Для чего и как применяют жидкотопливные горелки

Для чего и как используют жидкотопливные горелки

Базой любой отопительной системы есть источник теплоты, это относится и маленького дачного домика, и огромного производственного помещения. Оптимальную температуру с минимальными затратами на горючее сейчас способны обеспечить лишь лучшие рыночного предложения. Исходя из этого обладателям недвижимости нужно пристально доходить к выбору типа оборудования. В этом случае мы будем говорить о жидкотопливных системах обогрева.

Данная инновационная техника позволяет сократить затраты на обогрев помещений, она достаточно производительная и надежная в исполнении. Ее универсальность разрешает легко устанавливать котлы на объекте любой площади.

Конструкция оборудования

Один из основных элементов жидкотопливного котла, талантливого применять бензин либо дизель, форсунка. Она предназначена для оптимального и действенного смешивания горючего с воздухом и подачи смеси в камеру сгорания.

Благодаря такому оборудованию удается взять:

  • стойкость процесса горения;
  • повышение передачи тепла;
  • экономию горючего.

Грубо говоря конструктивные изюминки жидкотопливной горелки зависят от типа котла, где она используется. Не смотря на то, что громадную популярность стали приобретать универсальные изделия, талантливые одинаково как следует сжигать жидкие материалы, имеющую разную вязкость. Кроме вышеупомянутых, к ним возможно добавить мазут.

Горелки, работающие на жидком горючем, возможно поделить по типу применяемого ними топлива для котлов отопления:

ДизельныеСозданы для работы с соляркой. Владеют определенными конструктивными изюминками, каковые снабжают действенную подачу горючего без его перерасхода.
Для мазутаСпособны работать с вязким горючим – мазутом либо «отработкой», разрешают сжигать кроме того самые частые материалы без их дополнительной обработки растворителями.
ГРЖ 1
  1. Оборудование блочного типа.
  2. Применяют для работы с горючим, воображающим особые жидкие бытовые материалы

Классификация

Работой горелками для котлов возможно руководить:

  1. Вручную, в то время, когда домовладелец руководит работой котла своими руками, например, подает горючее в камеру сгорания и следит за температурой теплоносителя на выходе из теплоисточника.
  2. Посредством автоматики. Инструкция к оборудованию предполагает, что агрегаты данного типа не нуждаются в постоянном присмотре за ними оператора, что разрешает наладить качественную работу отопительной системы. К примеру, такие горелки снабжены:
  • блоками автоматического розжига горючего;
  • его подачи и остановки;
  • контроллером температуры, который сам регулирует ее в установленных параметрах.

Совет: лучший вариант – жидкотопливные котлы с автоматической системой управления. Благодаря такому оборудованию удается создать экономную и производительную отопительную систему, работающую без сбоев и других неприятностей.

Цена горелок зависит кроме этого и от типа регулировки мощности. К примеру, отечественный рынок предлагает варианты с одной либо двумя ступенями регулировки, причем громаднейшим спросом пользуется второй. Он разрешает проводить регулировку плавно, что снабжает самый экономичный режим эксплуатации.

Преимущества

Отопительное оборудование со встроенными жидкотопливными устройствами сейчас устанавливается во многих зданиях и промышленных объектах. Обстоятельства таковой популярности техники возможно отыскать в массе преимуществ и конструктивных изюминках узлов, конкретно несущих ответственность за сжигание жидкости в камере. (См. кроме этого статью Газовое отопление: изюминки.)

Рассмотрим эти преимущества подробнее:

  1. Полная автоматизация оборудования. Благодаря автоматическим устройствам удается создать наиболее экономичную и производительную работу личной отопительной системы.
  2. Экономное применение горючего. Широкий выбор жидкотопливных узлов позволяет применять различные типы горючего – от дизельного до отработанного масла. Цена этих материалов значительно ниже классического газа.
  3. Нагрев теплоносителя происходит за маленькое время. Конструкция жидкотопливной горелки разрешает действенно подавать горючее в таком количестве, дабы его сжигание проводилось с самым большим уровнем теплоотдачи.

Совет: котлы, снабженные особыми агрегатами, разрешающими работать им на жидком горючем, считаются лучшим выбором для тех объектов, на которых нужен стремительный нагрев теплоносителя либо требуется генерация пара много.

В большинстве случаев жидкотопливные устройства стараются использовать в местности, где отсутствует централизованное газоснабжение, а жёсткое горючее покупать невыгодно. Оборудование совместимо с любыми видами водонагревателей и теплогенераторов. Вам останется лишь верно вычислить его мощность и подобрать тип горючего, дабы обеспечить нужную производительность устройства и хорошую передачу тепла теплоносителю. (См. кроме этого статью Отопление частного дома дровами: изюминки.)

Широкий выбора узлов и топлива позволяет купить определенный тип оборудования, которое подойдет по своим параметрам и для маленького загородного коттеджа, и для большого торгового павильона.

Вывод

В случае если на участке отсутствует газоснабжение, его возможно заменить жидким горючим. Для этого нужно купить котел со встроенной горелкой данного типа. Благодаря ней вы сможете экономить затраты на отопление, создавать стремительный и качественный обогрев помещений, создавая в них оптимальный температурный режим. Видео в статье окажет помощь отыскать вам дополнительную данные по данной тематике.

Жидкотопливные котлы отопления, что нужно знать перед покупкой

Вступление

Было бы странным, если статью про жидкотопливные котлы я начал с их критики. Она, конечно, будет, но чуть ниже. При выборе типа котла отопления для дома, важно сопоставить плюсы и минусы рассматриваемого типа котла, учесть региональное расположение дома, доступность топлива, дополнительные задачи, которые должен выполнить котел и много других нюансов. Именно этим займемся в этой статье, и подробно разберем все нюансы, касающиеся жидкотопливных котлов отопления.

Определение понятия

В определении этого типа котлов отопления нет никаких умственных изысков. Жидкотопливные котлы это котлы, работающие на жидком топливе типа дизельное топливо оно же, солярка.

