Как устранить течь радиатора отопления подручными средствами

Как устранить течь радиатора отопления подручными средствами

Работа любой системы связана с периодическим ремонтом, исходя из этого и отопительная не есть исключением из правил. Значительно чаще приходят в негодность радиаторы, причем случиться это может и летом, и в период их работы на полную мощность.

Кроме того незначительный свищ может быстро превратиться в громадную проблему. Сейчас наша задача сводится к тому, дабы научить вас устранить малые и громадные течи самостоятельно.

Радиатор отопления потек – определяем обстоятельство

Если вы увидели, что система отопления разрешила течь, сразу же звоните в аварийную работу. Как не эксперт, вам будет тяжело осознать, что от нее возможно ожидать. Помните, в многоквартирных зданиях отопление подается под громадным давлением.

Совет: установите перед отопительными устройствами краны на подаче и обратке, тогда вы сможете их перекрыть на время устранения неполадок.

В системе автономного отопления эта неприятность может решаться и самостоятельно. Как правило течь появляется между секциями (коррозия металла либо пересыхание прокладки) либо на стыке радиаторов с трубой.

ХомутОказать помощь остановить порыв сможет простой хомут. Он представляет собой два железных плоских полукольца с прорезиненными вставками. Изделия не редкость различных размеров, исходя из этого подобрать его под необходимый диаметр будет очень просто.
Кусок резиныСрочный ремонт возможно провести посредством куска резины – из жгута, велосипедной либо автокамеры. Обмотайте место течи и затяните сверху простой проволокой.
«Холодная сварка»Протечку в металле возможно попытаться остановить «холодной сваркой». Она представляет собой двухкомпонентный состав, напоминающий пластилин при его размягчении. По окончании нанесения на свищ она начинает затвердевать. Учтите, что материал направляться наносить на сухую чистую поверхность. Цена «холодной сварки» в полной мере доступна.
ПодмоткаДанный вариант направляться применять лишь по окончании отключения радиатора от системы отопления. В большинстве случаев это делают тогда, в то время, когда подтекание появилось на участке соединения трубы и батареи. Газовым ключом необходимо открутить муфту и добавить пакли либо подмоточной ленты.

Ликвидируем малого течь

Маленький порыв возможно устранить своими силами, для чего вам направляться приготовить:

  • медицинский бинт — 2-3 упаковки;
  • цемент;
  • алебастр;
  • соль;
  • таз с водой.

Учтите, перед работой вы должны перекрыть воду в поврежденный участок.

  1. Разведите цемент водой, консистенция обязана напоминать жидкую сметану.
  2. Нарежьте медицинский бинт на куски по 300 мм.
  3. Пропитайте его цементным раствором.
  4. Намотайте бинт своими руками на поврежденный участок батареи.
  5. Повторите операцию со следующим куском, и без того потом, пока не окажется «кокон».

Совет: первые слои возможно пропитать алебастром, который затвердеет значительно стремительнее цемента и не позволит воде размывать последний.

В случае если радиатор начнет подтекать на резьбе, смочите бинт и обваляйте его в поваренной соли, по окончании чего намотайте на проблемное соединение. По окончании растворения соли в воде она закоксует появившуюся щель. После этого ремонт возможно продолжить бинтом с цементом.

Убираем сильную течь

Ниже инструкция окажет помощь все верно сделать:

  1. Приготовьте куски резины толщиной приблизительно 3-4 мм. Хорошо подойдет ветхая камера от велосипеда.
  2. Нарежьте их на длину 200-300 мм.
  3. Обмотайте внатяжку проблемное место резиновыми полосами.
  4. Зафиксируйте их концы самодельными хомутами из железной проволоки. Это разрешит уменьшить течь.
  5. Сделайте поверх резины такой же «кокон» из бинта, алебастра и цемента, как в прошлом случае.

Совет: потекший радиатор по окончании выключения отопления нужно снять и отремонтировать с заменой проблемного участка.

Дополнительные методы

  1. Применяйте для устранения течи влагостойкий клей. Данный метод хорошо зарекомендовал себя при заделке подтекания на стыке секций. Пропитайте термостойким и влагостойким клеем ткань и обмотайте ней проблемное место. Когда клей высохнет, подтекание будет надежно закрыто. Рекомендуем применять в этом случае двухкомпонентный эпоксидный клей.
  1. Использование герметичной пломбы будет целесообразным при устранении маленького повреждения. Для этого применяют особый герметик на порошковой либо полимерной базе. Купить составы возможно в хозяйственных магазинах.

По окончании контакта с воздухом материал начинает полимеризоваться. В итоге окажется прочная пломба, благодаря которой у вас появится время с целью проведения более значительного ремонта.

Время от времени составы бывают полимерными двухкомпонентными, затвердевающие лишь при их смешивании. Другим достаточно химической реакции с кислородом, присутствующим в воздухе.

Вывод

Предложенные выше методы лишь отодвигают решение проблемы на более благоприятный период, а не ликвидируют ее всецело. Исходя из этого не забудьте по окончании завершения отопительного периода заменить поврежденный радиатор либо его секцию. Нужно кроме этого проверить на вероятные течи и другие батареи, дабы быть уверенным (определите кроме этого как выполнить подключение радиаторов отопления).

Видео в статье окажет помощь отыскать вам дополнительную данные по данной тематике.

Течь радиатора автомобиля — устранение + ВИДЕО

Как известно из курса физики, при работе мотора всегда выделяется тепло. Двигатель автомобиля выполняет огромный объем работ и при этом очень сильно нагревается. Еще в самых первых автомобилях использовалась система охлаждения двигателя, без которой ни одна машина не смогла бы нормально функционировать.

Есть несколько типов системы охлаждения двигателей:

В подавляющем большинстве современных авто применяется именно жидкостная система, в которой охлаждение достигается за счет охлаждающей жидкости — тосола, антифриза или простой воды. Основным элементом системы охлаждения является радиатор, выполняющий роль теплообменника.

Радиатор имеет довольно простую конструкцию:

  • верхний бачок — в него поступает разогретая жидкость;
  • сердцевина — состоит из множества тоненьких пластин и вертикальных трубок;
  • нижний бачок — в него стекает уже охлажденная жидкость.

Охлаждение происходит за счет того, что поток жидкости перетекает в трубки, которых очень много. А небольшие объемы какого-либо вещества охладить намного проще, чем большие объемы. Важную роль в охлаждении играет крыльчатка вентилятора, которая, вращаясь, создает потоки воздуха для более быстрого охлаждения.

