3 причины, почему нужно зеркало в детской комнате

Нужно ли зеркало в детской комнате

К обустройству детской комнаты родители всегда подходят с особым настроением. И если при подборе мебели и интерьерных аксессуаров никаких сомнений не возникает, с зеркалом вопрос стоит по-другому. Нужно ли зеркало в детской комнате? Какую функцию оно будет выполнять в этой части квартиры?

Функции зеркала в интерьере детской комнаты

Чтобы достоверно ответить на эти вопросы, родителям нужно вспомнить, в каком возрасте дети начинают видеть себя в зеркале. Пятимесячный ребенок уже себя разглядывает, улыбается, по-своему «разговаривает» с собой. Годовалый ребенок может сравнить себя с собственным отражением , наблюдать за своими движениями, корчить себе рожицы. В два года ребенок точно понимает, что отражение в зеркале – это он. И это не зависит от пола малыша.

Контакт малыша с зеркалом должен стать сигналом родителям о психологическом состоянии ребенка. Если ему нравится собственное отражение, выражаются радостные эмоции, значит, ребенок растет в атмосфере любви и заботы. Недостаток родительского тепла приводит к тому, что малыш никак не отреагирует на себя в зеркале.

В 5-6 лет ситуация меняется, и интерес к зеркалу остается в большей части у девочек. Они могут очень долго смотреть на собственное отражение, любоваться собой, примерять наряды. В этом случае зеркало является хорошим помощник в развитии вкуса и аккуратности. Если около зеркала положить детскую косметичку, расческу и куклу, девочка будет ухаживать и за собой, и за игрушкой. Мама также может посодействовать повышению самооценки дочери. Каждый раз после причесывания или переодевания нужно подводить девочку к зеркалу со словами о том, как хорошо она выглядит. И эти действия быстрее приучат ребенка к аккуратности, нежели порицания. Ребенок должен смотреть на себя и видеть не свои недостатки, а достоинства внешности. Благодаря зеркалу дети учатся любить себя и избавляться от комплексов неполноценности.

Правила расположения зеркала в детской комнате

  • Зеркало должно быть прочным и соответствовать требованиям качества и безопасности.
  • Нельзя допустить, чтобы кровать ребенка была видна в зеркале. Иначе, проснувшись утром, малыш может просто испугаться собственного отражения.
  • Нельзя вешать зеркало на дверь, ведущую в комнату или дверцу шкафа. В этом случае зеркальные отражения будут постоянно двигаться и меняться, что может нарушить психоэмоциональное состояние ребенка.
  • Нельзя вешать зеркала с трещинами, царапинами и другими повреждениями в соображениях безопасности.
  • Зеркало должно всегда быть чистым.

Размер зеркала будет зависеть от возраста ребенка:

  • В комнате малыша зеркало должно висеть высоко, чтобы ребенок увидел себя, находясь у матери на руках.
  • Дошкольник уже может самостоятельно смотреться в зеркало, поэтому оно должно быть в полный рост.
  • Для подростка подойдет небольшое зеркало.

Рама, в которую обрамляется зеркальное полотно, также должно быть прочной и устойчивой. Предпочтение лучше отдать пластиковым или деревянным рамам. Допускается декорирование в тон общего интерьера детской комнаты.

Если вы разбили зеркало или в нем появилась трещина, нужно немедленно избавиться от него. Разбитое зеркало и в самом деле способно принести несчастье, о чем знали не только древние китайцы, но и наши предки.

Читаем также:

Культурно- гигиенические навыки прививаются с детства и это не только умение мыть руки после посещения туалета, но и умение ухаживать за своим внешним видом. Зеркало в детской комнате необходимо: дети, а особенно девочки прихорашиваются перед ним, учатся быть аккуратно причёсанными, красиво одетыми. Зеркало распологают на уровне глаз ребёнка, оно должно крепиться так, чтобы не упало от случайного удара мячом или какой-то игрушкой. Детей нужно познакомить с правилами обращения с зеркалом — не стучать по нему, не кидать в него предметы и пр.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Нужно ли зеркало в детской

В искусстве фэн-шуй зеркалам отводится особая роль, так как они обладают выраженным свойством притягивать и передавать энергию ци. Зеркало способно воспрепятствовать действию негативной энергии, которая исходит от острых углов. Оно также может обеспечить свободное движение энергетического потока в тесной или заставленной громоздкими предметами комнате. Напомним, что «потерянные углы» в детской комнате Г-образной формы можно восстановить с помощью зеркала, отражающего пространство.

Следует отметить, что и в семейном воспитании, и в детских учреждениях издавна используются зеркала как средство, стимулирующее развитие представления ребенка о себе.

Что именно и как воспринимает маленький ребенок, глядя на себя в зеркало?

