Гигиена в древней Руси: как мылись наши далекие предки

Представления о гигиене в России и на Западе


Долгое время хорошим тоном было цитировать известные строки Лермонтова о «немытой России» и поминать какие-то абстрактные «вшивые орды русских». С недавних пор маятник качнулся в другую сторону. Что общего между корианд­ром, русским калачом, порохом, хлорными шторами и портретом кисти Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»? Первое, что приходит в голову: «Шизофрения у спрашивающего». На самом деле все эти предметы и понятия самым прямым образом связаны с гигиеной. Вернее, с ее историей.

Долгое время хорошим тоном было цитировать известные строки Лермонтова о «немытой России» и поминать какие-то абстрактные «вшивые орды русских». С недавних пор маятник качнулся в другую сторону. Всуе и по существу поминают погрязшую в нечистотах Европу. Истина, как водится, где-то посередине.

Дело в том, что, встретившись лицом к лицу после долгого перерыва, обусловленного татаро-монгольским нашествием, русские и европейцы обнаружили друг в друге больше различий, чем сходства. Прежде всего это касалось чистоплотности.

Вот типичное средневзвешенное мнение европейца о наших предках XVII столетия: «Русские ужасно нечисты. Они насквозь пропахли самыми подлыми и зловонными овощами – луком и чесноком, которые поедают в неимоверных количествах. Зубы здесь чистить не принято, считается, что тем самым сдирается с них природный лоск. Между тем, многие знатные мужи и дамы имеют зубы отвратительно черные и гнилые. Также у них в домах водится несметное количество черных тараканов, коих не выводят, а, напротив, почитают за хорошую примету – к богатству».

А вот как в том же XVII столетии отзывался о европейцах московский посол Петр Потемкин: «В Париже, в королевском дворце великой смрад и сугубое зловоние, само же его величество Лудовик XIV смердит, аки дикой зверь. Паче же прочего в великую досаду нам стали воши, коих здесь называют «Божьим жемчугом» и не находят в них никакой нечистоты». В общем, налицо своего рода «война миров».

Евроголь и евровыдумки

Какое-то время в Европе следили за чистотой тела ничуть не хуже, чем на Руси. Германские и кельтские племена отлично знали бани, более того, успели даже познакомиться с римскими стандартами гигиены, передовыми для того времени. Однако под ударами северных варваров пали не только стены Рима, но и вековые деревья европейских лесов. К XIV столетию древесина стала дефицитом. Ее едва хватало для строительства и хоть какого-то отопления жилищ. Омовение горячей водой стало непозволительной роскошью. Очень кстати появились и мудрствования католических схоластов, которые уверяли, что мыться христианину вообще неприлично: достаточно той воды, что пролилась на него при крещении, остальное – от лукавого. Нищета, подкрепленная идеологией, – страшная сила. И вот Папа Римский Климент V умирает от дизентерии, Климента VII заживо сжирают чесоточные клещи, герцог Норфолк покрывается гнойными язвами…

Тем не менее упрекать европейцев в том, что они грязны и нечистоплотны, не стоит. Во всяком случае чистить зубы и ногти там приучали с дет­ства. Насчет остального все сложнее.

Да, с чистой водой и топливом были проблемы. Но ум человеческий изворотлив. Достаточно взглянуть на картину Леонардо «Дама с горностаем». Это не просто милое домашнее животное. Это своего рода предмет туалета. Вроде мыла, только от насекомых. Дело в том, что у мелких зверьков температура тела выше, чем у человека, – раз; меха и волос больше – два; кожа нежнее – три. Вот их и использовали как блохоловки, а также мобильные сборники для вшей. От клопов, засилье которых бесило даже смирившихся со вшами европейцев, использовали специальную траву-клоповницу. Мы ее называем кинзой, или кориандром, нимало не задумываясь о названии. А ведь греческое слово «koriannon» – производное от «korios», то есть «клоп». Кстати, кориандр поставляли ко дворам вельмож монахи-картезианцы. И в монастырях этого ордена никогда не водились клопы.

Хлорные шторы из той же оперы. В середине XIX века Лондон сжало в своих объятиях «великое зловоние» – Темза оказалась запружена нечистотами. Ежедневно туда спускали 24 тонны конского навоза и 1,5 млн кубометров человеческих фекалий. В течение двух недель Палата общин заседала за шторами, пропитанными хлорной известью. Только после этого решили озаботиться нормальной канализацией. Нет, попытки завести цивилизованные, незловонные отхожие места в Европе предпринимались намного раньше. Но оканчивались провалом. В буквальном смысле. Так, в замке Эрфурт в 1183 г. состоялся съезд европейского рыцарства. Председательствовал сам император Фридрих Барбаросса. Этот съезд мог оказаться для императора роковым – под цветом рыцарства подломился деревянный пол, и благородные господа рухнули в огромную яму, куда отводились нечистоты. Погибли около сотни человек. Барбаросса же успел зацепиться за оконный проем.

На Руси туалеты в домах не устраивали. Для отправления естественных надобностей придумали известные нам всем деревянные домики, которые так и назывались – «задок» либо «отхожее место». То есть расположенное в глубине двора, до которого еще нужно дойти. В эру огнестрельного оружия сортиры оказались весьма кстати. Первые сорта пороха были просты по составу – древесный уголь, сера, селитра. За последней-то и лазили в выгребные ямы. Как выяснилось, человеческие фекалии при длительной ферментации выделяют селитру. Если учесть, что при помощи московских пушек была сброшена власть Орды, то придется признать: русские не зазря «коптили небо».

В отличие от европейцев, которые и руки, и лицо мыли в одной и той же воде, мы пользовались проточной. Русские никогда не садились за стол с грязными руками. Правда, если вдруг на улице хотелось есть, а руки помыть негде? Русские нашли оригинальный выход, наладив производство калачей – пышной булки с тонкой ручкой. За нее-то и брались немытыми ладонями. А съев остальное, ручку выбрасывали собакам либо жертвовали нищим. Кстати, отсюда и пошло выражение «дойти до ручки», то есть опуститься.

Как мылись древние славяне?

Древние славяне имели множество интересных традиций, которые связанные с купанием. Они отстраивали бани и парилки, в которых очищали не только тело, но и душу. Древние славяне считали, что вода имеет самые лучшие свойства и каждый человек в своей жизни связывал важные события с баней.

Многие историки утверждают, что сплетни о грязи вони на Руси совершенно ложные, ведь русский народ еженедельно по субботам парился в банях. Давайте попробуем порассуждать над тем — были ли русские “грязнулями” или все же это клевета “немытой” Европы?

“Немытая” Европа считает нас варварами?

