сталкивались с такими проблемами? Поделитесь в комментариях, как вам удалось справиться с ними.

Как научить ребенка безопасно добираться до школы

И выбрать оптимальный маршрут

Помимо школы дети ходят в гости к друзьям, родственникам или в магазин. И постоянно сопровождать ребенка иногда не получается.

Можно провожать ребенка в школу и встречать его каждый день. Но у многих родителей такой возможности нет. Лучший вариант, на мой взгляд, — подготовить ребенка к сложным ситуациям заранее. Я расскажу, что происходит чаще всего и на что обращать внимание.

Что такое безопасная дорога

Абсолютно безопасной дороги не существует. Даже если нарисовать для каждого школьника карту безопасной дороги в дневнике, проблему это не решит. На любой дороге есть опасные и безопасные участки.

Опасные — те, где мало людей или их вообще нет. Еще там мало света и много укрытий. Это может быть любое место, куда случайно свернувший с дороги человек не будет виден окружающим. К ним относятся:

  1. Любые зеленые насаждения, в которых человек может спрятаться.
  2. Заброшенные здания, гаражи, ларьки.
  3. Места на дороге с канализационными люками и теплокамерами.
  4. Пивные, летние кафе и любое другое место, где продаются спиртные напитки.
  5. Нерегулируемые пешеходные переходы.
  6. Любая улица, на которой в темное время не горят фонари.
  7. Улицы, где проводятся митинги, шествия или любые массовые акции.

Безопасные места — это те, где светло, негде спрятаться, не вызвав подозрений, и всегда есть взрослые, которые готовы помочь.

  1. Подразделения полиции. Сотрудники полиции обязаны помочь ребенку — это есть в их должностных обязанностях.
  2. Офисы банков. Даже если банк закрыт — он все равно под охраной, а вход оборудован видеонаблюдением.
  3. Отдельно стоящие банкоматы. Даже если банкомат вмурован в стену здания — в нем есть видеокамера и сигнализация. Включить сигнализацию не получится — аварийной кнопки там нет. Основная задача — остаться перед банкоматом, тогда охрана, возможно, увидит, что происходит, и вызовет полицию.
  4. Крупные торговые центры — в них тоже есть камеры и охрана, к которой можно обратиться в случае проблем.
  5. Любые учреждения и мелкие торговые точки. В некоторых из них тоже есть системы видеонаблюдения — но не во всех. И не во всех работники устроены легально — найти потом такого продавца, чтобы привлечь в качестве свидетеля, бывает сложно. Но ребенок и его родители должны знать — лучше обратиться за помощью в любую торговую точку, чем бежать в пустое и безлюдное место.

Как правильно выбрать маршрут до школы и обратно

Пока ребенок находится в школе, за его жизнь и здоровье отвечает школа. А пока он до школы не добрался, ответственность за него несут родители. Им и выбирать дорогу в школу.

Выбрать лучше так: пройти вместе с ребенком — желательно в то время, когда ребенок будет уходить в школу и возвращаться из нее. И оцените все варианты по следующим критериям:

  1. Время на дорогу. Оно должно быть разумным. Выбирать длинный обходной путь не стоит: у ребенка всегда будет соблазн срезать.
  2. Освещенность, особенно в темное время суток. Чем больше освещенных мест — тем лучше. Но ситуация иногда меняется. Фонари могут перегореть. Если заметили это — жалуйтесь в городскую администрацию и требуйте замены ламп. Чтобы не выяснять, какая именно служба этим занимается — пишите письмо на имя главы администрации. В письме указывайте, что на конкретном участке не работают фонари, что создает угрозу жизни и здоровью детей.
  3. Есть ли по дороге видеокамеры — потенциальные преступники боятся видеонаблюдения. По записям жертва и свидетель могут потом опознать человека.
  4. Офисы банков и торговых точек. Туда можно обратиться за помощью.

Маршрутов должно быть несколько. Для светлого времени суток, для темного и еще один — запасной. Если на основном маршруте большое скопление людей с лозунгами и транспарантами, произошло крупное ДТП или ведутся земляные работы — лучше иметь в запасе еще один, по которому и пойдет ребенок. Так вам будет спокойнее.

А еще выбор маршрута может зависеть от времени суток — например, рано утром бывает темно и ребенка можно отправить в школу по более длинной, но хорошо освещенной дороге. А днем естественного освещения достаточно — и дорога может измениться.

Оставьте возможность выбора маршрута ребенку. Но вы должны всегда точно знать, как он будет перемещаться до школы и обратно. Но всегда спрашивайте, почему дорога будет именно такой. Так ребенок будет считать, что он сам выбрал дорогу до школы. И родителям будет спокойнее.

Рекомендую по всем этим маршрутам вместе пройти и рассказать, какие места опасные, и что нужно делать, если что-то случится. И куда нужно бежать в экстренной ситуации. Мало сказать ребенку: если что-то произошло — беги вот туда. Он должен четко знать: если есть опасность в этом конкретном месте — бежать нужно вон в тот супермаркет «Пятерочка». А если он закрыт — на обочину проезжей части, где кричать и махать руками проезжающим машинам.

А еще дорога в школу должна проходить в соответствии с дорожными знаками и разметкой.

Вы вместе с ребенком можете нарисовать самые удобные для себя маршруты на онлайн-картах . Такие сервисы есть у Гугла и у Яндекса.

Два примера дороги в одну школу. Красным обозначен маршрут, который предложила сама интерактивная карта. Он короче, но проходит мимо ломбарда, дорогу приходится переходить в месте, где нет пешеходного перехода. Зеленым обозначен маршрут безопаснее — он проходит мимо отделения почтовой связи, возле которого есть пешеходный переход

Что делать, если обращается посторонний

В первую очередь ребенок должен четко знать — посторонние дядя или тетя хорошими быть не могут. Человек может хорошо выглядеть, держать в руках игрушки или тяжелую сумку либо гулять с домашними животными — но это не значит, что ему можно доверять.

Любой посторонний человек, независимо от того, как он выглядит и что делает — ребенку не друг.

Ребенок должен четко знать, что можно и что нельзя.

  1. Кричать. Это нужно делать, если посторонний старается прикоснуться или предлагает с ним пойти или что-то передать другому человеку.
  2. Бежать — в сторону любого безопасного места. Делать это надо, если попытались ударить, схватить или заставить куда-то идти.
  3. Звонить — родителям или любым родственникам.
  4. Просить о помощи людей в форме, тех, кто работает в банках, торговых центрах, иногда в магазинах.
  5. Рассказать родителям обо всем, что делают взрослые, — о любой попытке постороннего человека заговорить, предложить, показать, рассказать.
  6. Все бросить. Школьная сумка, одежда, телефон, часы — все это неважно. Безопасность — важнее.

