Как и чем производится промывка радиатора

Dzhiper89 › Блог › Как промыть систему охлаждения двигателя

Промывка системы охлаждения двигателя – это такая же необходимая процедура как, например, замена масла и фильтров. Если не промыть систему охлаждения двигателя во время замены охлаждающей жидкости, то накипь и грязь, скопившаяся внутри, забьют тонкие каналы радиатора, патрубки, помпу, что, в конце концов, приведет к плачевным последствиям.

Ниже мы расскажем о том, как промыть систему охлаждения двигателя, для чего это нужно делать, и чем её лучше промывать в домашних условиях.

Зачем промывать систему охлаждения двигателя

Радиатор может быть загрязнен различными отложениями. Их тип зависит от того, что используется в качестве охлаждающей жидкости. Как правило, в охлаждающую систему заливают одно из двух:

Воду. Некоторые автомобилисты до сих пор заливают её в радиатор. Однако летом вода становится источником образования накипи, которая засоряет всю систему. А зимой она может просто замерзнуть и привести в негодность двигатель, радиатор и другие элементы охлаждающей системы.
Антифриз. Это специальная жидкость, предназначенная для охлаждения двигателя во время работы (подробней об антифризах читайте здесь). Однако с течением времени происходит его разложение, продукты которого оседают внутри охлаждающей системы и также могут доставить много неприятностей.
Исход такой ситуации предугадать нетрудно – постоянные перегревы мотора, отказ заводиться и так далее. Всё это приближает капитальный ремонт силового агрегата, поэтому необходимо время от времени проводить промывку системы охлаждения двигателя.

Но стоит ли ехать на СТО или можно её промыть самостоятельно? Естественно, отправить автомобиль на станцию будет оптимальным решением. Там работают квалифицированные специалисты, вооруженные необходимым инструментарием. Они смогут провести промывку охлаждающей системы в кратчайшие сроки. Другое дело, что подобные услуги стоят денег, к тому же придется на некоторое время расстаться с машиной.

Однако промыть систему охлаждения можно и самостоятельно. Это не слишком сложная процедура, так что, опираясь на рекомендации профессионалов, можно всё сделать своими руками в домашних условиях.

Чем промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях?

Дистиллированной водой;
Подкисленной водой;
Специальными средствами для промывки системы охлаждения двигателя.
Выбор средства очистки зависит от состояния автомобиля.

Заниматься промывкой системы охлаждения двигателя нужно либо летом на улице, либо зимой в теплом боксе. Для начала слейте из системы старый антифриз – этот процесс очень подробно описан в инструкции по замене охлаждающей жидкости. Если кратко, то алгоритм действий следующий:

Если мотор горячий, ему надо дать возможность остыть.
Машину поставьте на ровную поверхность.
Для защиты рук от горячих элементов двигателя и системы охлаждения лучше одеть перчатки.
Откройте и зафиксируйте капот.
Под радиатором нужно поставить емкость для сбора старой охлаждающей жидкости.
Вывернув сливные пробки, слейте антифриз по очереди из двигателя и радиатора.
По виду слитой жидкости можно сделать выводы о состоянии системы охлаждения в целом. В слитом антифризе могут присутствовать разные частицы (накипь, ржавчина и тому подобное).

Промывка системы охлаждения двигателя дистиллированной водой

Естественно, что простую воду из-под крана для промывки системы охлаждения двигателя использовать нельзя. В ход должна идти исключительно дистиллированная вода или, на худой конец, кипяченая не менее 20 минут (она имеет в своем составе минимум солей).

Промывка системы охлаждения проводится элементарно:

Заливаете в радиатор дистиллированную воду.
Заводите машину и даёте ей поработать вхолостую порядка 15-20 минут.
Глушите двигатель и сливаете воду из системы охлаждения.
Такую процедуру надо повторять несколько раз, пока вода не станет чистой. Данный метод походит лишь в том случае, когда машина относительно новая, а в слитом антифризе не видно явных загрязнений.

Следующие два способа промывки будут на порядок эффективнее.

Промывка системы охлаждения двигателя подкисленной водой

В данном случае простая дистиллировка уже не поможет справиться с проблемой. Для промывки системы охлаждения необходимо будет самостоятельно приготовить слабокислый водный раствор на основе одного из следующих компонентов:

лимонная кислота;
молочная кислота;
уксусная эссенция;
каустическая сода.
При промывке этим способом есть один существенный недостаток – можно добавить слишком много кислоты, которая впоследствии просто разъест резиновые и пластиковые комплектующие системы охлаждения двигателя. Так что добавлять кислоту следует крайне осмотрительно.

