Дюймовый кран: конструкционные и эксплуатационные особенности
В этой статье мы расскажем об основных отличиях дюймовой системы измерения от метрической. Также мы рассмотрим особенности выбора запорной арматуры для трубопровода.
Тема статьи представляет немалый интерес, так как на рынке представлен широкий ассортимент сантехнического оборудования, размеры которого определяются не в привычных миллиметрах. К примеру, вы можете встретить в продаже кран полдюйма, и что, по-вашему, означает такой размер?
Шаровой кран 1 дюйм
Отличие измерительных величин
Пример того, как выглядит шаровой кран 3 8 дюйма (1/2″)
Для того чтобы сразу же внести ясность с разницей в измерительных величинах отметим то, что дюймовая система измерения традиционно используется при построении трубопроводов и при подборе запорной арматуры.
Английский дюйм (inch) обозначается при написании как «, равен 25,4 мм в метрической системе измерения. Таким образом, перевести современные величины, используемые при подборе труб и фитингов, в миллиметры несложно, достаточно вооружиться калькулятором.
Таблица, по которой несложно посчитать, сколько кран 1 4 дюйма составит в миллиметрах
Например, вычислим, какому аналогу метрической системе измерений соответствует кран 2 дюйма. Для этого 25,4 умножаем на 2 и получаем 50,8 мм.
Итак, инструкция подсчетов теоретически несложная, и рассчитать размеры дюймового крана также просто. Осталось рассмотреть то, как эти величины сочетаются с размером труб.
Особенности диаметра трубопровода
Несложно рассчитать дюймовый диаметр в мм, имея под рукой таблицу или специальный измерительный инструмент
Как уже было сказано, посчитать, сколько имеет кран 1 2 дюйма в мм несложно. Но, что необходимо знать, для того чтобы подобрать запорную арматуру для трубопровода?
В настоящее время при построении внутридомовых водопроводных сетей наиболее популярным решением являются металлопластовые, полипропиленовые, реже полностью металлические стальные или медные трубы.
Не секрет, что все эти трубы при сходном внешнем диаметре будут иметь разный внутренний диаметр, так как стальная труба будет тоньше, чем аналогичное изделие, изготовленное из полимерных материалов.
Поэтому, определяя габариты трубопровода и его соответствие габаритам запорной арматуры, следует принять во внимание следующие величины:
- толщина стенки;
- внутренний диаметр – условная характеристика элементов трубопровода, как труб, так и фитингов;
- диаметр условного прохода (Dу) – номинальная величина внутреннего диметра, указанная в миллиметрах и округлённая до целого значения;
- номинальный диаметр Dn;
- наружный диаметр.
Из всего вышесказанного следует то что, если кран 1 8 дюйма (внутренний диаметр) с внутренней резьбой мама, то внешний диаметр трубы с внешней резьбой также должен составлять 1/8″.
Соответственно, смотрим в ранее приведённой таблице, сколько будет 1/8″ и видим 3,2 мм. То есть, мы получили диаметр внутренней части крана и наружной части трубы в миллиметрах.
Устройство дюймового шарового крана
Шаровой кран 1 1 4 дюйма в мм будет соответствовать диаметру в 30 мм
Когда мы говорим кран дюйм с четвертью, то мы чаще всего подразумеваем так называемые полуоборотные запорные устройства с затвором шарового типа. Рассмотрим, как устроено такое оборудование, и что нужно иметь в виду при его выборе.
Шаровой кран — это разновидность трубозапорной арматуры, запорный элемент в конструкции которого выполнен в виде сферы.
На сегодняшний день полуоборотные краны с затвором сферической формы считаются одним из наиболее современных, прогрессивных и одновременно простых в установке и обслуживании видов запорной арматуры. Такие краны повсеместно применяются при обустройстве трубопроводов, транспортирующих жидкие и газообразные среды.
Радиаторный кран 3 дюйма
Подвижный шарообразный затвор имеет сквозное осевое отверстие, которое в определенном положении совпадает со сквозным отверстием в корпусе крана. Когда отверстия совпадают, поток воды свободно проходит, в то же время, если отверстия в корпусе и в затворе не совпадают, прохождение потока перекрывается. К примеру, проходной кран будет полностью закрыт, если шар будет повернут на 90 градусов вокруг своей оси.
Полнопроходный кран оснащается затворной сферой с диаметром сквозного отверстия аналогичным внутреннему диаметру патрубка, который подключается к трубопроводу.
За счет соответствия параметров отверстия параметрам трубопровода минимизируется уровень гидравлических потерь, что выгодно отличает эти устройства от других разновидностей запорной арматуры. Поэтому шаровой кран в настоящее время используется в качестве основной разновидности запорного устройства на линейных участках магистральных газопроводов.
Немаловажным элементом в конструкции шарового крана являются «седла», выполненные из фторопластовых колец. Наличие «седел» обеспечивает полноценное примыкание затвора и корпуса, герметичность, плавность и легкость поворота пробки.
Важно: Наличие фторопластовых седел ограничивает температуру транспортируемой среды до + 200 °C.
Подытоживая вышесказанное, отметим преимущества, характерные для запорной арматуры шарового типа:
- простота устройства;
- герметичность корпуса и затвора;
- компактные габариты;
- простота конфигурации проточной части и практически полное отсутствие застойных зон;
- удобство управления;
- ограниченное время необходимое для выполнения поворота затвора;
- возможность эксплуатации при транспортировке вязких сред, шламов, суспензий, пульп и т.д.
Важно: Таким устройствам свойственен один существенный недостаток — наличие «мёртвой» зоны при повороте затвора с консольным маховиком.
Это неудобство вполне компенсируется краном оснащенным маховиком-барашком.
Устройство и эксплуатация вентильного крана
Наряду с запорной арматурой нельзя не отметить наличие вентильных кранов, которые повсеместно применяются при строительстве бытовых и промышленных трубопроводов.
