Характеристики чугунных радиаторов отопления: виды и конструкции, сборка, разборка

Установка чугунных радиаторов отопления: замена, разборка

Если доверять историкам, то первые чугунные батареи появились еще в конце 19 века. Изменялись эры и взоры, новые течения в моде приходили на смену устаревшим, но, однако, устройство чугунного радиатора отопления, в базе своей осталось прошлым. Потом мы попытаемся разобраться, чем вызвана такая устойчивая популярность и как сложно установить либо заменить таковой чугунный агрегат.

В чем секрет популярности

  • Начнем с того, что такие агрегаты считаются чуть ли не самыми долговечными. Большая часть солидных производителей смело дают гарантию на 50 лет. И это в полной мере оправдано, к примеру, в Царском селе сейчас функционирует радиатор, установленный еще 110 лет назад;

Принципиально важно: бытует вывод по поводу того, что на данный момент чугунный радиатор хуже чем советских времен. Это правильно только частично. Тут все зависит от качества изделия и компании производителя. В случае если батарея отлита в соответствии с отечественным либо европейским ГОСТам, то опасаться нечего. Но получая агрегаты от китайских либо турецких «мастеров», человек, по сути, берет кота в мешке.

С обстоятельствами всенародной популярности мы как бы разобрались.

Сейчас давайте поболтаем о подводных камнях этих отопительных устройств:

  • Первая обстоятельство, по которой многие отказываются от чугуна, это важный вес конструкции. Посудите сами, стандартная секция имеет массу порядка 7 кг, на одну комнату в среднем устанавливается 7 – 10 секций. В следствии имеем от 50 до 70 кг пустой конструкции, при заполнении добавляется еще 1 – 1,5 кг на каждую секцию. Кроме неприятностей с установкой, не каждая стенки может выдержать таковой агрегат;
  • Минимальный количество теплоносителя в одной ячейке образовывает порядка 1л. У современных соперников данный показатель меньше в 3 – 5 раз. А как мы знаем, чем больше жидкости, тем больше энергии требуется для ее прогрева и поддержания температуры. Плюс быстро регулировать температуру в таких системах, благодаря высокой инертности, очень затруднительно;

  • Площадь таких конструкций, если сравнивать с современными аналогами, немного меньше, соответственно и теплоотдача ниже;
  • Упреки по поводу малопривлекательного дизайна не состоятельны, их в какой-то степени возможно адресовать распространенным МС-140. Что же касается фигурного литья, то по своей красоте они оставляют на большом растоянии сзади современных собратьев;

Замена и установка батарей

Совет: определившись с типом конструкции, затевать лучше с закупки самих батарей. Дело в том, что такие вещи как заглушка для чугунного радиатора, кран Маевского, кронштейны для подвески и другая фурнитура, довольно часто идут в наборе с изделием.

Разборка ветхого радиатора

В случае если ваша чугунная батарея стала не достаточно хорошо греть, а поменять ее на новую вы по каким-либо обстоятельствам не хотите, возможно сделать ей профилактику, почистить, промыть, перекрасить и она прослужит еще столько же.

Разборка чугунных радиаторов отопления занятие несложное, но требующее аккуратности.

  • Изначально направляться убедиться в том, что из системы слита вода, в этом случае не следует сохранять надежду на личные познания, лучше обратитесь к слесарям. Так как кроме того в летний период без особенной необходимости воду смогут не сливать;

  • Потом инструкция предписывает отсоединить агрегат от системы. В случае если имеется резьбовое соединение, то все просто, взял газовый ключ и отвинтил. За неимением такового нужно будет воспользоваться болгаркой, по окончании чего снять конструкцию с навесов;
  • Чтобы сделать капитальную профилактику, нужно разобрать «баян» на секции. Конкретно разборка чугунных радиаторов отопления начинается с отвинчивания всех боковых заглушек. Тут имеется один нюанс, чтобы хрупкий металл не лопнул, заглушки необходимо предварительно разогреть паяльной лампой;
  • При отвинчивании направляться быть внимательным. Резьба чугунного радиатора возможно правой либо левой;

  • Неприятность относительно того, как выяснить направление резьбы в чугунных радиаторах среди специалистов решается просто. С правой стороны секции нарезается правая резьба, соответственно с левой стороны будет левая;

Совет: так как выяснить резьбу на чугунном радиаторе любителю бывает сложно, особенно при откручивании заглушек обратите внимание на сами пробки. Под слоем краски на них в обязательном порядке имеется литера «П» либо «Л». Что свидетельствует, правая либо левая резьба.

  • По окончании отвинчивания заглушек у вас раскрывается доступ к внутренней части. По большому счету секции соединяются ниппелями, они напоминают кусочки трубы с различными видами резьбы по обеим концам. Изнутри в ниппеле имеется пазы для радиаторного ключа. На фото продемонстрирован таковой ключ и схема завинчивания;

  • Но, в большинстве случаев, в ветхих батареях пазы под радиаторный ключ уже проржавели а также по окончании нагрева, выкрутить ниппель нереально. Тут вступает в работу простая болгарка, ветхие ниппеля попросту разрезаются. По окончании чего их остатки сбрызгиваются средством для удаления ржавчины и бережно выбиваются зубилом из резьбы;
  • В то время, когда ваша чугунная «гармошка» разобрана на секции, ее внутренность промывается водой под громадным напором. Краску сверху возможно ободрать при помощи насадки на дрель либо болгаркой с насадкой в виде железной щетки;

Сборка и монтаж новой батареи

Совет: в случае если в квартире стоят ветхие металлические трубы, то лучше их сходу поменять на пластик, причем врезаться у соседей, сверху и снизу. Пара метров трубы с фурнитурой обойдутся в копейки, а спаять их достаточно просто.

Как уже упоминалось, сборка секций в таких радиаторах выполняется при помощи ниппелей. Перед соединением на резьбу направляться намотать уплотнительную фум-ленту. Ветхие мастера предпочитают уплотнять пенькой и масляной краской, но тут нужен навык.

Инструкция приблизительно такова:

  1. Радиаторный ключ заводится в секцию, на него надевается ниппель с фум лентой, по окончании чего обе секции соединяются и ниппель вкручивается;
  2. Не забудьте предварительно надеть на него резиновую прокладку, она будет являться уплотнением между секциями;
  3. Затягивать необходимо с разумным усилием, чтобы не лопнул металл.

Подключение чугунных радиаторов отопления к системе возможно боковым, нижним либо диагональным, но какой бы вариант вы не выбрали, лучше сходу на входе и выходе установить отсекающие шаровые вентили и смонтировать байпас. Так, у вас постоянно будет возможность заменить радиатор без отключения системы и слива воды.

Крепеж для чугунных радиаторов отопления необходимо брать особенный. В случае если те кронштейны, каковые идут в наборе вас не устраивают, то выбирая из каталога, направляться обращать внимание лишь на кронштейны либо напольные стойки с пометкой «усиленные», они вычислены на вес чугунных конструкций.