Понятно, что если система охлаждения перестанет нормально функционировать, то двигатель будет очень быстро перегреваться и выходить из строя.

Со временем в трубках радиатора могут образовываться трещины. Причины их появления могут быть самые разные:

  • механические повреждения;
  • коррозийные процессы — неправильно подобранные тосол или антифриз;
  • треснувшие швы в местах соединения трубок — швы трескаются из-за старости, а также из-за возрастания давления внутри радиатора.

Важно также обратить внимание на тот факт, что небольшую утечку тосола обнаружить можно лишь при работающем двигателе. Даже если течь совсем небольшая — несколько капель в минуту — то все равно вы заметите, что уровень жидкости в бачке снижается. Мы уже писали на нашем автопортале Vodi.su, что хороший тосол или антифриз стоит довольно дорого, и постоянно доливать его в радиатор нет никакого желания. Поэтому приходится принимать меры для устранения повышенного расхода тосола.

Способы устранения утечки

Если вы обнаружили, что уровень тосола понижается, нужно как можно быстрее предпринимать меры, чтобы добраться до ближайшей мастерской.

Прежде всего вам нужно установить причину утечки — течет сам радиатор или жидкость вытекает из патрубков. Если течь небольшая то в дороге обнаружить ее не так и просто. Не выключая двигатель, попробуйте визуально определить место, откуда капает жидкость. Если на улице зима, то из отверстия или трещины будет выделяться пар.

Если вы убедились, что течет именно радиатор, то нужно определить размеры повреждения. Предотвратить небольшую течь можно с помощью обыкновенных яиц, муки, перца или горчицы — под воздействием горячего тосола яйца внутри радиатора отварятся и давление прибьет их именно к трещине. Мука или перец тоже собьются в комки и заткнут дырку изнутри.

Будьте очень внимательны, прежде чем заливать или засыпать все это внутрь радиатора — откручивать пробку можно только при выключенном и остывшем моторе, поскольку внутри радиатора создается высокое давление и струя охлаждающей жидкости может вырваться под давлением и обжечь вас. Открутите пробку радиатора, залейте внутрь одно или два яйца, либо засыпьте небольшой 10-ти граммовый пакетик перца, муки или горчицы.

По свидетельству многих автомобилистов такой простой способ действительно помогает. Течь исчезает. Однако потом придется снимать полностью радиатор и промывать его, поскольку трубки могут закупориться и не будут пропускать антифриз.

Что использовать для временного устранения утечки?

Большой популярностью пользуются средства Liqui Moly, а именно средство под названием LIQUI MOLY Kuhler Dichter — именно его рекомендуют покупать специалисты. Есть и много другой подобной продукции, однако никто не может поручиться, что в ее составе не использованы те же мука или горчица. Еще хуже, когда в такие герметики добавляют сухой строительный клей или цемент. Использование такого средства приведет к закупорке сот и последующему перегреву двигателя.

Если же говорить о герметиках Liqui Moly, то они содержат полимерные добавки в виде блесток, которые не забьют трубки радиатора, но осядут именно в месте образования трещины. Хотя нужно отметить, что это лишь временная мера, к тому же довольно большие трещины герметик не закупорит.

Поэтому придется выбирать из нескольких вариантов:

  • паять радиатор;
  • клеить холодной сваркой;
  • приобретать новый.

Радиаторы обычно делают из латуни, меди или алюминия. Алюминий паять нельзя, поэтому понадобится холодная сварка — специальный двухкомпонентный клей на эпоксидной основе.

Чтобы такой сварки хватило на дольше, вам нужно:

  • дать мотору остыть;
  • обнаружить трещину и пометить ее;
  • полностью слить жидкость из радиатора;
  • обезжирить поврежденное место;
  • нанести клей и оставить на 2 часа, чтобы он хорошо схватился.

Если добраться к месту утечки невозможно или вообще не получается обнаружить поврежденную трубку, придется полностью снимать радиатор.

Обнаружить трещину можно несколькими способами:

  • опустить радиатор в ванну и из трещины будут идти пузырьки;
  • подсоединить компрессор и подать воздух — вы почувствуете откуда просачивается воздух.

Нужно сказать, что холодная сварка под действием высоких температур и давления может давать течь, поэтому ее тоже нужно воспринимать, как временную меру.

Медные или латунные радиаторы паяют специальным паяльником — его мощность не менее 250 Вт. Место пайки нужно полностью очистить от накипи и обезжирить. Затем металл нужно хорошо прогреть, нанести канифоль ровным слоем, и затем уже наложить сам припой. Припой должен ложиться ровным слоем без раковин и неровностей.

Ну и наконец самый экстремальный способ — просто пережать или заглушить протекающую трубку. Устройство радиатора таково, что до 20% сот можно заглушить, не переживая, что это приведет к перегреву двигателя.

Обратите также внимание, что протекать могут патрубки радиатора, которые сделаны из резины. В принципе, набор патрубков можно купить практически в любом магазине, особенно для отечественных машин. Можно их также и заклеить с помощью специальных резиновых латок, сырой резины или способом вулканизации. Для надежности контакта патрубка с выходом радиатора можно воспользоваться дополнительными металлическими хомутами, которые тоже продаются в любом строительном магазине.

Ну а если ни один из данных способов не помогает, остается единственный выход — покупка и установка нового радиатора.

Видео, на котором показано применение герметика LIQUI MOLY Kuhler Dichter.

В этом видеоролике специалист рассказывает, какие проблемы могут возникнуть при герметизации радиатора, а также какие ошибки чаще всего допускают автолюбители.

Течь алюминиевого радиатора отопления: как устранить своими руками

Течь алюминиевого радиатора отопления – большая проблема. Самое неприятное в том, что она возникает в самый неподходящий момент, в отопительный сезон. Но не стоит отчаиваться – ситуацию можно исправить.

В этой статье мы расскажем вам, что делать, если потек алюминиевый радиатор отопления. Как обнаружить место протечки и определить неисправную секцию. Вы узнаете как устранить течь алюминиевого радиатора отопления, какие шаги предпринять, чтобы проблема не повторилась.

Причины повреждения алюминиевых радиаторов

Алюминиевые радиаторы не отличаются прочностью по сравнению с биметаллическими и чугунными. В многоквартирных домах они чаще всего дают течь из-за перепадов давления в системе и гидроударов.

Читайте также:  Какими достоинствами обладают корейские котлы отопления

Перепады температуры воды или теплоносителя также влияют на состояние батарей. Если в системе отопления циркулирует жидкость горячее 100 градусов, она может повредить прокладки, герметик.