Среди преимуществ такого типа запорной арматуры отметим следующее:
- высокая степень ремонтопригодности в сравнении с шаровыми аналогами;
- доступная цена;
- широкий ассортимент предложений за счет разнообразия модификаций;
- простота монтажа;
- возможность применения в качестве запорной и регулирующей арматуры (для сравнения шаровой кран – только запорная арматура).
Среди недостатков отметим меньшую долговечность в сравнении с шаровыми аналогами. С другой стороны, устройство при необходимости можно разобрать, выяснить причину поломки и произвести ремонт своими руками.
Обычный одновентильный кран состоит из следующих конструкционных элементов:
- корпус, изготовленный из меди, латуни или нержавеющей стали;
- излив (отдельный или неотделимый от корпуса);
- маховик, закрепленный на штоке;
- запорный механизм — кран-букса червячного или керамического типа.
Как уже было сказано, в приборах вентильного типа применяется два вида запорных механизмов. Рассмотрим особенности их применения.
На фото — вентильная кран-букса червячного типа
Запорный механизм червячного типа приводится в движение несколькими оборотами маховика вокруг своей оси. Червячный шток на конце противоположном маховику оборудован резиновой или кожаной прокладкой.
Прокладка в процессе вращения примыкает к «седлу» и таким образом перекрывается подача воды. И наоборот, если вращать маховик в обратном направлении, прокладка отходит от «седла» и вода беспрепятственно проходит.
Важно: Наиболее распространённой неполадкой в таких механизмах является истончение прокладки и, как следствие, возникновение протечек.
Инструкция ремонта несложная, достаточно разобрать кран, удалить старую прокладку и на ее место установить новый уплотнитель.
Конструкция керамической кран-буксы
Запорный механизм в виде керамической кран-буксы — это более прогрессивный вариант, в сравнении с устройством червячного типа.
Затвор представляет собой сердцевину с двумя совмещенными керамическими пластеинами, одна из которых неподвижная, а вторая вращается вокруг своей оси. В процессе поворота штока пластины совмещаются или, наоборот, между ними образуется просвет, сквозь который проходит поток воды.
Среди преимуществ такого типа затворов следует отметить следующее:
- малый крутящий момент, поскольку устройства полуоборотные;
- долговечность затвора за счет того, что керамические детали на порядок прочнее резиновой прокладки;
- простота ремонта, так как затвор не чинится, а меняется целиком при том, что цена его невелика.
Вывод
Итак, теперь мы имеем общее представление о том, что собой представляет кран 3 4 дюйма и аналогичные изделия с другими размерами. Опять же, мы рассмотрели особенности устройства запорных устройств, приспособленных для монтажа на дюймовых трубах.
Остались какие-либо вопросы? Больше исчерпывающих ответов вы найдете, посмотрев видео в этой статье.
Дюймовый кран: конструкционные и эксплуатационные изюминки
В данной статье мы поведаем об главных отличиях дюймовой системы измерения от метрической. Кроме этого мы рассмотрим изюминке выбора запорной арматуры для трубопровода.
Тема статьи воображает большой интерес, поскольку на рынке представлен большой ассортимент сантехнического оборудования, размеры которого определяются не в привычных миллиметрах. К примеру, вы имеете возможность встретить в продаже кран полдюйма, и что, по-вашему, свидетельствует таковой размер?
Отличие измерительных величин
Чтобы сразу же внести ясность с отличием в измерительных величинах отметим то, что дюймовая система измерения традиционно употребляется при построении трубопроводов и при подборе запорной арматуры.
Британский дюйм (inch) обозначается при написании как “, равен 25,4 мм в метрической системе измерения. Так, перевести современные величины, применяемые при подборе фитингов и труб, в миллиметры несложно, достаточно вооружиться калькулятором.
К примеру, вычислим, какому аналогу метрической системе измерений соответствует кран 2 дюйма. Для этого 25,4 умножаем на 2 и приобретаем 50,8 мм.
Итак, инструкция подсчетов теоретически несложная, и вычислить размеры дюймового крана кроме этого легко. Осталось рассмотреть то, как эти величины сочетаются с размером труб.
Особенности диаметра трубопровода
Как уже было сообщено, посчитать, сколько имеет кран 1 2 дюйма в мм несложно. Но, что нужно знать, чтобы подобрать запорную арматуру для трубопровода?
На данный момент при построении внутридомовых водопроводных сетей наиболее популярным решением являются металлопластовые, полипропиленовые, реже всецело железные металлические либо бронзовые трубы.
Не секрет, что все эти трубы при сходном внешнем диаметре будут иметь различный внутренний диаметр, поскольку металлическая труба будет уже, чем подобное изделие, изготовленное из полимерных материалов.
Исходя из этого, определяя его соответствие и габариты трубопровода габаритам запорной арматуры, направляться учесть следующие величины:
- толщина стены;
- внутренний диаметр – условная черта элементов трубопровода, как труб, так и фитингов;
- диаметр условного прохода (Dу) – номинальная величина внутреннего диметра, указанная в миллиметрах и округлённая до целого значения;
- номинальный диаметр Dn;
- наружный диаметр.
Из всего сказанного выше направляться то что, в случае если кран 1 8 дюйма (внутренний диаметр) с внутренней резьбой мама, то внешний диаметр трубы с внешней резьбой кроме этого обязан составлять 1/8″.
Соответственно, наблюдаем в ранее приведённой таблице, сколько будет 1/8″ и видим 3,2 мм. Другими словами, мы взяли диаметр внутренней части крана и наружной части трубы в миллиметрах.
Устройство дюймового шарового крана
В то время, когда мы говорим кран дюйм с четвертью, то мы значительно чаще подразумеваем так именуемые полуоборотные запорные устройства с затвором шарового типа. Рассмотрим, как устроено такое оборудование, и что необходимо иметь в виду при его выборе.