Принципиально важно: на 6 – 8 секций устанавливается 1 кронштейн снизу по центру и 2 кронштейна сверху. С повышением на 5 ячеек добавляется по дополнительному навесу вверху и внизу.

На видео в данной статье продемонстрирована технология установки радиаторов.

Вывод

Как видите установка чугунного радиатора отопления своими руками это не верховная математика и при громадном жажде такая работа под силу любому хорошему хозяину. В случае если вода из системы слита, возможно попытаться, тем более что пригласить слесарей вы постоянно успеете.

Как разобрать и собрать чугунный радиатор отопления

Говорить, что чугунные отопительные батареи, теряют свою актуальность, преждевременно. Как показывает практика, ни только не теряют своих фанатов, а наоборот, постоянно приобретают новых. Объяснить, такой феномен, просто. Чугун, отличается от современных материалов, прекрасной теплоотдачей, хорошим накопителем тепла и долговечностью. Из-за этого, многие хозяева, не спешат менять старую, прослужившую не одно десятилетие, систему отопления. Но всё же, как бы не был долог век обогревающей конструкции, замена или ремонт чугунных батарей, неизбежен. Поэтому знать, как правильно разобрать и собрать чугунный радиатор отопления своими руками, будет не лишнем.

Как бы не казалась, на первый взгляд, грозной поломка чугунной батареи, не спешите менять её на новую. Ремонт радиатора отопления своими руками, поможет значительно сэкономить вам денежные средства. Обычно, выход из строя отопительного прибора, заключается в накопление мусора в секциях и разрыве прокладок между ними. Разобрать, промыть оборудование внутри и заменить уплотнительные кольца между секциями, а затем собрать чугунный радиатор отопления самостоятельно, поможет быстро решить проблему. Продлить эксплуатацию сантехнического изделия, ещё на несколько пятилеток.

Как разобрать новый чугунный радиатор отопления

Случаи, когда новое сантехническое оборудование выходит из строя, не редки. Причины сбоя, различные. Как правило, это либо заводской брак, либо, не профессиональная сборка элементов, обогревающей конструкции. Бывают и другие причины, которые требуют, снять и разобрать новый чугунный радиатор отопления самостоятельно. Одна из таких, необходимость увеличить или уменьшить, иногда и такое бывает, количество секций батареи.

Новые чугунные радиаторы отопления

Не важно, какая проблема с подвигла на разборку обогревающего сантехприбора, но последовательность ремонтных действий, одинаковая. Сначала, чугунную конструкцию, необходимо отсоединить от коммуникаций и снять, с крюков фиксаторов.

Перед тем, как провести подобные мероприятия, нужно обязательно полностью слить жидкость, с отопительной системы жилого строения. Кстати, из батареи отопления, желательно тоже сразу слить воду, малость, приподняв одну из сторон. Так вы, значительно уменьшите вес конструкции и избежите многих побочных казусов. Типа, попадание жидкости на пол, с вытекающими последствиями.

Ремонтные действия, из-за большого веса сантехнического прибора, лучше всего, проводить с помощником. Надо понимать, что во время разборки и сборки чугунного радиатора отопления, не раз придётся подымать и кантовать конструкцию. Поэтому, физическая помощь, будет очень кстати. Такой подход, заметно облегчит вам процесс ремонта и сделаем его, менее травмоопасным.

Далее, снятый чугунный радиатор, укладываем плашмя, на предварительно подготовленную площадку, лицевой стороной вверх. Это может быть, деревянный щит или поддон. Затем, при помощи разводного ключа, откручиваем заглушки и футорки. Футорки – полые гайки, с внутренней и наружной резьбой, которые предназначены для присоединения отопительных труб, к обогревающему изделию.

Как отсоединить секцию у чугунной батареи

Теперь, пришло время узнать, как правильно отсоединить секцию, у чугунной батареи отопления. Для этого, нам понадобится специальный сантехнический инструмент – радиаторный ключ. В магазине, подобный слесарный инвентарь, не встретишь, но можно сделать самому, взять напрокат, в специализированном сервисе или у знакомого слесаря-сантехника. Инструмент специфический и индивидуальный, является самодельным приспособлением. Как правило, встретить двух одинаковых радиаторных ключей, не реально. Единственное их сходство – это, прямоугольный наконечник, 40 на 24 мм. Обычно, такой наконечник, приваривают к арматуре или трубе, диаметром 15-20 мм и длиной 60-80 сантиметров. С другой стороны, делают специальное ушко, чтобы была возможность вставить, для рычага, монтировку или длинный вороток.

Что необходимо определить, перед раскручиванием конструкции

Перед раскручиванием конструкции, необходимо определить направление резьбы ниппель-гайки. Обычно, оно соответствует, направлению резьбы заглушек и футорок. Но бывают и исключение. Так что, подходить к разборке чугунного радиатора отопления, нужно с полной ответственностью и не спешить сразу применять физическую силу, если что ни так. Так-же, на современных обогревающих изделиях, иногда, можно обнаружить маркировку, которая точно указывает, какая резьба: L – левая, R – правая.

Ниппель-гайка

Когда с направлением резьбы ниппель-гайки, определились, можно уверенно приступать к разборке чугунной батареи. Если требуется раскрутить крайние секции, то определить нужную соединяющую гайку, не составит большого труда. С сегментами, которые находятся в середине или ещё ближе, не много сложнее, но всё-же возможно. Для этого, замеряем расстояние до них, приложив, поверх конструкции, радиаторный ключ. Помечаем, на арматуре или трубе ключа, мелом или маркером, место до которого требуется всунуть радиаторный ключ, внутр изделия, чтобы раскрутить секции. Далее, засовываем самодельный инструмент, до отмеченного ранее, расстояния, слегка его проворачивая. Такие поступательные вращения, позволят слесарному приспособлению, пройти другие, встречающиеся на пути ниппель-гайки и достичь нужного отверстия.

Как отсоединить секцию у чугунной батареи

Достигнув нужной ниппель-гайки, фиксируем в ней наконечник радиаторного ключа. После, с другой стороны слесарного приспособления, в проушину, вставляем длинный вороток или монтировку. Далее, приложив не значительные физические усилия, отворачиваем, нижнею и верхнюю, ниппель-гайку на пол-оборота. Такие же действия, производим с другой стороны батареи. И так, до полного разъединения секций. Очерёдность раскручивания гаек, позволит полностью избежать перекоса и напряжения металла, которое, хрупкий чугун, очень боится.

Разборка старого чугунного радиатора отопления

Разборка старого чугунного радиатора отопления, иногда становится очень трудоёмким процессом и не всегда, оправданным решением. От того, на сколько конструкция подвержена коррозии и, всякого рода, налётам и отложениям, зависит дальнейшая судьба прибора, эффективность и целесообразность ремонта. Поэтому, прежде чем приступать к ремонту оборудования, необходимо досконально, изучить старый чугунный радиатор отопления. Словом, провести полную ревизию сантехнического изделия.