Основное назначение котла на жидком топливе, обогрев дома, посредством нагрева теплоносителя контура отопления. В зависимости от марки котла он может выполнять дополнительную функцию, а именно нагревать воду в водопроводной системе, создавая контур ГВС. В общем, никаких сверхзадач, обычные задачи всех котлов отопления.

Жидкотопливные котлы и топливо

Так сложилось, что говоря о бытовых жидкотопливных котлах, априори подразумевается, что эти котлы работают на дизельном топливе (солярке). На самом деле, горелки этих котлов могут работать и на других видах жидкого топлива (о чём должно быть указано в документации):

  • Керосине;
  • Легкой нефти;
  • Различных маслах;
  • Мазуте.

Главное требование к топливу, это отсутствие влаги и отсутствие абразивных примесей. Также стоит отметить, что каждый вид топлива влияет на производительность котла и периодичность его обслуживания.

Еще важно понимать, что топливо, на котором работает котел, должно быть указано в документации к котлу и пока не существует всеядных жидкотопливных котлов.

Сколько нужно топлива котлу

Сколько расходует котел топлива указано в документах (описаниях) к котлу или горелке котла. Чтобы понять порядок цифр я составил сводную таблицу, мощность котла и расход топлива в сутки.

Котлы два контура, на дизтопливе и керосине (фирма Китурами).

  • 15 кВт / 5-7 литр/сутки
  • 19 кВт / 8 л
  • 25 кВт / 7-10 л
  • 35 кВт / 10-15 л
  • 57 кВт / 23 л
  • 82 кВт / 33 л
  • 115 кВт / 46 л

Выводы по расходу (расчет №1)

По приведенным данным расхода топлива можно оценить стоимость отопления за сезон.

  • Берём отопительный сезон 6 месяцев, или 180 суток.
  • Для дома 300 метров требуется котел 30 кВт (1 кВт на 10 метров).
  • Выбираем котел по списку выше на 34,9 кВт, который расходует в среднем 12 литров дизельного топлива в сутки. (10,0-14,5 л).
  • Максимальный расход топлива за 180 дня будет 180×14,5=2610 литров.
  • Мы понимаем, что топить на максимуме весь сезон никто не будет. Считаем, что 90 дней отопительного сезона котел работает на 100%, а 90 дней на 50%.
  • Получаем: 90×14,5+90×14,5/2=1305+652,5=1957,5 литров.
  • Дизельное топливо 1957,5 литров стоит (розница по 38 рублей) 74385 рублей (1240 руб. в месяц).

В статье «Упрощенный расчет системы отопления» я показывал расчет по мощности котла отопления. Ниже будет другой расчет, который покажет другие результаты.

Преимущества жидкотопливных котлов

  • Есть вполне очевидные преимущества жидкотопливных котлов используемых на производствах, связанных с горюче смазочными материалами. Для частных домов преимущества котлов этого типа могут вызвать вопросы:
  • Котлы на жидком топливе имеют высокий КПД от 86 до 98%. Это хороший показатель, и он очень близок к показателям газовых котлов;
  • Несомненный плюс дизельных котлов, в отличие от газовых, не нужно разрешений (согласований) на монтаж котла. Хотя топочную комнату оборудовать всё равно придется;
  • Дизельные котлы выпускаются в максимально автономных комплектациях. Автоматика котлов и автоматическая подача топлива, позволяют минимизировать присутствие человека для обслуживания;
  • Еще один плюс, это возможность достаточно быстро и просто, сменив горелку котла, перейти на работу с природным газом;
  • Хотя и нет всеядных котлов, дизельные котлы могут работать на альтернативных видах жидкого топлива, о чём указано в документации к котлу;
  • Котлы на жидком топливе можно вписать в любую отопительную систему и могут работать с любым теплоносителем (водой и антифризом).

Недостатки котлов на жидком топливе

При выборе котла более важны недостатки котлов на жидком топливе.

  • Прежде всего это затраты на обустройство топочной комнаты, строительство дымохода и установку топливного бака ёмкостью 500-3000 литров. В доме такой бак не поставишь (хотя это делают), а значит нужно место на участке. Установка большого бака тоже дело затратное и требует соблюдение технологий.
  • Топочная комната, нужна, чтобы скрыть шумную работу котлов этого типа. Кроме этого, сжигание дизтоплива сопровождается нефтяными запахами.
  • Большие вопросы в оборудовании бака могут быть у природоохранительных органов. Всё это дополнительные затраты.
  • Современные жидкотопливные котлы стоят дорого, а затраты на топливо превосходят стоимость других видов топлива.
  • Еще один подводный камень, это высокие требования к качеству топлива. Это может быть проблемой регионального (местного) значения.

Какой запас топлива нужен на сезон

Один их важнейших вопросов, который нужно решить, сколько топлива вам понадобиться на сезон. Давайте считать.

Упрощенно считается, что:

  • 1 литр дизтоплива позволяет отапливать площадь до 100 метров течение часа.
  • Расход котла считается, как мощность используемой горелки умноженной на 0,1.
  • И как всегда, 1 кВт котла обогреют 10 кв. метров дома.

Сделаем примерный расчет, от слова пример.

  • Пусть у нас дом 300 метров, как в расчете выше. Для отопления хорошо утепленного дома нам понадобиться котел 30 кВт. КПД котла 93%. Горелка такого котла будет сжигать 32,2 кВт×0,1=3,2 литра топлива в час. Это 77,4 литра в сутки.
  • В отопительном сезоне считаем 180 дней (6 месяцев). Максимальный расход топлива в так называемом непрерывном режиме составит: 13932 литра (14 тонн). Ого!
  • Понимаем, что котел не будет работать весь сезон на полную мощность. Для расчета принимается, что котел будет задействован полсезона на 50%. Поэтому, на сезон для дома в 300 метров нам понадобиться:
  • 90×77,4+90×38,7=6966+3483=10449 литров.
  • По цене: 10449 литров×38 рублей=397062 рублей (66177 рублей в месяц). Нереальная сумма.
Читайте также:  Монтаж систем отопления: этапы работ и пошаговое руководство

Возникает логичный вопрос: Почему, по сравнению с расчетом по паспорту (выше) этот расчет выше дал совсем другие результаты и где правильный расчет?