Шаровой кран – это разновидность трубозапорной арматуры, запорный элемент в конструкции которого сделан в форме сферы.
На сегодня полуоборотные краны с затвором сферической формы считаются одним из наиболее современных, прогрессивных и одновременно простых в обслуживании и установке видов запорной арматуры. Такие краны везде используются при обустройстве трубопроводов, транспортирующих жидкие и газообразные среды.
Подвижный шарообразный затвор имеет сквозное осевое отверстие, которое в определенном положении сходится со сквозным отверстием в корпусе крана. В то время, когда отверстия совпадают, поток воды вольно проходит, одновременно с этим, в случае если отверстия в корпусе и в затворе не совпадают, прохождение потока перекрывается. К примеру, проходной кран будет всецело закрыт, в случае если шар будет повернут на 90 градусов около своей оси.
Полнопроходный кран оснащается затворной сферой с диаметром сквозного отверстия подобным внутреннему диаметру патрубка, который подключается к трубопроводу.
За счет соответствия параметров отверстия параметрам трубопровода минимизируется уровень гидравлических утрат, что выгодно отличает эти устройства от других разновидностей запорной арматуры. Исходя из этого шаровой кран на данный момент употребляется в качестве главной разновидности запорного устройства на линейных участках магистральных газопроводов.
Важным элементом в конструкции шарового крана являются «седла», выполненные из фторопластовых колец. Наличие «седел» снабжает корпуса и полноценное примыкание затвора, герметичность, лёгкость и плавность поворота пробки.
Принципиально важно: Наличие фторопластовых седел ограничивает температуру транспортируемой среды до + 200 °C.
Подытоживая вышесказанное, отметим преимущества, характерные для запорной арматуры шарового типа:
- простота устройства;
- герметичность затвора и корпуса;
- компактные габариты;
- простота конфигурации проточной части и фактически полное отсутствие застойных территорий;
- удобство управления;
- ограниченное время нужное для исполнения поворота затвора;
- возможность эксплуатации при транспортировке вязких сред, шламов, суспензий, пульп и т.д.
Принципиально важно: Таким устройствам характерен один значительный недочёт – наличие «мёртвой» территории при повороте затвора с консольным маховиком. Это неудобство в полной мере компенсируется краном оснащенным маховиком-барашком.
эксплуатация и Устройство вентильного крана
Наровне с запорной арматурой нельзя не отметить наличие вентильных кранов, каковые везде используются при постройке бытовых и промышленных трубопроводов.
Среди преимуществ для того чтобы типа запорной арматуры отметим следующее:
- высокая степень ремонтопригодности в сравнении с шаровыми аналогами;
- доступная цена;
- большой ассортимент предложений за счет разнообразия модификаций;
- простота монтажа;
- возможность применения в качестве запорной и регулирующей арматуры (для сравнения шаровой кран – лишь запорная арматура).
Среди недочётов отметим меньшую долговечность в сравнении с шаровыми аналогами. Иначе, устройство при необходимости возможно разобрать, узнать обстоятельство поломки и произвести ремонт своими руками.
Простой одновентильный кран складывается из следующих конструкционных элементов:
- корпус, изготовленный из меди, латуни либо нержавеющей стали;
- излив (отдельный либо неотделимый от корпуса);
- маховик, закрепленный на штоке;
- запорный механизм – кран-букса червячного либо керамического типа.
Как уже было сообщено, в устройствах вентильного типа используется два вида запорных механизмов. Рассмотрим изюминке их применения.
Запорный механизм червячного типа приводится в перемещение несколькими оборотами маховика около своей оси. Червячный шток на конце противоположном маховику оборудован резиновой либо кожаной прокладкой.
Прокладка в ходе вращения примыкает к «седлу» и так перекрывается подача воды. И напротив, в случае если вращать маховик в обратном направлении, прокладка отходит от «седла» и вода свободно проходит.
Принципиально важно: Наиболее распространённой неполадкой в таких механизмах есть истончение прокладки и, как следствие, происхождение протечек. Инструкция ремонта несложная, достаточно разобрать кран, удалить ветхую прокладку и на ее место установить новый уплотнитель.
Запорный механизм в виде керамической кран-буксы – это более прогрессивный вариант, в сравнении с устройством червячного типа.
Затвор является сердцевиной с двумя совмещенными керамическими пластеинами, одна из которых неподвижная, а вторая вращается около своей оси. В ходе поворота штока пластины совмещаются либо, напротив, между ними образуется просвет, через который проходит поток воды.
Среди преимуществ для того чтобы типа затворов направляться отметить следующее:
- небольшой крутящий момент, потому, что устройства полуоборотные;
- долговечность затвора благодаря тому, что керамические подробности на порядок прочнее резиновой прокладки;
- простота ремонта, поскольку затвор не чинится, а изменяется полностью при том, что цена его мала.
Вывод
Итак, сейчас мы имеем неспециализированное представление о том, что собой воображает аналогичные 3 4 изделия и кран дюйма с другими размерами. Снова же, мы рассмотрели изюминке устройства запорных устройств, приспособленных для монтажа на дюймовых трубах.
Остались какие-либо вопросы? Больше исчерпывающих ответов вы отыщете, взглянув видео в данной статье.
Дюймовый кран: конструкционные и эксплуатационные особенности
Гусеничные краны в крановом парке строительства составляют 13%, а среди стреловых самоходных кранов — 17%.
Гусеничные краны изготовляются грузоподъемностью от 16 до 150 т, и основная доля приходится на краны 25—40 т.