Читайте также:  Что такое межосевое расстояние в радиаторах отопления: габариты биметаллических, чугунных, алюминиевых и стальных приборов

Чугунная батарея в разобранном виде

Как правило, для разборки старого чугунного радиатора отопления своими руками, понадобятся следующие инструменты:

  1. Газовая горелка или паяльная лампа;
  2. «Болгарка», с кругом по металлу;
  3. Ножовка по металлу;
  4. Зубило и бородок;
  5. Тяжёлый молоток или средняя кувалда.

Где совершать разборку старой отопительной батареи

Совершать разборку старой отопительной батареи, лучше вне помещения. Наиболее приемлемый вариант – улица, положив чугунный радиатор, на что-нибудь деревянное. Перед тем, как приступать к разборке старого изделия, желательно тщательно промыть его водой. После, можно попытаться повторить все ремонтные действия, как с новым. Если попытка разобрать, открутить стягивающие ниппель-гайки, не увенчаются успехом, что вполне вероятно, тогда применяют дополнительные меры:

Нагреть место соединения секций чугунного радиатора отопления

  • Нагреть место соединения секций. Для этого, обычно используют паяльную лампу или газовую горелку. Чугунную конструкцию, в месте соединения секций, нужно хорошо прогреть по кругу. После, пока горячая, попытаться сорвать ниппель-гайку. Ели сразу открутить не удалось, как правило, делают несколько циклов нагревание-остывание. Работая, с огнём и раскаленным металлом, не нужно пренебрегать мерами предосторожности. Для ремонтных работ, используйте плотные защитные перчатки. Если этот способ не помог, то применение радикальных мер воздействия на метал, обычно помогают в корне изменить, создавшуюся тупиковую ситуацию.
  • Распилить стык соединения секций. Подобное действие, наиболее эффективно и быстро, совершать, при помощи «Болгарки». При этом, пилить надо аккуратно. Главное, не переусердствовать. Лучше, резать с небольшими перерывами, а не в один заход. Так вы сможете избежать, появление трещин и сколов. Применение ножовки по металлу, поможет 100% обойти все негативные последствия, но потребует много времени и сил.
  • Разбить, сломанную секцию. Когда нагревание и распиливание обогревающей конструкции, показалась вам плохой идеей, можно просто разбить, тяжёлым молотком или кувалдой, не нужный элемент изделия. Начинать колошматить, нужно с середины секции и постепенно продвигаться, к местам соединения. Но всё-же, разборка батареи отопления, не спеша и аккуратно, более приемлемый вариант. Раскол же неработающей секции, может нечаянно повредить, одну из соседних, секций оборудования.

Сборка чугунного радиатора отопления

Собрать отопительную чугунную батарею не так сложно, как кажется на первый взгляд. Сборка чугунного радиатора отопления, производится в обратном порядке. Но начинать её, следует только после проверки:

Прокладки

  1. Качества резьбовых соединений конструкции;
  2. Внутренних отверстий, под радиаторный ключ;
  3. Общее рабочее состояние секций.

Если требуется, ниппель-гайки, нужно заменить на новые. Так-же, рекомендуется устанавливать только свежие прокладки. Их делают, как правило, из паронита, но можно и силиконовые. Поверхности, устанавливаемых секций, в местах соединений, рекомендуется, зачистить наждачной бумагой. Новый секции – не исключение.

Процесс сборки батареи отопления своими руками

Продолжаем процесс сборки батареи отопления своими руками. Для этого, соединяющиеся секции, выкладываем друг против друга, на чистую, ровную поверхность и, чтобы отверстия максимально совпадали. На соединяющие ниппель-гайки надеваем прокладки, после чего, слегка их вкручиваем, в две противолежащие секции одновременно. Сначала вверху, а затем внизу. Можно и наоборот. Закручивание гаек, как и при разборке, нужно производить попеременно, избегая перекосов и напряжений металла.

На ранней стадии комплектации, обогревающего изделия, радиаторный ключ крутим без монтировки. Если ниппеля идут чётко по резьбе, без перекосов, то физических усилий, на начальном этапе сборки, не потребуются. Когда стяжка чугунных секций, подошла к финишу, то необходимо применить на ключ, некоторое усилие, вставив монтировку или вороток, в ушко слесарного приспособления. Затем, без фанатизма, подтянуть все элементы конструкции.

P.S. Как вы могли заметить, из выше изложенного текста, профессионально разобрать и собрать чугунный радиатор отопления своими руками, вполне реально и доступно, практически каждому. Как видите, стоит лишь иметь некоторые слесарные навыки и строго придерживаться инструкции и рекомендациям специалиста.

Но если сомневаетесь, в положительном результате ремонтных действий, то разобрать и собрать чугунный радиатор отопления, вам сможет помочь только профессионал. Рекомендую, воспользоваться услугами мастера «Сантехник Рязань». Так вы сэкономите ни только время, но и деньги. Обычно они требуются, на возмещение убытков, от не корректных и топорных действий, в процессе сборки или после аварийных происшествий, во время эксплуатации отопительной конструкции в капитальном сооружении.

Как разобрать, нарастить и собрать радиатор отопления

Некоторые особенности алюминиевых радиаторов

Главным преимуществом данного устройства является его эксплуатация. В любой момент, когда потребуется, человек может добавить количество секций, что приведет к увеличению эффективности тепловой системы. Следует отметить, что алюминиевые радиаторы могут использоваться как в закрытом варианте отопительных систем, так и в открытых. При использовании данного оборудования, температура в помещении изменяется практически моментально. Главным недостатком можно считать повышенное восприятие к коррозии. К главным особенностям радиатора следует относить:

  1. Рабочее давление в системе отопления.

Срок использования устройства.

Размеры и варианты подводки.

Внешний вид и покраску.

Особенности алюминиевых радиаторов являются главным аспектом их цены. Чем выше цена изделия, тем эффективней оно работает и имеет лучшее качество.

Применять алюминиевые батареи можно в тех системах отопления, которые имеют давление от 6-ти до 16-ти атмосфер. Чтобы улучшить продажу изделий и повысить возможность их использования на различных объектах, некоторыми производителями было предложено разработать агрегаты, которые способны выдержать давление до 25-ти атмосфер. В квартире, нормальное давление составляет 6, максимум 8-мь атмосфер. В частном дому данный показатель не превышает 6-ти и может снизиться до 4-х атмосфер. (См. также: Как выбрать радиаторы отопления)

Сборка чугунного радиатора

Производится в обратной последовательности, отличие лишь в смене направления вращения ключа. Не забывайте о замене прокладок, лучше всего купить в магазине паронитовые, они прочнее, долговечнее и выдерживают агрессивные теплоносители (антифризы).