До недавнего времени этот вопрос в детской психологии не ставился. Мы, взрослые, без труда узнаем себя в зеркале и привычно пользуемся им в обиходе. Возможно, эта привычность и создала иллюзию того, что никакой проблемы нет, так было всегда. Интересно, что поводом для изучения самоузнавания у детей послужил сенсационный опыт с животными.

В 1980-е годы американский исследователь Г. Геллап изучал поведение приматов. Впервые в истории зоопсихологии ему удалось наблюдать, как четыре дикорожденных шимпанзе, после того как они «знакомились» с зеркалом, разглядывали в нем обычно невидимые части тела. В последующих опытах шимпанзе усыпляли и делали две отметины красной краской над бровью и на противоположном ухе. После того как животное просыпалось, его помещали перед зеркалом. Все четыре обезьяны вели себя одинаково: старались, глядя в зеркало, стереть пятна не с отражения, а со своего лица, действуя так, будто узнают себя в зеркале. В экспериментах принимали участие и другие обезьяны, не имевшие опыта обращения с зеркалом. В отличие от первых эти оставались совершенно равнодушными к своему отражению и не обращали внимания на пятна на лице после пробуждения. Подобные же результаты наблюдались в аналогичных опытах с орангутангами, а вот у низших обезьян (макаки, гиббоны, капуцины) самоузнавания никогда не отмечалось. Авторы, работавшие в этом направлении, высказали предположение, что узнавание себя у приматов связано с определенным опытом взаимодействия с другими членами сообщества. Данные Геллапа подтвердили это предположение: у особей, выросших в изоляции, самоузнавания не наблюдается.

Подобные опыты впоследствии стали проводиться с детьми 1-го и 2-го года жизни. В результате тщательных исследований было показано, что к концу 2-го года жизни все дети узнают себя в зеркале, причем устойчивому самоузнаванию предшествует ряд этапов, относящихся к предыстории узнавания себя.

Так, младенцы 2—3 месяцев жизни вычленяют свое отражение в зеркале, долго и сосредоточенно его рассматривают, останавливаясь преимущественно на лице и глазах и проявляя при этом ярко выраженное удовольствие. К концу первого полугодия жизни свой зеркальный образ вызывает у малыша исследовательское поведение: он не только улыбается себе, но и обследует свое отражение руками, обводя контур лица, дотрагиваясь до отражения руки.

В первые месяцы второго полугодия дети охотно соотносят свои реально совершаемые движения с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчиками, размахивают ручками, глядя в зеркало и прослеживая взглядом отражение своих движений, а иногда переводят взгляд с руки на ее отражение в зеркале.

К концу года дети уже подолгу играют со своим отражением, совершая множество ритмических и мимических действий. В этом возрасте малыши уже способны использовать зеркало как средство, с помощью которого можно корректировать свой внешний облик. В 10-месячном возрасте малыш определенно узнает себя в зеркале. Об этом свидетельствует такой эксперимент. На ребенка надевали повязку, которая сильно искажала его облик, но младенец быстро привыкал к ней, и она его нисколько не беспокоила. Когда же ребенка поднесли к зеркалу, на лице его отразилось изумление, как будто он видел совсем не то, чего ожидал, а затем точным движением стал стаскивать с головы повязку.

Что же лежит в основе складывающегося у ребенка представления о себе? Прежде всего опыт общения, а затем и собственный опыт. Поэтому радостное отношение к своему зеркальному отражению свидетельствует о положительном переживании себя ребенком. Если же близкие мало интересуются младенцем, редко играют и не часто разговаривают с ним, если ребенок для мамы и папы скорее «объект ухода», нежели полноценное человеческое существо, он будет равнодушен к своему отражению в зеркале. Такой малыш вряд ли станет играть перед зеркалом, красоваться, строить рожицы. Его образ себя недостаточно развит. В этом случае можно говорить о несформированности у ребенка ядра образа — положительного эмоционального самоощущения, переживания себя как значимого и ценного для других.

Однако зеркало может и помочь малышу в формировании образа себя. В самом деле, когда малыш перед зеркалом, сравнивая реальный предмет с его отражением, когда, размахивая рукой, снимает и надевает шапочку или платочек, трогает свои щечки, лобик, ротик — он проверяет свои знания о себе и формирует новые (и это же я), в результате образ себя становится более обобщенным и стабильным.

Из этого можно сделать вывод — зеркало нужно в детской комнате.

Вместе с тем зеркало, установленное в детской комнате, требует особого внимания.

В первую очередь проследите за тем, чтобы оно не отражало кровать ребенка. Представьте, что, проснувшись посреди ночи, ребенок увидит в зеркале какие-то отражения. Конечно, он может сильно испугаться. Напротив входной двери вешать зеркало также нежелательно, ведь в этом случае энергия ци, не успев попасть в комнату, тотчас же отражается обратно. Расстояние от пола до верхней грани зеркала должно быть не менее 170 см , а до нижней — не менее 50 см .