Многие историки, прежде чем описывать древнюю Русь, тщательно изучали все документы и свидетельства про гигиену и красоту. Многие западные страны считают, что древние русичи были варварами, немытыми и грязными, но это далеко не так. Западные люди тщательно списывают все “беды” на русских людей, при этом даже не изучая историю и факты.

Одно из самых первых упоминаний о том, что русские действительно купались было найдено в записях у Геродота. Еще в 5 веке до нашей эры он писал, что славянские люди странно моются — они льют воду на горячие камни и сидят в своих хижинах.

Иностранные туристы, которые приезжали еще в 5 — 8 веках всегда отмечали аккуратность и чистоплотность русского народа. Они удивлялись тому, что русские были единственным народом, который мылся под струей воды. Им нравилось то, что дома русских стояли не рядом друг с другом и была прекрасная возможность тщательно проветривать их. Также их привлекало, что русская общинность помогает жить в чистоте, ведь никогда никто не мог выплеснуть ведро помоев, как в Европе, на улицу, показывая свое личное пространство и плевок на соседей.

Всем известно, что Европа не мылась просто веками и об этом свидетельствует княгиня Анна, дочь Ярослава Мудрого, которые выдал ее замуж за Генриха Первого. Она была удивлена, что ее муж совершенно не умеет читать и писать. Анна была возмущена тем, что в этой грязной деревне даже негде умыться и ухаживать за собой.

Далеко не секрет, что духи были продуманы чтобы не пахнуть приятно, а попросту не вонять.

Чистота — заповедь Перуна?

Многие русичи утверждали, что именно Бог Перун приказал народу омывать свои грехи и очищать себя по струями воды. Для людей это было не просто купание, а самое настоящее очищение. Помогающее омыть не только свое тело, но и душу от грязи.

Русичи считали, что Перун дал заповеди, когда прилетал 25 тысяч лет назад на землю. Именно поэтому русским как будто генетически заложена любовь к чистоте, аккуратности и чистоплотию. Согласитесь, ведь как только вы потрудитесь или пройдетесь по жаре хочется поскорее помыться, чтобы чувствовать себя свежо и бодро. Даже детям мы до сих пор прививаем привычку мыть руки после улицы.

Как мылись русичи?

Древние славяне всегда очень трепетно относились к чистоте и опрятности. Русским были известны секреты по уходу за кожей, волосами, лицом и руками. Можно сказать, что славяне изобретали разные крема и маски из молочных продуктов, которые очень хорошо питают кожу. Волосы они питали яичными желтками, а смывали это все отваром из трав. Для отваров они использовали самые разные травы — мелиссу, липу, мяту и прочее. Кажется, что именно их опрятности наши нынешние девушки обладают столь красивыми и крепкими шевелюрами.

Разные ягоды и растения использовались для создания косметики. Они помогали делать румяну, помаду, тени, а для создания черных стрелок применяли сажу. Для того, чтобы быть белокожими, они натирали свое тело мукой и мелом.

В бани же использовали разные средства по уходу за кожей. Люди делали друг другу массаж из репейного масла, ударяли пучками из березы и дуба. В некоторых банях даже были специальные работники, которые вырывали волосы и делали это безболезненно. Баня была обязательно каждую неделю и русичи считали, что баня — первое дело в субботу.

А как вы думаете, почему Европа говорит столько клеветы в сторону древних славян, называя их грязнулями?

Немытая Европа и чистая Русь

Наверное, многие, начитавшись иностранной литературы, а особенно «исторических» книжек заграничных авторов про древнюю Русь, были в ужасе от той грязи и вони, которая якобы царила в далёкие времена в русских городах и селениях. Сейчас этот ложный шаблон настолько врос в наше сознание, что даже современные фильмы о древней Руси снимаются с непременным использованием этого вранья, и, благодаря кинематографу, продолжается развешивание лапши на уши о том, что наши предки якобы жили в землянках или в лесу на болотах, годами не мылись, ходили в рванье, от этого часто болели и умирали в среднем возрасте, редко доживая до 40 лет.

Когда кто-либо, не очень добросовестный или порядочный, хочет описать «настоящее» прошлое другого народа, а особенно вражеского (нас давно и вполне серьёзно считает врагом весь «цивилизованный» мир), то, сочиняя вымышленное прошлое, списывают, конечно же, с себя, так как другого-то они и знать не могут ни по своему опыту, ни по опыту своих предков. Именно так поступают много веков «просвещённые» европейцы, старательно ведомые по жизни сионистскими вождями, и давно смирившиеся со своей незавидной участью.

Но ложь рано или поздно всегда всплывает, и нам теперь доподлинно известно, кто на самом деле был немытым, а кто благоухал в чистоте и красоте. И фактов из прошлого накопилось вполне достаточно, чтобы вызвать у любознательного читателя соответствующие образы, и лично прочувствовать все «прелести» якобы чистой и ухоженной Европы, и самому решить, где – правда, а где – ложь.

Итак, одно из первейших упоминанияй о славянах, которые дают западные историки, отмечает, как главную особенность именно славянских племён то, что они «льют воду», то есть моются в проточной воде, тогда как все остальные народы Европы мылись в кадушках, тазах, вёдрах и ванных. Ещё Геродот в V веке до н.э. говорит о жителях степей северо-востока, что они льют воду на камни и парятся в хижинах. Мытьё под струёй нам кажется настолько естественным, что мы всерьёз не подозреваем, что являемся чуть ли не единственным или, по крайней мере, одним из немногих народов в мире, который поступает именно так.

Иностранцы, приезжавшие в Россию в V-VIII веках, отмечали чистоту и аккуратность русских городов. Здесь дома не лепились друг к другу, а стояли широко, были просторные, проветриваемые дворы. Люди жили общинами, миром, а это значит, что части улиц были общими, и поэтому никто, как в Париже, не мог выплеснуть ведро с помоями просто на улицу, демонстрируя при этом, что только мой дом – частная собственность, а на остальное – наплевать!

Ещё раз повторю, что обычай «лить воду» отличал раньше в Европе именно наших предков – славяно-ариев, и был закреплён именно за ними в качестве отличительного признака, который явно имел какой-то обрядовый, древний смысл. И смысл этот, конечно же, был передан нашим предкам ещё многие тысячи лет тому назад через заповеди богов, а именно, ещё бог Перун, который прилетал на нашу Землю 25 000 лет тому назад, завещал: «Омывайте после дел ваших руки ваши, ибо кто рук своих не омывает, тот силу Божию теряет…» Другая его заповедь гласит: «Очищайтесь вы в водах Ирия, что течёт река во Святой Земле, чтоб омыть своё тело белое, освятить его Божьей силою».