Ребенок должен знать: за то, что закричал, убежал, все рассказал, бросил или обратился за помощью, никто и никогда ругать и наказывать не будет. А если сообщить о таких ситуациях родителям как можно быстрее, за это даже похвалят.

Что делать нельзя:

  1. Разговаривать со взрослыми. Все взрослые, с которыми он лично не знаком, — не друзья. Не стоит отвечать на вопросы, даже если спрашивают безобидные на первый взгляд вещи — который час, где учится, с кем живет и любит ли животных. Даже если взрослый просто спрашивает имя — можно ему не отвечать.
  2. Уходить со взрослыми. Если взрослый предлагает что-то показать или сделать по секрету, пытается увести или прикоснуться — он враг. Сразу нужно начинать громко кричать и бежать в безопасное место. Потом взрослые разберутся и ругать за это никто не будет.
  3. Брать что-либо у незнакомых взрослых. О любой попытке дать конфету или игрушку — сразу сообщать родителям. Они уже решат, можно ли постороннему так делать.
  4. Садиться в машину к взрослым или подходить к ней. Если рядом остановилась машина и открылось окно — нужно отойти как можно дальше от обочины и продолжать идти по своему маршруту.
  5. Слушаться, если говорят «иди сюда», «пойдем со мной». Так могут говорить только родители, родственники, учителя и воспитатели. Если так говорит незнакомый человек, нужно встать на месте и никуда не идти, а позвонить родителям и спросить у них разрешения. Если не отвечают — имитировать разговор с ними. А потом отправить им смс или написать в мессенджере. Это относится и к людям в форме. Если мужчина в фуражке — это не значит, что он может без разрешения родителей приказывать. С людьми в форме можно идти только в школу или домой. А там уже родители или учителя во всем разберутся.
  6. Заходить в подъезд и лифт с незнакомыми взрослыми. Лучше подождать пару минут на улице или у лифта.
  7. Открывать ключом квартиру при посторонних. Лучше позвонить в дверь и не открывать ее, пока посторонний не уйдет. Если не уходит — нужно позвонить в дверь к соседям и рассказать про подозрительного человека.
Читайте также:  5 вещей, которые нельзя стирать в стиральной машине

Как ребенку все это запомнить

Просто рассказывать все это — бесполезно. Это нужно повторять в форме игры. Допустим, представлять сложные ситуации по дороге, а ребенок может рассказывать, что он будет делать.

Или один из родителей может изображать действия подозрительного незнакомца, а ребенок будет показывать, что он будет делать в той или иной ситуации. Мы уже рассказывали, как мама научила свою одиннадцатилетнюю дочь пользоваться газовым баллончиком, как проводились практические занятия и что для этого потребовалось в статье «Как пользоваться перцовым аэрозолем».

Что ребенку делать при нападении

Тут совет будет только один: при нападении всегда нужно кричать и убегать.

Но ребенок должен четко знать, куда бежать. Нормальная реакция — это спрятаться. Но прятаться нужно в безопасных местах. Например, густые заросли кустарника, с точки зрения ребенка, могут служить хорошим укрытием. Но на самом деле это не так. А вот открытое место, например автобусная остановка или обочина дороги, по которой движется поток автотранспорта, для преступника менее привлекательны.

Запомнить ребенку проще всего тоже в результате практической тренировки. Когда идете с ним по дороге в школу, можно спрашивать, куда он побежит, если что-то случится.

Как собрать ребенка в школу

В школьной сумке у многих детей лежит стандартный набор — учебники, тетради и карандаши с ручками.

Если есть возможность, лучше выбрать рюкзак, а не обычную сумку. В экстренной ситуации сумка будет мешать бежать, а бросить ее ребенку морально тяжело. А в ситуации, когда преступник хватает сзади за рюкзак, его легче сбросить.

Еще одно преимущество рюкзака — обе руки ребенка свободны. Можно спокойно достать из кармана телефон для звонка или ключи, чтобы открыть дверь.

У правильного рюкзака с точки зрения безопасности на лямках не должно быть грудных стяжек. Они хороши для туристов или для военных, но на школьном рюкзаке они будут мешать его быстрому сбросу.

А еще у рюкзака должна быть легкая матерчатая ручка для переноски. Сейчас есть модели, где ручку усиливают металлическим тросиком или прочной стропой. Но в экстренной ситуации злоумышленнику будет проще удержать ребенка именно за прочную ручку.

Так выглядит грудная стяжка — это прочный ремешок между лямками, чтобы тяжелый рюкзак не сваливался Школьникам такая стяжка не нужна. Дети часто ее не застегивают — и правильно делают
А вот за такой рюкзак ребенка удержать сложно. У него широко разнесенные лямки — его легко сбросить в случае опасности. Ручка матерчатая. Нет ремней и петель снаружи, за которые могут ухватиться посторонние Ручка для переноски — из мягкого материала. На рюкзаке — яркие картинки, которые привлекут внимание окружающих. Яркая одежда — тоже важный элемент безопасности

Еще я рекомендую добавить к учебникам и тетрадям несколько вещей.

Светоотражающие нашивки на одежду. Для пешеходов они обязательны вне населенных пунктов. Но я рекомендую их носить еще и в целях безопасности. Такие нашивки издалека видны в темное время. Свет, отраженный от них, в некоторых случаях может привлечь внимание прохожих.

Яркая одежда. Ребенка в яркой шапочке даже на детской площадке издалека видно. И на проезжей части он более заметен водителям. А еще яркие элементы в детской одежде лучше запоминаются окружающим. Это может быть цветной принт на сумке или рюкзаке, куртка из цветной ткани, или даже просто яркий большой бант на голове у девочки. Главное — выделить ребенка из толпы.

Телефон. Средства связи — это давно уже способ обеспечить безопасность себе и близким. Главное — следите, чтобы батарея телефона была всегда заряжена, а баланс симкарты был положительный.

Лучше, если симкарта оформлена на одного из родителей, а не на троюродную тетю, которая живет далеко. В случае экстренной ситуации для проверки детализации звонков сотрудникам полиции потребуется судебное решение. Владелец же карты может заказать такую детализацию, если покажет паспорт. На мой взгляд, удобно, если у нескольких номеров общий баланс. В таком случае ребенок никогда не останется без связи, поскольку закончились деньги. А детализацию его разговоров можно посмотреть со смартфона родителей.

GPS-трекер . Есть очень удобные модели таких трекеров в форме наручных часов. Такие часы могут служить заменой телефону. В них вставляется симкарта и можно звонить.