Читайте также:  Выставляем правильный угол наклона канализационной трубы

Важным свойством зеркала является его способность «удваивать» предметы при отражении, а следовательно, и их свойства также удваиваются. Какой из этого следует вывод? Перед зеркалом должны находиться объекты, которые для ребенка приятны или полезны, а еще лучше — и те и другие одновременно. Хорошо, когда в зеркалах отражаются красивые предметы, игрушки. Для наполнения дома положительной энергии ци можно отражать в зеркале комнатные растения. В этом случае зеркало вполне может сыграть роль «живой» картины. Например, если повесить его перпендикулярно к окну, то можно любоваться изменчивыми сюжетами природы.

Максимально правдивого зеркального отражения можно добиться, соблюдая нехитрое правило: расположить зеркало строго вертикально, так как любое отклонение исказит отображение.

Качество зеркала легко определить с помощью обыкновенной зажигалки. Достаточно поднести пламя к поверхности и посчитать количество отражений. Чем их больше, тем качественнее зеркало.

В завершение этой темы хочется напомнить о том, что все зеркала в доме обязательно должны быть целыми и содержаться в чистоте.

Если вы разбили зеркало или в нем появилась трещина, нужно немедленно избавиться от него. Разбитое зеркало и в самом деле способно принести несчастье, о чем знали не только древние китайцы, но и наши предки.

Зеркала в детской комнате

Родители тщательно задумываются над каждой деталью интерьера и нередко сталкиваются с вопросом актуальности размещения зеркала для детей. Не все папы и мамы знают, с какого возраста их чадо начинает знакомиться со своим отражением. Родители не всегда понимают, какую функцию несет для малышей зеркало в детской, насколько это безопасно и есть ли необходимость его устанавливать.

Туалетный столик с зеркалом

Как утверждают психологи, зеркальная поверхность помогает малышу в процессе саморазвития. Ведь первое знакомство с собой у ребенка происходит с помощью зеркала: до этого он не знает, как выглядит со стороны. Независимо от пола ребенка, располагать зеркало можно начиная с 2-4-месячного возраста. Ребенок проявляет интерес к своему отражению с 7 месяцев (до этого он еще не понимает, кто на него так пристально смотрит из зеркала). По достижении 2 лет дети воспринимают свое отражение так же, как и взрослые.

Подбирая рассматриваемую деталь интерьера, отличным вариантом будет купить детское трюмо, позволяющее малышу увидеть себя с разных ракурсов. Девочки, подражая свои мамам, любят прихорашиваться перед зеркалом. Наличие собственного трельяжа — важный момент для маленьких модниц. Столик с зеркалом в спальне девочки позволит разместить на нем все необходимую детскую косметику и аксессуары.

Что касается дизайна, то существует масса вариантов оформления зеркальной рамы, которые обязательно понравятся маленькой принцессе. Рама бывает:

  • деревянной;
  • из цветного пластика;
  • со встроенными светильниками;
  • в тон с мебелью.

Многие родители декорируют зеркало своими руками, подбирая индивидуальный дизайн. К таким вариантам оформления относятся:

  • украшение с помощью росписи стойкими красками, оклеивание аппликациями;
  • драпировка рамы с помощью ткани, подобранной в тон шторам или декоративным подушкам;
  • украшение цветной мозаикой.

Украшать раму можно вместе с ребенком, тем самым привлекая его внимание к этой детали интерьера. В целом, технология декорирования схожа с украшением детской кроватки.

Какой бы вариант оформления детской зеркальной рамы вы ни выбрали, главным критерием должна оставаться ее прочность.

Зеркало в полный рост

Подбирать размер зеркальной конструкции необходимо с учетом возраста ребенка. При этом вы можете выбрать зеркало как напольное, так и настенное.

Небольшое настенное зеркало, в котором малыш сможет увидеть свое изображение, находясь на руках папы или мамы, — хороший вариант для ребенка.

Для детей от 1 года можно повесить отражающую конструкцию большего размера, с помощью которой малыш увидит себя в полный рост.

При оформлении молодежной комнаты также не стоит забывать о необходимости зеркала. В школьном возрасте ребенок должен иметь возможность наблюдать за собой и собственными внешними изменениями. Школьник в своем отражении должен находить не только подростковые недостатки, но и положительные изменения во внешнем виде.

Какое стекло безопаснее?

Выбирая зеркало в детскую комнату, родителям следует учитывать его безопасность. При этом необходимо понимать, что конструкция не должна иметь трещин и сколов.

На рынках и в магазинах предлагаются безопасные модели со специальной защитной пленкой, на которой в случае удара соберутся все осколки. Следует обратить внимание и на монтаж конструкции: требуется максимально крепко установить ее, исключив возможное падение.

Зеркальные конструкции из акрила — подходящий вариант для детской комнаты. Этот материал обладает такими характеристиками, как прочность, безопасность и легкость. Зеркало из акрила не бьется, его легко прикрепить к любой поверхности с помощью двухстороннего скотча. А детям нравится их разнообразие форм в виде бабочек, кошек, цветов, рыбок.