Самое интересное, что эти заповеди работают безотказно для русского в душе человека. Так любому из нас, наверное, противно становится и «кошки на душе скребут», когда чувствуем себя грязными или сильно вспотевшими после тяжёлого физического труда, или летней жары, и хочется быстрее всего смыть с себя эту грязь и освежиться под струями чистой воды. Уверен, что неприязнь к грязи у нас заложена генетически, и поэтому мы стремимся, даже не зная заповеди Перуна про мытьё рук, всегда, придя с улицы, к примеру, сразу же помыть руки и умыться, чтобы почувствовать себя свежее и избавиться от усталости.

Что же творилось в якобы просвещённой и чистой Европе с начала средневековья, и, как ни странно, аж до XVIII века?

Уничтожив культуру древних этрусков («эти русские» или «русы Этрурии») – русского народа, который в древности заселял Италию и создал там великую цивилизацию, которая провозглашала культ чистоты и имела бани, памятники которой сохранились до наших времён, и вокруг которой был создан МИФ (МИФ – мы исказили или извратили факты, – моя расшифровка А.Н.) о Римской Империи, которой никогда не существовало, еврейские варвары (а это были, несомненно, они, и неважно, каким народом при этом они прикрывались для своих мерзких целей) на долгие столетия поработили Западную Европу, навязав своё безкультурье, грязь и разврат.

Читайте также:  Дизайнерские фейлы: смешно или грустно

Европа не мылась веками.

Подтверждения этому сначала находим в письмах княжны Анны – дочери Ярослава Мудрого, киевского князя XI века н.э. Сейчас считается, что, выдав свою дочь замуж за французского короля Генриха I, он укрепил своё влияние в «просвёщенной» Западной Европе. На самом же деле, это европейским королям было престижно создавать союзы с Русью, так как Европа была далеко отстающей во всех отношениях, как культурных, так и экономических, по сравнению с Великой Империей наших предков.

Княжна Анна привезла с собой в Париж – тогда маленькую деревню во Франции – несколько обозов со своей личной библиотекой, и с ужасом обнаружила, что её муж, король Франции, не умеет, не только читать, но и писать, о чём не замедлила отписать своему отцу, Ярославу Мудрому. И упрекнула его за то, что тот отправил её в эту глухомань! Это – реальный факт, есть реальное письмо княжны Анны, вот фрагмент из него: «Батюшка, да за что ты меня ненавидишь? И отправил в эту грязную деревню, где умыться-то негде…» А русскоязычная Библия, которую она привезла с собой во Францию, до сих пор служит священным атрибутом, на котором принимают присягу все президенты Франции, а ранее клялись короли.

Когда начались крестовые походы, крестоносцы поразили и арабов и византийцев тем, что от них разило «как от бомжей», как бы сказали сейчас. Запад стал для Востока синонимом дикости, грязи и варварства, да он и был этим варварством. Вернувшиеся в Европу, пилигримы, было, попытались внедрить подсмотренный обычай мыться в бане, но не тут то было! С ХIII века бани уже официально попали под запрет Церкви, якобы, как источник разврата и заразы!

В итоге, ХIV век был, наверное, одним из самых страшных в истории Европы. Вполне закономерно вспыхнула эпидемия чумы. Италия и Англия потеряли половину населения, Германия, Франция, Испания – более трети. Сколько потерял Восток, достоверно неизвестно, но известно, что чума пришла из Индии и Китая через Турцию, Балканы. Она обошла только Россию и остановилась на её границах, как раз в том месте, где были распространены бани. Это очень похоже на биологическую войну тех лет.

Могу к словам о древней Европе добавить и об их гигиене и чистоте телесной. Да будет нам известно, что духи французы выдумали не для того чтобы хорошо пахнуть, а для того чтобы НЕ вонять! Да именно так, чтобы духами перебивать не всегда приятные запахи годами не мытого тела. По признанию одной из королевских особей, а точнее Короля-Солнце Людовика XIV, настоящий француз моется только два раза в жизни – при рождении и после смерти. Только 2 раза! Жуть! И сразу вспомнилась якобы непросвещённая и некультурная Русь, в которой у каждого мужика была своя баня, а в городах были общественные бани, и как минимум один раз в неделю люди мылись в банях и никогда не болели. Так как баня, кроме чистоты телесной, ещё и хвори успешно очищает. И наши предки это прекрасно знали и постоянно использовали.

А, как цивилизованный человек, византийский миссионер Велизарий, посетив Новгородскую землю в 850-м году н.э., писал о словенах и русинах: «Православныя словены и русины дикiя люди, и житiе их дико и безбожно. Мужи и девки нагiя вместе запирашися во жарко истопленной избе и истязаша телеса своя, хлесча себя прутiями древесными нещадно, до изнеможенiя, и опосля прыгаша во прорубь али сугроб и, охолонишися, вновь идяша во избу истязати телеса своя…»

Откуда эта грязная, неумытая Европа могла знать, что такое русская баня? До XVIII века, пока славяне-русы не научили «чистоплотных» европейцев мыло варить, они не мылись. Поэтому у них постоянно были эпидемии тифа, чумы, холеры, оспы и прочих «прелестей». А почему европейцы покупали у нас шёлк? Да потому, что там вши не заводились. Но пока этот шёлк доезжал до Парижа, то килограмм шёлка стоил уже, как килограмм золота. Поэтому носить шёлк могли себе позволить только очень богатые люди.

Патрик Зюскинд в своём произведении «Парфюмер» описал то, как «благоухал» Париж XVIII века, но и к XI веку – времени королевы Анны Ярославны – этот отрывок тоже очень хорошо подходит:

«В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным помётом, кухни – скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни – грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен – едкими щёлочами, со скотобоен – выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестиранным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов – луковым соком, а из тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жёны мастеров, воняло всё дворянское сословие, вонял даже сам король – он вонял, как хищный зверь, а королева – как старая коза, зимой и летом. Всякая человеческая деятельность, как созидательная, так и разрушительная, всякое проявление зарождающейся или погибающей жизни сопровождались вонью…»

Королева Испании Изабелла Кастильская с гордостью признавалась, что мылась всего два раза в жизни – при рождении и перед свадьбой! Русские послы доносили в Москву, что король Франции «смердит аки дикий зверь»! Даже привычный к постоянной вони, окружавшей его от рождения, король Филипп II однажды упал в обморок, когда стоял у окна, а проезжавшие мимо телеги взрыхлили колёсами плотный многолетний слой нечистот. Кстати, этот король умер от. чесотки! От неё же погиб и папа Климент VII! А Климент V пал от дизентерии. Одна из французских принцесс умерла, заеденная вшами! Неудивительно, что для самооправдяния, вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Галантные рыцари и прекрасные дамы той эпохи источали вонь на несколько метров вокруг себя. До сих пор можно увидеть в музеях изготовленные из дорогого дерева и слоновой кости чесалки для спины, а также блохоловки. Ещё ставились на столы блюдца, чтобы люди могли культурно давить на них вшей. А вот на Руси блюдец не ставили. Но не по скудоумию, а потому что нужды в этом не было!