При закипании воды или теплоносителя давление в ЦСО (центральной системе отопления) может подняться в разы. Это часто приводит к повреждению секций. В некоторых случаях алюминиевый радиатор может просто лопнуть.

Иногда проблемы связаны с неправильной установкой. Причем алюминиевый радиатор может потечь через несколько лет после монтажа. В данном случае остается уповать только на себя и надеться, что другие батареи были правильно подключены без нарушения норм установки.

Если у вас установлены дешевые алюминиевые батареи, не исключен риск производственного брака. От этого никто не застрахован и определить его заранее нельзя. Поэтому перед тем как купить радиатор, задумайтесь – не проще ли немного доплатить и приобрести хорошую батарею, чем устранять проблемы?

Определите место протечки

Когда протекает алюминиевый радиатор отопления, самое сложное – определить место повреждения. Поверьте, это не так просто, как кажется.

Когда вы увидели лужицу на полу под радиатором, можно определить, из какой секции идет вода. Но форма секций такова, что заглянуть под наружные перья сложно, зазор между ними обычно составляет 4-6 мм. Поэтому вы не сможете определить реальную причину и место повреждения.

Первым делом осмотрите места стыков в верхней части радиатора. Они видны через щели между перьями, отводящими воздух. Если на соединении есть капли воды или оно влажное – вам повезло и вы лишены большинства проблем с «постановкой диагноза». Можете переходить к разделу «Как устранить течь между секциями алюминиевого радиатора отопления».

Нижние стыки сложно осмотреть, так как к ним не подобраться. Можно ощупать их пальцами, но лучше проявить смекалку. Используйте небольшое зеркальце чтобы осмотреть их.

Если все соединения сухие, значит проблема сложнее и на боковой стенке радиатора появилась трещина. В таком случае вода капает на пол с одного из перьев.

Самый простой вариант – просто удалить поврежденную секцию. Но если вы не хотите этого делать – придется найти место протечки и устранить ее.

Проверка боковых стенок секций алюминиевого радиатора

Вот теперь начинается самое сложное…

Проблема в том, что 95% протечек возникают только тогда, когда вода или теплоноситель находятся в радиаторе под давлением. Снять секцию, набрать в нее воды и посмотреть откуда она выходит – не получится.

К сожалению, на этом этапе вам придется попотеть. Чтобы точно узнать место, где течет алюминиевый радиатор отопления, придется демонтировать секции.

Если ваш радиатор установлен и подключен правильно, то на нижней и верхней трубах есть краны, а между собой они соединены через байпас. Вам необходимо выполнить следующие действия:

  1. Перекройте вентили на трубах подачи и обратки;
  2. Откройте байпас;
  3. Слейте воду из радиатора.

Чтобы слить воду из батареи сначала открутите верхнюю заглушку, после чего – нижнюю. Когда вода вытечет полностью, можно приступать к демонтажу секций.

Если байпаса или кранов нет, придется отключать всю систему отопления. В частном доме сделать это несложно. В многоквартирном здании для этого обратитесь к работникам ЖЭКа, ЖКХ или штатному сантехнику. В некоторых домах (особенно новых) можно перекрыть отопление только в своей квартире.

Варианты протечек и поиск повреждений секции

В данной ситуации возможны два варианта (см. рис).

Если алюминиевый радиатор отопления потек с той стороны секции, которая находится дальше от трубы подачи, необходимо сделать следующее:

  • С помощью ниппельного ключа открутите гайки, расположенные между протекающей секцией и целой, расположенной, дальше от трубы (см. рис);

Места откручивания ниппельных гаек секции, расположенных дальше от подачи воды.

Если протечка появилась со стороны секции, расположенной ближе к трубе подачи, надо поступить следующим образом:

  • С помощью ниппельного ключа открутите ниппельные гайки, расположенные между протекающей секцией и целой, расположенной ближе к трубе (см. рис);
  • Открутите поврежденную секцию;
  • Поверните ее так, чтобы стенка, на которой есть протечка, была расположена дальше от трубы;
  • Установите поврежденную секцию с помощью ниппельной гайки и ключа.

После этих манипуляций нужно полностью герметизировать радиатор:

  1. Закрутите нижнюю заглушку;
  2. Установите кран Маевского в верхнем отверстии радиатора и открутите его на два оборота;
  3. Откройте подачу воды и немного прикройте байпас.

После этого радиатор начнет наполняться водой, а воздух будет выходить через кран Маевского. Когда вместо него пойдет вода – перекрывайте кран. Теперь в радиаторе есть жидкость, которая находится под давлением.

В месте трещины или прорыва стенки радиатора вода начнет выходить наружу. Дело сделано – вы нашли течь

Как устранить течь между секциями алюминиевого радиатора отопления

Есть три причины, по которым может возникнуть течь на стыках между секциями, а именно:

  • Прокладки или герметик пропускают жидкость;
  • Ниппельная гайка треснула или на ней нарушена резьба;
  • Нарушение резьбы в посадочном отверстии секции.

Для начала полностью выкрутите ниппельную гайку и осмотрите ее. Если она треснула – просто поставьте вместо старой новую. Если на резьбе посадочного отверстия в секции или ниппельной гайки есть повреждения, можно просто обмотать ее фум-лентой и установить на место.

В том случае, если видимых повреждений нет – замените прокладки. В некоторых радиаторах (особенно дешевых) используется герметик. Иногда в местах соединений не устанавливают ничего. Обязательно поставьте хорошую прокладку, даже если ее там не было. Остатки старой прокладки или герметика полностью удалите.

Ремонт боковых стенок секций алюминиевого радиатора

Если на секции образовалась трещина, то поможет только пайка аргоном. Холодная сварка и герметики тут бессильны – они не смогут проникнуть глубоко и надежно зафиксироваться в металле.

Если у вас индивидуальная система отопления, давление в которой не превышает 5 бар, можно использовать автомобильный герметик для радиатора. Но это слишком затратный вариант – герметик недешево стоит, а в систему придется залить его немало.

Если в месте протечки есть точечное отверстие, можно использовать холодную сварку. Главное при этом – чтобы она попала внутрь радиатора. Тогда после затвердевания холодная сварка образует своеобразную пробку и будет хорошо держаться. Для небольших отверстий этот вариант не подойдет.

Отверстие на стенке алюминиевого радиатора отопления. Его вполне можно заделать с помощью холодной сварки.