Вдруг не найдёте таких прокладок, можно использовать сантехнический лён. Он наматывается на правую резьбу по часовой стрелке, а на левую наоборот — против часовой стрелки. Ещё для надёжности на резьбу ниппель-гайки можно нанести герметик (например Unilock). Если использовать в системе планируете антифриз, то на подмотку краску наносить нельзя — ее разъест очень быстро и придется все перепаковывать. А это — слив системы, ее промывка, разобрать, потом собрать все секции… работы много. Так что под систему с антифризами используйте химический стойкий герметик и паронитовые прокладки.

Особенности монтажа радиаторов отопления

Согласно отраслевому СНиПу, здесь необходимо придерживаться следующих нормативов:

  • между батареей и полом нужно выдержать расстояние от 10 см, между отопительным прибором и подоконником – от 5 см, до ближайшей стены – 3-5 см;
  • длина устройства, фиксируемого под окном, должна составлять не более 50-75% от ширины проема;
  • вертикальная ось батареи (ее определяют на глаз посередине) должна продолжать аналогичный параметр окна. Здесь возможно отклонение не более 2 см;
  • монтаж радиаторов наиболее целесообразен в зонах, где проявляется интенсивная циркуляция воздуха – у дверных проемов, под окнами.

Если нанести на стену теплоотражающий экран (в частности, прикрепить фольгированный материал), батарею можно расположить ближе – на расстоянии 2,5 см. Дополнительный отделочный слой способствует отражению тепла от стены, что ведет к экономии энергоресурсов и более быстрому обогреву помещения.

Технология сборки определяется видом эксплуатируемой системы и выбранной схемой подключения оборудования.

Плюсы и минусы обогревателей из алюминия

Алюминиевые радиаторы стали частыми «гостями» частных домов и квартир в домах с централизованным отоплением.

Это стало возможным благодаря тем качествам, которые завоевали сердца потребителей во всем мире:

  1. Алюминий является одним из лучших проводников тепла, отдавая его в окружающее пространство двумя способами: излучением и тепловой конвекцией. Эта возможность особенно востребована в отопительных системах с нестабильным напором носителя.
  2. Сборка секций алюминиевых радиаторов возможна без привлечения дополнительных сил. Так как их небольшой вес позволяет все сделать своими руками. Их легко как перевозить, так и устанавливать.
  3. Эти батареи способны выдерживать давление от 16 до 25 атмосфер, что делает их желанными на местах, которые занимали чугунные «гармошки». Существуют 2 вида алюминиевых радиаторов. Один из них подходит для автономных отопительных систем, где нагрузка редко превышает 10 атмосфер. Второй – для батарей, подключенных к централизованному обогреву, где случаются перепады до 15 атмосфер.
  4. Алюминиевые радиаторы стоят намного ниже стальных или биметаллических аналогов. Это один из самых важных факторов, который привлекает потребителей.
  5. Они легко регулируются, что позволяет создавать необходимый микроклимат в помещении и экономить при этом средства на обогреве.
  6. Они обладают привлекательным дизайном, который легко вписывается в любой интерьер.

Эти качества сделали батареи из алюминия востребованными во всем мире, несмотря на то, что у них есть незначительные недостатки:

  1. Алюминий неустойчив к образованию коррозии, но современные радиаторы обрабатываются специальными средствами, которые предотвращают ее появление. Но даже после обработки подобные обогреватели лучше держать заполненными теплоносителем, что трудно сделать в централизованной системе отопления, где сброс воды производится после каждого окончания сезона. Именно поэтому алюминиевые батареи больше востребованы в автономных системах, где подобных сбросов нет.
  2. Батареи этого вида склонны к завоздушиванию, поэтому в начале отопительного сезона из них нужно стравливать лишний воздух.
  3. Резьбовое соединение в алюминиевых моделях слабое и при сильном гидравлическом ударе на местах стыка может появиться течь. Устранить этот дефект можно, только зная, как собрать алюминиевый радиатор отопления с применением дополнительных прокладок.

Этот вид радиаторов выпускается в двух видах: цельный и секционный. Второй наиболее распространен в частных домах и квартирах.

Схемы подключения радиаторов

К отопительному контуру радиаторы отопления подключаются по нескольким схемам, к выбору которых нужно подходить очень ответственно. Дело в том, что неправильное подключение приводит к потере почти половины тепла.

Неправильное присоединение секций приводит к неравномерному прогреву системы, а нарушение технологии сборки приводит к образованию протечек и порывов

Следовательно, важно не только подобрать подходящую схему, как соединить батареи отопления между собой, но и правильно присоединить секции радиатора. В любом случае работа требует внимания и аккуратности

Радиаторы к системе отопления подключаются следующим образом:

В этом случае требуется одна труба отопительного контура.

  • Параллельно. В работе задействуются две трубы, друг с другом радиаторы соединяются посредством верхнего и нижнего отвода.
  • Сквозное подключение подразумевает прохождение теплоносителя через систему прибора отопления.
  • Как собрать алюминиевый радиатор

    Собираем в обратной последовательности. Секции располагаем на ровной поверхности (подходящих размеров стол или просто кладём на пол). Если радиатор не новый, откручиваем торцевую заглушку и кран Маевского.

    Перед монтажом следует хорошо исследовать резьбы и пазы, они должны быть качественными, без сколов и перепадов. На монтируемой секции для пробы «прогоняем» резьбу вкручивая-выкручивая ниппель

    Здесь нужно обратить внимание на то, что перед резьбой под слоем заводской краски может находится прокладка. Потрите слегка торец мелкой наждачной бумагой, если она там обнаружится, то её нужно аккуратно срезать ножом с острым лезвием

    Так алюминиевый радиатор выглядит в разрезе

    Перед тем, как добавить секции радиатора отопления, обязательно зачищаем торцы до гладкой поверхности. Снимаем даже заводскую краску. На торцах радиаторов она не нужна, а только будет способствовать раннему проявлению течей. Под краску рано или поздно начнет просачиваться теплоноситель. В случае с незамерзающими жидкостями это произойдет очень скоро, если используется в системе вода, то не очень, но произойдет обязательно. И тогда между секциями начнет подтекать теплоноситель, хотя прокладки еще в идеальном состоянии. А все дело в том, что краска на торцах расслоилась или ее разъело, появились микротрещины. Так что обязательно зачищаем торцы до чистого металла, но используем мелкую наждачную бумагу, чтобы поверхность металла была гладкой и без царапин. Это гарантирует эксплуатации системы без течи в радиаторах.

    Для лучшей герметичности торцы потом нужно обезжирить (можно бензином). Обезжиривают также и прокладки, но их нужно вымыть обычным мыльным раствором. Для системы, которая будет заполняться водой обезжиривание — необязательная процедура, а для систем, которые будет работать на антифризах ее проводить нужно. Антифризы имеют большую текучесть и просачиваются в самые мельчайшие поры. После того, как все высохнет начинаем собирать алюминиевые радиаторы.