Нетрудно догадаться, что на защите грязи и против личной гигиены стеной стояла тогдашняя церковь. Церковь в средние века предполагала, что «Если человека крестить, то есть окропить святой водой, то он уже на всю жизнь чистый. То есть, значит, мыться не надо». А если человек не моется, то заводятся блохи, вши, которые переносят все болезни: тиф, холеру, чуму. Поэтому Европа и вымирала, вдобавок к войнам, ещё и от болезней. И войны, и болезни, как видим, были спровоцированы всё той же церковью, и были её инструментом подчинения масс!

На Руси же с древних времён большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мёд, жиры и масла смягчают и восстанавливают кожу лица, шеи, рук, делают её эластичной и бархатистой; что яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны. Полезные свойства многих растений наши предки знали достаточно хорошо, поэтому в косметических целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав.

Для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щёки свеклой. На чернение глаз и бровей шла чёрная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой – в светло-жёлтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую – из молодых листьев яблони, зелёную – из перьев лука, листьев крапивы, жёлтую – из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д. Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, мёда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.

В Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлёстким массажем дубовыми или берёзовыми вениками. Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав. Для смягчения и питания кожи хорошо наносить на неё мёд. В банях проводили уход за кожей, её очищали специальными скребками, массажировали, натирали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причём проделывали они эту процедуру без боли. На Руси было распространено еженедельное мытьё в бане. В арсенале разумной системы гигиены и профилактики болезней русская баня испокон веков была на первом месте.

Будучи чистыми телом и здоровыми душой, наши предки славились также и долгожительством, к чему в наши времена далеко не каждый даже стремится, обречённо понимая то, что экология отравлена, еда – ГМО-шная, лекарства – отрава, да и вообще, жить много вредно, ибо от жизни умирают…

Немного слов о долгожительстве. Как бы ни старались нас унизить западные историки (из-ТОРЫ-ки) и приписать нашим предкам раннюю смерть от всяческих болезней и неразвитой медицины – это просто бред, которым пытаются скрыть настоящее прошлое славяно-ариев, и навязать достижения современной медицины, которая якобы намного продлила срок жизни русам, которые ещё до еврейского переворота 1917 года, умирали массово, не доживая до старости, не говоря уже о глубокой старости.

Правда же такова, что естественным и нормально минимальным сроком жизни у наших предков считался возраст одного круга жизни, а именно 144 года. Некоторые жили и не один круг жизни, а могли и два, и три. У многих из нас в роду прапрадеды и прапрабабки жили дольше 80-90 лет, и это считалось нормальным. А в родовых книгах есть записи и о 98, 160, 168, 196 лет жизни.

Если кого интересует рецепт долголетия, он прост, и к нему я лично сам пришёл уже давно, размышляя о том, почему наши старики – пенсионеры – умирают рано. А на днях нашёл подтверждение моей догадке и у других людей, при этом рецепт долголетия точно совпадает с моими догадками. Секретов делать не умею, не люблю и не буду – это не по-русски!

Между прочим, даю рецепт выявления лиц еврейской национальности в вашем окружении, особенно это проявляется в детском возрасте, в детских играх. Итак, русский человек не делает секретов – он открыт душой, он делится тем, что знает или имеет, совершенно с чистым сердцем и помыслами, не возводит в культ обладание какой-то вещью или знанием. И, напротив же, еврейские дети воспитываются в духе превосходства над остальными, им не позволяют открывать душу другим. Поэтому часто от таких детей можно услышать что-то типа такого: «не скажу – это секрет!». И при этом они начинают дразнить любопытство других детей, провоцируя их на материальное поощрение за раскрытие секрета. Присмотритесь к детям и к их играм – это всё проявляется на генетическом уровне.

Итак, секрет долголетия так же прост, как и сложен для многих из нас – это труд!

Ни таблетки, ни здоровый образ жизни, хотя он неразрывно связан с трудом, так как те, кто трудятся, ведут здоровый образ жизни – им просто некогда развлекаться и праздно проводить время. Поэтому, вместо стадионов и тренажёрных залов, лучше трудиться во благо своего народа, рода (семьи), вкладывать душу в произведения своего труда, и долголетие будет намного реальней для вас, нежели навязанное безсмысленное прожигание жизни, которое ведёт только к одному – к ранней старости через износ своего тела и, как следствие, к ранней смерти. Надеюсь, это для каждого разумного человека уже и так очевидный факт!

Ведь как говорили наши предки: «пока мы трудимся – мы живём»! Напротив же, стариков убивает не труд, от которого мы хотим оградить их, отбирая их обязанности по дому и по хозяйству на себя, желая при этом пощадить их и дать им больше времени для отдыха, а бездеятельность.

Скорее всего, именно поэтому и была введена пенсионная система государственного обезпечения, чтобы людей быстрее приводить в состояние невостребованности, профессиональной негодности, и тем самым умышленно провоцировать смерть не через естественное старение организма, а от бездействия, от ненужности этому обществу и своей семье.

Тот факт, что потомки великих славяно-ариев до сих пор живы, несмотря на то, что больше всех в прошлом подвергались войнам и геноциду – это не из-за какой-то особой славянской плодовитости, а благодаря чистоплотности и здоровью. Нас всегда обходили стороной или мало затрагивали все эпидемии чумы, холеры, оспы. И наша с вами задача – это, предками данное наследие, сохранить и преумножить!