  • С помощью холодной сварки можно заделать отверстия диаметром более 2 мм. Вот полный алгоритм действий:
  • Разогрейте кусок холодной сварки под горячей водой (оберните ее в полиэтилен, чтобы избежать контакта с влагой);
  • Разомните его;
  • Нанесите холодную сварку на отверстие и продавливайте ее внутрь;
  • Когда вы будете уверены, что часть сварки находится во внутреннем канале радиатора – снимите остатки с наружной стороны.

Что я делаю не так?

Большинство считает так: если потек алюминиевый радиатор отопления, достаточно просто устранить протечку. Но задумайтесь – если что-то пошло не так, значит тому есть причина. Не устранив ее, вы рискуете второй раз наступить на грабли.

Как самостоятельно заделать течь в трубе отопления без слива воды

Протечки в отопительном контуре в самый разгар зимы обычное дело. Устранить дефект можно эффективно подручными средствами, загерметизировав протечку до окончания отопительного сезона, не сливая воду из системы.

Причины и локализация протечек в отопительной системе

Течи в системе отопления возникают по разным причинам и в разных местах контура: на прямых участках или в местах соединений труб.

Протечки на прямых участках

Причиной протечек в металлических трубах отопления, которые эксплуатируются не один год, в более чем 95% случаев является коррозия (ржавление) металла.

Даже толстостенные оцинкованные трубы в отопительных контурах со временем съедает ржавчина. Разрушение металла при соприкосновении с водой является естественным процессом, который пока не удалось полностью победить.

Триггером разрушения металла может быть:

  • механическое, химическое внутреннее повреждение трубы;
  • перепады температурного режима или давления;
  • повреждение защитного внешнего слоя.

Обратите внимание! Если течь возникла в старой отопительной трубе, то вероятнее всего это предупреждение о тотальном износе всей системы.

В автономных системах отопления, которые монтируют из современных полимерных материалов, причинами протечек является неправильный выбор труб.

Когда хозяин по незнанию или из побуждений экономии средств, приобретает трубы для холодной воды или трубы, не предназначенные для эксплуатации под давлением, для систем ГВС или отопительной системы. В этом случае простой заделкой течи не обойтись, часто требуется полная замена коммуникаций.

Протечки в местах соединений

Протечки в зоне соединений возникают, если пришла в негодность резьба (например, прикипела и была сорвана).

При протечке в местах установки фитингов прогноз для эффективного локального ремонта более благоприятный. Здесь заделать течь в системе отопления можно, поменяв изношенную, потерявшую эластичность прокладку.

В более серьезных случаях может потребоваться замена соединительного (разводного) фитинга или вентиля.

Способы устранения течи в прямой трубе отопления

Локальная протечка металлической трубы на прямом ее участке (свищ) является самым легким вариантом для самостоятельного устранения. Существует несколько способов, которые позволяют справиться с проблемой без слива воды.

Механический способ устранения протечки

Классический способ заделки течи – установка обжимного устройства на резиновую прокладку при работающей системе отопления.

  • Поврежденный участок трубы оборачивают мягкой резиной (например, велосипедной камерой). Закрепляют заплату металлической проволокой, хорошо затянув ее в несколько витков по длине резины.
  • Резиновую заплату закрепляют двумя обжимными узкими хомутами, соответствующего диаметра.
  • Если протечек несколько, они локализованы в непосредственной близости друг от друга, то заделать течь в трубе отопления можно установкой металлической обоймы. Это широкий хомут со встроенной резиновой прокладкой, который затягивается в двух местах.

Обратите внимание! Таким способом течь заделывают временно, устраняя проблему на период до вызова специалиста по ремонту или до окончания отопительного сезона.

Если свищ образовался в толстостенной трубе, то его можно заделать установкой специального самореза с резиновым уплотнителем перед шляпкой. Для этого место протечки зачищают и ручной дрелью вкручивают саморез.

Обратите внимание! Использовать электродрель можно, только если в системе нет теплоносителя. В противном случае вы рискуете получить удар током, если из трубы вырвется вода.

Химические способы устранения течи

Производители герметиков для ремонта предлагают массу материалов для заделки течи в отопительных системах с металлическими или полипропиленовыми трубами.

Из подручных средств можно использовать автомобильные герметики для высокотемпературных режимов эксплуатации. Таким составом пропитывают ткань и оборачивают трубу, где обнаружено поврежденное место отопительного контура.

Такой способ устранения протечек используют не только на прямых участках, но и в местах резьбовых соединений или стыковки труб разного диаметра. Это оправдано, если невозможно отключить отопление в момент ремонта стыка.

Для заделки течи в трубах отопления используют следующие химически активные вещества:

  • Герметизирующие двухкомпонентные смолы на основе эпоксидки.
  • Клеящие силиконовые смеси, которые быстро «схватываются» (холодная сварка).
  • Термостойкие смеси на основе каучука.

Обратите внимание! Заделывать течь в трубе отопления с применением химических герметиков можно только при выключенном отоплении и пустой системе.

Алгоритм действий следующий:

  1. Поврежденный участок трубы обезжиривают, высушивают и наносят на него герметик тонким слоем.
  2. Обматывают ремонтируемый участок специальной стекловолоконной лентой серпянкой. Она служит армирующим элементом в массе герметичной обмазки.
  3. На серпянку вновь наносят химсостав. Действие повторяют.

В результате на теле трубы образуется герметизирующий слой, который надежно защищает ее от течи.

Обратите внимание! Силиконовый герметик прилипает на гладкую поверхность значительно лучше, чем на шероховатую. Вопреки привычке и расхожему мнению, поврежденный участок трубы не следует шлифовать абразивами (например, зачищать наждачной бумагой).

Герметизация протечки в местах соединения

Заделать течь в местах соединения контура отопления можно следующими способами:

  • Поставить классический обжимный хомут, предварительно устранив неровности дополнительными резинками.
  • Заделать протечку в месте стыка, обмотав ее несколькими слоями пропитанной эластичной ткани. В качестве пропитки можно использовать водостойкие клеящие составы или обыкновенную нитроэмаль.
  • Небольшие повреждения можно заделать с помощью пищевой соды и клея-момента. В щель или свищ втирают слегка смоченную пищевую соду, так, чтобы она заполнила собой все пространство. Сверху наливают супер-клей. Вещества моментально реагируют между собой, образуя крепкую пробку.
Читайте также:  Плинтусное отопление – особенности и устройство

Удобно на всякий случай иметь дома готовый комплект для локального ремонта типа Силопласт. Набор включает в себя акриловую накладку на свищ и пропитанную специальным составом ленту для заделки течи. Достаточно ее намотать на трубу и смочить водой. Для такого ремонта не требуется сливать воду из отопительной системы.