Осваиваются краны второго (МКГ, ДЭК)и третьего (СКГ) поколений с улучшенными технико-эксплуатационными показателями.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Помимо традиционного стрелового оборудования на ряде моделей применяются специальные укороченные стрелы (МКГ-25БР, МКГ-25.01, МКГ-28, МКГ-30, СКГ-40А, СКГ-40/63, СКГ-401), обеспечивающие увеличение грузоподъемности при соответствующем снижении высоты подъема, а также возможность использования в стесненных условиях.
ВНИИмонтажспецстрой и ряд монтажных организаций разработали и внедрили технические решения, расширяющие грузоподъемные возможности гусеничных кранов: расчаливанис стрел кранов, их соединение; опирание стрел кранов на стойки.
Гусеничные краны благодаря низкому удельному давлению на грунт (0,6-2,4 МПа) обладают высокой проходимостью по грунтовым площадкам и дорогам, а также маневренностью. Развитый опорный контур в виде гусеничных тележек позволяет передвигаться в пределах монтажных зон с грузом на крюке, масса которого составляет до 80 % наибольшей грузоподъемности (поперек гусениц) и до 100 % (вдоль гусениц) при основной стреле. При оснащении башенно-стрело-вым оборудованием снижение грузоподъемности при движении кранов в зависимости от их характеристик достигает от 70 до 25%.
Все гусеничные краны, за исключением 16- и 125-тонных, имеют электрический привод переменного тока, допускающий питание от внешней электросети. В кранах СКГ-401 и СКГ-631 применена силовая установка, смонтированная на прицепе к ходовой части кранов. При перевозке автотранспортом на расстояние более 10 км гусеничные краны грузоподъемностью до 25 т не разбирают, а при большей грузоподъемности снимают стрелу. Перевозку по железной дороге осуществляют согласно инструкции МПС, предусматривающей требования для вписывания в габарит 1-Т.
Кран МКГ-25.01 грузоподъемностью 25 т, электрический создан на базе крана МГК-25БР с целью получения улучшенных характеристик.
Кран (рис. 21.4) оснащен основной стрелой длиной 16,8 м против 13,5 м у крана МКГ-25БР, что обеспечивает увеличение высоты подъема главного и вспомогательного крюков. Применена новая, более мощная силовая установка. Конструктивная масса крана снижена.
Кран ДЭК-252 (рис. 21.5) грузоподъемностью 25 т оснащен сменными стрелами длиной 19; 22,75; 24; 27,75; 32,75 м. На каждую стрелу может быть установлен неуправляемый гусек длиной 5 м. В кране ДЭК-252 предусмотрено башенно-стреловос оборудование (БСО), башня длиной 19,24 и 27,75 м с управляемыми гуськами длиной 10, 15 и 20 м. Питание — от собственной силовой установки и от внешней сети напряжением 380 В. С удлиненными стрелами и с БСО кран может работать на площадке с уклоном соответственно не более 2 и Г. На кранах может быть применен грейфер вместимостью 2,5 м.
- Здесь и далее в разделе указана наибольшая грузоподъемность при наименьшем вылете крюка. При больших вылетах она будет меньшей. Графики зависимости грузоподъемности крана от вылета крюка приведены рядом со схемами кранов.
Кран оборудован двумя унифицированными грузовыми лебедками главного и вспомогательного подъемов. В исполнении БСО одна из лебедок служит для подъема груза, вторая для подъема управляемого гуська. Механизм поворота оснащен двухскоростным электродвигателем и муфтой предельного момента, что обеспечивает устойчивую работу с пониженной скоростью.
Питание от внешней сети осуществляется с помощью гибкого кабеля длиной 200 м, навиваемого на барабан.
Механизмы, размещенные на поворотной платформе, закрыты единым кузовом. На кабине управления закреплен кондиционер, от которого через металлорукав подается охлажденный очищенный воздух в кабину управления с пультом ДУР-15. Кабина выполнена отдельным блоком, отопление — электрическое. На удлиненных стрелах и БСО устанавливается анемометр АП-200. Кран перевозится с основной стрелой 14 м или без нее на трейлере грузоподъемностью 40 т, на котором гусеничные тележки установле ны поперек его платформы.
Кран РДК-250.3 (рис. 21.6) грузоподъемностью 25 т. В комплект рабочего оборудования входят стрелы длиной 20,3; 27,5 и 35,3 м и ба-шенно-стреловое оборудование в составе башни высотой 12,5 и 27,5 м и управляемых гуськов 10,
15 и 20 м. Стрела оканчивается наголовником, на котором может закрепляться неуправляемый гусек длиной 5 м. Грузовая лебедка главного подъема — двухдвигательная многоскоростная с планетарным редуктором, обеспечивающая широкий диапазон скоростей, включая посадочную.
Привод гусеничных тележек — независимый от собственных электродвигателей, вращение от которых передается бортовым редукторам с помощью карданных валов.
Рис. 21.4. Гусеничный крап МКГ-25.01 с основной стрелой и его грузовая характеристика:
а — для стрелы 16,8 м с гуськом; б — для стрелы 21,8 м с гуськом; в — для стрелы 26,8 м; г — для стрелы 31,8 м;
д — для стрелы 36,8 м
Развитие гусеничных кранов серии РДК, освоенных заводом Цемаг-Цейс (Германия), осуществляется в направлении увеличения их мощности и дальнейшего конструктивно-технологического совершенствования.
Кран РДК-400 грузоподъемностью 40 т. Кран оснащается стрелами длиной 16—46 м с шагом 5 м. На каждую стрелу может быть установлен неуправляемый гусек длиной 6 м.