    Читайте также:  Краска без запаха для радиаторов: выбор по характеристикам материалов и особенности нанесения

    Затем наживляем на пол-оборота обе ниппель-гайки. Сверху на ниппель одеваются термостойкие паронитовые (силиконовые) прокладки для герметизации стыков. Теперь берём секцию, которую нужно прикрутить и плотно приставляем к гайкам, проверяя плотность их прилегания. Далее, вставляем ключ в верхнее отверстие и закручиваем на 1-2 оборота. При этом пока не пользуемся рычагом. Крутим руками. Затем проделываем ту же операцию и в нижнем отверстии. Повторяем несколько раз, поочередно на несколько оборотов затягивая обе гайки.

    Секции откручиваем постепенно, на один -два оборота гайки то снизу, то сверху

    Закручиваем настолько, насколько хватит сил. Только после ручной затяжки можно пользоваться рычагом. Это нужно делать в два этапа на каждом ниппеле. Чрезмерных усилий лучше не прикладывать при финальной затяжке ниппелей, поскольку можно легко сорвать резьбу: алюминий мягкий металл, не забываем.

    Если секция собрана полностью, на неиспользованные отверстия с одной стороны накручиваем заглушку, а с другой — кран «Маевского» (для выпуска воздуха из системы). Теперь вы знаете, как собрать секции радиатора отопления и при необходимости сможете дорастить несколько секций.

    Виды систем отопления

    Здесь выделяют 3 категории – однотрубную, двухтрубную и коллекторную, они отличаются уровнем теплообеспечения и спецификой соединения конструктивных элементов.

    Виды систем отопления

    Однотрубная

    Оборудование объединяется в связку таким образом, чтобы теплоноситель двигался лишь по одной трубе, последовательно проходил через каждый радиатор и уже остывшим поступал в котел. Такой простой способ монтажа повсеместно используется в многоэтажных домах. Недостаток решения: через каждую следующую батарею проходит все более остывающая вода, соответственно помещения хуже прогреваются. Здесь нет возможности индивидуального ремонта одного радиатора, в экстренной ситуации придется отключать стояк.

    Двухтрубная

    Благодаря параллельному соединению батарей горячий теплоноситель поступает к каждой из них по одной трубе по отдельности. Весь комплекс оборудования прогревается равномерно, остывшая вода стекает в обособленную обратную трубу, по которой переводится в котел, где повторно нагревается. Здесь также не сложно собрать систему, при необходимости замены нужно отсоединить лишь один радиатор.

    Коллекторная

    Эта сложная схема используется для теплообеспечения коттеджей: к каждому радиатору необходимо подвести отдельные трубы. Обычно к ее монтажу привлекают профессионалов.

    Инструкция по подключению алюминиевых радиаторов

    В зависимости от типа отопительного прибора и того, какая обвязка радиатора отопления используется, существует несколько вариантов установки. Описать все варианты в одной статье невозможно, поэтому мы кратко расскажем, как правильно установить алюминиевый радиатор отопления на примере его секционной разновидности.

    Необходимые комплектующие для радиатора

    Для монтажа понадобятся следующие комплектующие:

    1. На коллекторах в заводских условиях выполнена правая и левая резьба с соответствующей стороны. Они нужны для добавления секций. Для перехода на правостороннюю резьбу понадобятся переходники.
    2. Чтобы закрыть оставшиеся два входа, понадобятся заглушки с внешней резьбой, которая соответствует купленному переходнику.
    3. Иногда на верхнем коллекторе ставят не заглушку, а кран Маевского для спуска скопившегося воздуха.

    Комплектующие детали можно покупать по отдельности или в комплекте. Для удобства ремонта и замены прибора можно установить шаровые краны. Для упрощения монтажных работ лучше использовать американку (это краны с муфтовым соединением и накидной гайкой). Иногда вместо шаровых кранов устанавливают угловой или прямой терморегулятор.

    Для работы понадобятся следующие инструменты:

    • разводной ключ;
    • уплотнительная паста;
    • рожковый ключ;
    • пакля;
    • строительный уровень;
    • перфоратор;
    • угольник;
    • рулетка;
    • карандаш.

    Процесс монтажа

    Последовательность установки отопительного прибора следующая:

    1. Для начала нужно разметить место установки, высверлить отверстия и закрепить кронштейны. Крепежи выставляются по уровню в строго горизонтальной плоскости.
    2. Переходят к сборке сантехнической части. Для этого батарею укладывают на верстак и запаковывают прибор купленными комплектующими деталями.
    3. Затем батарею навешивают на кронштейны. Проверяют горизонтальность и вертикальность установки, а также расположение ранее установленных элементов обвязки.
    4. На резьбовую часть крана, которая расположена с другой стороны от накидной гайки, крепим элементы, позволяющие соединить прибор с отопительным контуром. В случае с полипропиленовыми трубами это фитинги. Для крепления к стальному трубопроводу выбирают резьбовой сгон.
    5. Трубную магистраль стыкуют по месту с батареей.
    6. После врезки в трубопровод в накидные гайки на американках укладывают уплотнительные прокладки. Радиатор герметично присоединяется к контуру обратки и подачи.
    7. В завершение выполняется опрессовка системы для оценки герметичности всех соединений.

    Ключевые правила разборки радиаторов отопления

    В зависимости от состояния и типа батареи нужно подготовить инструментарий:

    • ниппельный ключ;
    • болгарку либо автоген;
    • кувалду, молоток;
    • разводной ключ (его можно заменить комплектом гаечных ключей, имеющих разные головки);
    • строительный фен;
    • зубило.

    Важно найти качественный ниппельный ключ: он выглядит как железный прут, на одном его конце есть головка в форме лопатки, на другом – отверстие либо ушко. Инструмент оснащен засечками, ширина секций радиатора соответствует расстоянию между ними

    Во время демонтажа старой батареи вытекает грязный теплоноситель, нужно защитить пол клеенкой или большим количеством ветоши.

    Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

    Перед тем, как демонтировать устройство своими руками, нужно остановить подачу теплоносителя и сбросить давление. На схеме представлен биметаллический радиатор в разрезе – она поможет сориентироваться в последовательности работ.

    Из чего состоит радиатор отопления

    Как разобрать батарею отопления:

    • нужно подождать, когда прибор остынет. Чтобы вынуть его из системы, следует открутить соединительные входные и выходные муфты;
    • отодвинуть муфты по трубе от элемента обогрева и снять его с кронштейнов;
    • избавиться от оставшейся внутри жидкости, положить прибор на ровную поверхность лицевой стороной вверх;
    • снять и тщательно промыть фильтр, иначе в нем засохнет грязь.