Отвечаю: Ошибка в 72 литрах в сутки. Не один дизельный котел не будет работать 24 часа в сутки.

Как я сказал, у дизельных котлов очень серьезная автоматика. Котел 2/3суток, будет отключен, а не включен. Поэтому в расчете должно присутствовать не 24 часа работы, а 8 часов. То есть топлива на сезон нужно не 10449 литров, а 3483 литра.

Кроме этого, современные котлы имеют технологические хитрости, которые также позволяют снизить расход топлива, например, многоступенчатые горелки, горелки с турбо циркуляцией.

Еще один момент. Расчет, приведенный в начале статьи, основан на паспортных данных котлов, которые составлялись с учетом качества топлива страны производителя. Также, расход котла указанный в паспорте слегка занижен, так как подразумевает идеальное утепление дома, температуру на улице минус 10-15˚C и дается на уже прогретый дом (режим поддержания тепла).

Поэтому, правильный расчет расхода топлива на отопительный сезон будет где-то посередине между 1957,5 литров по паспорту и 3483 лира по расчету. Помним, что считал я дом в 300 метров.

Как работает жидкотопливный котел

Работа котлов на дизельном топливе схожа с работой газового котла. Ведущую роль выполняет горелка с вентилятором. Она распыляет топливо. В камере сгорания, топливо смешивается с кислородом (воздухом) и загорается. От горения топливной смеси греется теплообменник с теплоносителем.

В двухконтурном котле, присутствует второй контур, по которому движется вода из водопровода, создавая систему горячего водоснабжения.

Говоря о схожести в работе газового и дизельного котлов, стоит вспомнить, что большинство жидкотопливных котлов, достаточно быстро можно переделать под работу на газу (и наоборот). Сменяется только горелка котла и всё.

Например, котел De DietrichGT123 работающий на жидком топливе или газе. При покупке работает, с наддувной жидкотопливной горелкой, которую можно заменить, на газовую горелку для работы на газу. На схеме аналогичный двухконтурный котел Китурами.

Жидкотопливная горелка

Для отопительных агрегатов на жидком топливе используются вентиляторные (наддувные) горелки. Они распыляют жидкое топливо, поступающее в горелку под давлением, с необходимым коэффициентом распыления. Воздух в горелку также нагнетается, что правильно называется принудительный наддув.

Поджог топливной смеси производится электродами. Дальнейшую работу котла обеспечивает встроенная автоматика.

Здесь пора заметить, что в конструкции котлов много электроники и оборудования работающего от электричества (вентиляторы, насосы). Это делает дизельные котлы электрозависимыми и это необходимо учесть при покупке и монтаже. Если в доме частые проблемы с электричеством, то нужно позаботиться о резервном электропитании.

Типы и режимы работы горелок для жидкого топлива

Некоторые производители продают отопительные котлы на жидком топливе без горелок. И вот почему. Выбор горелок для жидкого топлива достаточно большой и много различий по типам и режимам работы.

Типы горелок

Различают следующие типы горелок по топливу:

  • Моно топливные горелки. Они работают только на одном виде жидкого топлива, чаще на солярке. Для перехода на масла, придется менять форсунки горелки.
  • Би топливные горелки. Они работают на нескольких, чаще двух, видах топлива. Встречаются комбинации, дизель-газ, дизель-дрова, дизель-дрова-уголь и т.п.

Типы горелок по режиму работы

На это тоже обращаем внимание:

Горелка одноступенчатая. Довольно примитивная, из-за этого надежная горелка. Регулировка производится простым включением/выключением горелки. Отличаются максимальной отдачей мощности и максимальным расходом топлива.

Горелка многоступенчатая. Настроена такая горелка, на работу по сложным алгоритмам плавного включения/ выключения, через промежуточные значения мощностей. Стоят такие горелки дорого, но отлично экономят солярку. Обычно такие горелки стоят на мощных котлах от 40 кВт.

Теплообменник котла на дизельном топливе

Теплообменник данных типов котлов, не отличаются оригинальностью. Делают их из стали или чугуна. Стальные легче и дешевле, но служат меньше. Чугун, отлично держит тепло и долго служит, но хрупок и дорог. Всё как везде. Читать о теплообменниках.

Ёмкость для хранения топлива

Теперь самое интересное. Для жидкотопливного котла нужна ёмкость для хранения топлива, и это я чуть выше отнес к недостаткам.

Расчеты, показанные выше, говорят, что ёмкость нужна на несколько тонн. Изобретать здесь ничего не нужно и лучше купить готовую ёмкость со всем встроенным оборудованием: поплавком, отводом паров, краном слива, набором для забора топлива, трубопроводом для вывода топлива к горелке и т.п.

Материал для ёмкостей это сталь, полиэтилен, стекловолокно.

Для установки ёмкости потребуется подготовка площадки, котлован, бетонирование и масса специальных работ. Это нужно понимать и скорее всего, придется нанимать специалистов.

Автоматика (управление)

Топливо по своим характеристикам может самостоятельно поступать котел, его не нужно подбрасывать, как дрова. Поэтому в котлах данного типа максимальное внимание уделяется автоматическому управлению, которое минимизирует присутствие человека в работе котла.

На примере, попавших мне, котлов Китурами, посмотрим, что входит в автоматику котла. На корпусе видим, датчики уровня топлива, температур, перегрева. Есть, электронный блок дистанционного управления. Индикаторы котла позволяют следить за температурой теплоносителя в теплообменнике, циркуляционным насосом, горелкой, питанием. Хитрые кнопки «Сон», «Душ», тоже элементы универсальной автоматики. Это плюс.