А еще на таких часах есть кнопка SOS. Если на нее нажать, отправляется смс с просьбой о помощи. Если ребенок или посторонний снимет эти часы — родители тоже получат уведомление.

Фонарик. Если вечером в пешеходной зоне вдруг выключится освещение, ребенок сможет освещать себе дорогу. А еще он сможет осветить темный подъезд или лифт. Если увидит посторонних, прячущихся в темноте, — убежать.

Научите ребенка правильно пользоваться фонариком — если он увидел, что в подъезде темно, нужно сначала включить фонарик и только потом заходить. Если есть посторонний — светить ему в лицо. Так человек не сможет сразу понять, идет ребенок один или в сопровождении взрослых.

Я рекомендую фонарики небольшого размера со светодиодом вместо лампы накаливания. Лучше всего для детей подходят модели с клипсой — специальной скобой сбоку, которой их цепляют за край кармана внутри рюкзака или портфеля.

Такой фонарик на «Алиэкспрессе» стоит 181 рубль

Все, что может удостоверить личность ребенка. По закону первый паспорт человек получает в 14 лет, а носить свидетельство о рождении с собой необязательно.

Но я рекомендую научить ребенка не выходить на улицу без документа с фотографией. И не страшно, что такой документ законом не предусмотрен. Даже если родители сами сделают его — приклеив фотографию к листку бумаги, написав полные данные ребенка и телефоны родителей и родственников.

А в некоторых школах для учеников предусмотрены бейджики с фотографиями. Если ребенок окажется без сознания или в состоянии стресса не сможет вспомнить или рассказать свои данные — такая бумага с фотографией и телефонами родителей сильно упростит жизнь и врачам, и правоохранителям, а в конечном счете — и самим родителям.

Чему не нужно учить ребенка

В сети есть много советов, которые не учитывают современных реалий. Я советую подойти к ним критически, и не учить ребенка тому, что ему не поможет в реальности. Вот некоторые из них.

Придумать слово-пароль . Например, если ребенок произносит его по телефону, это будет означать, что он в опасности. В реальной ситуации не нужно играть в шпионов. Если ребенок смог позвонить — лучше пусть расскажет все как есть. А если не может — пусть просто кричит. Вспоминать в критической ситуации тайные слова — не самая лучшая идея.

Носить с собой свисток. Раньше свисток был обязательным атрибутом. С его помощью даже милиция подавала сигналы об опасности. Но потом появились радиостанции. Свисток в арсенале полиции остался, но пользуются им редко. В крупных городах обычный крик привлечет гораздо больше внимания, чем свист.

По той же причине я не рекомендую давать ребенку различные карманные сирены. Сейчас такая сирена установлена в каждой автосигнализации. Когда она сработает — это скорее будет раздражать, чем вызывать желание пойти и выяснить источник шума.

Разбивать витрины магазинов в критической ситуации. Совет бесполезен и для детей, и для взрослых. Сейчас стекла в витринах оклеивают специальной пленкой — ударом руки или сумки их не разбить. Если стекло пленкой не оклеено — можно пораниться осколками. А еще не всегда можно сразу найти подходящего размера камень на тротуаре, чтобы такое стекло разбить.

За знаниями — пешком. В каких условиях сельские дети добираются до школ

Президент Владимир Путин ещё в прошлом году подписал распоряжение о закупке новых школьных автобусов для регионов страны. Всего в 2016 году города и посёлки получат более 1800 новых школьных автобусов. На покупку автотранспорта потратят более трёх миллиардов рублей.

Краснодар: 80 детей пойдут пешком. Школьный автобус есть, водителя нет

В последний месяц лета неожиданная транспортная проблема встала перед руководством СОШ № 6, которая находится в небольшой станице Новолеушковской Павловского района Краснодарского края. Водитель школьного ПАЗика уволился по собственному желанию, в результате чего перед самым началом учебного года под вопросом оказалась доставка десятков ребят на занятия и обратно. Из почти шестисот детей, которые здесь учатся, около восьмидесяти человек в прошлом году пользовались автобусом. Расстояние до школы с отдалённых улиц станицы достигает пяти километров.

Сейчас делается всё возможное для того, чтобы как можно скорее найти нового водителя. Но в силу ряда обстоятельств это не такая уж простая задача.

«Прошлый водитель проработал больше восьми лет, причём его мы тоже долго искали и упрашивали пойти к нам, — рассказывает директор школы Ольга Есауленко. — И вот теперь снова ищем. Но дело в том, что зарплата всего 12 тысяч. Для молодых это мало, а для людей предпенсионного возраста слишком большая ответственность. К тому же при трудоустройстве к водителю школьного автобуса предъявляются очень высокие требования. Нужно собрать много документов, иметь стаж не менее трёх лет, обязательно предъявить справку об отсутствии судимости. А она, между прочим, делается до полутора месяцев. Поэтому я сейчас даже не знаю, как у нас будет с первого сентября. Но кандидаты есть».

По словам Ольги Николаевны, в новом учебном году желающих ездить на автобусе ожидается ещё больше, чем в прошлом. Для этого родители пишут заявления, и не все ещё успели их сдать. Плюс для нового водителя будет в том, что с 1 сентября школа станет работать в одну смену, тогда как в прошлом их было две. Таким образом, нужно будет развозить детей с семи утра до трёх дня, причём с перерывом в три часа. Другое дело, что пока не совсем ясно, будут ли все желающие помещаться при учёбе в одну смену. Если в тёплую погоду ещё многие готовы пройтись и пешком, то в ненастье все спешат на автобус.

Ростов: родители обсуждают в соцсетях, как дети ждут школьный автобус на морозе и в жару по четыре часа

Бывший сельский учитель, а сейчас депутат законодательного собрания Ростовской области Лариса Тутова считает, что в Ростовской области не существует проблемы доступности сельских школ для детей.

«Все территории имеют автобусы, другое дело, что машины скоро потребуют замены!» — сказала депутат корреспонденту АиФ.ru.

Подтверждает слова депутата и губернатор Василий Голубев, сообщивший, что сельские дети полностью обеспечены школьными автобусами для поездок на занятия.

На Дону к работе допустили 905 водителей и 891 автобус, которые станут перевозить детей.

Инспекторы проверили наличие в автобусах системы ГЛОНАСС, приборов учёта режима труда и отдыха водителей, а также техническую исправность транспорта.

«После всех проверочных мероприятий полицейские провели с водительским составом инструктаж, напомнили о том, что на них лежит ответственность за жизнь и здоровье детей, и призвали заботиться о безопасности своих маленьких пассажиров», — рассказали в ГИБДД Ростовской области.