Кран имеет башенно-стреловое оборудование, состоящее из башни-стрелы высотой 16—31 м и управляемых гуськов длиной 10, 15, 20 и 25 м. Для БСО и стрел предусмотрено предохранительное устройство от опрокидывания. Грузовая лебедка главного подъема — двухдвигательная с электродвигателями с фазовым и короткозамкнутым моторами и планетарной передачей, про межуточной передачей и редуктором, соединенным с барабаном. Грузовая лебедка вспомога тельного подъема по конструкции аналогична лебедке главного подъема. Обе лебедки расположены вне капота, что исключает прохождение, канатов через крышу машинного отделения. Механизм поворота расположен впереди грузовых лебедок. Стреловая лебедка смонтирована под капотом, однодвигатсльная, оснащена канатоукладчиком.
Привод передвижения механизмов состоит из двух электродвигателей и соединенных с ними редукторов, которые расположены с одной сто- i роны ходовой рамы. Движение от редукторов с помощью карданных валов передается бортовым редукторам гусеничных тележек, расположенным по другую сторону от рамы.
Рис. 21.5. Гусеничный кран ДЭК-251 и его грузовая характеристика: а — для стрелы 14 м; б— для стрелы 14 м с гуськом; в — для гуська; г — для стрелы 14 м с грейфером
Кран оборудован ограничителем грузоподъемности типа «Роботрон».
Конструкция крана позволяет получать электроэнергию от собственной дизель-генераторной станции или от внешнего источника питания через гибкий кабель.
Кран транспортируют по железной дороге в разобранном виде: поворотная часть с ходовой рамой, гусеничные тележки и стреловое оборудование. Перевозка на трейлере грузоподъемностью 60 т осуществляется в сборе без рабочего оборудования.
Следующим типоразмером является осваиваемый кран РДК.630 грузоподъемностью 63 т.
На этих кранах для стрелового оборудования применены высокопрочные трубы, гидравлический привод на механизме поворота и электронный ограничитель грузоподъемности типа «Роботрон».
В дальнейшем предусматривается создание крана полностью гидрофицированного.
Краны СКГ-401 и СКГ-631 (рис. 21.7) грузоподъемностью 40 и 63 т, в специальном исполнении соответственно 63 и 100 т. С основными стрелами краны могут работать в I—VII ветровых районах, а с башен но-стреловым оборудованием в I—III районах.
Рис. 21.6. Гусеничный кран РДК-250-3:
1— стреловое исполнение; 2— башенно-стреловое исполнение
Все стрелы могут быть оснащены неуправляемым гуськом. Изменение вылета управляемого гуська башенно-стрелового оборудования производится грузовой лебедкой вспомогательного подъема. На грузовых и стреловой лебедках каждого крана применены канаты одинакового диаметра. Механизмы кранов управляются с помощью кулачковых контроллеров и кнопок.
Гусеничные тележки — многоопорные, имеют независимые приводы механизмов передвижения. Грузовая лебедка главного подъема оборудована двумя электродвигателями, соединенными дифференциалом, что обеспечивает три скорости подъема груза.
Краны электроэнергией питаются от внешней сети или от собственной силовой установки вне крана, на пневмоприцепе. Это позволяет в случае использования внешнего источника питания хранить установку в помещении и увеличивать моторесурс и ее сохранность.
Для изменения длины кабелей в зависимости от длины стрелы и гуська используются кабельные барабаны и штепсельные разъемы.
На базе крана СКГ-401 создан кран СКГ-505 грузоподъемностью 50 т, а с дополнительным противовесом 8,44 т грузоподъемность достигает 63 т. В башенно-стреловом оборудовании применена стрела длиной 37 м вместо 32 м. Применены гусеничные ленты тракторного типа.
Кран КС-7163 (рис. 21.8) грузоподъемностью 63 т помимо основной стрелы имеет сменные удлиненные стрелы за счет вставок секций 5 и 10 м: i 20; 25; 30; 35; 40 и 45 м. На них могут быть уста-’ новлены управляемые гуськи длиной: 10; 20; 25 и 30 м. Предусмотрено БСО: башни высотою 25 и 35 м. На стрелах от 25 до 35 м закрепляют неуправляемый гусек 15 м. Изменение вылета управляемых гуськов осуществляют полиспастом и грузовой лебедкой вспомогательного подъема, Грузовая лебедка главного подъема приводится двумя электродвигателями.
Питание осуществляется от внешней сети с помощью гибкого кабеля.
Гусеничные тележки приводятся в движение от двух механизмов, расположенных на выносной площадке с одной стороны ходовой рамы. Рамы тележек опираются на ленты с помощью трех балансиров, позволяющих преодолевать неровную поверхность дорог.
Кран ДЭК-631 — электрический грузоподъемностью 63 т. В нем с помощью вставок можно получить удлиненные стрелы 24, 30, 36 и 42 м. На них применяется неуправляемый гусек 10 м. Используя стрелу 36 м и управляемые гуськи 15; 24; 27,75 м, можно получить башенно-стреловое оборудование. Допустимый уклон площадки принимается от 3 до Г.
Грузоподъемность при передвижении с грузом на основной стреле составляет 45—50 т, а на удлиненных стрелах с гуськом — 50% номинальной грузоподъемности на данном вылете.
Силовая установка укомплектована дизелем К-6В1М с электростартерным запуском отСТ-25 иСТ-26.
Рис. 21.7. Гусеничный кран СКГ-401 с башенно-стреловым оборудованием и его грузовая характеристика для башни 32 м
для управляемых гуськов 15,6 м (а), 20,5 м (б), 25,6 м (в), 28,3 м (г): 1 — крюк; 2 — исполнения управляемого гуська; 3 — тяги гуська; 4 — тяги полиспаста изменения вылета гуська; 5 — тяги стрелового полиспаста; 6 — противовес; 7— башня; 8, 9 — предохранительные тяги башни и гуська
Масса крана при транспортировке с основной стрелой (без крюковой подвески) — 81 т, а без стрелы и противовеса — 57 т.
При движении по площадке длина крана — 26,5 м, высота — 4,3 м.
Рис. 21.9.