Выводы

Если в вашем районе, проблемы с газификацией, и вы не можете получить дополнительные мощности для электрокотла, а отопление в доме нужно и нужна горячая вода, то жидкотопливные котлы это то, что нужно.

Жидкотопливные котлы: преимущества и недостатки

Зимний сезон уже принес в редакцию www.7dach.ru немало вопросов и рассказов про способы индивидуального отопления дома. В основном они касались газовых, электрических и твердотопливных котлов, а иногда и самых авангардных отопительных установок – тепловых насосов. Но пока не поступило ни одного письма о жидкотопливных котлах. Восполнить этот пробел и призвана наша статья, тем более что этот тип котлов дает высокую степень энергонезависимости в условиях зимнего проживания на даче.


Жидкотопливные котлы: преимущества и недостатки

Действительно, жидкотопливный котел нечасто становится главным теплогенератором в дачных домах. Отпугивает потребителя и внушительная стоимость, и нежелание возиться с дизельным топливом, особенно в морозы. Да и специфический «нефтяной» запах жидкого топлива и продуктов его сгорания может нарушать «ароматную» идиллию жизни на природе.

На отечественных строительных рынках можно найти около двух десятков известных мировых производителей подобной техники. Например, De Dietrich (Франция), Kiturami (Южная Корея), Protherm (Словакия), Roca (Испания), Buderus, Vaillant, Viessmann, Wolf (Германия), Baxi, Biasi (Италия). Автору этих строк посчастливилось побывать в служебной командировке на последнем из упомянутых предприятий, и я готов засвидетельствовать высочайший его технический уровень, тотально замешанный на компьютерной технике в разнообразных ее применениях.

Плюсы и минусы дизельных котлов

Итак, глядя правде в глаза, давайте назовем и оценим все плюсы и минусы жидкотопливных котлов.


Жидкотопливный котел Buderus Logano. Фото: russia-building.ru

Преимущества котлов на жидком топливе

Начнем с преимуществ. К ним относятся:

  • Достойный уровень эффективности. Коэффициент полезного действия разных моделей плавно колеблется в диапазоне 75-85%. А при использовании жидкотопливных конденсационных котловКПД достигает 98% (при максимальной теплоте сгорания – теплотворной способности Hs). Согласитесь, на такой показатель можно положиться.
  • Длительный срок эксплуатации (до 20-30 лет) тоже вызывает уважение.
  • Сепаратность дизельного отопления, не требующего близости тепло- или газовой магистрали. А также безразличие к выделяемым лимитам электроэнергии, сколь малы и оскорбительны для дачника они бы ни были.
  • Высокая степень автоматизации всего котла, включая автоматическую подачу топлива.
  • Установка дизельного котла не требует согласования и разрешения вышестоящих надзорных организаций. Тут уместно вспомнить, что официальная установка «дешевого» газового котла «тянет» на сотни тысяч рублей, что имеет смысл учитывать при покупке газового оборудования.
  • Универсальность применения. Один и тот же котел способен использовать несколько видов топлива. Более того, заменив тип горелки, можно начать работать на газе. Да-да, перейти с дизельного топлива на газ! Это серьезнейшее преимущество конструкций, позволяющих приобретать жидкотопливный котел с перспективой проводки к дачному участку магистрали централизованного газоснабжения.


Низкотемпературные водогрейные котлы Vitoplex для жидкого и газообразного топлива. Фото: Viessmann

Недостатки дизельных котлов

  • Солидная цена на котловое оборудование и топливные емкости;
  • Высокая стоимость дизельного топлива, уступающая разве что централизованному электроснабжению. Стоимость альтернативных топливосодержащих «отработок» заметно дешевле;
  • При работе горелки возникает шум, снижающий прелесть пребывания в тиши загородной природы
  • Потребность в специальном котельном помещении, курирующем шумовые и ароматические недостатки дизельного котла.

Дополнительно надо зарезервировать на участке место, где будет размещаться цистерна для топлива. Ее емкость должна обеспечить гарантированную работу котла в течение нескольких месяцев. А это значит, что вам потребуется несколько тонн топлива.

Топливная емкость. Фото с сайта kromstroy.ru

Так, например, стандартная полиэтиленовая емкость, рассчитанная на 5000 л, весит 140 кг. Ее длина и ширина составляют соответственно 2,4 м и 1,8 м при высоте чуть меньше 2 м. И ведь ее придется зарывать в землю достаточно глубоко, ниже глубины промерзания. Кроме того, имеет смысл ее утеплить и, желательно, соорудить систему подогрева, так как дизельное топливо обладает неприятным качеством — густеть на морозе. Об этом хорошо осведомлены обладатели дизельных автомобилей. Крышка емкости укомплектована дыхательным клапаном. Стоимость такой дизельной «дровницы» приближается к 50 000 руб.

Топливо: возможности выбора

Говоря о жидкотопливных котлах, мы подразумеваем применение солярки. И теплотехнический расчет этих агрегатов производится из расчета именно ее теплотворной способности. Однако «всеядность» таких теплогенераторов весьма широка. Они могут работать на:

  • керосине,
  • лёгкой нефти,
  • отработанных моторных и трансмиссионных маслах,
  • мазуте.

Разумеется, все эти виды топлива обладают различным химическим составом, вязкостью и теплотворностью, что приводит к разной производительности котлового оборудования. Обидно, но это также может привести и к его внеплановым чисткам. Главное, чтобы приобретенное топливо было лишено нештатных примесей и влаги. Необходимо оговориться, что разработаны специальные системы топливной подготовки, без применения которых котел работает заметно хуже на альтернативных типах топлива.

Кроме того, обычный «дизель» можно приобрести подешевле в соседней войсковой части, строительной автомехколоне или автобусном парке (упомянув эти прискорбные, но имеющие место в нашем обществе явления, автор подчеркивает, что он принципиальный сторонник борьбы с коррупцией, чего и читателям желает).

Читайте также:  Пробка радиатора. Принципы работы. Схема монтажа. Типы герметизации стыков. Установка

Так сколько запасать топлива?