    Можно приступать к разделению радиатора на секции, разобравшись с направлением движения ниппель-гайки (иначе велика вероятность повреждения оборудования). Кольцеобразная гайка имеет внутренние пазы и внешнюю резьбу – правую и левую, при ее откручивании секции раздвигаются. Производители биметаллических батарей маркируют свою продукцию, обозначают направление резьбы: S – левосторонняя, D – правосторонняя

    При откручивании важно придерживаться этой подсказки, чтобы не сорвать резьбу на отопительном приборе

    Ниппельный ключ нужно вставить в радиатор и направить к гайке с помощью насечек на инструменте, воспользоваться рычагом и сдвинуть соединительный элемент. Здесь пригодится помощник – он будет удерживать батарею в ровном положении. После разъединения нужно осмотреть размещенные между секциями металлические прокладки – те, что сохранились в хорошем состоянии, можно использовать повторно, силиконовые подлежат обязательной замене.

    Как разобрать чугунную батарею отопления

    Такие изделия обычно используются десятилетиями, их сложно демонтировать без серьезных повреждений. Чтобы вынуть прибор из места крепления, нужно раскрутить входные и выходные сгоны. Если они не сдвинутся с места, придется воспользоваться автогеном либо болгаркой – срезать соединения. Оборудование нуждается в промывке, далее его нужно уложить на рабочую поверхность.

    Чтобы разобрать чугунный радиатор отопления раскрутите входные и выходные сгоны

    При длительной эксплуатации компоненты конструкции прикипают друг к другу, разборка не нового чугунного радиатора подразумевает применение большой физической силы. Если не получается открутить гайку, ее следует нагреть автогеном, строительным феном, паяльной лампой. Изъеденные ржавчиной соединительные пазы не удастся разобрать вручную, но если разбить их кувалдой, можно в процессе разрушить всю конструкцию. Сложнее, но эффективнее будет распилка стыков ножовкой по металлу либо болгаркой. После вывода из системы поврежденной секции необходимо выбить молотком и зубилом ниппель-гайку. Общий вес конструкции – 75 кг, здесь не обойтись без помощника.

    Технические характеристики чугунных радиаторов отопления, их достоинства и недостатки

    Казалось бы, пришло время сдавать свои позиции чугунным радиаторам, придуманным еще в 1857 году изобретательным Францем Сан-Галли. Те, кто производит биметаллические или алюминиевые изделия, в этом твердо уверены. Мол, чугун катастрофически устарел – пора ему в утиль. Что ж, проверим и рассмотрим в данном материале чугунные радиаторы – технические характеристики которых сравним с аналогичными показателями батарей, сделанных из более современных материалов.

    О конструкции и видах чугунных радиаторов

    Каждый радиатор, подобно конструктору, составляется из нескольких одинаковых секций. Их льют в заводских условиях из серого сорта чугуна. Каналы, по которым протекает горячая вода, могут иметь круглую либо эллипсовидную форму. На этапе сборки секции соединяются одна с другой с помощью ниппелей, а места стыка дополнительно герметизируются. Для этого берут термостойкие резиновые или паронитовые прокладки.

    По количеству каналов одной секции они могут быть:

    Радиаторы из чугуна могут иметь различную ширину (которая зависит от количества секций) и высоту. Ширина радиатора зависит от объема обогреваемого помещения, количества окон в нем, толщины наружных стен. Ведь чем больше секций используется, тем больше тепла отдаст радиатор. Что касается высоты, то она может колебаться от 35 сантиметров до полутора метров. Не забудем взглянуть и на такой показатель, как глубина радиатора. Ведь от нее зависит, как впишутся в дизайн комнаты эти чугунные изделия. Глубина может иметь значение и от 50 до 140 сантиметров и более.

    Для монтажа понадобятся специальные прочные кронштейны, которые надо надежно закрепить на стене. Ведь обычно тяжелые батареи подвешивают под оконным проемом на эти кронштейны, располагая их так, чтобы батарея от стенки отступала на некоторое расстояние. Впрочем, сейчас появились новые модели напольного типа, у которых в комплекте прилагаются ножки.

    Положительные характеристики чугунных радиаторов

    Им подходит любой теплоноситель

    Пока техническая горячая вода добирается из котельной до батареи, качество ее лучше не становится. Она, впрочем, и изначально не была идеальной, а потом, следуя по трубопроводам, захватывает с собой изрядное количество примесей. Так что в наши квартиры поступает уже некая жидкость, достаточно агрессивная в химическом отношении. Эта самая агрессивная вода (если конкретнее, то в ней много щелочей) несет с собой вдобавок и кучу маленьких песчинок, действующих подобно абразивам.

    И начинает она активно разъедать батареи из стали, например. А песчинки, словно наждак, протирают их тонкие стенки. А чугунну всё это нипочем – ведь он химически пассивен, а стенки у радиаторов из этого металла весьма толстые. И летом, когда из системы сольют воду, чугунная батарея не проржавеет изнутри.

    Максимальное рабочее давление

    Рабочее давление чугунных радиаторов составляет от 9 атмосфер и более в зависимости от производителя и модели. Они хорошо переносят гидроудары и поэтому часто используются в системах централизованного отопления.

    Долговечность

    Если время от времени промывать батареи из чугуна, а также по мере необходимости заменять межсекционные прокладки, то они ответят на такой уход благодарно. Лет пятьдесят смогут проработать, исправно нагревая ваши комнаты. Кстати, в Санкт-Петербурге до сих пор живы ретро-батареи из чугуна, отливали которые еще на первых заводах. Сто лет с лишним прошло, как-никак.

    Невысокая цена

    Если сравнивать цену чугунных батарей со стоимостью ставших модными в последнее время биметаллических изделий, то по бюджету чугун окажется намного выгоднее. А если предстоит покупать радиаторы не для одной комнаты, а для нескольких, то экономия окажется весьма и весьма внушительной.

    О минусах чугунных батарей, зачастую превращающихся в плюсы

    Долгое нагревание

    Поборники новых алюминиевых и стальных батарей ругают чугун за его тепловую инерционность. Да, это так. «Раскочегаривается» чугунный радиатор довольно долго – это тебе не тоненький стальной корпус. Когда предстоит нагреть в начале холодов промерзший дом, это вызывает раздражение. Зато ведь и стынет толстая чугунная батарея тоже долго. Представьте – за окном мороз, а отопление внезапно отключили. Алюминиевые, стальные и биметаллические изделия сразу же станут холодными. А возле старого доброго чугуна можно будет еще погреться некоторое время.

    Медленная отдача тепла в комнату

    Сравним теплоотдачу, которая присуща одной секции чугунной батареи (это в среднем 110 ватт) и аналогичный показатель радиаторов из алюминия из стали. Выяснится, что последние, имея такие же габариты, и горячей воды меньше требуют, и тепла в полтора раза больше отдают. Однако конвекционно-воздушный способ обогрева у алюминия и биметалла, где греется только сердечник, а не кожух, проигрывает лучевому способу у стали и чугуна. У последних тепловые лучи не только воздушные массы нагревают, но и до предметов в комнате дотягиваются. В результате предметы также начинают излучать тепло, и комната прогревается качественнее и эффективнее.