Гусеничный кран МКГС-100
Кран МКГС-100 (рис. 21.9) электрический грузоподъемностью 100 т.
Его особенностью является повышенная мобильность за счет использования новой схемы его транспортировки. Поворотная часть крана опирается на раму двухосной пневмоколесной тележки, которая с помощью кронштейна соединяется с нижней рамой крана, а опорная часть стрелы соединяется с седловым устройством автотягача. Таким образом создается автопоезд массой около 56 т, что обеспечивает его свободное движение в транспортном потоке по дорогам.
Кран оснащается удлиненными стрелами за счет вставок по 7 м. На все стрелы может быть установлен неуправляемый гусек длиной 12 м, Предусмотрено башенно-стреловое оборудование: башни длиной 29, 43 и 50 м и управляемые гуськи длиной 19—40 м.
На кране предусмотрено устройство повышения грузоподъемности за счет дополнительной мачты и подвесного противовеса до 160 т.
По автодорогам кран перевозят укрупненны-; ми узлами: поворотная часть и нижняя рама, секции стрелы по 14 и 7 м, гусеничные тележки, противовес. По железной дороге кран перевозят на 5 платформах вместо 14 при обычном разукрупнении на сборочные единицы.
Кран МКГС-125 (рис. 21.10) электрический на постоянном токе грузоподъемностью 150 т, Основная стрела при помощи вставок 7 и 14 м может быть удлинена до 78 м. На все стрелы, кроме стрел длиной 22 и 71—78 м, может быть установлен неуправляемый гусек длиной 12 м.
Кран оснащается башенно-стреловым оборудованием, собираемым из элементов стрелового оборудования. Неподвижная при работе башня длиной от 29 до 64 м (через 14 и 7 м) устанавливается под углом 3°.
Рис. 21.10. Гусеничный кран МКГ-125:
1 – управляемый гусек; 2 — башня; 3 — мачта; 4 — противовес; 5 — лебедки; 6 — поворотная платформа; 7 — кабина управления; 8 — гусеничные тележки
Она может оснащаться основным управляемым гуськом длиною 26 м, который с помощью вставок удлиняется до 33 и 40 м. Кратность запасовки при наибольшей грузоподъемности — 11, при наибольшей высоте подъема — 2. На высоту 101,2 м можно поднять груз 25,4 т. Кран получает электроэнергию или от внешней сети на генераторную группу, состоящую из электродвигателя и двух генераторов постоянного тока, или от дизель-электрического агрегата. Агрегат в виде отдельного блока, смонтированного на раме-салазках, присоединяемых к ходовой части крана. Он включает дизель и генератор переменного тока, питающий электродвигатель генераторной группы.
Дюймовый кран: конструкционные и эксплуатационные особенности
5
Автомобильные краны
Конструктивные и эксплуатационные особенности автомобильных кранов
Автомобильные краны грузоподъемностью 6,3; 10; 12,5; 16; 20 т выпускаются серийно. Создан автомобильный кран грузоподъемностью
40 т. Привод автомобильных кранов в основном гидравлический, на отдельных образцах — механический и электрический.
Автомобильный кран состоит из указанных главных сборочных единиц и звеньев: Поворотной платформы, на которой расположена стрела и смонтированы рабочие механизмы, портал и кабина машиниста, опорно-поворот-ного и ходового устройств.
Работа механизмов кранов с гидравлическим приводом производится с участием гидромоторов и насосов, приводимых в действие от силовой установки шасси через коробки передач и отбора мощности. Механизмы крана с электрическим приводом работают от электродвигателей, питающихся от генератора, связанного с силовой установкой шасси. Механический привод автомобильных кранов — от силовой установки шасси, с которой рабочие механизмы состыкованы через коробку передач, коробку отбора мощности, средний редуктор и раздаточную коробку.
Серийно выпускаемые краны с гидравлическим приводом оснащены телескопическими стрелами, краны с электрическим и механическим приводом — решетчатыми.
В конструкции ходового механизма для ограничения нагрузок на шасси и обеспечения устойчивости крана введена добавочная рама с выносными опорами и стабилизаторами.
На вспомогательной раме размещено опор-но-поворотное устройство, являющееся основанием поворотной платформы.
Конструкция кранов допускает иметь рабочие пеpедвижения крюка (подъем-опускание) или стрелы с проворачиванием поворотной платформы. Скорости рабочих движений кранов с гидравлическим приводом регулируются изменением частоты вращения силовой установки шасси, дросселированием рабочей жидкости в каналах гидрораспределителей, созданием переменного рабочего объема гидромотора главной грузовой лебедки. В кранах с электрическим приводом корректирование скоростей рабочих движений совершается путем подтормажи-вания механизмов при действии пускорегупи-рующей аппаратуры в цепи ротора крановых электродвигателей. Управление рабочими движениями механизмов производится из кабины машиниста, в транспортном позиции — из кабины шасси.
На кранах имеются ограничитель и индикатор грузоподъемности, автоматический сигнализатор опасного напряжения, ограничитель затяжки крюка, конечные выключатели подъема стрелы и крюка. При работе со сменным рабочим оборудованием ограничитель грузоподъемности переключают на соответствующую грузовую характеристику. Для приведения выносных опор в транспортное позиция и выключения стабилизатора в случае внезапной остановки двигателя предусмотрен ручной насос. Присутствует способность аварийного опускания груза или стрелы размыканием тормоза рабочего механизма. При надобности можно вращать поворотную платформу вручную.
Автомобильный кран Кс-2561к (кс-2561 К-1) и его грузовая характеристика для стрелы длиной 8 м без выносных опор (д) и на выносных опорах (6), дня стрелы длиной 12 м на выносных опорах (в), для стрелы длиной 12 м с гуськом 1,5 м (г)
Краиы Кс-2561к, Кс-2561к-1 грузоподъемностью 6,3 т смонтированы на шасси автомобиля Зил-130 (зил-431410).