Обратите внимание! Качественный ремонт резьбовых соединений предполагает обязательный демонтаж и диагностику.

Как устранить течь в трубах скрытой проводки

Для быстрой герметизации скрытых отопительных трубопроводов используют горчичный порошок или готовый специальный герметик. Имеющееся вещество добавляют в расширительный котел и запускают систему в работу. Через несколько часов герметик (или частицы горчичного порошка) заделают поврежденный участок, ликвидируя течь.

Такой ремонт даст время на подготовку полной реставрации отопительного контура. Однако, если на скрытом участке образовалось большое по размеру повреждение, то внутренний герметик вряд ли поможет. Отопительный контур придется слить и ремонтировать немедленно.

Обратите внимание! Если ваше отопление пришло в негодность из-за естественного старения материалов, то демонтаж скрытого участка контура может быть нецелесообразен экономически.

Доступный ремонт начинается с правильного проектирования и монтажа системы отопления. Все разъемные соединения должны быть доступны для осмотра. Скрытые участки должны быть выполнены из качественных, долговечных материалов, не иметь разъемных соединений. Своевременная замена изношенного оборудования позволит вам спокойно жить в холодное время, наслаждаясь теплом и уютом.

Как устранить течь в батареях отопления

Центральное отопление в квартире и автономное в частном доме — это ценная для человека система, благодаря которой жизнь стала намного проще и комфортнее. Нет необходимости следить за очагом и постоянно заправлять его топливом. Однако помимо счета на оплату у этих систем есть серьезный недостаток — неизбежные поломки, последствия которых могут достигать катастрофических размеров. Тем не менее, если потекла батарея отопления, это еще не трагедия. Зная, что делать в подобных случаях, можно легко и быстро справиться с проблемой. Исправить ситуацию можно своими руками, не тратя деньги на наемных сантехников.

Главные виды поломок батарей отопления

Чтобы грамотно и надежно устранить течь в трубе или в радиаторе, нужно знать и хорошо разбираться в природе возникновений такого явления.

Образование щелей и отверстий происходит по следующим причинам:

  • коррозия металла, возникающая при контакте черного железа с кислородом, присутствующим в воздухе и воде;
  • применение некачественного материала при сборке конструкции;
  • гидроудары, последствием которых является появление трещин;
  • износ прокладок, установленных на стыках и в местах резьбовых соединений;
  • механическое повреждение, связанное с сильным ударом твердым предметом во время ремонта или перемещения бытовой техники;
  • нарушение технологии сборки и сварочных работ во время установки.

Все эти предпосылки приводят к появлению поломок такого характера:

  • Щели в радиаторе. Такие неисправности являются самыми неприятными, так как проявляются в сложных, иногда недоступных местах. Иногда водой покрывается несколько ребер или все изделие. Чаще всего течет батарея отопления в месте стыков секций. Возникает это из-за усыхания прокладки или повышенного давления в трубопроводе. Реже образовываются дырки в корпусе. Причина этого кроется в производственном браке, выявить который на этапе монтажа невозможно, так как дефект проявляется через время.
  • Сквозные трещины в трубах. Являются следствием некачественной сварки или фабричного брака. Чаще всего возникают на швах обвязочных труб, в местах их стыка между собой и со стояком. Часто проблема возникает из-за электролитической коррозии, когда владельцы недвижимости замыкают на контур отопления ноль или землю от бытовых приборов.
  • Перемерзание или перегрев трубопровода. Частая проблема для загородных домов и дач, иногда возникающая и в городском секторе. Расширяясь при замерзании, вода разрывает металл, оставляя на нем трещины различной ширины и протяженности. Их можно сразу не заметить, но при оттаивании воды дефект сразу проявится. При перегревании происходит тепловое расширение железа. Если коммуникациям некуда двигаться, в слабых местах они разрушаются, лопаются или трескаются.
  • Трещины в стыках батарей и труб. Протечка возникает из-за нарушения герметичности соединения. Чаще всего причиной является коррозия металла, как следствие сварочного соединения. Иногда дырка образуется из-за неопытности или небрежности мастера, оставившего тонкий слой металла на швах. Проблема протечки может быть в неправильном выборе места установки несущих анкеров, когда из-за перекоса возникают механические напряжения. Часто течет труба после того, как на нее становились люди или подвешивались тяжелые предметы.

Зная причины возникновения проблем с отопительными коммуникациями, следует заранее подготовиться к устранению протечек труб, так поломка может произойти в любой момент.

Материалы и инструменты для решения проблем

Наличие минимального набора бытовых инструментов и расходного материала позволяет отремонтировать прохудившиеся трубы, радиаторы и стояки.

Перечень инструментов и приспособлений, необходимых для решения аварийных ситуаций:

  • сантехнические клещи, разводной ключ, плоскогубцы;
  • болгарка, перфоратор, шуруповерт, сварочный аппарат;
  • ножницы;
  • металлическая щетка;
  • приспособления для изготовления резьбы;
  • штангенциркуль;
  • алюминиевая проволока;
  • старая велосипедная камера;
  • стальные хомуты.

Когда течет батарея или обвязка, из отверстий может вытекать большой объем воды. В постоянной готовности нужно иметь тряпки и емкости для ее аварийного сбора. Кроме этого следует приобрести строительную маску и плотные силиконовые перчатки, чтобы избежать ожогов и порезов.

Если потекла труба, чугунный или алюминиевый радиатор, можно воспользоваться одним из перечисленных ниже способов устранения неисправности:

    Болт-саморез. Эффективный вариант заделки дырок небольшого размера и приближенной к кругу формы. Следует учитывать вид металла, в котором образовалось отверстие. Болт отлично войдет в сталь и алюминий, но не в чугун, который отличается хрупкостью. Под саморез высверливается отверстие, затем с насаженной пластиковой шайбой он вкручивается внутрь поврежденного фрагмента. Плюс такого решения в том, что оно осуществимо даже когда система находится под давлением в рабочем состоянии.

Поскольку протечки обнаруживаются только в процессе запитки системы и во время отопительного сезона, следует быть готовым к развитию событий именно в этот период.