Промывка выполняется следующим образом:

Готовый слабокислый раствор необходимо залить в систему охлаждения.
Завести двигатель на 15 минут, после чего заглушить его.
Сразу после этого жидкость сливать не нужно. Ей необходимо дать побыть внутри системы несколько часов.
Через 2-3 часа воду из системы сливают и повторяют операцию заново.
Всего нужно уделить промывке порядка 5-7 часов. После окончания процедуры остатки раствора удаляются из системы охлаждения при помощи финишной промывки дистиллированной водой.

Однако, учитывая высокую агрессивность того же раствора каустической соды или лимонной кислоты, мы не рекомендуем ними промывать систему охлаждения.

Промывка системы охлаждения двигателя специальными средствами

Кислотные;
Щелочные;
Двухкомпонентные;
Нейтральные.
Дело в том, что в системе охлаждения встречаются два вида загрязнений: первый тип (накипь и коррозия) отмывается только кислотами, а второй (продукты разложения антифриза) – только щелочами.

Создать средство для промывки, которое содержит и кислотную, и щелочную составляющую не представляется возможным, так как кислота и щелочь нейтрализуют друг друга. Поэтому большинство средств для промывки систем охлаждения двигателя, продающиеся в магазинах – это либо кислотные, либо щелочные составы. То есть они удаляют либо одну часть загрязнений, либо другую.

Существуют также двухкомпонентные промывочные жидкости, которые действуют по очереди: сначала систему промывают первым компонентом, затем – вторым. Они более эффективны, но в то же время и стоят дороже, и времени на промывку требуют больше.

В последние годы появился новый класс средств для очистки. Они основаны не на кислотах и не на щелочах, а на системе катализаторов, и имеют нейтральный pH. Их принято ещё называть «мягкой промывкой». Нейтральные средства для промывки выпускаются как в виде присадок к антифризу, так и в виде концентратов охлаждающей жидкости.

Достаточно просто залить препарат «мягкой промывки» в расширительный бачок системы охлаждения, и после этого продолжать обычную эксплуатацию машины. За 1-2 тыс. км пробега такое средство отмоет все загрязнения, которые есть в системе, причем растворит их до коллоидного состояния, исключающего возможность забивания остатками загрязнений мелких трубок радиатора.

Этот вариант промывки является оптимальным, так как не приходится кипятить воду или готовить растворы. Кроме того, данные составы полностью соответствуют принятым нормам, а купить их можно в любом автомагазине. Такие средства не только полностью очищают систему охлаждения, но и делают это с нанесением минимального вреда двигателю.

Как и чем производится промывка радиатора

В частном секторе, а особенно, в квартирах многоэтажных зданий, иногда появляется потребность в профилактике сантехнических узлов и обогревательных контуров, в число которых входит промывка радиатора отопления.

Тут нельзя устанавливать какие-либо твёрдые сроки, поскольку как правило, это зависит от воды, которую применяют в этом случае, другими словами, от количества солей и щелочей, каковые в ней находятся, а после этого оседают на внутренних стенках устройств.

Для удаления таких образований применяют разные реагенты, о чём мы вам и поведаем, и предложим демонстрацию видео в данной статье.

Чистые радиаторы

Реагенты

Примечание. Для промывки батарей кое-какие предлагают применять самые немыслимые жидкости, к примеру, их предлагают мыть лимонной кислотой, каустической содой, сывороткой а также кока колой. Непременно, это также своего рода реагенты, но для чего изобретать велосипед, в случае если в магазине вы постоянно сможете купить необходимый препарат.

При обработке ёмкости реагентом Cillit-HS происходит разложение коррозии, известковых отложений и шламовых осадков, а это именно те элементы, каковые оседают на стенках и мешают циркуляции теплоносителя, значит, Cillit-HS подходит фактически идеально.

  • Большой плюс препарата в том, что его возможно применять не только для чугуна, вместе с тем инструкция разрешает применять его для стали и алюминия, что показывает, что он применим в частном секторе, где в большинстве случаев монтируют не чугунные, а стальные, биметаллические и алюминиевые радиаторы отопления. При жажде такую процедуру возможно создавать самостоятельно, не прибегая к помощи экспертов.

  • Такое оборудование для промывки радиатора выгодно тем, что там вмонтирован циркуляционный насос и имеется расходная ёмкость со шлангами для соединения, а при покупке там ещё прилагаются и одноименные реагенты.