Для ответа на это вопрос хочется задать еще один: а хорошо ли и по современным ли технологиям у вас утеплена дача? Если ответ утвердительный, то для полноценного отопления 1 кв. м требуется 0,05 кВт установленной мощности. (Просвещенный в технике читатель может тут же упрекнуть автора статьи в ошибке, сославшись на то, что этот показатель везде пропагандируется в размере 0,1 кВт на 1 кв. м. Однако реальные измерения расхода тепла хорошо утепленных домов приводят к величине 0,05 кВт. А величина 0,1 кВт на 1 кв. м скорее отражает беспечное разбазаривание тепла в кое-как утепленном коттедже, а также прямой финансовый интерес производителей отопительной техники).

Для легкости счета предположим, что зимняя отапливаемая площадь вашего коттеджа не превышает 100 кв. метров. То есть для отопления в суровую зиму нам нужно 5 кВт х час. Воспользуемся самыми приближенными вычислениями.

  1. Известно, что в среднестатистическом варианте для генерирования расхода в 10 кВт х час потребуется расходовать 1 кг дизельного топлива в час. То есть для отопления нужно 0,5 кг дизельного топлива в час. То есть около 12-15 кг в сутки.
  2. В зависимости от географической зоны установки котел работает разное число суток. Скажем, 100 дней он работает с полной нагрузкой, а еще 60 дней – с 50% нагрузкой.
  3. Тогда имеем: 15 кг х 100 суток + 7,5 кг х 60 суток – получаем около 2 тонн топлива.


Цистерна для топлива. Фото: BenEarwicker

Еще раз повторюсь: речь идет о хорошо утепленном доме. В российской реальности для отопления потребуется около 2500–3000 кг. Но много ли в наших дачных товариществах коттеджей с отапливаемой площадью в 100 квадратнх метров?

Итак, емкость топливной цистерны примерно ясна, если вы собираетесь ее заполнять один раз в год. Попутно, зная сегодняшнюю цену дизельного топлива в вашем регионе, вы узнаете цену годового бюджета на отопление. (В конце 2016 года в моем регионе рядом с дачей литр дизельного топлива стоил около 36 рублей. Хотя в интернете в тот же день предлагали дизельное топливо с доставкой за 28 руб. 78 коп. Ощутимая разница!).

Учтите, что на автозаправках цена топлива устанавливается за один литр. Поэтому, чтобы перейти от килограммов к литрам, вам нужно умножить их на коэффициент 1,16. Те же выше упомянутые 3000 кг топлива займут емкость почти в 3500 литров.

Как устроен котел?

Котел состоит из заключенных в едином корпусе обязательных компонентов (узлов). Это:

  • камера сгорания;
  • горелка на жидком топливе (универсальная или дизельная);
  • теплообменник;
  • система управления.

Некоторые авторы добавляют к этому перечню топливно-очистной фильтр и дымоход, хотя они напрямую не являются элементами теплогенератора.

Вода для отопления дачи поступает в теплообменник, где нагревается в его коллекторах под воздействием температуры пламени топливной горелки. Раскаленные стенки теплообменника передают свою тепловую энергию теплоносителю (в самом общем случае – воде).


Устройство жидкотопливного конденсационного котла. Фото: Viessmann

Теплообменники

Теплообменники бывают чугунные или стальные. Чугунные, разумеется, принципиально не ржавеют и вполне сносно трудятся при низких температурах. Однако они небезразличны к крутым скачкам температуры, а также хрупки, и нужно быть крайне аккуратными при их транспортировке и установке.

Чугунные теплообменники весьма тяжелы. И если их смонтировать уже на заводе-производителе в корпусе котла, то его будет проблематично внести в обычную дачную котельную, так как он неподъемен. Поэтому большинство таких конструкций перевозят отдельно и монтируют непосредственно на месте установки котла. Например, котел Vitorond 200 от Viessmann, состоящий из чугунных сегментов, легко пройдет в любую дверь. Его сегменты можно по отдельности доставить в котельную и без проблем собрать на месте с помощью прессового штампа. Этот котел даже специально рекомендован для модернизации старых домов.


Низкотемпературный чугунный котел Vitorond 200. Фото: Viessmann

Стальные теплообменники подвержены низкотемпературной коррозии, возникающей при выпадении конденсата продуктов сгорания. Зато они заметно легче чугунных и монтируются в корпусе котла уже в цехах завода-изготовителя. Согласитесь, полностью готовый к эксплуатации агрегат приобретать как-то спокойнее.

«Сердцем» теплоагрегата является жидкотопливная горелка.

Жидкотопливная горелка De Dietrich. Фото с сайта termos-spb.ru

Она вентиляторная, для обеспечения требуемого уровня распыления солярки в камере сгорания. Топливная смесь воспламеняется встроенными электродами.

Сами горелки могут быть:

  • монотопливными (могут сжигать только жидкое топливо),
  • универсальными, способными работать на разнообразных нефтепродуктах.

Тема горелок может быть представлена отдельной статьей, но рамки традиционного по размерам дачного дома не требуют этих сугубо профессиональных знаний.

Система управления

Жидкостной характер дизельного топлива позволяет глубоко автоматизировать работу отопительного котла. Головной контроллер следит за работой всех параметров котла, особенно за характеристиками работы горелки. Также он держит «руку на пульсе» количества воздуха, подогреве топлива, температуре воздуха внутри и вне дачи, температуре подаваемого топлива. Такая тотальная подконтрольность работы обеспечивается благодаря встроенным термостатам и выносным температурным датчикам.

Контроллер Vitotronic. Фото с сайта viessmannstore.ru

Датчики безопасной работы теплогенератора следят за возможным избыточным давлением, состоянием факела или наличием теплоносителя в системе отопления. В лучших версиях котлов их автоматике по плечу мониторинг самодиагностики всей системы с выводом текущей информации на экран хозяйского смартфона.