Порядок действий при устранении протечки

Поскольку существует множество причин возникновения течей в элементах отопительной системы, универсального способа их устранения просто не существует. Выбирать вариант нужно быстро, так как большой объем разлившейся воды чреват серьезными последствиями не только для интерьера и отделки комнаты, но и для расположенных ниже квартир в многоэтажном доме.

Рекомендуется придерживаться следующего порядка действий:

  1. Локализовать протечку. Следует немедленно подставить под струю тазик или кастрюлю. Если струя бьет вверх или в сторону, на отверстие необходимо набросить ткань, а ее край вывести в резервуар. На пол нужно бросить как можно больше ткани, чтобы она впитала в себя жидкость. При угрозе затопления электрических устройств поднять их на высокое место — диван, полку, подоконник. После этого в экстренном порядке собирается пролившаяся на пол жидкость. Для этого используются тряпки, совки, тазики, ведра, моющий пылесос. Чтобы снизить высокую температуру и удалить пар для улучшения видимости, нужно открыть окно и устроить сквозняк.
  2. Перекрыть воду. В частном особняке это сделать несложно — достаточно спуститься в цокольный этаж и перекрыть водопроводный кран. В многоэтажном доме выполнить это сложнее, так как сантехника или ответственного может не быть на месте. В таких случаях, если вода выливается из системы в большом объеме, нужно принимать ответственное решение — сбивать с двери замок, проникать в подвал и перекрывать аварийный стояк. Найти его не сложно, ориентируясь по расстоянию от входной двери. Если оборудование новое и на нем есть манометры, нужную трубу можно найти по более низким показаниям давления. В любом случае такое решение обосновано — людям лучше несколько часов посидеть с холодными батареями в одной комнате, чем оказаться затопленными.
  3. Ликвидация неисправности. Способ проведения ремонта может быть местным или глобальным. Если повреждение незначительное, оно устраняется мелким вмешательством — накладывается бандаж на трубу, вкручивается шуруп или в дырку вбивается деревянный чопик. Когда разрыв настолько велик, что подручными средствами его устранить не представляется возможным, придется сливать воду, проводить локальную замену отдельных участков или всей внутренней разводки.

Правильное и оперативное реагирование на протечку отопления позволит сэкономить время, нервы и деньги жильцов аварийной квартиры и их соседей по подъезду.

Устранение своими руками

Даже располагая знаниями о ликвидации протечек и полным комплектом необходимого для этого оборудования, не всегда возможно применить свои навыки на практике в полном объеме.

Часто перекрыть и слить воду не представляется возможным. Пример простой — в подвал ведет мощная стальная дверь, ключ у сантехника, а он уехал на выходные в соседний город или область.

Выход один — работать под давлением и воздействием критически горячей воды. Изначально нужно организовать сбор воды в емкость из отверстия и эффективную вентиляцию. Затем следует принять меры по защите кожи, органов зрения и дыхания от горячей воды и пара. Хорошим подспорьем послужит водонепроницаемая зимняя одежда для походов.

После облачения в защитную одежду можно приступать к работе. Выбирается саморез с силиконовой шайбой, резиновая обмотка или деревянный клин.

Если удалось остановить воду и осушить неисправный участок, можно его починить и без сварки. Для этого есть масса способов: обматывание смоченной в герметизирующем растворе тканью, заклепки, саморез, полимерная заглушка. Выбор зависит от выделенного на ремонт срока.

Как устранить течь водопроводной трубы и радиатора отопления

Протечки труб, радиаторов и стыков – явление довольно редкое. Обычно среднестатистический хозяин частного дома или квартиры не готов к подобной аварийной ситуации. Результат – затопление соседей снизу, порча имущества, дорогостоящий ремонт 2—3 комнат. Постараемся оградить вас от перечисленных неприятностей — разберем несколько способов, как быстро остановить течь в системе отопления либо водопровода, затем устранить дефект окончательно.

Течет труба – что делать на первом этапе

В случае появления свища на стояке центрального теплоснабжения, откуда вода бьет струей, предлагаем оптимальный план действий:

    Организуйте сток теплоносителя в ведро или таз, быстро обмотав трубу любой ветошью. Так вы сохраните напольное покрытие, личные вещи и мебель, предотвратите подтопление. Действуйте осторожно – зимой температура сетевой воды достигает 90 °С.

Чтобы у соседей снизу не образовался такой пузырь, собирайте воду в ведро

  • Потратьте 2—3 минуты на звонок диспетчеру теплоснабжающей организации. Сообщите об аварии, вызовите мастеров – сантехников.
  • Пока ремонтники добираются, попытайтесь самостоятельно перекрыть стояк. Слишком горячий теплоноситель все равно не позволит заделать свищ под давлением.
  • Краны нужно искать в подвальном тепловом пункте, находящемся под подъездом. Проследите, где стояк пронизывает перекрытие и закройте ближайший вентиль. В крайнем случае перекройте основной домовой кран на время ремонта.

    Пример расположения запорной арматуры в тепловом пункте

    Совет. Если до приезда сантехников не удалось обвязать стояк тряпкой и остановить подачу теплоносителя, накиньте на трубу старое одеяло или толстое пальто, хорошо впитывающее воду.

    В нынешней реальности мастеров нередко приходится ожидать 2—3 дня (причины — праздники, выходные, аварии на других объектах). На долгий срок оставить жильцов без тепла нельзя, поэтому в случае задержки сделайте импровизированный хомут из подручных материалов:

    1. Отыщите резиновую перчатку, велосипедную камеру либо готовый медицинский жгут. Вторая составляющая успеха – мягкая стальная проволока диаметром 2—4 мм.
    2. Из перчатки (камеры велосипеда) вырежьте полосу шириной 4—5 см, как показано на фото.
    3. Приложив конец полосы к трубе на 1 см ниже свища, произведите намотку с натяжкой. Цель – плотно закрыть отверстие несколькими слоями резины.
    4. Удерживая «повязку» рукой, зафиксируйте ее проволокой. Последнюю лучше намотать плотно, виток к витку, помогая пассатижами. Теперь общий вентиль в подвале можно открыть.

    Примечание. На водопроводе описанная процедура выполняется под давлением, если не вышло отсечь стояк от основной магистрали. Наматывать много витков проволоки необязательно, главное, – временно остановить течь.

    Также используйте вышеописанный порядок действий, когда сильно течет чугунная батарея центрального отопления, а отсекающих кранов нет. Обычно радиаторы протекают на стыках между секциями, туда и следует накладывать временный хомут.