Практика продемонстрировала, что таковой агрегат достаточно несложен в применении, его детали и узлы устойчивы к кислотному действию, а сам реагент владеет термостойкостью. Процесс промывки тут осуществляется достаточно быстро, тем более что возможно обойтись без снятия батареи, саму аппаратуру возможно применять годами.

Читайте также:  Однотрубная система отопления: выясняем эффективность в жилых помещениях

Как промыть

Примечание. Существуют два метода промывки – при помощи помпы с реагентом либо же своими руками, в то время, когда каждую батарею моют раздельно.

В то время, когда система отопления выполнена железным контуром (стальными трубами), то в таких случаях весьма комфортно применять автоматическое оборудование для очистки от шлама и известковых отложений марки Cillit.

Помимо этого, в то время, когда речь заходит о многоквартирном многоэтажном доме, то в таких случаях вопрос, чем промывать радиатор, решается посредством громадной моторной помпы, другими словами промывка осуществляется в один момент, по всем квартирам.

В этом случае всё делается весьма просто – в отопительный контур вместо воды закачивают реагент, к примеру, тот же Cillit либо едкий натр, фосфорную либо ортофосфорную кислоту и без того потом, не смотря на то, что Cillit в большинстве случаев коммунальными работами не употребляется – цена на раствор кислот либо щелочей обходится куда меньше.

По окончании закачивания нужной жидкости, посредством насоса активируется её циркуляция, что длится в течение нескольких часов. По завершении процесса нечистая жидкость сливается, а в систему заливается вода и она опрессовывается.

Для промывки радиаторов в квартире либо доме по одному, вам, в первую очередь, необходимо перекрыть краны на трубах подачи и возврата, каковые установлены, как запорная арматура данной батареи.

В случае если запорная арматура на конкретном приборе отсутствует, то вам при таких условиях нужно будет сливать воду из системы всецело, а это вероятно лишь в частном секторе либо при автономном отоплении помещения, но, не смотря ни на что, теплоносителя в трубах быть не должно. При необходимости прочистите все резьбовые соединения от шлама.

В то время, когда вы отключили трубы подачи и возврата и пока ещё не сняли радиатор с кронштейнов, раскрутите и снимите не задействованные торцевые футорки, дабы открыть все отверстия для промывки.

Затем, в ванне либо в другой ёмкости (если вы живёте в частном секторе) разводите концентрированное средство для промывки радиатора снаружи и изнутри, как мы уже говорили, вам эргономичнее всего применять для данной цели один из видов Cillit-HS – соотношение воды и реагента указывается на упаковочной ёмкости.

Сейчас снимаете батарею со стенки и промываете её изнутри напором воды из шланга – так вы сможете удалить шлам, который не держится стенок.

Затем погружаете радиатор в растворённый в воде реагент, лишь для этого нужно применять поддон – вы имеете возможность поцарапать или саму батарею, или, если она из чугуна, развить нею ёмкость либо ванну. Покиньте прибор в данной жидкости на всю ночь либо хотя бы на 4-5 часов, по окончании чего его возможно извлечь и промыть проточной водой.

Заключение

Само собой разумеется, Cillit-HS, это не единственные средства для промывки радиатора – вы имеете возможность кроме этого использовать щёлочи и кислоты, каковые применяют коммунальщики при очистке контуров многоквартирных зданий. Но у них имеется преимущество, поскольку они не вступают в прямой контакт с реагентом, а его попадание на кожу нежелательно, так что для работы необходимо применять средства личной защиты.

Как самостоятельно промыть радиатор — экспертиза ЗР

Рассказываем, когда нужно мыть радиатор системы охлаждения двигателя

Радиатор двигателя загрязняется не только снаружи, в его бачках часто скапливаются частицы ржавчины и окалины, а также продукты окисления алюминиевых деталей. И если вы задумались о промывке радиатора снаружи, имеет смысл совместить ее с заменой охлаждающей жидкости. Сроки замены жидкости у всех автомобилей разные, но, поверьте опыту, при пробеге 80–90 тысяч километров обновить ее не помешает.

Рассмотрим способы очистки радиаторов. Действовать будем, как завещали отцы диале­ктики, от простого к сложному.

Проще простого

Проще всего с недорогими автомобилями без кондиционера — у них один радиатор. Промыть его можно самостоятельно, причем даже не снимая с машины. Например, из шланга на даче. Или заехав на мойку. Напор воды не должен быть мощным, чтобы не погнулись тонкие теплоотводящие пластины. Если это произойдет, радиатор практически перестанет пропускать через себя воздух и, соответственно, не сможет эффективно охлаждать жидкость.