Перспективы жидкотопливных котлов

Завершить повествование о жидкотопливных котлах хочется краткой информацией о самом перспективном в последнее десятилетие направлении в их развитии создании так называемых конденсационных котлов. Это значительно усовершенствованная конструкция, позволяющая резко увеличить коэффициент полезного действия теплоагрегата и приблизить его к 97%. А что еще нужно от котла, если не повышение КПД?

В качестве достойного примера возьмем чугунный низкотемпературный котел Viessmann Vitorondens 200-Т. Агрегат надежен, экономичен и прост в установке.


Напольный жидкотопливный конденсационный котел Vitorondens 200-T. Фото: viessmann.ru

Он генерирует тепловую мощность в диапазоне от от 20,2 до 53,7 кВт. Котел оснащен самоочищающимся теплообменником из специальной стали и простым в использовании контроллером с индикацией текста и графики.

В сухом остатке

Кому из дачников стоит обратить внимание на этот вид отопительной техники? Если:

  • вам в ближайшем будущем «не светит» централизованное газоснабжение,
  • в округе отсутствуют надежные поставщики твердого топлива,
  • а электричество по–прежнему дорого и ограничено в лимитах,

тогда дизельный котел точно для вас.

Кроме того, в случае неожиданной газификации вашего садоводческого товарищества он тоже может быть использован (после замены горелки) на 100%.

Котел на дизельном или ином жидком топливе станет долговременным источником тепла на вашей даче.

Универсальные жидкотопливные горелки

На фоне неизменно растущих цен на энергоносители естественный повышенный интерес стали вызывать котлы и печи, ориентированные на дешёвые доступные виды топлива.

Среди них необходимо особо выделить универсальные устройства, способные эффективно работать на горючем различного качества. Наиболее практичными можно считать котлы на отработанном масле российского производства. Цена установок может варьироваться в широких пределах, поэтому прежде всего необходимо понимать, чем она обуславливается и на что следует обратить внимание.

Существует 4 основных фактора, определяющих стоимость оборудования:

  • тепловая мощность;
  • КПД и эксплуатационный расход топлива;
  • основные и сервисные расходы;
  • безопасность, возможность контроля работы в автоматическом режиме.

Необходимо также обратить внимание ещё на два немаловажных нюанса: универсальность (всеядность) и практические аспекты — шумность, экологичность, сложность обслуживания и ремонта. Почти все эти параметры связаны с конструктивными особенностями горелки. Теплогенератор или котёл на отработке осуществляет перенос тепла от одной среды к другой, от его архитектуры зависит эффективность устройства в целом, но основные мощностные и эксплуатационные характеристики задаются исключительно производительностью основного процесса горения.

Принцип работы

Основной момент: теплотворность отработанных технических масел сопоставима с аналогичными показателями топочного мазута и не так уж сильно отличается от керосина, дизтоплива и нефти. Разница заключается в вязкости, температуре парообразования, наличии сторонних примесей, в том числе механических (осадка). Наиболее производительные импортные разработки одновременно наиболее требовательны и «капризны» — для стабильной безаварийной работы необходима установка предварительной очистки горючего.

Справедливости ради отметим, что по крайней мере в крупных городах России постепенно набирают популярность услуги по сбору и подготовке отработки к использованию в качестве топлива. Отечественная горелка на отработке ставропольского производства лишена этого недостатка — инженеры «Ставпечи» изначально исходили из соображений максимальной надёжности и неприхотливости оборудования.

Этот подход ощущается повсеместно: стандартная комплектация поставки включает вспомогательную аппаратуру, подготовительные и контрольные процедуры полностью автоматизированы, настройка режима не требует демонтажа узлов, предварительная обработка топливной смеси осуществляется непосредственно в процессе работы.

Для повышения КПД, а, следовательно, для достижения максимальной экономичности эксплуатации необходимо, чтобы сжигание паров масел происходило при стабильно высокой температуре под полным контролем. В моделях «Гном», «Брест» и «Жар» этой цели служит ряд технических и аппаратных решений: подачу горючего осуществляет автоматический насос со встроенным фильтрующим элементом, топливо поступает в камеру предварительного нагрева, где дополнительно проходит фильтр тонкой очистки и подготавливается к рабочему циклу.

Разогретые (контроль процесса осуществляет термостатический датчик) пары масел под давлением впрыскиваются в камеру сгорания, где производится дистанционный поджиг (опять-таки, далеко не всякая импортная горелка располагает этой опцией).

Пьезоэлемент осуществляет пятикратный повторный розжиг очага в том случае, если по какой-либо причине произошёл срыв пламени — если ни один из датчиков безопасности не подал запретительного сигнала — контролируется температура и геометрия факела горения, температура и уровень топливной смеси, остаток масла в подающей ёмкости, температура и давление теплоносителя в регистре (теплообменнике) котла, давление воздуха в трассах нагнетателей.

Универсальность и эффективность

Совместная разработка заводских конструкторов и российских программистов оборонной сферы оказалась невероятно удачна. Переключение с одного питания на другое (модели отличаются друг от друга в основном показателями мощности и видами топлива, «Брест» ориентирован на более лёгкогорючие составы — отработанное моторное масло, пиролизное печное или дизельное топливо, нефть, спирт, керосин) производится на программном уровне, вводятся новые параметры режима, физического вмешательства в работу оборудования не требуется.

Остаётся только удивляться той концентрации технологических находок, которая обнаруживается в небольшом блоке горелки. Полной автоматизации топочного процесса достигает котёл STV на отработке. Купить установку этой серии можно для отопления самых разных помещений — от небольшой мастерской до промышленного предприятия, диапазон тепловой продуктивности модификаций («Гном», «Гном-2») варьируется от 10 до 1 000 кВт, ограничиваясь только потребностями пользователей, на заказ может быть изготовлена более производительная аппаратура.