Однако в преддверии 1 сентября жители Ростовской области обсуждают работу школьных автобусов в соцсетях и по опыту предыдущих лет предполагают то, что ждёт их детей в новом учебном году.

«У нас три автобуса курсировало, всё супер было два года назад, но потом почему-то деньги на бензин закончились, начали вымогать у родителей. На обращение в администрацию района ответили, что профинансировали. Действительно, бензин нашёлся», — рассказывает сельский житель.

Родитель добавляет, что на этом приключения автобуса не закончились: «Было два водителя, но один вдруг серьёзно заболел на год. В итоге ученики младших классов в жару и мороз по четыре часа сидели на остановке, ждали, а потом автобус шёл перегруженным. Единственное — остановку наконец-то сделали».

Из-за маленькой зарплаты водителей мужчины всячески стараются избежать этой работы. Поэтому сельские жители предлагают районным чиновникам мыслить креативно. А именно — использовать школьные автобусы для подсобной перевозки другого груза.

«Автобус отвёз детей и стоит, потому и денег нет. А пусть он между перевозкой школьников работает на благо села, выполняет коммерческие рейсы — в приработок шофёру, тогда у него появится стимул детей перевозить», — советует родитель.

Челябинск: дети идут за знаниями по бездорожью

В челябинском посёлке Новосинеглазовский, который является частью южноуральской столицы, дети вынуждены добираться до школы пешком, преодолевая расстояние в три километра. А те, что занимаются в специализированных учебных заведениях по состоянию здоровья, и вовсе не могут попасть на занятия.

Дело в том, что посёлок Новосинеглазовский, являющийся чертой города, обделён учебными заведениями. Вообще-то, здесь есть две школы, но расположены они на въезде, у остановки транспорта. То есть дети, живущие в этой части посёлка, вполне в учебные заведения попадают.

Другое дело — окраина посёлка. Он раскинут так, что несколько десятков домов находятся в той его части, где нет транспорта в принципе. Так сложилось, что у львиной доли жителей нет и личных автомобилей. Значит, их дети вынуждены каждый день идти в школу пешком, преодолевая по три километра в один конец. Школьный автобус не ездит: это невозможно, дорога состоит из рытвин и оврагов. А каково добираться зимой? Ситуация осложняется тем, что дорога, лежащая вдоль расположенных здесь промышленных предприятий, крайне плохая.

Родители детей, живущих в этой части Новосинеглазовского, обратились с коллективным заявлением к уполномоченному по правам человека региона Маргарите Павловой: «Через наш частный сектор проходит единственная дорога общего пользования, которая находится в разбитом состоянии. Мы всем своим жилым сектором обращались в различные инстанции, чтобы нам отремонтировали дорогу и сделали пешеходную дорожку для наших детей. Так как по единственной и разбитой дороге ездит тяжёлая техника, лично я опасаюсь за безопасность моего ребёнка».

По словам жителей, далеко не каждый имеет возможность провожать ребёнка туда и встречать и вести назад ежедневно. Сложности добавляет и то, что здесь находятся промышленные объекты. А значит, дети могут угодить под колёса большегрузов. И это — боль и страх родителей.

Читайте также:  4 проблемы, которые возникнут, если вы будете пить мало воды

«До ближайшего школьного учреждения 3 км. Мой ребёнок ходит в школу по опасному маршруту, где ездят «белазы», «камазы», подвергая свою жизнь опасности. Школьный автобус отказывается ездить из-за состояния дороги», — написали родители в обращении.

Сложнее всего пришлось Даниле Галкину. Этот мальчик с проблемами опорно-двигательного аппарата учится в спецшколе Челябинска. А значит, ребёнку-инвалиду нужно как-то дойти до остановки, которая через три километра, сесть в транспорт, добраться до школы с пересадкой. Сложилось так, что Данила в школу не попадает неделями: это невозможно.

Жители невесело шутят: именно здесь находится щебёночный завод, который производит ту самую щебёнку, которой неплохо было бы засыпать дорогу. На встречу с жильцами вместе с уполномоченным приехал и глава Советского района Челябинска Михаил Буренков, в чью компетенцию территориально входит и посёлок. Чиновник согласился: да, дорога плохая, и обещал навести порядок в этом вопросе.

Местные жители говорят, дорогу им после обещания главы сделали. Но совсем не так, как хотелось. То есть привезли смесь, засыпали совсем уж страшные участки — рытвины и колдобины — у гаражей. Она стала лучше, но далека от идеала. А значит, вероятно, дети снова будут ходить пешком.

Волгоград: до коррекционной школы ребёнку ехать 40 минут

Светлана М. живёт в посёлке Металлист городского округа Камышина Волгоградской области. Её 13-летняя дочь и ещё одна соседская девочка учатся в коррекционной школе, до которой добираться 40 минут на маршрутке. Светлане даже пришлось оставить работу, чтобы возить своего ребёнка и дочку соседей на занятия.

«Мы находимся в черте города, но это посёлок. К нам ходит одна маршрутка № 6. У меня ребёнок на инвалидности, и поэтому нам до школы добираться очень проблематично», — рассказала Светлана.

Конечно, Светлана могла бы отдать дочь в школу поближе, но ни о каком инклюзивном образовании в городе со 100-тысячным населением даже нет речи. А специализированная школа для детей на весь Камышин одна-единственная.

«Одну ребёнка с особенностями так далеко отпускать страшно, она очень доверчивая, может уйти с кем угодно или потеряться, — говорит Светлана. — Школьный автобус в нашу школу не ходит. В школу № 17 ходит, а наших детей не забирает. Наши дети, класс коррекции, добираются кто как может».

В самом учебном заведении, со слов Светланы, этот вопрос решить не могут — нет финансирования. При этом расстояние между обычной школой и коррекционной чуть больше километра, что мешает забирать одним автобусом детей из обеих школ — непонятно.

Пермь: воспоминания бывшей школьницы, ходившей в школу по 3 километра

Елена Пьянкова родилась в Очере, население которого насчитывает около 15 тысяч человек. В небольшом городке существует всего три школы. Как вспоминает девушка, одно образовательное учреждение находилось рядом с её домом, однако имело дурную репутацию.

«Другая школа располагалась в центре города, в трёх километрах от меня, но была престижной. Там существовал гимназический класс. Помню, мама с бабушкой долго спорили, куда отправить ребёнка. В итоге вмешалась я, заявив, мол, выбираю себе более солидное место», — рассказывает она.

В первый класс Елена пошла в 1995 году. В отдалённом городе, протяжённость которого с одного конца в другой — около 10 км, автобусы почти не ездили. Юная очерянка решила ходить пешком до новой школы. По словам девушки, родителям было страшно отпускать ребёнка одного, поэтому поначалу передвигалась вместе с одноклассниками.