Гигиена русских крестьян

Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX века мало чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. В зимнее время воздух в избах переполнен миазмами( прим.ядовитые испарения) и чрезвычайно сильно нагрет.
Санитарное состояние крестьянского жилища зависело, прежде всего, от характера полового покрытия. Если пол имел деревянное покрытие, то и в избе было значительно чище. В домах с земляными полами их застилали соломой. Солома служила универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На нее дети и больные члены семьи отправляли свои естественные надобности, и ее, по мере загрязнения, периодически меняли. О санитарных требованиях русские крестьяне имели смутное представление.
Полы, в большинстве своем земляные, служили источником грязи, пыли и сырости. Зимой в избах содержался молодняк – телята и ягнята, следовательно, о какой-либо опрятности не могло быть и речи.
О чистоте постелей в сельских избах можно говорить только относительно. Часто постелью служил «соломенник», т.е. мешок набитый ржаной или яровой соломой. Солома эта не менялась иногда по целому году, в нее набиралась масса пыли и грязи, заводились клопы. Почти не было постельного белья, лишь подушки иногда одевались в наволочки, да не всегда были подушки. Простыню заменяло рядно, домотканая подстилка, а одеяло не знало никаких пододеяльников.
Не было в сельском быту и надлежащей гигиены питания. Пищу в крестьянских семьях, как правило, употребляли из общей посуды, столовых приборов практически не знали, пили из кружек по очереди. Посуду крестьяне после приема пищи не мыли, а только ополаскивали ее в холодной воде и ставили на место. Настоящим образом посуда мылась не более одного – двух раз в год.…А в ряде сел и уборных не было. Так в воронежских селах отхожих мест не устраивали, а «человеческие экскременты были рассеяны по полям, на дворах, задворках и пожирались свиньями, собаками, курами». Этнографические источники конца XX века содержат сведения о наличии в крестьянских избах вредных насекомых: тараканов, клопов, блох. Можно сделать вывод о том, что они являлись неизменными спутниками сельского быта. Головная вошь – обычный спутник всего населения; особенно их много водится на детях. Бабы в свободное время «ищут друг у друга в голове». Мать, лаская своего ребенка, непременно, хотя слегка поищет в его волосах паразитов. В путевых заметках А.Н. Минха, находим следующее наблюдение автора о любимом занятии крестьянок одного из сел: «Баба деревянным гребнем, употребляемым для расчески льна, роется в голове другой, а частое щелканье доказывает изобилие насекомым в волосах наших русских женщин».

Читайте также:  Уютная квартира Федора Бондарчука в центре Москвы

В летнюю пору крестьян одолевали блохи, даже Петров пост мужики называли блошиным постом. В это период в вологодских деревнях можно было наблюдать такую картину: «В избе сидели мужик и баба, совершенно голые, и занимались ловлей блох, нимало не стесняясь, – так принято и ничего здесь нет предосудительного».
Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но бань в русском селе было катастрофически мало. Большинство воронежских крестьян, мылись раз – два в месяц в избе в лотках или просто на соломе.Отсутствие личной гигиены являлось причиной распространения большинства инфекционных заболеваний в русском селе. Исследователь дореволюционной поры Н. Бржеский на основе изучения быта крестьян черноземных губерний пришел к выводу о том, что «плохое качество воды и решительное равнодушие к содержанию себя в чистоте становится причиной распространения заразных заболеваний». Да и могло ли быть иначе, когда ели из одной миски, пили из одной кружки, утирались одним полотенцем, пользовались чужим бельем. Объясняя причину широкого распространения сифилиса в деревне, врач Г. Герценштейн указывал, что «болезнь распространяется не половым путем, а передается при повседневных общежительских отношениях здоровых и больных членов семьи, соседей и захожих людей. Общая миска, ложка, невинный поцелуй ребенка распространяли заразу все дальше и дальше…». Большинство исследователей, как прошлого, так и настоящего солидарны в том, что основной формой заражения и распространения сифилиса в русском селе являлась бытовая, вследствие несоблюдения населением элементарных правил гигиены.
Пищу грудных детей составляла молоко из рожка, с надетой гуттаперчевой соской, все это содержалось в крайней нечистоте. В страдную пору ( прим. время когда пшеницу косили) с грязным вонючим рожком ребенка оставляли на весь день под присмотром малолетних нянек. В воззвании д-ра В.П. Никитенко «О борьбе с детской смертностью в России» указывалась основная причина смерти младенцев, как в Центральной России, так и в Сибири: «Ни еврейки, ни татарки не заменяют собственного молока соской, это исключительно русский обычай и один из самых гибельных. По общему свидетельству, отказ от кормления младенца грудью – главная причина их вымирания». Отсутствие грудного молока в питании младенцев делало их уязвимыми для кишечных инфекций, особенно распространенных в летнюю пору. Большинство детей в возрасте до года умирали в русском селе по причине диареи».

Гигиена – языческая традиция и христианское пренеб

Гигиена – языческая традиция и христианское пренебрежение.(1 часть)

Гигиена – необходимая составляющая здоровья человека, его основа, залог долголетия и ,шире, успешной жизнедеятельности.

Вот как определяет термин “гигиена” словарь: Гигиена — медицинская наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.

Но человечество не всегда знало гигиену, ее нормы и правила. Долгое время у него были куда более прозаичные задачи – элементарное выживание в дикой природе, сохранение себя и своего потомства. Хотя и первобытный человек, скорее всего, заботился о своем здоровье, насколько, конечно, ему это позволяли его скудные знания о собственном организме и такой же скудный быт. Но по-настоящему человек задумался и обратил внимание на свое здоровье лишь вырвашись из первобытного, дикого состояния. А выйдя из первобытности, человек стал язычником. Первые культуры и цивилизации древности – это культуры и цивилизации языческие. Именно став язычником, человек начал осваивать в числе прочих и знания гигиены.

Древний Египет
Зачатки гигиены появляются в Индии, Китае, Месопотамии. Уже в Древнем Египте за 1500 лет до н. э. осуществлялись санитарные мероприятия по оздоровлению населенных мест: болотистая почва осушалась посредством дренажа, имелись правила по содержанию улиц, домов и удалению нечистот, были оборудованы сооружения по водоснабжению. Погребение производилось на кладбищах, вели записи о рождаемости и смертности с обозначением причин болезней.

Большое значение древние египтяне придавали личной гигиене. Предписывалась умеренность в пище и опрятность в быту, определялся образ жизни граждан, сон, омовения. Рекомендовалось периодически принимать слабительное и рвотное для очищения тела. Существовал обычай голодать один день недели для сохранения здоровья. Античные автора отмечали, что египтяне отличались крепким здоровьем среди других наций того времени.

Гигиенические и медицинские знания оформлялись как религиозные откровения бога мудрости Тота, изображаемого человеком с головой птицы ибис (ибис истребляет змей, червей, скорпионов, вредных насекомых — бича Египта). Тоту приписывалось авторство так называемых «Герметических книг», регламентировавших лечение в эпоху последних фараонов, персидских и греческих деспотов.

Геродот описывал обычаи египтян V в. до н. э.: «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое… Обрезают волосы чтобы избежать вшей… ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Моются они два раза в день и два раза в ночь».

Высокого уровня достигла не только гигиена, но и медицина древнего Египта. Греки считали египтян основателями профилактической медицины и переняли у них множество медицинских приемов. Детально разработанные правила индивидуальной и общественной гигиены Египта заимствовали евреи, включив их в свои священные книги (пищевой режим, половая гигиена, изоляция заразных больных, чистота лагерей и стоянок кочевого народа).