Горелки «Ставпечь» унифицированы для установки в действующие котельные, могут успешно использоваться в качестве базового модуля мобильных и стационарных воздушных теплогенераторов, на их основе может быть построена любая отопительная печь на отработке с заданными рабочими характеристиками. Среднее практическое значение КПД — 90 %

Как устроена горелка для котла на жидком топливе

    Содержимое:
  1. Виды горелок по типу регулирования
    1. Конструкции жидкотопливных горелок
  2. Как выбрать горелку для жидкого топлива
    1. Подбор горелки по типу и мощности
    2. Рекомендации выбора производителя
  3. Эксплуатация жидкотопливных горелок
    1. Мероприятия по подготовке топлива
    2. Работы по чистке горелочного устройства

В жидкотопливных котлах, используется принцип сжигания мелкодисперсной пыли. Солярка, сгорает в камере сгорания, после распыления посредством форсунки. Горелка для котла на жидком топливе, важный модуль, отвечающий за приготовление топливовоздушной смеси и подачи ее в нужном количестве для поддержания факела пламени. Существует несколько видов горелочных устройств, по типу регулирования и особенностям конструкции.

Виды жидкотопливных горелок по типу регулирования

Конструкции жидкотопливных горелок

Устройство горелки котла на жидком топливе, различается по нескольким особенностям:

  • По типу установки – существуют навесные модули, имеющие высокую производительность и встраиваемые устройства. Последние, устанавливаются на заводах и не предназначены для модификации и увеличения мощности.
    Преимущество встраиваемых горелок, быстрый ввод котла в эксплуатацию. Навесные модули, после установки, настраиваются непосредственно на месте, что требует вызова специалиста на дом.
  • По типу используемого топлива – существуют универсальные горелки на жидком топливе для бытовых котлов, пользующиеся огромной популярностью.
    Преимущество моделей, возможность сжигания помимо солярки, любого жидкого топлива: отходов машинного масла, мазута, а также, переход на сжиженный газ. Однотопливные горелки, изготавливают узконаправленными, способными работать исключительно на солярке или отработке.

Существуют общие конструкторские особенности, характерные для горелок каждого типа:

  • Система розжига – после прохождения через форсунку, топливовоздушная смесь распыляется в камеру сгорания и воспламеняется с помощью электродов.
  • Система стабилизации факела :
    1. Дутьевые горелки, в своей конструкции используют турбину, нагнетающую воздух в камеру сгорания. Лопасти вентилятора, создают завихрения воздушных потоков.
    2. Вентиляторные горелки, стабилизируют интенсивность факела пламени, изменением скорости вращения турбины.

  • Система предварительной подготовки топлива – перед поступлением на форсунку, солярка смешивается с воздухом в специальной камере. В современных котлах, одновременно происходит подогрев топливовоздушной смеси.

Все узлы работают как единое целое, под руководством автоматики котла. Выход из строя одного модуля, приводит к полной остановке котла или отражается на расходах дизтоплива.

Как выбрать горелку для жидкотопливного котла

  • Степень изоляции шума – шумоизоляционный кожух, необходим по причине того, что вентиляторы во время работы, сильно гудят. Использование кожуха (есть не во всех горелках), существенно снижает шумовое загрязнение.
  • Тип форсунки или распылителя – применяют гидравлические, механические и электронные инжекторы. Влияние форсунки очевидно, если учесть, что от правильного дозирования топлива и качественного распыления смеси, зависит объем несгораемого осадка, выпадающего в виде сажи. Экономия при правильных настройках распылителя, составляет 10-15%.
  • Стоимость горелки – дороже всего обойдутся модулируемые модули, изготовленные известными европейскими брендами. Бюджетным вариантом, считается классическая одноступенчатая горелка и ее двухступенчатый аналог.

Дополнительно, потребуется подобрать горелочное устройство по мощности и производителю.

Подбор горелки по типу и мощности

Рекомендации выбора производителя горелки

Горелки изготавливают многие европейские и американские компании. В ассортименте практически каждого завода, предлагаются как навесные, так и встраиваемые устройства, с несколькими рабочими режимами или системой модуляции.

Рейтинг популярности, возглавляют немецкие и французские модули. Судя по статистике, неизменным спросом, пользуются следующие горелочные устройства:

  • Италия:
    • Ecoflam,
    • Baltur,
    • Alphatherm,
    • F.B.R.

  • Финляндия: ELCO.
  • Германия:
    • Buderus,
    • Weishaupt,
    • Giersch.

  • Франция: De Dietrich.
  • Швеция: Bentone.
  • Англия: Nu-Way.

Стоимость предлагаемых горелочных блоков, зависит от степени их автономности и универсальности. Бюджетным вариантом для обогрева жилого дома, является приобретение итальянкой продукции.

Эксплуатация жидкотопливных горелок

Все горелки, имеют гарантийный срок эксплуатации. Производители, изготавливающие модули, разработали ряд мер, направленных на увеличение времени их службы. Правильная эксплуатация, гарантирует максимальную производительность и теплоотдачу горелочных устройств, минимальный процент недогара.

В инструкции по эксплуатации, приводится полный перечень работ по техническому обслуживанию и их периодичность. При нарушении условий эксплуатации, производитель имеет право отказать в гарантии.

Мероприятия по подготовке топлива

Продукты горения жидкого топлива в горелке, должны быть точно сбалансированы. Автоматика подбирает оптимальное соотношение топлива и воздуха, в зависимости от нескольких факторов:

  1. Степени загустевания.
  2. Качества топлива.
  3. Температуры подаваемой смеси.

Чтобы обеспечить работоспособность системы отопления, проводят мероприятия по предварительной подготовке топлива, включающие:

  • Подогрев топлива – солярка загустевает, при падении температуры окружающей среды, до +5оС. Загустевшие частицы, забивают топливный фильтр и форсунку, и приводят к полной остановке котла. Первый признак, указывающий на нарушение, это увеличенный расход топлива и ускоренное загрязнение теплообменника, и дымохода сажей.
    Чтобы предотвратить загустевание, устанавливают две системы подогрева. Первая, нагревает емкость, в которой хранится дизтопливо, вторая, предусматривается в камере предварительной подготовки топливовоздушной смеси. Данная функция, предусмотрена только в горелках с предварительным нагревом солярки.
  • Подача топлива через форсунку – на этом этапе, происходит процесс пиролиза или окисления. Подогретое дизтопливо, поступающее на форсунку, еще раз проходит через фильтр, после чего, дозировано впрыскивается в виде мелкодисперсной пыли в камеру сгорания.
    Процесс окончательного пиролиза, осуществляется в факеле пламени, там догорает как само топливо, так и выделяемый при окислении газ.