Что касается формы, то лучше для детской комнаты приобрести модель с закругленными углами, хотя прямоугольные и квадратные формы также часто используются.

Можно ли ставить детскую кроватку напротив зеркала?

Правильное размещение зеркальной конструкции в детской комнате играет немалую роль в дальнейшем развитии ребенка. Для родителей, думающих о том, можно ли размещать детскую кроватку напротив зеркала, психологи давно уже нашли ответ на этот вопрос.

Такое размещение крайне нежелательно и этому есть объяснение. Малыш, проснувшись ночью и увидев в отражении кого-то рядом с собой, может попросту испугаться.

Существуют правила размещения зеркальных поверхностей в детской комнате:

  1. Не следует вешать зеркало на входной двери: изображение, которое видит ребенок, должно быть устойчивым и четким.
  2. Хороший вариант, если в зеркальной поверхности будут отображаться детские игрушки или комнатные растения.
  3. Чтобы сон ребенка не был нарушен, следует обратить внимание на наличие в зеркальной конструкции светоотражающих предметов.
  4. Малыш должен видеть четкое и правдивое изображение, поэтому лучше повесить зеркало в вертикальном положении.

Помимо указанных правил, родителям следует помнить, что по мере взросления ребенка размер зеркала необходимо менять.

Зеркало в детской комнате

от 4 марта 2010

Зеркало в детской Baby Expert Incanto

Зеркало в детской: когда наступает время для знакомства малыша с его отражением? Одни детские психологи утверждают, что ребенка нужно познакомить с зеркалом в 4-месячном возрасте, другие уверены, что это можно сделать уже в 2 месяца. Рекомендуется повесить зеркало вблизи пеленального столика. Иногда, в процессе переодевания малыша, необходимо обратить его внимание на зеркало. Не сразу, но малыш проявит интерес к своему отражению. В некоторых семьях зеркала становятся спасением в те моменты, когда ребенок сильно капризничает – стоит только родителям поднести свое чадо к зеркалу, как малыш тут же успокаивается, увлекшись игрой со своим отражением.

По словам детских психологов, ребенок начинает активно играть с зеркалом, начиная с 7 месяцев – это помогает малышу в процессе самоидентификации. Важно, чтобы родители подсказали ребенку связь между ним и тем малышом, которого он видит в зеркале, ведь ребенок еще не знает, как он выглядит со стороны.

После 1-1,5 лет детки обычно уже не сомневаются, что в зеркале они видят именно себя. Двухлетние малыши начинает прихорашиваться перед зеркалом – причесывать волосы, стирать с губ молочные усики и любоваться новой одеждой. Уже после двух лет ребенок общается с зеркалом так же, как и взрослый.

Зеркало для ребенка

Многие родители не считают необходимым наличие зеркала в детской комнате. Однако, как уже было сказано, зеркало можно вешать в детской уже тогда, когда малышу исполнится 2-4 месяца. После года в комнате ребенка нужно повесить зеркало побольше – желательно такое, чтобы малыш видел себя в нем во весь рост. Зеркало не только помогает формированию «Я» ребенка, но и учит его быть опрятным.

Если ребенок имеет возможность посмотреть на себя в зеркало в любой момент, он всегда может заметить, как испачкался его ротик после еды, какие пятнышки появились на одежде. Маме нужно обратить на это внимание малыша и объяснить, как важно быть чистым и опрятным. В другой раз малыш сам, посмотревшись в зеркало, обнаружит, что выглядит не лучшим образом, и проявит желание умыться и сменить футболку.

В комнате ребенка старше двух лет не лишним будет наличие полочки или столика под зеркалом. На них следует положить расческу или даже набор детской косметики.

Если есть возможность, поставьте в ванной дополнительную детскую раковину с зеркалом над ней. Если же ребенок умывается над «взрослой» раковиной, установите прочную скамеечку-подставку, встав на которую, малыш сможет полноценно совершать гигиенические процедуры, видя свое отражение в зеркале.

Дизайн зеркала для детской

Выбирая зеркало для детской комнаты, проявите фантазию. Как уже было сказано, желательно, чтобы зеркало было с полочкой, столиком или тумбой. Хороший вариант – трюмо с тремя зеркалами (трельяж), в котором ребенок сможет разглядеть себя во всех ракурсах.

Сегодня продается большое количество специальных детских зеркал с забавными рамами, в которые могут быть встроены светильники и часы. Такое зеркало и стены комнаты ребенка преобразит, и будет способствовать его развитию.

Читайте также:  Бесконечное совершенство: коллега развелся с женой из-за постоянного ремонта дома

Зеркало в комнату маленькой принцессы (взято с www.purplecactusstudios.com)

Если у вас имеется большое зеркало, которое не очень подходит для детской комнаты, не торопитесь отправляться в магазин – приложив немного усилий, вы получите эксклюзивную деталь интерьера.