Древняя Индия
В бассейне реки Инд в III тысячелетии до н.э. появились города с плановой застройкой, высоким уровнем санитарного благоустройства, с развитым искусственным орошением, которые в этом отношении значительно превосходили древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии.

В XXV веке до н.э. в городе-крепости Мохенджо-Даро проживало от 35 до 100 тысяч человек. Санитарно-технические сооружения города: колодцы, система канализации, бассейн, бани — самые древние из известных истории. А столь совершенную систему водопровода не имела даже римская цивилизация.

Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось очень большое внимания: на каждой улице был канал для стока нечистот. Сверху все каналы плотно закрывались кирпичами, которые легко снимались для осмотра и чистки системы. Перед сбросом в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы, плотно закрытые крышками.

В Древней Индии большое значение придавалось личной гигиене и опрятности тела, чистоте жилища. Предписывалась смена белья и одежды, утреннего купания, ухода за кожей и зубами, стрижки бороды и ногтей. Рекомендовались растирания тела мазями, свежие припасы и растительная пища.

Запрещались излишества в еде, употребление мяса после 45 лет и спиртные напитки. Требовалось удалять от жилища нечистоты, использованную воду, остатки пищи. В империи Маурьев (IV — II вв. до н. э.) строго запрещался выброс нечистот на улицы города, определялись способы и место сожжения трупов умерших.

Уже в глубокой древности изучались влияние климата, местности, времен года, пищи и других факторов на здоровье людей. Делались попытки предупреждения заболевания, особенно оспой, широко распространенной в Индии. Медицинские познания собраны в священных гимнах «Яджур-веда» (IX в. до н.э.) и медицинских трактатах «Аюрведы» (1600 лет до н. э). Гигиенические познания закреплены в «Предписаниях Ману».

Месопатамия
Древняя Месопотамия является одним из очагов возникновения такой науки как медицина. Древние шумеры, вавилоняне и ассирийцы придерживались строгих гигиенических правил: мыли руки и тело, стригли волосы, натирались благовониями. Запрещалось есть и пить из грязной посуды, а также употреблять определенного рода пищу – то есть для поддержания здоровья шумеры придерживались диет. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят.

На шумерском и аккадском языках врачевателей называли а-зу или асу – «знающий воду». Водные процедуры в Месопотамии считались неотъемлымым средством интимной гигиены и общего залога здоровья. Компоненты их лекарственных средств насчитывали не одну сотню наименований и могли использоваться при втираниях, полосканиях и обмываниях, а также применяться в виде мазей, пилюль, свечей и тампонов. Самый древний рецепт мыла, известный на сегодня – шумерский. Мыло традиционно варили с использованием золы, а также животных и растительных жиров.

Древняя Греция
Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к телу человека, греки подарили миру физическую культуру и спорт. Занятия физическими упражнениями, закаливанием было развито повсеместно, развивалась личная гигиена. В Древней Греции даже существовал отдельный культ богини здоровья — Гигеи (Гигиеи), от которой собственно и произошел сам термин “гигиена”. Гигиея изображалась в виде молодой женщины в тунике, с диадемой, со змеёй, которую она кормит из чаши (в наши дни чаша со змеёй – эмблема медицины). Здесь, кстати, интерестно сравнить отношение двух культур – христианской и древнегреческой (языческой) к образу змеи. У одной он ассоциируется с абсолютным злом, приносящим беды, у другой же он олицетворяет здоровье и мудрость.

Забота и уход за здоровьем и телом, гигиеной и чистотой в Древней Греции поистине были возведены в культ (если хотите, были заложены в государственную программу Эллады). Палестры и гимнасии, где происходили занятия гимнастикой, обычно были на берегу ручья или водоема для возможности принятия водных процедур. В повседневном обиходе использовались обливания, растирания и массаж. Теофраст свидетельствовал, что у греков считалось достоинством иметь белые зубы и часто чистить их. С древнейших времен греки не только купались в море и реках, но и принимали холодные ванны.

Со временем распространились горячие ванны, приготовленные дома. В дальнейшем при палестрах, гимнасиях и больших домах в античной Греции появляются термы — бани, которыми в период эллинизма пользовалось всё население города. С развитием городов в Греции впервые появляются общественные санитарно-технические сооружения, выходящие за границы личной гигиены: городское водоснабжение и удаление нечистот, общественные бани.

Посещение общественных бань регламентировалось: благородные граждане были обязаны регулярно посещать бани. Была общественная должность — «смотритель купаний», государственные чиновники надзирали за строительством домов, продажей пищевых продуктов и напитков. Для борьбы с заразными болезнями применялось окуривание серой жилых и общественных помещений, жидкие нечистоты удалялись канализацией.

В вопросах здоровья древние греки также использовали опыт народов Малой Азии и Египта. Но в сравнении с другими странами, медицина греков меньше зависела от религии. В ряде городов были общественные врачи, безвозмездно лечившие бедных граждан и охранявшие город от эпидемий. У знати и богачей были домашние врачи. Наряду с жреческой медициной существовала и народная медицина.

В Греции существовали медицинские школы: одна из самых известных была на острове Кос, к которой принадлежал основоположник научной медицины Гиппократ (460—377 гг. до н. э.). В своем трактате «О воздухах, водах и местностях» потомственный медик Гиппократ рассматривается влияние окружающей среды на здоровье человека и ее связь болезнями. Связав гигиену с медициной, он дает рекомендации по профилактике заболеваний и способам продления жизни.

После развала империи Александра Македонского влияние Греции распространилось на Египет, Переднюю и Среднюю Азию. Достигнутые ею успехи в гигиене и санитарии становятся достоянием всего эллинистического мира. Александрия становится крупнейшим научным центром античности, где бывал другой величайший представитель медицины — Гален.

Древний Рим
Из Древней Греции культура гигиены и эстетики тела попала в Рим, где получила дальнейшее развитие. Здесь санитария достигла наибольшего расцвета. Санитарно-технические сооружения античного Рима были чудом своего времени. В период расцвета в этом городе проживало от шестисот тысяч до миллиона человек. В нем была создана целая индустрия водоснабжения и водоотведения, впечатляющая и сегодня. Римляне сумели соединить достижения санитарии и гигиены покоренных народов средиземноморья с мощью своего государства.

Строились водопроводы в основном на общественные деньги, а также на средства, полученные в ходе военных кампаний. Водопровод Ашо был построен на трофеи, взятые в результате победы над Пирром. Эксплуатация водопроводов осуществлялась за счет специальных налогов, относящихся к сфере водопользования.

Рим осуществил такие крупные общественные санитарно-технические мероприятия, как строительство водопроводов — начиная от величественных акведуков и заканчивая сетью питьевых фонтанов, прокладку канализации — начиная от громадной «Клоака Максима» и до сточных канав и общественных туалетов, создание целой сети знаменитых терм (бань-купален).