Кран Кс-2561к оснащен винтовыми выносными опорами, устанавливаемыми вручную. Кран Кс-2561к-1 содержит выносные опоры с гидравлическим приводом. По остальным составным частям и сборочным единицам оба крана унифицированы и имеют одинаковые механизма.
Краны имеют механический привод, оснаше-ны главный стрелой длиной 8 м и сменным рабочим оборудованием: выдвижной стрелой 8 и 10,4 м, удлиненной стрелой 12 м и гуськом 1,5 м.
Вероятно совпадение подъема груза с опусканием стрелы и опускание груза с подъемом стрелы.
Управление механизмами подъема груза и стрелы электропневматическое, устройством вращения поворотной платформы — рычажное.
Транспортная скорость крана с главный стрелой при передвижении по дорогам не обязана преувеличивать 50 км/ч.
Кран Кс-2571а грузоподъемностью 6,3 т на шасси автомобиля Зил-431412 оборудован двухсекционной телескопической стрелой длиной 7,3 м, которая при выдвижении головной части удлиняется до 10,8 м и гуськом 2,3 м. Длина телескопической стрелы изменяется механизировано с участием гидроцилиндра.
Привод крана гидравлический от насоса, размещенного на ходовом устройстве. Вероятно совпадение указанных действий: проворачивание поворотной платформы с подъемом (опусканием) груза, подъем (опускание) стрелы с проворачиванием поворотной платформы, выдвижение (вдвижение) головной части телескопической стрелы с подъемом (опусканием) груза. При наибольшем вылете крюка иметь процедуры не предлагается.
Кран содержит гидравлические выносные опоры. На нем применен шарнирно-рычажный стабилизатор задней подвески с гидравлическим приводом крепления. Кабина машиниста обогревается.
Кран содержит модификацию Кс-2571а-1 с выдвижной стрелой.
В кранах Кс-2571а и Кс-2571а-1 для отсоединения механизмов при увеличении массы поднимаемого груза предусмотрены бесступенчатые ограничители грузоподъемности Огб-3, Огб-2.
Кран Смк-101 (рис. 21.30. грузоподъемностью Ют является усовершенствованной моделью крана Смк-10 на шасси автомобиля Маз-5334. Кран оборудован главный решетчатой стрелой длиной 8,6 м и удлиненными стрелами 11,6 м; 14,6 м, 17,6 м; гуськом 1,5 м к стреле 17,6 м, а также устройством для подтягивания грузов в свою рабочую зону.
Он может работать без выносных опор и смещаться с грузом массой 2,5 т.
Привод крана электрический от генератора переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц. Генератор типа Есс5-82-442 мощностью 37,5 квт приводится в действие через коробку отбора мощности от силовой установки шасси. Конструкция крана допускает работать от внешнего источника электроэнергии. Любой механизм снабжен отдельным электродвигателем, благодаря чему вероятно совпадение рабочих действий.
Корректирование скорости подъема и опускания груза гарантируется пускорегулирующим сопротивлением в цепи ротора кранового электродвигателя механизма грузовой лебедки. Посадочная скорость опускания груза при монтажных работах совершается торможением грузовой лебедки электрогидротолкателем.
Ходовое устройство оборудовано выносными опорами с гидравлическим приводом и стабилизатором. Гидронасос привода выносных опор работает от индивидуального электродвигателя. В качестве опорно-поворотного механизма в кране применен шариковый или роликовый круги катания.
Конец Кс-3562б грузоподъемностью 10 т на шасси Ma3-5334, содержит гидравлические выносные опоры, оборудован главный решетчатой стрелой длиной 10 м и сменным рабочим оборудованием: удлиненными стрелами 14 и 18 м, гуськом длиной 3 м к удлиненной стреле 18 м.
Привод крана гидравлический от силовой установки шасси. Гидронасос размещен в блоке с редуктором отбора мощности на ходовом устройстве и подает рабочую жидкость через вращающееся соединение к распределителю, обеспечивающему раздельное включение и выключение механизмов и корректирование скоростей рабьчих движений. Вероятно совпадение подъема (опускания) груза или стрелы с проворачиванием поворотной платформы. Подъем и опускание стрелы, поворот платформы выпускаются после установки крана на выносные опоры.
Кран Мкас-10 грузоподъемностью 10 т на шасси автомобиля Ma3-5334, оборудован телескопической стрелой длиной 8,3 м, которая при выдвижении головной части удлиняется до 14,3 м и гуськом 6 м. Выдвижение головной части стрелы проводится гидроцилиндром из кабины машиниста.
Кран содержит гидравлический привод, но может работать от наружной сети переменного тока напряжением 380 В. На нем размещен электронный ограничитель грузового момента с указателем степени загрузки, защищающий машину от перегрузки.
Кран Кс-3575а грузоподъемностью 10 т на шасси автомобиля Зил-1ззгя, оборудован двухсекционной стрелой длиной 9,5 м, которая при выдвижении головной части удлиняется до 15,5 м. Модулирование длины телескопической стрелы проводится механизированно гидроцилиндром из кабины машиниста.
Рабочие механизмы крана оснащены индивидуальным гидравлическим приводом от аксиально-поршневого насоса 210.25.16.21б. Он работает от силовой установки шасси.
Кран оснащен гидравлическими выносными опорами и стабилизаторами подвески, управляемыми распределителем на вспомогательной раме.
Вероятно совпадение указанных рабочих действий: подъем (опускание) груза с проворачиванием поворотной платформы, подъем (опускание) груза с выдвижением (втягиванием) части стрелы, подъем (опускание) стрелы с проворачиванием поворотной платформы.
Кабина машиниста оснащена отопителем при работе крана зимой. Для отсоединения рабочих механизмов при наступлении превышения массы поднимаемого груза предусмотрен ограничитель грузоподъемности Огб-3-п-3575а. Кран может работать на выносных опорах и без них.