Оригинальный дизайн зеркальной рамы. Отличное решение для детских комнат

Как можно сделать обычное зеркало «детским»? Декор зеркала своими руками: несколько вариантов

1. Можно обтянуть раму зеркала тканью , из которой сшиты шторы в детской и/или диванные подушки. Сделать это совсем не сложно: плотную ткань можно просто аккуратно приклеить к раме бустилатом (прежде ткань нужно продекатировать – то есть намочить, высушить и выгладить), при этом зеркало можно даже не вынимать из рамы, задекорировав стык между зеркальным полотном и рамой с лицевой стороны, приклеив по периметру тесьму или бусины (плотно одна к другой).

Другой вариант – обтяжка тканью. Вынуть зеркало из рамы, раму вымыть, высушить. Выкроить и вырезать из поролона или синтепона заготовку по размерам рамы, но с припусками, чтобы можно было загнуть края мягкой подложки на обратную (не лицевую) сторону рамы. Подложку можно приклеить к раме клеем «Момент».

Затем нужно раскроить и вырезать из ткани еще одну заготовку – «нарядную» (припуски должны быть еще больше, чем на подложке). Если ткани много, можно вырезать целую заготовку. Если приходится экономить, можно вырезать четыре детали (если зеркало – прямоугольное) или три (если округлое). Затем нужно сшить детали между собой. После этого остается только обтянуть раму тканью – сначала аккуратно наложить заготовку, загнуть края на обратную сторону и закрепить канцелярскими кнопками или скотчем. Когда чехол из ткани ляжет идеально, можно будет закрепить его уже мебельным степлером или приклеить загнутые края клеем «Момент» — канцелярские кнопки и скотч после этого можно будет убрать. Мягкое зеркало готово! Теперь можно дополнительно декорировать его – бантиками из тесьмы, бахромой, декоративными пуговицами и т.п.

Зеркальная рама обтянута тканью – решение для детской комнаты девочки (фото atelier xt)

Интересное решение – вырезать из ткани ленты, обработать края, сшить их в одну длинную полосу и обмотать ею раму, смазанную клеем. Впрочем, можно использовать готовую ленту из магазина.

Декор рамы тканью – обмотка

2. Унылая пластмассовая рама приобретет новый вид, если нанести на нее рисунки стойкими красками (с помощью трафарета) или украсить аппликацией — фигурками любимых мультяшек или киногероев малыша (бумажную аппликацию нужно будет покрыть лаком). Раму можно также обклеить стразами, бусинами и искусственными цветами – этот вариант понравится девочкам.

Детская комната в морском стиле преобразится, если вы повесите на стену зеркало в пластиковой раме, обклеенной ракушками и кораллами (этот декор можно приобрести в зоомагазине, спросив наполнитель для аквариума). Когда вы наклеите ракушки и кораллы, останутся пустоты. Их можно аккуратно смазать клеем, пользуясь кистью, а затем засыпать, например, голубым бисером. Когда клей высохнет, зеркало нужно аккуратно перевернуть – не приклеившийся бисер просто отпадет.

Морской декор зеркальной рамы

3. Если зеркало без рамы, нанесите стойкой краской узоры на углы зеркального полотна (используя трафарет) или нарежьте старое, не нужное зеркало (зеркальца) на маленькие квадратики, ромбики, треугольники и выложите их по периметру детского зеркала мозаикой (используйте стеклорез и суперклей).

4. Зеркало без рамы или старую раму можно декорировать готовой стеклянной мозаикой разных цветов. Этим вы можете заняться вместе с ребенком. А купить цветную стеклянную мозаику можно во многих магазинах (в том числе он-лайн), продающих товары для хобби, хэндмэйда, декора (например, в интернет-магазине http://www.sunbeads.ru/).

Кстати, в магазинах продаются детские игрушки со специальными небьющимися зеркалами – например, столик для ванной, с которым ребенок может резвиться во время купания, или кукольное трюмо, перед которым вместе с куклами будет прихорашиваться и их маленькая мама.

Не нужно бояться, что малыш вырастет нарциссом – такие отклонения возникают вовсе не из-за крепкой дружбы с зеркало, а по другим причинам! Пусть малыш почаще переглядывается со своим отражением, вертясь перед зеркалом – это пойдет ему только на пользу!

Очень оригинальные решения, которые без труда можно использовать в быту. А если у вас подрастает дочь, то для нее, как и для любой настоящей леди, зеркало будет далеко не последним атрибутом мебели. Обязательно возьму на вооружение для оформления комнаты своей дочурки.
Хотелось бы еще добавить, что не стоит размещать зеркало прямо перед детской кроваткой. Проснувшись ночью, ребенок может испугаться своего отражения в темноте.

А мне понравились акриловые фигурные зеркала. Нашла в сети и уже заказала большой цветок. Как раз то, что нужно для девочки. Причем зеркало на все времена — и в 3 года, и в 16 будет уместным.