Читайте также:  Приползаю после трудового дня в свою ипотечную квартиру, а там он – друг моего мужа

Расцвет санитарной инженерии Рима был не случаен. Заболачивание почв долины Тибра, где находился город, делали местность весьма нездоровой — рассадником лихорадки. Сужение русла Тибра у Марсова поля, порождало постоянные наводнения. Для отвода почвенных вод с болотистой части города между холмами Палатин и Капитолий, где позднее возник Римский форум в VII-IV веках до н. э. был сооружен уникальный для своего времени водоотводной канал «Клоака Максима».

Канализация обслуживала и общественные уборные, которых в Риме было 144. А затем к этому подземному каналу вывели и стоки жилых домов. Сточные воды сбрасывались в реку Тибр. Проблема удаления загрязненной воды для Рима была весьма важной и потому, что в городе использовалось много воды в термах, знаменитых римских горячих банях, которую нужно было куда-то отводить.

Существовал специальный закон, разрешавший присоединение к городской канализации частных домов, лишь при условии уплаты особого налога — клоакориума. В процессе развития города канализационная система Рима превратилась в крупнейший гидротехнический комплекс, основой которого стала «Клоака Максима». Перестроенная в начале XX века, она существует и по сей день.

Для питья воды Тибра и источники заболоченной долины не подходили, но простиравшийся в 25 километрах от города горный кряж Аппенин давал чистую родниковую воду. Для ее доставки в город, в течение нескольких веков, была создана целая система водоснабжения. В Риме было 14 больших и около 20 мелких водопроводов, поставлявших в город за десятки километров до 1,5 млн. м; горной ключевой воды в год.

В Рим вода поставлялась через 11 акведуков, построенных в течение 500 лет и имевших общую длину почти 350 километров. Самый длинный римский акведук (141 км) был построен в Карфагене во втором веке н.э. Римские акведуки были весьма высокотехнологичными и надежными сооружениями, они не устарели даже спустя тысячелетие после падения Римской империи. Некоторые из них сохранились до сих пор.

В античном Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни. Но римские бани из чисто гигиенических учреждений превратились в общественные заведения — там кроме площадки для физических упражнений и состязании, также имелись помещения для отдыха и принятия пищи, для народных собрании и общения. Древнеримские термы строились по всей территории Римской империи.

Первые общественные термы в Риме были построены в 24 г. до н.э. Агриппой, а к IV веку н.э. уже насчитывалось около 10 больших публичных терм и более 800 менее роскошных, некоторые из них были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. Термы Диоклетиана были крупнейшими — они вмещали 3200 посетителей. Наиболее знаменитыми стали бани императора Каракалла, которые уже в V веке н. э. считались одним из чудес Рима.

Плиний Старший указывал, что мыло стало неотъемлемой частью жизни римского населения. Со 2 века н.э. римляне стали использовать мыло в качестве моющего средства. «Оно делает кожу мягкой и очищает от загрязнений…» писал живший в ту пору в Риме Гален, указав при этом что его надо изготавливать из жира и раствора золы с известью.

Сильная власть и наличие постоянной армии породили государственную врачебную деятельность. В Риме медицина практически утратила связь с религией и получила большие возможности развития. Вводились санитарные чиновники — эдилы, для осуществления санитарного надзора в строительстве, при продаже хлеба и других продуктов, проведения санитарных мероприятий. Запрещалось хоронить внутри города и использовать для питья воду из Тибра и др.

Древняя Русь
Существует мнение, что на Руси люди ходили в грязной, нестираной одежде, а привычка мыться пришла к нам из так называемой цивилизованной Европы. Так ли все было на самом деле?

Бани в России были известны в самой глубокой древности. Летописец Нестор относит их к первому веку по Р.X. , когда апостол Андрей путешествовал по Днепру, проповедуя Евангельское слово, и дошел значительно севернее его, “туда, где теперь Новгород”, где он увидел чудо – парившихся в бане. В ней, по его описанию, все превращались по цвету в сваренных раков. “Накалив печь в деревянных банях, – говорит Нестор, – входили туда нагими и там обливались водой; потом брали розги и начинали сами себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми; но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали еженедельно, и притом, – заключает Нестор, – никем не быв мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а мучение”.

Такие же свидетельства можно найти и у Геродота. Он отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду и в жарких парах омывали свои телеса.

У славян даже рожать было принято не в доме, а в хорошо истопленной бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу невидимых миров. Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы никому не навредить. Появление ребенка на свет у древних славян сопровождалось мытьем и даже парением в бане.

Вот что говорит арабский путешественник и ученый Абу-Обейд-Абдаллахал Бекри о существовании на Древней Руси бань: “И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева. В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскаленный очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе”. Далее он пишет, что этот народ не знает ни чесотки, ни язв.

Бани упоминаются в сказках и пословицах (Баня – мать вторая: кости расправит, все дело поправит).

Из древних летописей известно, что на Руси баня появилась задолго до крещения славян. Одни историки полагают, что баня на Русь завезена, якобы, арабами или спартанцами. Другие историки-археологи предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня является собственным изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый, не похожий ни на какой другой, ритуал мытья славян. Бани в те далекие времена наши предки называли по-своему: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др.

Конечно, знание древних цивилизаций и культур о гигиене и медицине в целом не означает, что болезни обходили их стороной. И в Риме и в Египте бушевали эпидемии, уносящие десятки, а порой и сотни тысяч жизней. Частично это объясняется несовершенством методов лечения и профилактики болезней (человечество еще только делало свои первые шаги в медицине), а также их недостаточной изученостью. Но то, что языческие цивилизации стремились к чистоплотности и достигли в вопросах гигиены весьма внушительных достижений, факт несомненный и бесспорный. Везде ей уделялось значимое внимание. А в более поздних цивилизациях, таких как Эллада и особенно Древний Рим, гигиена уже возводится в ранг государственных приоритетов. В это же время связь медицины и религии, все более ослабевает. Вести здоровый образ жизни, следить за своим здоровьем становится просто нормой поведения и одним из отличий цивилизованного человека от дикаря. И в это же время античная медицина и гигиена, как ее составная часть, достигают пика своего развития. Казалось, человечество уже перешагнуло тот рубеж невозврата к темных временам примитивного и пренебрежительного отношения к собственному здоровью. Но на горизонте античности уже сгущались тучи. Надвигалось учение Христа.