Вся дорога составляла порядка получаса: 10 минут нужно было идти по сельской дороге через частный сектор, затем ещё 15 минут по берёзовой аллее и по берегу пруда, затем свернуть в центре — и до самой школы.

«Страшно было возвращаться после второй смены. В частном секторе фонари фактически не горели, а рядом с моим домом, плюс ко всему, была колония для малолетних преступников и детский дом. К счастью, всё обошлось, и ни разу не произошло ничего страшного», — добавляет Елена.

Удивительно, но через много лет, переехав в Пермь, девушка, которой сейчас 28 лет, устроилась на работу неподалёку от своего жилого комплекса и теперь вновь ходит пешком. Правда, уже не три километра, как в детстве. Сейчас, говорит она, пустили маршрутку, но не специальный школьный автобус. То есть добираться стало легче, но не совсем просто.

Вне зоны доступа: в сельской местности дети вынуждены ходить в школы пешком за километры

Расположенные в сельской местности школы часто сталкиваются с дефицитом педагогов или нехваткой денег на ремонт, однако у учащихся и их родителей есть и другая проблема. Иногда возить детей из небольших или пустеющих деревень в образовательные учреждения оказывается просто некому. Только в конце октября стало известно сразу о нескольких похожих случаях в разных регионах: для того чтобы попасть на уроки, детям приходилось каждый день проходить по несколько километров. Подробнее — в материале «Известий».

До остановки и обратно

В Тверской области двое детей, проживающих в Старицком районе, вынуждены были ежедневно пешком проходить по 10 км, чтобы добраться до остановки школьного автобуса. Об этом стало известно после того, как на происходящее обратила внимание региональная прокуратура.

«Установлено, что в школе проходят обучение два несовершеннолетних жителя деревни Дегунино Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области. Однако в нарушение требований законодательства мера социальной поддержки и стимулирования на транспортное обеспечение в отношении данных обучающихся реализовалась не в полной мере. Так, указанные обучающиеся ежедневно пешком преодолевали расстояние свыше 5 км от дома (д. Дегунино) до места посадки на школьный автобус (д. Елизаветкино) и обратно», — говорится в сообщении, размещенном на сайте ведомства в понедельник, 28 октября.

В прокуратуре также уточнили, что в маршруте автобуса не было предусмотрено остановки для посадки и высадки детей из деревни Дегунино, так же как не было проведено подготовки для открытия маршрута до Дегунино. В том числе не была создана комиссия, которая должна отвечать за изучение состояния дороги на этом направлении и проверить, безопасны ли подъездные пути к деревне.

«Сказал, что людей возить не будет»

Почти одновременно о сложностях с доставкой детей в школы сообщили в Забайкальском крае. Там почти два месяца не могли добраться в школу около 20 детей из поселка Ягодный Читинского района. В итоге дети не были аттестованы по итогам первой четверти, рассказал изданию «Чита.ру» один из жителей деревни.

При этом в Ягодном была предусмотрена остановка школьного автобуса. Однако почти в самом начале учебного года выходить на маршрут он перестал из-за того, что уволился единственный водитель. Как объяснили жители деревни, мужчина не захотел брать на себя ответственность за перевозку людей из-за плохого состояния автобуса.

— Почти весь сентябрь и октябрь автобус не ходил. Водитель уволился, потому что нет запчастей на машину, плохая резина. Он сказал, что людей возить не будет, — цитирует слова неназванного собеседника агентство «Чита.ру».

Школьники на автобусной остановке в селе Унара Седельниковского района Омской области

В Ягодном журналистам также рассказали, что после этого родители попробовали организовать перевозку детей самостоятельно: кто-то возил на собственном автомобиле, а кто-то платил другим водителям. При этом на перевозку трех детей уходило около 600 рублей в день, поэтому те, у кого учились несколько детей, от этого вынуждены были отказаться.

В пресс-службе министерства образования Забайкальского края признали, что перебои в движении автобуса были, но сообщили, что проблему удалось решить.

— Рассматривался вопрос подвоза детей не в Сохондо, а в Иргень. Родители были против. Сейчас водителя нашли. Примерно с 10 октября автобус пошел, — цитирует сообщение «Чита.ру».

Однако, обращают внимание местные жители, найденное решение оказалось спорным. Власти нашли нового водителя, но для перевозок по-прежнему используется автобус, который, по их мнению, нуждается в ремонте.

Ситуация в Читинском районе, где отрезанными от школы оказались сразу два десятка детей, — скорее исключение. Чаще всего сложности возникают в тех населенных пунктах, где проживает лишь несколько учеников.

Через лес

Так, например, случилось в деревне Кересть Новгородской области, где родителям шести детей пришлось обращаться к областному депутату с просьбой помочь в решении проблемы.

Ученики посещали школу в соседнем селе Рогавке, которое с Керестью соединяет 3 км лесной грунтовки. Раньше по ней ходил автобус, но около года назад в Керести он появляться перестал. Чтобы попасть в Кересть и выехать из нее, водителю нужно проехать через железнодорожный переезд. Переезд не оборудован светофором и шлагбаумом, поэтому в 2018 году, после того как требования к перевозке людей через железнодорожные пути ужесточили, в РЖД отказались утверждать этот маршрут.

Оставлять детей у переезда водитель также не мог, потому что единственная возможность развернуться есть только после заезда на территорию поселка, который для него был запрещен. В школе попробовали продолжить возить детей по-прежнему, но получили крупный штраф.

— В прошлом году управление государственного автодорожного надзора оштрафовало нас на 25 тыс. рублей за пересечение переезда в Керести. Правила организации перевозки при пересечении железнодорожных переездов изменились, паспорт автобусного маршрута должен быть согласован с РЖД. Один штраф у нас уже есть. Повторное нарушение — и будет второй, но в десять раз больше. Чтобы автобус смог развернуться, дорогу надо расширить на 2 м, — приводит «Фонтанка.ру» слова директора Тёсово-Нетыльской средней общеобразовательной школы Елены Икконен.

Школьница идет на торжественную линейку, посвященную началу нового учебного года в поселке Красный Ключ Красноярского края

Родителям предложили отпускать детей пешком, но жители настаивают, что на лесной грунтовке нередко появляются дикие животные, и отпускать детей отказываются.

— По этой дороге ходят кабаны и медведи. Это не преувеличение. В сентябре этот рельсовый автобус (используется в качестве транспорта местными рабочими, но его расписание не совпадает с расписанием школьников. — Прим. ред.) недалеко от Керести сбил медведицу. Я не собираюсь рисковать детьми, — цитируют журналисты жительницу Керести Евгению Бабаеву.