Перед водными процедурами желательно установить за радиатором экран из полиэтиленовой пленки: он преградит путь воде и грязи, летящим на приводной ремень, генератор и свечи. При этом важно не залить и электродвигатель вентилятора. Ему не страшны брызги, но не следует направлять прямо на него струю под давлением.

В компании

Если радиатор охлаждения двигателя установлен в пакете с другими радиаторами, его промывка без демонтажа вряд ли даст желаемый результат. Дело в том, что струя после мойки первого теплообменника неизбежно теряет силу — и эффективной очистки второго радиатора не получится. В этом случае можно попробовать промыть радиаторы с разных сторон: конденсатор кондиционера — с наружной, а радиатор системы охлаждения — с внутренней. Но по опыту знаю, что между двумя теплообменниками порой остается что-то вроде войлочного одеяла из тополиного пуха и прочих «материалов». Иногда удается отделаться малой кровью, демонтировав решетку радиатора (на тех автомобилях, где она снимается отдельно от бампера). Это даст возможность промыть теплообменники без демонтажа. А потом, наклонив радиатор охлаждения двигателя и отсоединив его верхние крепления, очистить пространство между радиаторами.

Самый сложный, но и наиболее эффективный способ очистить радиатор двигателя — полностью его демонтировать. Для этого придется отсоединить и снять электровентилятор в сборе с кожухом, а также разъединить теплообменники двигателя и кондиционера. С конденсатором кондиционера сложнее: после демонтажа придется вновь заправлять систему хладагентом. Поэтому конденсатор стараются просто отводить в сторону и промывать, обходясь без разгерметизации системы кондиционирования. При этом снятый радиатор двигателя рекомендую почистить не только снаружи, но и внутри. Для стопроцентного успеха нужно слить охлаждающую жидкость из системы и промыть чистой водой все контуры охлаждения. Это повысит эффективность работы отопителя, поскольку и в его теплообменнике скапливается грязь.

Для разных машин методика извлечения радиатора системы охлаждения разная. В большинстве случаев необходимо снять передний бампер и решетку радиатора, а также демонтировать снизу защиту двигателя или пластиковые брызговики. У некоторых автомобилей под бампером располагается балка-усилитель, которая приварена к передним концам лонжеронов, что осложняет доступ к радиаторам. У других ее можно демонтировать, отвернув всего несколько болтов, что облегчает доступ к теплообменникам.

Если не решаетесь промывать радиатор своими силами, можно доверить эту работу профессионалам. При этом официалы будут действовать по полной программе — со снятием радиатора, но и сумму запросят немалую. Например, владельцу среднеразмерного кроссовера в Москве придется заплатить около 12 тысяч рублей.

Неофициальные сервисы, специализирующиеся на автомобилях одной марки, обычно оценивают свои услуги несколько ниже. Еще доступнее предложения гаражных мастеров, но и качество зачастую соответствующее. Помыть на автомойке снятый радиатор обойдется в 100–300 рублей.

Как и чем производится промывка радиатора

В частном секторе, а особенно, в квартирах многоэтажных зданий, время от времени возникает потребность в профилактике сантехнических узлов и обогревательных контуров, в число которых входит промывка радиатора отопления.

Здесь нельзя устанавливать какие-либо жёсткие сроки, так как в большинстве случаев, это зависит от воды, которую используют в данном случае, то есть, от количества солей и щелочей, которые в ней находятся, а затем оседают на внутренних стенках приборов.

На фото сантехником производится промывка радиаторов отопления в квартире

Для удаления таких образований используют различные реагенты, о чём мы вам и расскажем, а также предложим демонстрацию видео в этой статье.

Чистые радиаторы

Реагенты

Примечание. Для промывки батарей некоторые предлагают использовать самые невероятные жидкости, например, их предлагают мыть лимонной кислотой, каустической содой, сывороткой и даже кока колой. Безусловно, это тоже своего рода реагенты, но для чего изобретать велосипед, если в магазине вы всегда сможете приобрести нужный препарат.

Концентрированная жидкость для промывки радиатора Cillit-HS 23 RS

  • Реагенты типа Cillit-HS могут отличаться друг от друга, но практически все они могут быть использованы для промывки батарей, где рабочая температура контура не превышает 80ᶷC, то есть, для любых, так как более высокие температуры возможны разве что при испытании системы.