Почему нельзя показывать младенца в зеркало: верить ли в примету?

Всё, что не могло быть объяснено с бытовой точки зрения, становилось поводом для примет. Так обстояли дела в древности, хотя некоторые суеверия существуют и сегодня. Неудивительно, что некоторые родители не понимают, почему нельзя показывать новорождённого в зеркало. Что это за суеверие? Откуда оно взялось? Возможно, у него имеется научное обоснование? Материнский инстинкт может сыграть с женщиной злую шутку, и то, над чем прежде она смеялась, начинает казаться ей вполне весомым и значимым.

Возможные «последствия»

Пожалуй, ни одна вещь не может похвастаться столькими приметами и суеверными проявлениями, как обычное с виду зеркало. Люди с мистическим типом мышления до сих пор считают этот предмет своего рода входными воротами в мир мёртвых или духов.

Подобный предрассудок дошёл до нас ещё со средних веков, когда отражающее стекло впервые начало массово внедряться в человеческий быт. Из поколения в поколение люди твердили родителям, что маленькому ребенку нельзя смотреть в зеркало, иначе:

  • возникнет задержка в развитии речевых навыков;
  • он начнёт заикаться;
  • зубы вылезут поздно;
  • он будет часто и подолгу хворать;
  • глаза будут косить;
  • его несчастья станут сопровождать;
  • он вырастет боязливым;
  • он перетянет на себя беды тех, кто раньше смотрелся в зеркало.

Однако, современным людям хочется понять, откуда взялось столь нелогичное суеверие. Возможно, знание предполагаемых предпосылок той или иной приметы поможет избавиться от страха из-за её несоблюдения.

Вероятные источники суеверия

У каждого пугающего суеверия существует несколько простых объяснений. Естественно, мы можем только предполагать, что легло в основу того или иного мистического ритуала или суеверного поведения.

Так, выделяют, по меньшей мере, три версии того, почему грудного ребёнка нельзя показывать в зеркало.

  1. Экономическая. Зеркальный товар был очень дорогим, поэтому не каждый человек мог его купить. Следовательно, к приобретённому зеркалу нужно было относиться крайне почтительно. Ну а ребёнок, особенно маленький, мог случайно его разбить. То есть малышей первого года жизни не подносили к зеркалам, во избежание, так сказать, разорительных трат.
  2. Эстетическая. Технология изготовления первых зеркал не отличалась совершенством, поэтому люди в нём отображались в довольно-таки необычном ракурсе. Маленькие дети, увидев в зеркальной поверхности что-то непонятное и иногда даже страшное, действительно могли пугаться.
  3. Медицинская. В Средние века зеркальщики добавляли в сплав, которым покрывали изделие, ртуть. Этот металл, как известно, весьма негативно влияет на человеческое здоровье. Возможно, дети, постоянно крутившиеся возле необычного предмета, действительно могли отравиться ртутными испарениями, что отражалось на их самочувствии и дальнейшем развитии.

Что говорят учёные?

Итак, выше представлены версии того, почему нельзя ребёнка показывать в зеркало, почему в зеркало запрещено заглядывать малышам до года.

Однако специалисты, прежде всего, психологического профиля, убеждены, что кроху не просто можно, но и необходимо подносить к зеркальной поверхности.

Многолетние наблюдения и практические занятия свидетельствуют, что маленький ребёнок, заметив собственное отражение в зеркале, начинает улыбаться, строить рожицы. Постепенно он осознаёт то, что человечек по другую сторону не кто иной, как он сам.

Систематичность занятий с зеркалом позволяет ребёнку лучше развиваться, учиться ориентироваться в окружающем мире. Малыш старше года может даже «чмокнуть» своё отражение, что вызывает у мамочек и других домочадцев восторг и умиление.

Как видит ребёнок окружающий мир?

Зрение детей начинает совершенствоваться с момента их появления на свет. И если в первый месяц новорождённый только фокусируется на предметах, особенно не задерживаясь даже на мамином лице, то впоследствии его зрительные способности развиваются очень активно.

  • ребёнок второго месяца жизни уже способен разглядывать неподвижный объект несколько секунд, а также отслеживать передвижение движущегося предмета;
  • оптимальное расстояние, на котором ребёнок может наблюдать объект, составляет приблизительно 30 сантиметров. Обычно малыши в период новорождённости отличаются дальнозоркостью;
  • четырёхмесячные дети уже начинают активно реагировать на подсвеченные или слабоосвещённые объекты. В этом возрасте крох можно уже заинтересовать блестящей зеркальной поверхностью;
  • полугодовалый малыш уже с энтузиазмом разглядывает отражения близких людей. Также ему нравится смотреть на своего «двойника», однако пока он не осознаёт, что ребёнок напротив и есть он сам.