Ежедневно возить детей на собственных автомобилях люди тоже не хотят, учитывая состояние грунтовки. Самостоятельно оборудовать проблемный переезд районные власти не имеют права. Просьбы включить участок дороги от Керести до Рогавки в план по ремонту, по словам жителей, до последнего времени не давали результатов.

Большинство детей школу сейчас не посещают, часть перешли на дистанционное обучение (для этого им надо появляться в Рогавке один раз в неделю). Евгения Бабаева отпускать детей в школу отказалась, и, по словам женщины, не так давно к ней домой приходили представители опеки, которые пригрозили сидевшей с детьми бабушке, что, если детям не смогут обеспечить доступ к образованию, их мать лишат родительских прав.

В школу на попутках

Количество школ в селах сокращается в первую очередь из-за оттока населения из пустеющих населенных пунктов. После того как классы прекращают набираться, учебные заведения обычно закрывают, а оставшихся учащихся переводят в школы, расположенные в более крупных населенных пунктах.

Школьник Айдар Колдашев из деревни Сибиляково Омской области после занятий в общеобразовательной школе в селе Бутаково ждет лодку, которая переправит его через Иртыш домой, 2016 год

План по оптимизации системы школьного и дошкольного образования был принят в 2014 году. Всего, как следовало из опубликованного правительством документа, к 2018 году планировалось закрыть около 3,6 тыс. сельских школ и детских садов. Предполагалось, что таким образом удастся повысить качество образования за счет более эффективного использования ресурсов.

По данным Росстата, опубликованным летом 2019-го, именно жители малых деревень (все с населением до 200 человек) чаще всего пользуются школьным автобусом для того, чтобы отправить детей в школу: об этом рассказали 29% респондентов (средний показатель для жителей сельской местности составляет 9,5%). При этом, по данным переписи 2010 года, из 153 тыс. сельских населенных пунктов, существовавших на тот момент в России, население примерно трети (около 55 тыс. из них) составляло меньше 25 человек.

Еще почти треть опрошенных в малых сельских населенных пунктах заявили, что дети добираются до школ с помощью имеющегося в семье или попутного автотранспорта.

Стандарт доступности

Пешеходная доступность школ в российской сельской местности определяется в соответствии с утвержденными стандартами. Так, во II и III климатических зонах (это Запад, Северо-Запад, Приморье, часть Сибири и районы Дальнего Востока) она составляет не более 4 км для учащихся средних школ и не более 2 км — для учащихся начальных классов. В южных и северных районах расстояние составляет 1,5 и 3 км соответственно.

По закону «Об образовании» обеспечивать перевозку детей между поселениями в случаях, когда она необходима, должны муниципальные власти. Однако нередко вопрос состоит не только в наличии автобуса, но и в состоянии дороги. Муниципальным администрациям, имеющим ограниченный бюджет, ремонтировать дорогу в населенный пункт, где проживает всего несколько человек, может быть просто невыгодно.

В частности, в прокуратуре Тверской области сообщили, что по требованию ведомства «права учащихся на транспортное обеспечение восстановлены». Елена Васильева, глава Ново-Ямского сельского поселения, к которому относится общеобразовательная школа, в которую и ездят дети, подтвердила, что проблема решена и автобус осуществляет подвоз школьников. Однако дополнительной остановки на маршруте автобуса не появилось.

Девочка бежит на остановку школьного автобуса в деревне Нейдорф Марьяновского района Омской области

— Сейчас дети живут в другом населенном пункте. В Дегунино они жили без регистрации — это удаленный населенный пункт, опустевший, фактически дачный уже. Сейчас дети живут в Баканово, где у семьи есть дом, и оттуда организован их подвоз до школы, — пояснила она «Известиям».

С похожим предложением власти Новгородского района, по данным СМИ, обращались и к жителям Кереститогда чиновники обратили внимание на то, что несколько семей потратили материнские капиталы на приобретение квартир в Рогавке, а значит, могли бы просто туда переехать. Жители поселка от переезда отказались, пояснив журналистам, что квартиры находятся в состоянии, непригодном для жилья, а ремонт потребует слишком больших трат. И, в свою очередь, обратились с жалобами — в том числе в общественную приемную президента в Новгородской области.

В сентябре депутат областной думы Дмитрий Игнатов направил запросы главе Новгородского района Олегу Шахову, к которому относится деревня, и министру транспорта региона Станиславу Шульцеву.

В середине октября на встрече с жителями Олег Шахов рассказал, что о проблеме доложил лично губернатору области Андрею Никитину, власти приняли решение отремонтировать участок дороги Чауни–Кересть, чтобы «привести его в соответствие с требованиями». Однако до того, как это будет сделано, решать вопрос с доставкой детей в школу родителям придется самостоятельно.

Как сообщили корреспонденту «Известий» в администрации главы Новгородского района, на момент подготовки материала он находился в отпуске, в приемных заместителя главы администрации и заместителя по социальным вопросам изданию не смогли ответить на вопрос о том, в какие сроки планируется провести ремонт дороги.

Как Ваши детки добираются до школы?

Недавно со знакомой зашел спор, на тему того как дети должны добираться до школы. Она считает что в 9 лет ребёнок может самостоятельно добраться до школы, пешком или если далеко то общественным транспортом. Я своего старшего отвожу в школу сама на машине по очереди с соседкой (её дочь учится в той же школе), или если я занята, то его возит наша няня и по прибытии на место он мне отзванивается чтобы я знала что он не опоздал и с ним всё хорошо. Мне кажется что в 9 лет ребёнок еще мал для самостоятельных поездок по городу, не дай Бог потеряется, сядет не тот автобус, опоздает, как будет переходить дорогу, или что еще хуже найдёт какого-нибудь «попутчика» у которого неизвестно что на уме! Но так думают не все и многие мамочки приучают детей к самостоятельности с раннего детства. Девочки, а как Ваши дети добираются до школы? И вообще что вы думаете поэтому поводу, может я загоняюсь и стоит уже приучать к этой самой самостоятельности?

Читайте также:  Как выглядит самая дешевая полка для ванной комнаты

Комментарии пользователей

Отвозим и забираем, до школы 5 остановок и дорогу надо переходить, одну я ее ещё не собираюсь отпускать! Многие одноклассники одни приходят и уходят со школы ??♀️ когда вижу что маленькие дети идут одни по улице и даже через дорогу, аж сердце сжимается

А я в такие моменты думаю, как же мамы этих детей со спокойной душой отправляют их одних на улицу, и какими такими «важными» делами они заняты в то время как их маленькие дети в одиночку гуляют по городу

Кто то работает, а кто то дома сидит ??♀️ я думаю что у родителей запасные дети такие же есть, раз они этих одних отпускают

Честно — не знаю. моему сыну 4 года только.