При обработке ёмкости реагентом Cillit-HS происходит разложение коррозии, известковых отложений и шламовых осадков, а это как раз те элементы, которые оседают на стенках и мешают циркуляции теплоносителя, значит, Cillit-HS подходит практически идеально.

  • Большой плюс препарата в том, что его можно использовать не только для чугуна, но также инструкция позволяет использовать его для стали и алюминия, что говорит о том, что он применим в частном секторе, где обычно монтируют не чугунные, а стальные, биметаллические и алюминиевые радиаторы отопления. При желании такую процедуру можно производить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.
Читайте также:  Дровяные отопительные печи: традиционные и современные устройства для обогрева жилья

Оборудование для очистки от шлама и известковых отложений марки Cillit

  • Такое оборудование для промывки радиатора выгодно тем, что там вмонтирован циркуляционный насос и есть расходная ёмкость со шлангами для соединения, а при покупке там ещё прилагаются и одноименные реагенты.

Практика показала, что такой агрегат достаточно прост в использовании, его детали и узлы устойчивы к кислотному воздействию, а сам реагент обладает термостойкостью. Процесс промывки здесь осуществляется достаточно быстро, тем более что можно обойтись без снятия батареи, саму аппаратуру можно использовать годами.

Как промыть

Примечание. Существуют два способа промывки – при помощи помпы с реагентом или же своими руками, когда каждую батарею моют отдельно.

Низкая теплоотдача всегда указывает на засорение

Когда система отопления выполнена металлическим контуром (стальными трубами), то в таких случаях очень удобно использовать автоматическое оборудование для очистки от шлама и известковых отложений марки Cillit.

Кроме того, когда речь идёт о многоквартирном многоэтажном доме, то в таких случаях вопрос, чем промывать радиатор, решается с помощью большой моторной помпы, то есть промывка осуществляется одновременно, по всем квартирам.

В данном случае всё делается очень просто – в отопительный контур вместо воды закачивают реагент, например, тот же Cillit или едкий натр, фосфорную или ортофосфорную кислоту и так далее, хотя Cillit обычно коммунальными службами не используется – цена на раствор кислот или щелочей обходится куда меньше.

После закачивания нужной жидкости, с помощью насоса активируется её циркуляция, что продолжается в течение нескольких часов. По завершении процесса грязная жидкость сливается, а в систему заливается вода и она опрессовывается.

Радиатор можно откручивать только при перекрытых кранах

Для промывки радиаторов в квартире или доме по одному, вам, прежде всего, нужно перекрыть краны на трубах подачи и возврата, которые установлены, как запорная арматура данной батареи.

Если запорная арматура на конкретном приборе отсутствует, то вам в таком случае придётся сливать воду из системы полностью, а это возможно только в частном секторе или при автономном отоплении, но, как бы там ни было, теплоносителя в трубах быть не должно. При необходимости прочистите все резьбовые соединения от шлама.

На фото: раскручиваем и снимаем футорки на торцах

Когда вы отключили трубы подачи и возврата и пока ещё не сняли радиатор с кронштейнов, раскрутите и снимите не задействованные торцевые футорки, чтобы открыть все отверстия для промывки.

После этого, в ванне или в другой ёмкости (если вы живёте в частном секторе) разводите концентрированное средство для промывки радиатора снаружи и изнутри, как мы уже говорили, вам удобнее всего использовать для этой цели один из видов Cillit-HS — соотношение воды и реагента указывается на упаковочной ёмкости.

Теперь снимаете батарею со стены и промываете её изнутри напором воды из шланга – так вы сможете удалить шлам, который не держится стенок.

После этого погружаете радиатор в растворённый в воде реагент, только для этого желательно использовать поддон – вы можете поцарапать либо саму батарею, либо, если она из чугуна, развить нею ёмкость или ванну. Оставьте прибор в этой жидкости на всю ночь или хотя бы на 4-5 часов, после чего его можно вытащить и промыть проточной водой.

Заключение

Конечно, Cillit-HS, это не единственные средства для промывки радиатора – вы можете также применять щёлочи и кислоты, которые используют коммунальщики при очистке контуров многоквартирных зданий. Но у них есть преимущество, так как они не вступают в прямой контакт с реагентом, а его попадание на кожу нежелательно, так что для работы нужно использовать средства индивидуальной защиты.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен

Промывка радиатора без снятия с автомобиля

В автомобиле нет мелочей. Система охлаждения для нормальной работы двигателя играет такую же важную роль, как, например, система зажигания или газораспределительный механизм. А потому, требует своевременной чистки. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд и многое можно сделать своими руками. Например, промыть радиатор охлаждения двигателя не снимая его.