Когда же знакомить малыша с блестящим предметом? Невзирая на то, что ребёнок первого полугодия жизни ещё слишком мал, чтобы понять связь между собой и отражением, демонстрировать зеркало можно уже сейчас. Подобные упражнения помогают детям активнее развиваться.

Читайте также:  Какую работу по дому больше всего ненавидят люди

Упражнения перед зеркалом

Зеркальная поверхность – отличная развивающая игрушка, разумеется, при условии правильного с ней обращения и учёта возрастного фактора. Самое важное – запастись безопасным зеркальцем и внимательно отслеживать реакцию маленького человечка.

Игры для ребёнка младше 6 месяцев

Зеркало отлично подходит для совершенствования пространственно-зрительного восприятия у маленьких ребятишек.

Алгоритм занятий состоит из нескольких последовательных действий:

  1. Ребёнка берут на ручки и подносят к большому зеркалу на оптимальное для новорождённого расстояние – 30 см. Необходимо дождаться, когда кроха сконцентрирует взгляд на отражении.
  2. После этого мать улыбается и, обращаясь к детскому отражению, мягко говорит: «Здравствуй, милый, это я – твоя мама. Смотри, как я умею открывать и закрывать глаза. Гляди, как я улыбаюсь». Все фразы нужно сопровождать соответствующими действиями.
  3. Поскольку грудничок ещё маленький, чтобы отслеживать движения пальчиком, мама берёт его ручку и показывает сама, где в зеркале находится он, а что в этот момент делает она.

Игры для младенца старше 6 месяцев

Когда малыш поймёт, что в зеркале напротив находится он сам, можно немного усложнить упражнения.

  1. Перед зеркалом показывайте и называйте части лица: глаза, ушки, нос, губы. Подобная методика позволяет в кратчайшие сроки выучить название и расположение частей тела и ускорить развитие речи.
  2. Ребёнку постарше показывают зеркально отражённые предметы, картинки и буквы. Зачем это нужно? Такая игра помогает совершенно по-иному изучить уже знакомые вещи.
  3. Эмоциональные упражнения – ещё один тип «зеркальных» игр. Предложите малышу рассматривать себя в зеркале и выражать различные эмоции: улыбаться, хмуриться, дразниться. Такие занятия лучше проводить вместе, так будет веселее.

Хорошая идея – показать ребёнку его грязное лицо в зеркале. Если он начнёт очищать отражающую поверхность, необходимо пояснить, что оттирать следует своё личико, в этом случае и грязь в отражении пропадёт. Это очень эффективное упражнение для развития самовосприятия.

Важные рекомендации

Самое главное правило – не использовать при общении с малышом хрупкие зеркальные поверхности либо аксессуары с острыми краешками. Идеальный вариант – купить изделие, чья поверхность покрыта особым отражающим материалом. Остальные советы также заслуживают внимания:

  • играть с ребёнком нужно, когда он готов к познанию окружающего мира, не голоден и не испытывает дискомфорта;
  • располагайте кроху к предмету на оптимальном расстоянии. Это правило особенно актуально для новорождённых и детей младше полугода;
  • подвесьте зеркальце возле стола для пеленания или над кроваткой, чтобы изредка ребёнок посматривал на этот любопытный предмет;
  • отслеживайте реакцию малыша на своё отражение. Если тот радуется, возбуждается, активизируется при виде отражения, следовательно, развивается он нормально;
  • почему детям свойственно пугаться зеркала? Возможно, малыши испугались размеры зеркальной поверхности, или крохи оказались на слишком близком для первого знакомства расстоянии. В этом случае нужно прекратить обучение, а потом повторить попытку снова. Если же ситуация не наладилась, лучше показать чадо невропатологу;
  • ни в коем случае нельзя оставлять малыша наедине с зеркалом, нужно быть поблизости, чтобы обеспечить безопасность и отследить поведенческие реакции. К тому же детские эмоции сами по себе являются потрясающим зрелищем, которое можно не просто увидеть, но и заснять на видео.

Безусловно, верить или нет в примету, гласящую, что детям нельзя смотреться в зеркало, решает только мама. Специалисты же убеждены, что подоплёка суеверия слишком неубедительна. Наоборот, зеркальная поверхность, при умелом обращении, может помочь в развитии ребёнка.

Роль зеркала в развитии ребенка

Зачем ребенку зеркало?

Часто родители спрашивают: «Зачем в Монтессори-среде для младенцев находится зеркало?» Действительно, большинство групп Nido (от 0 до 12/14 мес.) оборудованы различными зеркалами: горизонтальными, зеркалом с поручнем, зеркалом в зоне ухода за собой. Для чего же столько зеркал и какую роль они играют в развитии младенца?

Что такое зеркало для младенцев?

Зеркало с точки зрения Монтессори-педагогов появляется практически с самого рождения ребенка. Оно устанавливается на полу горизонтально в зоне развития движения. В период бодрствования ребенок выкладывается на матрасик рядом с зеркалом, что позволяет ему не только наблюдать за своим отражением, но и за тем, что происходит в комнате.