но я ходила в школу сама в этом возрасте. Переходила дорогу без светофора, и еще идти минут 10.

Сами с 1-го класса ходили, но у нас школа в 3 мин. от дома пешком. Младшая дочка на тренировки начала сама ездить в 10 лет примерно, я только через дорогу переводила сначала.

Да, я как раз из тех, кто за самостоятельность. У нас школа очень близко к дому, сын ходит в первого класса сам, один, я его водила только первую неделю. Но с возраста 9 лет он ездит САМ на процедуры в глазную клинику, пока я на работе, добираться далековато. Это наши заблуждения, что наши дети без нас заблудятся, потеряются и пр. Язык до Киева доведет. На тренировки тоже сам ездит

Да не то что заблудится страшно. Тем более что телефоны сейчас есть. Страшно, что встретит нехорошего человека. Или компанию каких-н идиотов. Я, например, знаю, что мой ребенок уже сейчас спокойно дойдет до сада, до занятий, до бабушки, до моей работы, но одну я ее точно не скоро отпущу куда-н. У нас извращенцы каждые полгода по району бегают. И это только те, которых замечают.

Встретить плохого человека можно и в 9 лет, и в 18, и в 30! Но это же не значит, что все школьные годы я буду водить его за ручку?! Вспоминаю себя и понимаю, что мне было бы неприятно, если бы мама за мной везде таскалась, так же и моим детям. Я предпочитаю не оберегать, а НАУЧИТЬ! Разговариваем, кого стОит обходить стороной, к кому нужно обратиться за помощью в случае чего и пр.

И это касается не только сына, который уже большой. Дочку так же. В ее годик я НАУЧИЛА ее как правильно залазить и слазить с двухъярусной кровати брата (на которую ее магнитом прям тянуло), но не запрещала. Запрет как раз и порождает любопытство.

Можно встретить в любом возрасте, но ребенок наиболее беззащитен, чему бы его не учили. Как вы научите себя вести девочку в случае, если ее просто заталкивают в машину, или мальчика, если его окружает компания, у которой одна цель — кому-н навалять. Есть ситуации в которых от ребенка уже ничего не зависит.

Насчет «мама таскалась» зависит от взаимоотношений мамы с ребенком и того, как именно она ходит. Не обязательно ж за ручку вести до двери. Можно просто идти ненавязчиво рядом, а при появлении приятелей раствориться в толпе -))). У нас девочка была, которую до 11 класса мама водила и забирала. Делала это очень ненавязчиво, а иногда приглашала чуть ли не весь класс в гости и кормила вкусняшками. Никто над этой девочкой не смеялся, и девочки за маму стыдно не было.

Вы меня пытаетесь в чем-то переубедить? Не стоит. Я останусь при своем мнении. Кому суждено утонуть, не утонет. Хоть до замужества водите своих детей за ручку. А я очень рада, что у меня была не такая мама как Вы.

В крайности не впадайте. Единственное, что я хотела вам сказать, это то, что мамы водят детей не столько из за того, что «Это наши заблуждения, что наши дети без нас заблудятся, потеряются и пр. Язык до Киева доведет. », а из-за того, что им не плевать на безопасность своих детей, какими бы самостоятельными эти дети не были.

Это не крайности! Вы меня пытаетесь сейчас убедить в том, что мне ПЛЕВАТЬ на безопасность МОИХ детей, просто потому, что не вожу сына за ручку в школу и из нее. Я же Вам рассказываю, что считаю свою позицию правильной, что я лучше научу и предупрежу, чем буду опекать до свадьбы. Моя мама поступала так же, и я ей очень благодарна. Так же как и мой сын доволен тем, что ему доверяю и разрешаю быть самостоятельным, а не таскаюсь рядом тенью«растворяясь в толпе».

Вы наивно полагаете что научите Вашего сына вести себя по взрослому, не доверять незнакомым людям, правильно переходить дорогу и принимать верные решения в экстренных ситуациях . Каким бы самостоятельным не был ребёнок, в любом случае он остаётся ребёнком и ответственность за него, за его безопасность возложена на родителей! А в том что Ваш ребёнок рад что Вы его не опекаете возможно Вы заблуждаетесь, у него просто нет выбора и возможно в будущем он Вам за это спасибо не скажет, а только будет помнить что у его мамы находились более важные дела чем забота о ребёнке!

Да, у мамы есть более важные дела, чем ходить за ним по пятам со школы и обратно, я работаю! И Вы заблуждаетесь, утверждая то, что у моего сына нет выбора. Естественно есть какие-то грани дозволенного и мои дети эти грани не переступают. Не доверять незнакомым людям/правильно переходить дорогу учим с возраста, когда ребенок ходить начинает, в детском саду каждый день об этом беседуют, в школе. В экстренных ситуациях есть телефон, не в горах живем.

И последнее: от всего детей не убережешь, они должны уметь решать свои трудности самостоятельно с детства, обращаясь за помощью к родителям.

Возможно я рассуждаю именно так, т.к. живу в маленьком городке, не буду утверждать или отрицать это. У нас нет, что называется, ОПАСНЫХ дорог, у нас все располагается более менее близко к нашему дому. На любом транспорте можно уехать куда тебе надо БЕЗ пересадки. Проживая я в мегаполисе, я бы скорее всего искала сопровождающего для сына в начальной школе, но уверена, что в пятом классе, а он у меня заканчивает 5-й класс, он все равно стал бы самостоятельно добираться в и из школы. У меня очень самостоятельный сын и я горжусь этим.

Today

Weather Now

Site Search

  1. DELFI
  2. Woman
  3. Семья и отношения
  4. Семья и дети

10.10.2019 15:23

Год до школы: что нужно знать родителям?

Authors

Riga.lv

Article Actions

APP – Article Actions

В возрасте 5-6 лет родители выбирают для будущего первоклассника школу, регистрируют ребенка в одном из общеобразовательных учебных заведений. Но за год до того самого главного в жизни малыша 1 сентября, мамы и папы задумываются: а готов ли мой ребенок к первому классу? Нужна ли ему дополнительная подготовка? Что нужно об этом знать, рассказывает руководитель отдела всеобщего школьного образования Департамента образования, культуры и спорта Рижской думы Анита Петеркопа.

Обязательно ли перед школой посещать дополнительно какие-то занятия по подготовке?