Как устроен и для чего нужен радиатор охлаждения двигателя

Радиатор в автомобиле видел каждый. Грубо говоря, это такой решетчатый металлический экран, установленный впереди двигателя. Состоит он из множества трубочек (а точнее, из одной извитой очень длинной трубки) и тонких, как фольга, металлических пластин. По трубке течет горячая охлаждающая жидкость, которая отдает тепло на эти пластинки, а также остывает за счет обдува радиатора воздушным потоком. То есть, охлаждающая жидкость, циркулируя по системе охлаждения двигателя, забирает от него тепло, а затем попадает в радиатор, где тепло отдает. Радиатор имеет горловину, куда заливается ОЖ (антифриз, тосол или вода.

Разумеется, внутри радиатора собирается наибольшее количество различного мусора, образующегося во время циркуляции антифриза или воды. А кроме того, радиатор загрязняется и снаружи, что ухудшает теплообменные процессы. Поэтому, время от времени требуется очистка радиатора охлаждения двигателя.

Когда нужно мыть радиатор

Само собой, прежде чем лезть в сокровенные места своего автомобиля, необходимо убедиться, что в этом есть надобность. Для выявления таковой потребуется довольно простая диагностика, которую можно провести самому. Итак, прежде всего, внимание водителя должны привлечь частые включения вентилятора охлаждения, когда для этого нет веских причин, таких как жара или работа двигателя под большой нагрузкой. Это сигнализирует о том, что охлаждение жидкости в радиаторе ухудшается. Возможно, забиты трубки и антифриз или вода плохо циркулирует.

Но даже если это не так, чистка радиатора охлаждения двигателя для профилактики не помешает. Кстати говоря, забитые «соты», то есть, пространства между пластинками, а также отложения на внутренней поверхности являются самыми распространенными причинами нарушения работы радиатора.

Как и чем чистить радиатор

Как говорится, в идеале, для хорошей чистки радиатор нужно снимать. Так получится обработать его со всех сторон. Однако поскольку долго возиться с двигателем из автомобилистов мало кто хочет или может, часто возникает вопрос о том, как промыть радиатор охлаждения двигателя не снимая его.

Сделать это не сложно. Снаружи удалить грязь можно при помощи керхера или сжатого воздуха из компрессора. Такая техника сегодня есть во многих гаражах, не говоря уже об автосервисах. Эффективность будет не стопроцентная, но, тем не менее, такие загрязнения, как забившаяся в щели пыль, налипшие насекомые и тому подобное, будет удалено. Если есть возможность снять решетку и открыть хороший доступ к радиатору, то тогда можно будет помыть его щеткой (с пластиковой или натуральной щетиной средней жесткости) и бензином. Это поможет удалить такие загрязнения, как, например, налипший гудрон. После этого можно приступать к наведению порядка внутри.

На этом этапе понадобится очищающая жидкость, которую заливают в радиатор и дают поработать двигателю в течение нескольких минут. Здесь возможны вариант: применять народные средства или купить специальные средства, предназначенные для того, чтобы промывать радиатор охлаждения двигателя внутри. Самое распространенное и самое неэффективное народное средство для этих целей – вода. Максимум, чего с ней можно добиться, это смыть остатки одной охлаждающей жидкости перед заливкой другой. Но при этом процедуру придется проводить несколько раз.

Еще одной легкодоступной жидкостью является кока-кола или пепси-кола. О том, что этими напитками можно не только запивать чипсы, но и снимать ржавчину, известно давно. Залитая в систему охлаждения кола способна удалять накипь и всякий налет. Для этого заведенный двигатель должен проработать минут пятнадцать-двадцать.

Примерно также используют электролит для аккумуляторов. Однако, учитывая то, что это сильная кислота, к таким мерам прибегают лишь в крайнем случае. Кстати, о кислотах. Можно пользоваться раствором лимонной кислоты (100 грамм на 10 литров воды). Ну, а что касается специальной автомобильной химии, то она в широком ассортименте продается в специализированных магазинах. Экономить здесь не стоит, так как дешевые подделки могут не столько прочистить систему охлаждения, сколько серьезно попортить ее. Качественные же специальные средства со своей задачей справляются очень хорошо.