Истоки банной культуры

Сейчас трудно определить подлинные источники русской банной традиции. Складывалась она веками, постепенно впитывая и растворяя в себе обычаи многочисленных народов и племён, населявших в разные времена просторы Великой Русской равнины. Баня (влазня, мовня, мовница, мовь, мыльня) упоминается в мифах восточных славян как явление, угодное языческим богам. В этой мифологии само происхождение человека было определённым образом увязано с омовением в бане. Возможно, популярной фразой «заново родился» после парной мы обязаны своей исторической памяти.

Мытьё с жарким паром, хлестанием вениками и обливанием холодной водой (а зимой растиранием снегом) известно на Руси века с Х. Нестор в своих летописях довольно подробно и красочно описывал банный процесс в Новгороде с хлестанием тела «молодым прутьём» до состояния почти «бездыханного» и «остужением истомлённого тела холодной водой». Некоторые источники утверждают, что берёзовые веники настолько высоко ценились у народов Древней Руси, что включались в состав дани, взимаемой с побеждённых племён. Т.е. проигравшие на поле боя приговаривались к «вязанию веников» в промышленных масштабах и передаче их победителям в качестве дани.

Возможно именно поэтому мы, ностальгируя, и сегодня испытываем такое трепетное отношение к этому банному атрибуту (помнят руки-то!). А о чём нам говорит старинная песенка «Во поле берёзка стояла», знакомая с раннего детства? Особенно эти строки: «Как пойду я в лес погуляю, белую берёзу заломаю…?» Ведь не просто же так, люли-люли, из хулиганских побуждений загублю берёзоньку? Ну, конечно же, нет! Выполню полезную работу – наломаю веток на веники! Прогулка не должна быть праздной – дань платить надо (или самому попариться – тоже дело!).

Или вот привычка использовать в бане различные травы и настои. Откуда она пошла? По мнению Геродота, скифы, населявшие южную часть русской равнины, были большими любителями бани. Так как народ это был непоседливый, то и бань постоянных не имел. Баню устраивали прямо посреди степи: воткнут в землю три шеста, соединённых верхними концами, обтянут по кругу шкурами или войлоком – баня готова. Посреди шатра устанавливали чан с водой и бросали в него раскалённые в костре камни. Сильнейший жар наполнял шатёр, и брутальные скифы вопили от удовольствия и радовались, как дети.

На женской половине племени лежала обязанность приготовления специальных составов для обмазывания тела перед баней. В качестве сырья они использовали лаванду, щепу кипариса и кедра, полынь, ромашку и прочие душистые травы. Всё это растиралось в порошок на шершавом камне, смешивалось с водой и доводилось до консистенции жидкого теста. Этим ароматным составом полагалось натереть всё тело перед заходом в войлочную парную. Смывался этот своеобразный шампунь горячей водой из чана, после чего кожа становилось чистой и блестящей. Так не от скифов ли нам передалась любовь к душистой атмосфере парной и привычка обливаться настоями трав, ведь и растительные компоненты для бани сегодня практически те же. Вполне возможно, вот и Блок считал этих степных людей «с раскосыми глазами» нашими прямыми предками.

По-чёрному, по-белому, и причём здесь Пётр I

В своей известной песне Владимир Высоцкий как настоящий гурман пытается получить максимум удовольствия от банного процесса, используя разные варианты: то «затопи ты ему баньку по-чёрному», то «по-белому». В наше время, когда в моде технологичные скандинавские сухие сауны или турецкие хамам с тонкодисперсным паром от генератора, уловить разницу между чёрным и белым паром смогут немногие. Но все поймут, что это нечто архаичное, давно забытое. Попробуем разобраться вместе. Когда в 17 веке немец Адам Олеарий описывал своё путешествие по России он особо отметил, что не встретил ни одного города, ни единой деревни без парной бани и очень удивлялся способности русских сначала переносить невероятный жар, а затем выскакивать во двор и натираться снегом, как мылом.

Если в городах ещё можно предположить варианты, то в сельской местности немецкий путешественник наверняка был свидетелем использования бань «по-чёрному». Такие бани из бревенчатого сруба строились очень низкими, немного заглубленными в землю. Швы между брёвнами законопачивались высушенным мхом, а дверь была так мала и в высоту, и в ширину, что в неё нужно было не входить, а протискиваться, как в лаз. Всё было нацелено на быстрый прогрев помещения и сохранение тепла. Дымоход в таких банях отсутствовал, и дым от печки, обложенной камнями, выходил прямо в парную. От такой эксплуатации вся баня быстро покрывалась сажей и копотью, из-за чего и получила название «чёрной».

Кстати, и сегодня находится немало любителей попариться по-чёрному, особенно много таких «банек» разбросано по необъятным просторам Сибири и Урала на всяческих охотничьих и рыбачьих заимках. Особо почитается у фанатов магия того момента, когда молодой пар от выплеснутого на раскалённые камни черпака смешивается с ароматным дымком потрескивающих на огне поленьев, создавая неповторимую и незабываемую атмосферу. Разобравшись с баней «по-чёрному», понять, что собой представляет баня «по-белому» очень просто – это строение с дымоходом. Дым – отдельно, пар – отдельно. Ни сажи, ни копоти. Собственно, все современные бани с дымоходами – это бани «по-белому».

Римские термы знамениты своим мраморным великолепием, исполинскими размерами и множеством помещений с разной температурой. Русская баня обычно невелика, скромна с виду, срублена из брёвен и имеет всего два помещения: тесноватую раздевалку да парилку (она же моечная). Зато степень жара здесь регулируется: температура зависит от желания клиентов, мастерства банщика и размещения на полоках – деревянных лежаках, размещённых на разной высоте в два, а то и три яруса. Ближний к полу – прохладный, у потолка – самый жаркий.

Русский царь Пётр Великий был большим почитателем и знатоком бани. Он хорошо знал, как поставлено банное дело в Европе, но более всего по душе ему были всё-таки русские традиции. Современники Петра свидетельствовали, что находясь в Голландии для постижения премудростей строительства кораблей и мореплавания, он собственноручно срубил настоящую русскую баню и парил там с веником со всей присущей ему страстью и своих придворных, и знатных (полных ужаса!) европейцев. Пристрастное отношение царя к бане нашло оригинальное выражение при возведении Петербурга: в отличие от любых других зданий строительство бань всем желающим было разрешено вести без каких-либо пошлин. Начало следующего столетия в царствование Екатерины II ознаменовалось бурным строительством общественных городских бань. Яркий пример – московские бани Силы Сандунова, бывшего актёра Императорского театра. Пользуясь ими по сей день, мы не всегда отдаём себе отчёт в том, что в этих старых стенах сосредоточены опыт и память многих поколений наших предков, являющиеся составляющими кирпичиками в массиве нашей национальной культуры, современной ступени цивилизации.

Ссылка на основную публикацию