    Читайте также:  Комплектующие к радиаторам отопления: запорная арматура, регулирующие приспособления, счетчики и распределители

    Они тяжелые

    Неуклюжую и увесистую чугунную батарею не каждый сможет поднять в одиночку – ведь только одна секция весит в среднем 5-6 килограммов. Но ведь мало кто из хозяев квартир и домов таскает эти батареи – обычно для их установки и снятия приглашаются сантехника. Вот им-то и не люб чугун. И еще надо заметить, что большой вес эти радиаторы имеют из-за толстых стенок, благодаря которым долго удерживают тепло и служат не меньше пятидесяти лет.

    Они «кушают» много теплоносителя

    Ну да, в чугунную секцию в среднем заливается 0,9 литра горячей воды, а в алюминиевую – всего 0,4 литра. Заметим, что при этом и габаритные размеры у этих двух видов батарей отличаются – алюминиевые гораздо меньше.

    Они некрасивые

    Стандартные радиаторы из чугуна, которые повсеместно ставили в советское время, то они, конечно, красотой не блещут. Грели-то они хорошо, вот только хотелось их спрятать с глаз долой.


    Вот и закрывали их хозяева квартир всякими ширмочками и экранами, отнимающими тепло.

    Сегодня же появились эстетичные художественные литьевые изделия из чугуна. На их поверхности имеются узоры в самых разных стилях. Стоят такие батареи (немецкие, английские, турецкие, французские, китайские) дорого, но выглядят просто роскошно. Отечественные радиаторы, конечно, не столь красивые, зато дешевые. Но всё равно их дизайн вполне привлекателен, а плоская поверхность выглядит аккуратно.


    Художественные литые радиаторы в ретро стиле.

    Характеристики чугунных радиаторов различных производителей и моделей

    В советские времена заводов по выпуску чугунных радиаторов было не счесть – ведь альтернативы не было. Вот, к примеру, лишь несколько их видов: НМ-140, НМ-150, Минск-110, Р-90, РКШ. Почти все они уже не производятся. Долго живет, пожалуй, лишь одна испытанная модель – МС-140, классическая и добротная.

    Новые модели выглядят посимпатичнее, вот, например, Мс-110 завода Сантехлит имеет небольшую глубину (всего 11 сантиметров) и хорошо помещается под узенькими пластиковыми подоконниками.


    Радиатор МС – 110.

    В Чебоксарах делают радиаторы ЧМ с одним, двумя и тремя каналами. Их наружная сторона плоская, что смотрится вполне эстетично, да и пыль вытирать легче.


    Модели радиаторов ЧМ.

    В Минске выпускают красивые двухканальные радиаторы, всего около 10 моделей.


    Примером может служить радиаторы 2К60П, 2К60ПП, 2КП100-90-500, 2К60П-300.

    Секционные батареи из чугуна и из-за границы к нам привозят. Зарубежные изделия более гладкие как снаружи, так и внутри, поэтому теплоотдача у них выше. Отметим китайскую фирму Kоnner (особенно хороши модели «Хит», «Модерн» и «Форт»).


    Радиаторы фирмы Konner, модель Модер.

    Чешский завод Viadrus, турецкая фирма DemirDöküm и испанский концерн Roca также делают хорошие радиаторы. Европейские изготовители делают весьма изящные батареи с чугунным литьевым узором. Правда, стоят такие радиаторы на порядок дороже, чем отечественные.

    Таблица. Сравнительные характеристики чугунных радиаторов отопления наиболее распространенных производителей и моделей

    Марка и модельРазмеры секции, В/Ш/ГРабочее давление, атмТепловая мощность, кВтПлощадь
    прогрева 1 секцией, м 2
    Объем воды в секции, лВес секции, кг
    МС-140от 388 до 588/93/1409от 0,12 до 0,160,244от 1,11 до 1,45от 5,7 до 7,1
    ЧМ1от 370 до 570/80/709от 0,075 до 0,11от 0,103 до 0,165от 0,66 до 0,9от 3,3 до 4,8
    ЧМ2от 372 до 572/80/1009от 0,1009 до 0,1423от 0,148 до 0,207от 0,7 до 0,95от 4,5 до 6,3
    ЧМ3от 370 до 570/90/1209от 0,1083 до 0,1568от 0,155 до 0,246от 0,95 до 1,38от 4,8 до 7
    Konner Модерн565/60/8012от 012 до 0,15от 0,66 до 0,96от 3,5 до 4,75

    Мы привели основные технические характеристики чугунных радиаторов отопления, наиболее часто востребованных. Думается, они помогли вам составить общую картину.

    Самостоятельная установка чугунных радиаторов отопления: как обеспечить комфорт в доме на долгие годы?

    На строительном рынке присутствует множество радиаторов из различных материалов. Несмотря на большой выбор отопительного оборудования, батареи из чугуна станут отличным вариантом для оснащения помещений различного назначения.

    Чугунные радиаторы пользуются феноменальной востребованностью благодаря своей долговечности, практичности и надежности.

    Батареи из чугуна не подвержены коррозии и имеют хорошую теплоотдачу, что делает их особо популярными среди домовладельцев.

    Подготовительные работы

    Перед тем, как приступить к процессу установки батарей, важно подготовить необходимые инструменты и подключаемое оборудование. В зависимости от системы разводки отопления в помещении подбираются детали совместимые с ней.

    Поверхность, на которую будут монтироваться чугунные радиаторы, должна быть очищена и подготовлена к установке. Если стены имеют неровности либо не перпендикулярны почве следует их выровнять согласно уровню. Вода из отопительной системы должна быть слита до проведения работ с батареями.

    Сборка конструкции

    В первую очередь определяется количество секций, которые необходимы для отопления того или иного помещения. Секции рассчитываются индивидуально в зависимости от площади комнаты и размеров окон. Для группировки секций понадобятся несколько радиаторных ключей. Части радиатора надежно крепятся в станке либо любом другом устройстве, препятствующем провороту секций во время поворота ниппеля.

    Особенность! Ниппели нужно смазать олифой и на них следует одеть прокладки.

    Ключи вращают в противоположном направлении от хода резьбы при этом ниппеля ввинчивают на 1-2 оборота. После того, как радиатор был собран, его проверяют на герметичность, а также производят гидравлические испытания. Обычно для проверки используют гидравлический стенд и манометр. Радиатор не должен терять давление. В случае, когда это все же происходит, следует подтянуть ниппеля и проверить секции на наличие брака.

    Правила окрашивания

    Для наилучшего сохранения батарей следует проводить покраску в два этапа. После окрашивания важно высушить радиаторы полностью.