Читайте также:  Как возводится отопительно-варочная печь своими руками

Как промывать радиатор изнутри

Перед тем, как промыть радиатор охлаждения двигателя, из него (как, впрочем, и из всей системы) нужно удалить имеющуюся охлаждающую жидкость. Поэтому потребуется подходящая емкость и, конечно же, новый антифриз, если будет заливаться в систему именно он, а не вода.

Сливается жидкость из системы охлаждения на всех автомобилях через специальные краны. Кроме того, стоит еще отсоединить от радиатора патрубки, чтобы удалить ее полностью.

После этого, все подсоединяется назад, краники закручиваются и через горловину радиатора заливается выбранный очиститель. В большинстве случаев необходимо дать двигателю проработать от 15 до 30 минут, после чего слить очиститель точно также, как ранее сливался антифриз.

Несколько полезных советов

  • во время работы рекомендуется пользоваться защитными перчатками, стойкими к химическим воздействиям, так как охлаждающие и промывочные жидкости довольно агрессивны и крайне ядовиты.
  • перед сливанием охлаждающей жидкости лучше дать двигателю немного поработать, чтобы она проциркулировала по системе. Сливать нужно тогда, когда мотор остынет.
  • промыть радиатор охлаждения двигателя снаружи тоже важно, так как на загрязненной поверхности будет хуже проходить теплообмен.

Итак, как видно, сама процедура прочистки радиатора совсем не сложная. При этом она очень важна для хорошей работы двигателя. Делать чистку рекомендуется регулярно и лучше совмещать с заменой охлаждающей жидкости в системе.

Как часто требуется замена антифриз. Самостоятельная промывка системы охлаждения от грязи, накипи и ржавчины. Средства для промывки системы охлаждения ДВС.

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Гидрокомпенсаторы : что это такое, какую функцию выполняют, неисправности гидрокомпенсатора и симптомы. Ремонт и промывка гидрокомпенсаторов своими руками.

Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт

Почему масло попадает в интеркулер. Локализация и устранение возможных неисправностей своими руками. Как самому промыть и очистить инетркулер от масла.

Промывочное масло для двигателя: в каких случаях и как используется, что входит в состав, преимущества и недостатки данного типа промывки системы смазки.

Самостоятельно промываем радиатор, не снимая его с автомобиля

Ни один двигатель внутреннего сгорания не может работать без нормального охлаждения. В моторе множество трущихся деталей. Если своевременно не отводить от них тепло, двигатель просто заклинит. Радиатор является ключевым элементом автомобильной системы охлаждения. Но и он нуждается в регулярной промывке. Разберёмся, как выполнить эту процедуру самостоятельно.

Почему радиатор загрязняется

Причина внешнего загрязнения радиатора очевидна: грязь попадает на него прямо с дороги. Устройство находится в подкапотном пространстве и не имеет специальной защиты. В лучшем случае под радиатором может быть установлен небольшой щиток, не позволяющий крупным камням и мусору попасть в рёбра устройства.

А причин внутреннего загрязнения существует две:

  • грязь попадает в систему охлаждения извне. Если в радиаторных шлангах или в самом радиаторе есть трещины и герметичность системы нарушена, то её засорение является лишь вопросом времени;
  • радиатор загрязняется из-за плохого антифриза. Не секрет, что найти сегодня качественный антифриз не так-то просто. Рынок буквально наводнён подделками. Особенно часто подделывают антифризы известных брендов.

И в грязном, и в поддельном антифризе содержится множество посторонних примесей. Радиатор в процессе работы сильно нагревается. Иногда антифриз может даже закипеть, а содержащиеся в нём примеси образуют накипь, которая затрудняет циркуляцию охлаждающей жидкости. Что и приводит к перегреву мотора.

Когда следует промывать радиатор

Вот признаки того, что система охлаждения засорилась:

  • двигатель быстро перегревается даже в холодное время года, после чего появляются провалы мощности, которые особенно заметны при попытке разогнаться;
  • на приборной панели постоянно горит лапочка «охлаждающая жидкость», хотя антифриз есть. Это ещё один типичный признак засорившегося радиатора.

Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, производители автомобилей рекомендуют промывать системы охлаждения как минимум раз в 2 года.

Различные способы промывки радиатора без его снятия

Промывать радиатор можно различными жидкостями. А из инструментов автовладельцу потребуется только рожковый ключ, чтобы открутить пробку сливного отверстия в системе охлаждения. Сама последовательность промывки отличается лишь типом используемой жидкости и состоит из следующих этапов:

  1. Двигатель автомобиля заводится, работает на холостом ходу 10 минут, затем его следует заглушить и дать остыть в течение 20 минут.
  2. Откручивается сливная пробка. Старый антифриз сливается. На его место заливается промывочная жидкость.
  3. Мотор вновь заводится и работает 10–15 минут.
  4. После остывания двигателя жидкость сливается. На её место заливается дистиллированная вода, чтобы удалить из радиатора остатки моющего средства.
  5. В систему заливается новый антифриз.