– Если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение, то именно там он должен получить всю необходимую подготовку, чтобы начать обучение в первом классе. То есть если ребенок ходит в детский сад, то там организуются занятия, на которых ребенок приобретет навыки, необходимые для поступления в общеобразовательное учебное заведение. По окончанию детского сада выдается справка с приложением о том, что дети прошли программу подготовки к школе, предусмотренную для пяти-, шестилетних детей. То есть заложена база знаний, необходимая для учебы в школе.

Все дополнительные занятия, чаще всего — это инициатива родителей. Многим кажется, что ребенок недостаточно подготовлен. И очень многие школы, идя навстречу родителям, через родительские фонды создают специальные программы подготовки к школе. Эти программы лицензированы, получают одобрение в департаменте. Они предлагаются в виде платной услуги. Но! Они абсолютно не обязательны.

Есть школы, которые предлагают бесплатные занятия-ознакомления, чтобы ребенок адаптировался к школе, привык к помещениям, учителям, которые будут с ним работать, немного поработал в новых стенах. Такие занятия предлагают много школ. Они проводятся, как уже сказала, бесплатно.

Если ребенок не посещал платную подготовку, или не был на бесплатных ознакомительных занятиях, это вовсе не повод для того, чтобы его не взяли в первый класс.

Для поступления в первый класс действуют совсем другие условия.

И какие это условия?

– Во-первых, в возрасте 5 или 6 лет родитель должен зарегистрировать ребенка в ту школу (или несколько), которую выбрали родители. Для регистрации необходимо явиться в учебное заведение в его рабочие часы с документом родителя, удостоверяющего личность и свидетельством о рождении ребенка.

Узнать, как зарегистрировать ребенка в первый класс можно здесь.

Во-вторых, поступление в школу осуществляется на основании обязывающих правил, в которых оговорены несколько приоритетов, по которым дети принимаются в первый класс. По очереди в приоритете тот ребенок, которому в конкретный календарный год исполняется семь лет, и он проживает и задекларирован (срок тоже важен!) в микрорайоне, где находится школа, куда родители подали заявку. Школа не ведет никакого отбора: просто принимает детей в порядке очереди (кто первый встал, тот первый попал), вне зависимости от того, проходил ребенок подготовку или нет.

Более высокий приоритет, чем у районных, у тех детей, кто помимо того, что проживает и задекларирован в микрорайоне, где находится школа, также имеет братьев и сестер, которые в этой школе учатся.

Менее низкий приоритет у детей, у кого братья и сестра посещают конкретное учебное заведение, но они задекларированы в других районах Риги, затем — задекларированные в других районах Риги, и потом уже все остальные, например те, кто живет за пределами столицы, но пытается попасть в рижскую школу.

Если ребенок не ходил в детский сад, не проходил обучение для 5- и 6-летних, то обязательна ли подготовка для него?

– Возможно, для тех детей, которые не посещали ни одно учебное заведение, подготовительные занятия при школах или в специальных студиях пойдут на пользу. Или, если ребенок трудно усваивает программу детского сада. Но есть родители, которые полностью подготавливают своих детей к школе самостоятельно.

Еще раз хочу отметить: подготовка к школе вне детского сада — это услуга, которую предлагают дополнительно. И родители вправе подумать, нужно ли это ребенку.

Как родитель может понять, что его ребенок готов к школе?

– Есть основные положения, которые устанавливают, что конкретно — читать, считать или узнавать буквы — ребенок должен к возрасту поступления в школу. И в конце года каждый ребенок получает из детского сада бумагу, в которой указано, что он освоил полностью, частично или не освоил.

Любой родитель может самостоятельно познакомиться с этими основными положениями, прописанными в Правилах Кабинета министров о Государственном дошкольном образовании. Там, например, сказано, что ребенок к окончанию детсада должен: узнавать печатные и прописные буквы, писать буквы и простые предложения, читать слова и простые предложения, понимать прочитанное, отвечать на вопросы и высказывать свое отношение к этому, понимать связь между числом и цифрой, писать цифры, понимать сложение и вычитание в пределах числа 10, узнавать геометрические элементы (точка, линия, круг, треугольник, четырехугольник), и многое другое, что связано не только с наукой, но и с физическим развитием, развитием логики и мелкой моторики, навыками самообслуживания. В том числе, знать, как действовать в разных ситуациях дома, на улице, с животными и в неизвестных местах.

Эти требования остаются в силе для тех детей, которые уже начали подготовку в детском саду в пятилетнем возрасте в прошлом году и продолжают ее в этом, а в следующем пойдут в первый класс.

С новыми основными положениями, которые начнут действовать для детей, которые пойдут в школу не в 2020/2021, а в 2021/2022 году, можно ознакомиться здесь.

Они актуальны для тех, кому сейчас пять лет и меньше.

Если ребенок не подготовлен к школе — он не посещал детский сад, подготовку, дома с ним не занимались. Может ли он попасть в первый класс?

– То, что ребенок не освоил программу для 5-6 летних, не является основанием для отказа принять его в первый класс. Образование должны получить все. Просто обычно школе с этим ребенком приходится работать больше. Основанием, что ребенок в семь лет еще не пойдет в школу, может быть только справка от врача, в которой сказано, что именно для этого ребенка семь лет — это слишком ранний возраст для начала образования.

В сентябре обычно всех детей диагностируют, как они усваивают школьную программу. И если видно, что ребенок в освоении школьной программы отстает, то школа предлагает ему консультации, работу по индивидуальному плану.

Готовят ли к школе в частных детских садах?

– Частные детские сады, как и муниципальные, осуществляют лицензированные программы обучения, в том числе по подготовке 5- и 6-летних детей к школе. По содержанию эти программы идентичны. Поэтому там также готовят к школе.

Помогает ли подготовка при школе попасть в престижные общеобразовательные учебные заведения?

– Существует миф, что если ребенок не пойдете на подготовку, то его не возьмут в ту или иную школу. Это неправда! Абсолютно не наличие подготовки к школе является основанием для приема, а именно обязательные правила и установленный в них порядок приема в школу. К тому же регистр первоклассников прозрачен, контролируем, его просматривают ответственные специалисты департамента, которые видят, как проходит комплектация. И если родители сталкиваются со случаями, когда ребенка просят предварительно в обязательном порядке пройти платную подготовку, то о них нужно сообщать в наш департамент.

Также иногда родители звонят с жалобами: вот, мы в конкретной школе прошли подготовку, но в первый класс не попали. Почему? Все потому же, что подготовка — это свободный выбор родителей и ее посещение не гарантирует места в школе. Правила приема это не предусматривают, эти занятия не являются приоритетными для приема в школу. Еще раз повторюсь: это добровольный выбор родителей.

Ссылка на основную публикацию