    Правильная сушка предотвратит растрескивание краски и изменение ее цвета в процессе эксплуатации системы отопления.

    К краскам, которые используются при окрашивании радиаторов, выдвигается ряд требований:

    • Устойчивость к нагреванию до 80 градусов.
    • Безвредность в процессе работы отопительной системы.
    • Краска не должна быть мягкой.

    Самыми популярными составами для покраски батарей являются алкидные и акриловые краски. Алкидные эмали отличаются экологичностью и небольшой стоимостью. Акриловые составы наиболее долговечны и не покрываются пятнами.

    Как определить место установки?

    Радиаторы устанавливаются вертикально на расстоянии 3-5 см от стены. Дистанция от чугунной батареи до пола должно быть не менее 6 см, а от низа подоконника до радиатора 5-10 см для наилучшей вентиляции и нагрева воздуха. Трубы отопительной системы могут находиться под небольшим уклоном в направлении движения жидкости для предотвращения завоздушивания системы.

    Фото 1. Схемы правильной и неправильной установки радиатора: слишком маленькое расстояние от батареи до подоконника уменьшает теплоотдачу.

    Также важно избегать перекосов чугунных радиаторов для обеспечения наилучшей циркуляции теплоносителя в батарее. Центр отопительных приборов должен совпадать с серединной оконного проема с точностью до 2 сантиметров.

    Как разобрать чугунную батарею отопления – руководство по демонтажу и разборке радиаторов по секциям

    В подавляющем большинстве отопительных систем на сегодняшний день используются батареи, которые в той или иной степени знакомы практически всем людям. Отопительные батареи могут изготавливаться из чугуна, стали и алюминия. Самыми популярными являются чугунные изделия – в арсенале их достоинств длительный срок службы (более 50 лет), хорошая теплоотдача и неплохая устойчивость к коррозии.

    Чтобы достоинства чугунных батарей могли проявить себя, их необходимо регулярно красить, очищать, а порой – и ремонтировать. Разумеется, эти работы нельзя выполнить на установленных приборах при функционирующей системе отопления – радиаторы сначала нужно снять, а потом разобрать. О том, как разобрать чугунную батарею, и пойдет речь в этой статье.

    Демонтаж радиаторов из чугуна

    Для демонтажа чугунных отопительных радиаторов требуется следующий набор инструментов:

    • Трубный ключ номер 3 (потребуется для откручивания контргайки и футорки);
    • Труборез или болгарка;
    • Ножовка по металлу;
    • Зубило;
    • Молоток и кувалда;
    • Щетка.

    Лучше всего демонтаж чугунных радиаторов (да и любых других отопительных приборов) выполнять в летнее время, когда отопительная система находится в отключенном состоянии. Перед тем, как разобрать чугунную батарею отопления по секциям, необходимо слить весь теплоноситель из отопительного контура.

    Первым делом необходимо отвернуть контргайки, которые расположены на подводках к радиаторам. Далее отворачиваются футорки, и радиатор можно снимать. Если же возможность открутить контргайки отсутствует, то подводки попросту обрезаются, после чего радиатор без проблем снимается с опор.

    Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям

    Перед тем, как разобрать чугунный радиатор отопления, необходимо заготовить набор инструментов:

    • Ключ для разборки чугунных батарей (5/4 дюйма для старых приборов и дюймовый – для новых);
    • Разводной ключ второго или третьего номера;
    • Мел;
    • Дюймовая труба длиной 50-100 см.

    Также нужно найти удобную площадку, на которой можно будет разбирать радиатор. Хорошим вариантом будет прочный деревянный щит, положенный на ровную площадку. Батарея укладывается на этот щит горизонтально, и можно приступать к разборке.

    Технология разборки радиатора выглядит следующим образом:

    1. В первую очередь нужно понять, в какую сторону откручиваются глухие пробки, после чего их нужно отвернуть. Перед тем, как разобрать батарею отопления, необходимо отметить на ключе длину до выкручиваемого ниппеля. Чтобы сделать это, ключ кладется на батарею, и его край доводится до той точки, где находится втулка. На ключе при помощи мела по кругу делается отметка, до которой ключ вставляется в батарею.
    2. Далее нужно разбираться, в какую сторону должен вращаться ключ для чугунных батарей – они могут иметь как левую, так и правую резьбу. Соответственно, при вращении в разные стороны секции батареи будут расходиться или сходиться. Направление вращения определяется при помощи футорки, которая вворачивается с той же стороны, куда впоследствии будет вставляться ключ.
    3. При правой резьбе футорка вкручивается по часовой стрелке, поэтому направление вращения ключа при раскрутке будет противоположным. С левой резьбой ситуация меняется с точностью до наоборот.
    4. Непосредственно раскрутка радиатора начинается с первой секции. Первым делом нужно сорвать резьбу поочередно на обоих ниппелях (как правило, достаточно всего лишь половины оборота ключа). Далее батарея постепенно раскручивается с каждой стороны так, чтобы расстояние между секциями составляло около 0,5 см.
    5. При раскрутке очень важно соблюдать указанный зазор между секциями – если раскрутить батарею с одной стороны сильнее, то есть немалая вероятность того, что резьба заклинит. В процессе раскручивания на ключ стоит надеть трубу, чтобы уменьшить требуемые усилия.

    По такой технологии разбирается любой современный радиатор. Зачастую на таких отопительных приборах имеются заглушки с промаркированным направлением резьбы.

    Разборка старого радиатора

    В случае со старыми батареями могут возникнуть некоторые проблемы – например, резьба в таких приборах может прикипеть, поэтому ее перед разборкой потребуется разогреть при помощи паяльной лампы или автогена. Когда стыки разогреты, нужно быстро сорвать ниппели с обеих сторон батареи. По такой же методике выкручиваются любые прикипевшие к батарее элементы.

    Ниппель после длительной эксплуатации батареи может напрочь проржаветь. В таком случае зацепить его ключом будет невозможно, поэтому для разборки батареи потребуется ножовка или болгарка. Остатки ниппелей выкручиваются со своих мест, а резьба зачищается при помощи щетки.

    Если же ни один из описанных способов не помогает, остается средство крайнего случая – разбить батарею кувалдой. Перед тем, как разбить чугунную батарею, ее нужно положить на горизонтальную поверхность и бить по средней осевой линии кувалдой до того момента, пока часть секции не отвалится. После этого батарею нужно перевернуть и повторить операцию, чтобы разбить всю секцию.

    Остается лишь поставить радиатор вертикально, нанести несколько ударов по уцелевшим секциям и раскрутить их. Конечно, о целостности всего радиатора в таком случае говорить не приходится – в большинстве случаев теряется половина секций.

    Заключение

    Разобрать чугунный радиатор непросто, несмотря на вполне понятную технологию этого процесса. Тем не менее, иногда необходимость в разборке все же возникает, и знание о том, как ее выполнять, лишним не будет.


    Ссылка на основную публикацию