Промывка специальными средствами

В любом магазине автозапчастей можно найти специальные составы для промывки автомобильных систем охлаждения. Их много, но наибольшей популярностью у автолюбителей пользуются две жидкости: LAVR и «Моторесурс».

Они отличаются оптимальным соотношением цены и качества. Последовательность промывки приведена выше.

Промывка лимонной кислотой

Кислота хорошо растворяет накипь. Для создания кислой среды в радиаторе водители успешно применяют раствор лимонной кислоты в воде.

Вот главные особенности процесса:

  • раствор готовится в пропорции 1 килограмм кислоты на 10-литровое ведро воды. Если радиатор засорился не слишком сильно, то содержание кислоты может быть снижено до 700 грамм;
  • промывка производится по схеме, приведённой выше, за исключением одного важного момента: горячий кислотный раствор сливается из системы не сразу, а примерно через час. Это позволяет добиться наилучшего эффекта.

Видео: промываем радиатор лимонной кислотой

О промывке дистиллированной водой

Дистиллированная вода очень редко используется в качестве самостоятельного моющего средства. Это делается лишь при небольших загрязнениях радиатора. Причина проста: вода не растворяет накипь. Она лишь вымывает скопившийся в радиаторе мусор и грязь. Именно по этой причине дистиллированную воду обычно используют только для промывки радиатора после основного моющего средства.

Промывка кока-колой

У кока-колы множество нестандартных применений. В их число входит и промывка радиатора.

Попав в систему охлаждения и разогревшись, напиток быстро растворяет даже очень толстый слой накипи. Но есть два важных момента:

  • время работы мотора при промывке должно быть не более 3 минут. Затем мотор глушится, а напиток сливается из системы только через полчаса;
  • промывать систему водой после кока-колы необходимо очень тщательно. В напитке содержится много сахара. И он может осесть на трубках радиатора.

Чем нельзя промывать радиатор

Вот что не рекомендуется заливать в радиатор:

  • воду из-под крана. В ней содержится множество примесей и неорганических солей. При закипании такой воды в радиаторе образуется ещё больше накипи;
  • раствор уксусной кислоты. Уксусная кислота неплохо подходит для промывки электрочайников, а вот в радиатор её лучше не заливать. Она не только растворит накипь, но и разъест радиаторные трубки.

Очистка внешних элементов радиатора

Оптимальный вариант — промывка радиатора водой под давлением. Сделать это можно как у себя в гараже (при наличии подходящего компрессора), так и на ближайшей автомойке.

Такой способ очистки отлично удаляет даже самые мелкие загрязнения, вроде тополиного пуха, набившегося между рёбрами радиатора. Но нужно помнить следующее:

  • напор воды не должен быть слишком сильным, поскольку рёбра радиатора очень тонкие и легко деформируются;
  • в воде не должно быть никаких агрессивных химических добавок. К радиатору крепятся резиновые шланги с хомутами и прокладками. Агрессивные моющие средства могут всё это разъесть, и система охлаждения потеряет герметичность.

Как избежать загрязнения радиатора

Полностью изолировать радиатор от грязи не получится. Всё, что может сделать автолюбитель — сделать так, чтобы радиатор не засорялся как можно дольше. Добиться этого можно следующими способами:

  • использовать только качественный антифриз, рекомендованный производителем автомобиля. Марку и тип охлаждающей жидкости можно узнать в инструкции по эксплуатации машины. А приобретать такой антифриз можно в специализированных сервисных центрах, имеющих соответствующие сертификаты;
  • возить с собой запас дистиллированной воды. Когда водитель обнаруживает, что антифриза нет, он обычно заливает в радиатор всё, что попадётся под руку. Обычно это вода из реки или ручья. Количество накипи, образующееся в радиаторе после такой воды, огромно. Поэтому всегда следует иметь под рукой дистиллированную воду. Она позволит доехать до гаража и продлит срок службы радиатора.

Итак, каждый, кто хочет, чтобы его машина работала нормально, обязан держать радиатор в чистоте. Для его промывки не требуется никаких специальных навыков. Всё, что необходимо — рожковый ключ и подходящее моющее средство.

Ссылка на основную публикацию