    Читайте также:  Что такое межосевое расстояние в радиаторах отопления: габариты биметаллических, чугунных, алюминиевых и стальных приборов

    Когда образуется течь из-под гайки , соединение нужно перепаковать

    Если струйка воды наблюдается на месте резьбового соединения железных труб, надо отвернуть газовым ключом фиксирующую гайку от муфты. Открывшуюся резьбу оберните косичкой свежего льна (по часовой стрелке) и вновь затяните гайку. Рассмотренные варианты заделки покажет сантехник на видео:

    В частном жилище ликвидация течи сильно упрощена – достаточно перекрыть нужный вентиль или быстро опорожнить участок отопительной сети. Мотать резину не обязательно, лучше заделать дыру более надежным методом. Когда протечка в квартире временно устранена, слесарей можно не ждать — выберите подходящее время и заделайте отверстие окончательно любым из представленных ниже способов.

    Чем заделать свищ – народные методы

    Существует несколько проверенных способов устранения течи радиатора или трубопровода отопления домашними средствами:

    • использование магнита и самореза;
    • наложение солевого либо эпоксидного «компресса»;
    • добавление порошка горчицы;
    • изготовление самодельного термостойкого герметика.

    Обратите внимание: мы не упоминаем о наиболее распространенном варианте – хомуте на болтах. Данное средство знакомо даже домохозяйкам, но с появлением пластиковых труб не всегда применимо. Суть проста: по длине окружности стояка вырезается полоса из тонкого металла, на концах сверлятся отверстия. Свищ герметизируется резиновой прокладкой, стягиваемой болтами бандажа.

    Если батарея подключена правильно, ее легко отсечь от стояка и отремонтировать

    Также не стоит изобретать велосипед, когда протекающая батарея отопления подключена по правильной схеме – с байпасом, шаровым краном и балансировочным вентилем. Перекрываете арматуру, спокойно снимаете отопительный прибор и устраняете течь. Если же радиатор подсоединен напрямую, без запорной арматуры, выбирайте подходящий метод ремонта по месту.

    Магнит и саморез

    Вместе с теплоносителем по коммуникациям путешествуют частицы металла, особенно в системах из стальных труб. Если появилась мелкая трещина либо потекло соединение, указанные частицы можно использовать в качестве герметика. Не сливая воду, к трубопроводу прикладывается небольшой магнит, притягивающий металл к точке дефекта. Практика показывает — спустя 1—2 суток протечка затягивается.

    Рекомендация. Метод неплохо действует на алюминиевых и биметаллических радиаторах, только магнит нужно примотать. Для больших повреждений и пластиковых труб способ не годится.

    Вариант с шурупом реализуется просто: подбирается саморез нужного диаметра и вкручивается в отверстие. Метод помогает в таких случаях:

    • при точечных дефектах размером 1.5—5 мм;
    • на трубах из меди, полипропилена (ППР) и сшитого полиэтилена;
    • на биметаллических и алюминиевых радиаторах.

    Примечание. Поврежденные трубопроводы из металлопластика склонны к расслаиванию, поэтому заглушка из самореза не поможет.

    Для верности вкручиваемый шуруп можно покрыть автомобильным силиконовым герметиком или эпоксидной смолой. Если дыра в трубе довольно большая, вместо самореза забейте туда деревянный колышек, заостренный под конус. Верхнюю часть затычки обрежьте заподлицо с поверхностью и наложите обычный хомут.

    Солевая «повязка»

    Суть методики заключается в создании условий для искусственной коррозии металла. Поэтому рекомендуем применять данный способ на старых системах из стальных труб, которые планируется заменить в ближайшем будущем. Размер отверстия либо трещины – 1—2 мм.

    Как заделать протечку:

    1. Намочите медицинский бинт и сделайте 1—2 витка вокруг трубопровода в точке протекания.
    2. Пересыпая бинт поваренной солью, продолжайте обмотку. Всего потребуется 20—40 слоев.
    3. Выждите 2—3 часа и запустите отопление. Поначалу возможно просачивание теплоносителя, но спустя сутки течь полностью затянется.

    Уточнение. Перед намоткой стальную трубу зачищать не нужно. При необходимости работы ведутся под давлением, если температура позволяет.

    Для герметизации полиэтиленовых и полипропиленовых труб соль не годится. Домашние мастера советуют в интернете пропитывать бинт следующими составами:

    • жидкое стекло;
    • автомобильный высокотемпературный герметик;
    • клей на основе эпоксидной смолы.

    Мы не разделяем точку зрения этих умельцев, поскольку перечисленные вещества не обладают хорошей адгезией к пластику. Здесь понадобятся специальные химические составы, рассматриваемые ниже.

    Самодельные герметизирующие составы

    Многократно проверенный герметик для труб отопления – сухая горчица. Будучи смешанной с теплоносителем, она прекрасно затягивает течи малых размеров, возникающие в магистралях, трубопроводной арматуре, батареях и даже котлах. Технология применения выглядит так:

    1. Купите 100—200 грамм порошка горчицы. Количество зависит от объема воды в отопительной сети.
    2. В системе открытого типа горчицу засыпьте через расширительный бак. Котел выведите на режим 60—70 градусов.
    3. При закрытой схеме порошок необходимо смешать с водой и закачать через кран подпитки.

    Пачки горчичного порошка 200 грамм вполне достаточно, чтобы затянуть мелкие неплотности

    Горчичная мелкая фракция отличается высокой гигроскопичностью (способностью впитывать влагу). Оказавшись в воде, микрочастицы разбухают, приобретают неправильную форму и зацепляются за внутренние неровности, залепляя изнутри все неплотности. В том числе — на стыках и в труднодоступных местах.

    Важный нюанс. Недопустимо добавлять горчицу в незамерзающий теплоноситель – этиленгликоль либо пропиленгликоль.

    Горчичный порошок безвреден для котлов и не вызывает коррозии. Для ликвидации утечек в батареях или теплообменниках дозу придется увеличить. Герметизация занимает от нескольких часов до 2 суток.

    Иногда для наружной заделки отопительных либо водопроводных линий сантехники используют смесь цемента (алебастра) с клеем ПВА без добавления воды. Компоненты смешиваются до получения густой субстанции и быстро накладываются на повреждение с помощью того же бинта. Перед тем как устранить течь радиатора или трубы импровизированным герметиком, вытрите поверхность насухо, ржавчину и краску лучше удалить.