Многие младенцы первого месяца жизни ни сразу замечают свое отражение в зеркале, и, конечно же, у малыша пока отсутствует осознание того, что в зеркале он сам. С появлением «комплекса оживления» – первой социальной реакции ребенка в виде ответной улыбки и хаотичного движения ручками и ножками на появление взрослого (примерно 2,5 мес.) изменяется и реакция малыша на свое отражение.

Многие малыши готовы проводить у зеркала довольно длительное время (практически весь отрезок бодрствования), наблюдая за своими движениями в зеркале.

Зеркало для ребенка в 5 месяцев

Примерно с 5 месяцев реакция ребенка на зеркало меняется. Он начинает следить за движением своего тела или мамы в зеркале, активно гулить и смеяться, глядя на свое отражение. На этом этапе отражение может вызвать даже первый заливистый хохот. Но пока еще ребенок не осознает, что это прекрасное создание в зеркале – он сам.

С 7 месяцев зеркало ребенку необходимо

Примерно с 7–8 месяцев у ребенка начинается новый этап развития самоидентификации. Теперь у ребенка активно развивается способность смотреть на себя со стороны, что в конечном итоге является частью процесса формирования личности.

Теперь, наблюдая за ребенком, мы можем заметить, что он начинает устанавливать связь между своими собственными движениями и тем, что он наблюдает в зеркале. Он старается совершать все больше разнообразных действий, которые помогают ему установить связь между самим собой и своим отражением. Это не только помогает совершить огромный скачок в самоидентификации, но и способствует развитию двигательной координации.

В этот период дети начинают целовать свое отражение в зеркале, показывая свое позитивное отношение к объекту наблюдения. В сознании ребенка в этот момент происходит открытие возможности связать между собой разрозненные, фрагментарные переживания самого себя и собственного тела, которыми он располагал до этого момента, в единое, целостное телесное пространство.

В этом возрасте младенцы уже способны понять различие между собственным изображением в зеркале и зеркальными образами других людей, явно отличающихся от них, например, держащей его на руках мамы или бабушки. Они с интересом могут смотреть то на образ в зеркале, то на реальный объект, которому принадлежит это отражение. Первоначально (в 5–6 мес.) мама в зеркале вызывает удивление, позже – радость и восторг.

Известный эксперимент, который описан во многих учебниках психологии, помогает определить, произошло ли у ребенка осознание и узнавание себя. Если малышу поставит губной помадой красную метку на лбу, то он ее заметит в зеркале и станет показывать на лоб в зеркале, а не на свой собственный.

Что видит в зеркале годовалый ребенок?

В 12–14 месяцев наступает следующий важный этап в развитии ребенка. Появление прямохождения выводит его на новый уровень осознания самого себя.

Это проявляется и в его отношениях с зеркалом – ребенок уже без труда устанавливает связь между малышом в зеркале и собой, он четко понимает, что видит свой собственный образ. Теперь, если ребенку поставит на лбу красную точку, то он укажет на свой нос, а не на нос отражения.

Зеркало для ребенка двух лет

К 24 месяцам наступает важный этап, который в европейской психологии многие исследователи считают кризисным в развитии ребенка. Это этап становления самости. Ребенок начинает говорить о себе в 1-м лице и употребляет фразу «Я сам». Теперь ребенка начинает интересовать не только отражение, но и то, как именно оно выглядит и что оно делает (вернее он сам).

Мы можем наблюдать, как малыш надевает себе на голову шапку перед зеркалом, с удивлением смотрит на себя в зеркале, потом снимает шапку, снова смотрит внимательно… и так много раз. Он понимает, что в шапке и без нее он выглядит по-разному . Дети могут подолгу одеваться перед зеркалом, строить рожицы, внимательно наблюдая за своей меняющейся мимикой.

Восприятие ребенком своего зеркального образа в период от 12 до 24 месяцев развивается от идентификации с ним до осознания того, что отражение – это не он сам.

Ребенок начинает учиться смотреть на себя со стороны. С этого момента ребенок «присваивает» себе свой образ, видимый им в зеркале.

Теперь этот образ тела становится для него той матрицей, которая формирует его дальнейшие представления о себе, его Я-телесное : отныне малыш будет «представлять» себя именно с точки зрения своего зеркального образа. При этом собственный образ ребенка будет изначально отчужден от него, так как в скорости он откроет, что это только образ (к тому же, обратный), а не он сам.

Примерно в 36 месяцев ребенок осознает свое несоответствие собственной реальности. Этот этап развития психики в отечественной психологии часто связывают с так называемым «кризисом трех лет». Это окончательное отделение от взрослого, выделение себя как самостоятельной личности.

Автор: кандидат психологических наук, Монтессори-педагог AMI диплом 0–6 , Могилева В.Н.

Ссылка на основную публикацию
×
×