Работы по чистке горелочного устройства

Периодичность чистки горелки, указывается в инструкции по эксплуатации. На сроки обслуживания, влияет качество топлива и работоспособность котла. Чистка горелки, обязательно проводится дважды в год, перед началом и после окончания отопительного сезона. Остальные работы по обслуживанию, осуществляются по мере загрязнения сопла.

Одновременно с чисткой модуля, выполняют следующие работы:

  • Регулировка горелки – на этапе отладки, применяется сложное оборудование и компьютерное обеспечение. Правильно выполнить регулировку, сможет только специалист.
  • Проверка работоспособности системы подачи и сжигания топлива.

Полностью выполнить все работы своими руками, практически невозможно. Наладку и первый запуск котла, выполняет представитель завода изготовителя.

Виды жидкотопливных горелок

Значительную долю рынка современных горелочных устройств занимают жидкотопливные горелки. Они пользуются стабильно высоким спросом среди потребителей, при этом особенный интерес к ним демонстрируют специалисты, работающие на производственных предприятиях и в компаниях жилищно-коммунального хозяйства. Жидкотопливные горелки включаются в состав оборудования, работающего на мазуте, сырой нефти, дизельном и печном бытовом топливе.

По такому критерию, как особенности конструкции, жидкотопливные горелки делятся на следующие виды:
– горелки, оснащенные распыливающими форсунками (в эту группу входят также горелки с паромеханическими форсунками);
– разновидности с форсунками ротационного типа.

Выбор вида жидкотопливных горелок зависит от множества факторов: места их установки, типа используемого топлива и его характеристик, наличия пара и других.

Горелки с распыливающими форсунками

Принцип действия распыливающих форсунок, которые играют роль основных рабочих элементов горелок, заключается в следующем. Жидкое топливо, предварительно подготовленное для сгорания (прошедшее фильтрацию в фильтре тонкой очистки), подается в форсунку. Проходя по каналам, имеющимся в ее корпусе, топливо достигает выпускного отверстия, диаметр которого составляет приблизительно 0, 5 мм. После распыления топливо в виде мельчайших фракций смешивается с воздухом, в результате чего образуется сгораемая смесь.

В случае если в качестве топлива используется сырая нефть или мазут, перед подачей в форсунку вещество подвергается тщательной очистке с целью удаления посторонних химических и механических примесей.

Существует ряд мер, позволяющих продлить срок эксплуатации элементов топливной арматуры:
– предварительная фильтрация и отстаивание топлива для того, чтобы обеспечить его дополнительную очистку;
– контроль рабочего давления топлива, подаваемого в форсунку: его значение должно составлять приблизительно 20 атм.;
– контроль температуры топлива: ее значение должно варьироваться в пределах 120-160 °С.

Для подогрева топлива можно использовать специальный электроподогреватель, который устанавливается отдельно (удачным выбором будет модель Hotbox, выпускаемая компанией Oilon). Рекомендуем обратить внимание на горелки марки Weishaupt таких типов, как WK-40-80, Monarch-30-70 и Monarch-1-11, а также устройства марки Oilon (GRP и RP). Представляют интерес и другие жидкотопливные горелки, которые рассчитаны на тяжелые виды топлива.

Самостоятельным видом распыливающих форсунок являются так называемые паромеханические разновидности. Их отличием является то, что наряду с подготовленным топливом в форсунку подается сухой пар, имеющий температуру 150-200 °С. Давление пара при этом достигает 2 атм. Паромеханические форсунки включаются в конструкцию горелок ГМП-16, ГМ, ГМГ-мс и ГМГ-м, которые в большинстве случаев устанавливаются на паровые котлы.

Горелки ротационного типа

Эти устройства подходят для сжигания жидкого топлива всех видов и, как правило, эксплуатируются в составе теплоэнергетических объектов.

Задачу распыления жидкого топлива в данных горелках решает так называемая ротационная форсунка. Жидкое топливо под небольшим давлением (от 1 до 3, 5 атм.) подается на специальный стакан, который вращается с частотой 5000 об/мин, вследствие чего образуется тонкая пленка. Поток воздуха, поступающий от вентилятора, измельчает топливо на фракции. Для подачи топлива на стакан предназначен так называемый питатель, в котором имеются четыре отверстия диаметром 3 мм.

К мазуту, сжигаемому в ротационных горелках, предъявляются следующие требования:

1. Его вязкость должна варьироваться от 40 до 50 мм2/с (она достигается при температуре от 75 до 95 °С). Выполнение этого условия обеспечивается с помощью системы мазутоподготовки. Удобно то, что в использовании дополнительных подогревателей нет необходимости.

2. Давление топлива не должно быть ниже 1, 5 и выше 3, 5 атм. Необходимое давление обеспечивает подающий жидкотопливный насос. Его наличие делает ненужным использование насосов высокого давления.

Важным преимуществом ротационных горелок является нечувствительность к качеству топлива. При их использовании не нужны фильтры тонкой очистки, причем твердые негорючие частицы (даже при их наличии в топливе) не способны повредить горелку.

В перечень горелок ротационного типа, выпускаемых сегодня, входят такие типы, как АМГ-2.4м, АМГ-1.2м, РМГ-1м, АМГ-3.6м, РМГ-3м и РМГ-2м. Широкое распространение получили так называемые газомазутные горелки (они представляют собой сочетание ротационных и газовых горелок): РГМГ-2м, РГМГ-1м, РГМГ-4, РГМГ-3м, РГМГ-10, РГМГ-7, РГМГ-30, РГМГ-20.

Ссылка на основную публикацию