    Устранение протечки механическим путем

    Если хотите надежно отремонтировать систему и надолго забыть о проблеме, придется потратить деньги. Причем список используемых средств существенно расширяется (в скобках указана цена изделия):

    • зажимной хомут для патрубков охлаждения автомобиля (0.4 у. е.);
    • трубный бандаж на 4 болта (0.7…10 у. е. в зависимости от материала и качества изготовления);
    • лента самовулканизирующаяся (2.5 у. е.);
    • хомут седловой, применяемый для врезки, плюс заглушка (2…10 у. е.);
    • многоразовый хомут Kibosh от бренда ROTHENBERGER для экстренной ликвидации течи (20 евро).

    Помимо указанных приспособлений, для восстановления герметичности пластиковых магистралей применяются «родные» фитинги – соединительные муфты. Ветвь системы опорожняется, труба в месте протечки разрезается, затем концы стыкуются с помощью муфты.

    Важный момент. Если прорыв металлопластика произошел внутри стяжки, обязательно ставится прессовый соединитель (под клещи), компрессионную муфту замоноличивать нельзя.

    Еще один простейший соединитель для стали – подходящий по диаметру армированный шланг. Последний монтируется вместо вырезанного гнилого участка водопровода. Способ крепления – затяжные либо проволочные хомуты.

    Теперь поочередно разъясним технологию использования механических средств герметизации:

    1. Автомобильный металлический хомутик накладывается поверх резинового уплотнителя (делается из камеры велосипеда или машины). Вариант дешевый и долговечный, минусы – непривлекательный внешний вид и применение только на металлических трубах.
    2. Готовый бандаж стягивается 4 болтами, ставится на магистрали из металла и полипропилена. В эксплуатации гораздо надежнее и выглядит получше, но неприменим на стыках и поворотах.
    3. Самовулканизирующаяся лента приклеивается к очищенной и обезжиренной поверхности, в том числе плоской. Годится для заделки радиаторов и различных трубопроводов, кранов, соединений. Недостаток – отсутствие в открытой продаже, материал заказывается через интернет-магазин.
    4. Седловой хомут устанавливается на магистраль из любого материала, кроме металлопластика. Перекрывать стояк квартиры либо сливать теплоноситель из автономной системы не нужно. Элемент сжимается болтами, в отводящий патрубок вкручивается заглушка.
    5. Многоразовый пластмассовый хомут защелкивается на трубе вручную в течение 2 секунд. Очень удобное приспособление для устранения аварий, но слишком дорогое.

    Как видите, только вулканизирующая лента подходит ко всем типам повреждений. Остальные хомуты и бандажи монтируются на прямые участки труб, заделать батарею, стык или отвод не получится. Но для этой цели существуют различные химические средства.

    Использование специальных герметиков

    В отличие от механических средств, применение герметизирующих составов не дает 100% гарантии устранения протечки. С другой стороны, хомуты и ленту нереально использовать на плоской поверхности радиатора, когда свищ находится прямо на лицевой панели. Остается 3 варианта: попробовать химическое средство, заварить отверстие либо заменить батарею.

    Несомненно, герметик для труб и радиаторов – самое удобное средство для рядового пользователя. Прежде чем выкинуть отопительный прибор на свалку, можно попытаться его заклеить. Какие герметики принято использовать в подобных ситуациях:

    • двухкомпонентный пластичный состав под названием «холодная сварка»;
    • жидкие средства, добавляемые в теплоноситель;
    • адгезионный термостойкий пластик, отвердевающий после излучения ультрафиолетом.

    Справка. Качественная холодная сварка фирмы Loctite стоит около 27 у. е., 1 л жидкого герметика «Аквастоп» – 72 у. е., светоотверждающий пластик Bondic – 32 у. е. за комплект.

    Двухкомпонентный водостойкий клей однозначно поможет, если строго выдержать технологию – высушить, зачистить и обезжирить дефектный участок перед наложением заплатки. Испытания холодной сварки на водопроводе смотрите ниже в видеоролике.

    Жидкие герметики предлагаются под разные теплоносители (вода, антифриз) и типы отопительных систем. После добавки средства химические соединения заполняют свищи изнутри в течение 2 суток. Разумеется, крупные дефекты и сквозные дыры заделать не получится, нужно сначала применить механический метод. Например, забить в отверстие деревянный чоп.

    Примечание. Жидкость «Аквастоп» смешивается с теплоносителем в пропорции 1 : 100. То есть, на герметизацию закрытой системы одноэтажного дома уйдет не более 0.5 л средства.

    Гель — пластик Bondic продается в комплекте с облучателем и наносится на повреждение небольшими порциями. Каждая последующая капля освещается ультрафиолетом и моментально отвердевает. Непременное условие – сухая обезжиренная поверхность, тип материала трубы роли не играет.

    Пластик становится твердым после облучения ультрафиолетом, перед этим материал остается жидким бесконечно долго

    Вместо заключения – как обнаружить течь

    Когда магистрали радиаторной сети проложены открытым способом, выявить протечку не составит большого труда. Даже медленное просачивание оставляет следы – темные мокрые пятна, потеки, грязные разводы. Другой вопрос – найти течь трубы, замоноличенной в полу либо стене. Из-за постоянного нагрева влага испаряется и мелкий дефект попросту незаметен.

    Важный момент. Верный признак утечки – падение давления в закрытой системе отопления. Заметив снижение показаний манометра, проверьте работоспособность мембраны расширительного бака, затем ищите место повреждения.

    Способы поиска течи внутри цементной стяжки:

    1. Поочередное открытие отопительных контуров. Технология: при работающем насосе и котле перекройте все петли теплого пола, кроме одной, и следите за манометром. Если давление начнет снижаться, данный контур протекает.
    2. Демонтируйте напольное покрытие на подозрительном участке (эта операция неизбежна в любом случае). Отключите котел, оставив работать насос, при необходимости поднимите давление до 1.5 Бар. Вода в месте утечки перестанет испаряться, спустя некоторое время проявится мокрое пятно.
    3. Быстрый и технологичный способ обнаружения – добавление в теплоноситель цветной жидкости – маркера. Дефект проявляется в темноте – вытекающая вода светится даже сквозь кафель.

    Совет. Для уверенности к темному пятну на поверхности бетонного монолита приложите туалетную бумагу. Способная хорошо впитывать влагу, она подтвердит или опровергнет ваши догадки.

    Самый удобный вариант – раздобыть тепловизор, например, взять в аренду. Прибор поможет точно выявить проблему внутри стяжки и устранить ее с наименьшими потерями. О трудностях и методах обнаружения утечек внутри стен и полов смотрите на видео.

  • Ссылка на основную публикацию