Кран Кс-3577-2 грузоподъемностью 12,5 т на шасси автомобиля Ma3-5337 оборудован двухсекционной телескопической стрелой длиной 8 м, которая при выдвижении головной части возрастает до 14 м. К выдвинутой стреле предусмотрены вставка 2 м и гусек 7 м. Модулирование длины телескопической стрелы проводится механизированно с участием гидроцилиндра из кабины машиниста.
Привод крана гидравлический от насоса 310.112.04. На нем предусмотрена раздельная и совмещенная работа механизмов. Вероятно совпадение указанных действий: подъем (опускание) груза с проворачиванием поворотной платформы» подъем (опускание) груза с выдвижением (вдвижением) телескопической части стрелы, подъем (опускание) стрелы с проворачиванием платформы. Совпадение действий подъема (опускания) стрелы с подъемом (опусканием) П>уза не разрешается.
Кран оснащен гидравлическими выносными опорами, управляемыми с уровня земли. Работа механизмов, размещенных на платформе, начинается только после установки выносных опор. Демонтаж с выносных опор при аварийной ситуации предусмотрено ручным насосом Гб-60.
Кабина машиниста обогревается в зимнее время от отопителя.
На кране размещен бесступенчатый ограничитель грузоподъемности Огб-3-1.
Аналогичный кран на шасси автомобиля Ma3-5334 содержит индекс Кс-3577.
Кран Мка-16 грузоподъемностью 16 т на шасси автомобиля Краз-257, оборудован главный стрелой длиной 10 м, тремя удлиненными стрелами, получаемыми с участием сменных секций длиной 5 и 3 м, и гуськом длиной 3 м к удлиненной стреле 23 м.
поворотной части, подъема (опускания) стрелы с проворачиванием поворотной секции. Рабочие скорости регулируются изменением частоты вращения двигателя и переключением коробки передач.
Кран оснащен гидравлическими выносными опорами, но может работать и без них, а также смещаться с грузом массой 4,5 т.,
Кран Кс-4561а грузоподъемностью 16 т на шасси автомобиля Краз-257к1 оборудован главный решетчатой стрелой длиной 10 м и удлиненными с участием 4-метровых секций стрелами 14—22 м, гуськом 5 м к удлиненным стрелам, вспомогательным крюком.
Привод крана электрический от генератора Есс5-82-чу2 мощностью 37,5 квт. Он может быть подключен также к наружной сети переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Присутствие персональных электродвига-
телей рабочих механизмов гарантирует независимую их работу и совпадение подъема (опускания) груза или стрелы с проворачиванием поворотной платформы.
Скорости рабочих движений регулируют подключением сопротивлений и изменением частоты тока генератора.
Кран оснащен гидравлическими выносными опорами, но может работать и без них. Разрешается передвижение крана по строительной площадке с удлиненной стрелой со скоростью 5 км/ч, если она опущена и установлена паралельно продольной оси ходового механизма.
Стабилизатор в виде вала и соединенных с ним траверс приводится вручную. В кабине машиниста размещен электрообогреватель для работы зимой.
Кран, смонтированный на шасси автомобиля Краз-250, содержит индекс Кс-4561а-1.
Кран Кс-4562 грузоподъемностью 20 т смонтирован на шасси автомобиля
Краз-250, оборудован выдвижной коробчатой стрелой 8,13 м, которая может удлиняться до 14 м. Он может быть также укомплектован решетчатой стрелой 10 м и пятью вставками длиной 4 м каждая, благодаря чему стрела удлиняется до 14-30 м. Стрелы длиной 18-30 м оборудуются гуськом 5 м и вспомогательным крюком.
Выдвижная стрела коробчатого сечения состоит из двух секций, выдвигается (вдвигается) механизированно полиспастом механизма главного подъема.
Вид привода и схема управления рабочими движениями типичны крану Кс-4561а.
Электродвигатели рабочих механизмов крана питаются переменным током напряжением 380 В от генератора Есс5-91-чу2. Предусмотрено питание от наружной сети путем подключения силового кабеля к штепсельному разъему силового шкафа.
Минимальные скорости рабочих движений достигаются подтормаживанием и динамическим торможением механизмов.
Кран Кс-4571-1 грузоподъемностью 16 т на шасси автомобиля Краз-250 оборудован трехсекционной телескопической стрелой длиной 9,75 м, которая при выдвижении секций удлиняется до 21,75 м, и гуськом 6 м.
Привод крана гидравлический от двух насосов, работающих от редуктора, скрепленного с коробкой отбора мощности карданным валом. От первого насоса работают механизмы на ходовом устройстве, 2 гидроцилиндра подъема стрелы, а также гидромотор вращения поворотной платформы. Второй насос приводит в действие механизмы подъема груза, выдвижение секций стрелы. Вероятно совпадение указанных рабочих действий: подъем (опускание) груза с подъемом (опусканием) стрелы, подъем (опускание) груза с проворачиванием поворотной платформы, выдвижение (вдвижение) секций стрелы с ее подъемом (опусканием), выдвижением (вдвижением) секций стрелы с подъемом (опусканием) груза. Система выдвижения секций телескопической стрелы канатная, с использование гидроцилиндра. Система устроена так, что при выдвижении (вдвижении) гидроцилиндром средней части единовременно передвигается канатами головная часть. Движение секций стрелы производится, когда кран размещен на выносные опоры. Корректирование скоростей рабочих движений проводится распределителями в кабине машиниста и изменением топливоподачи силовой установки шасси.
Кран оснащен гидравлическими выносными опорами, но может работать и без них.
На нем применен рычажный стабилизатор задних мостов шасси. В кабине машиниста предусмотрен отопитель.
Кран Кс-4572 грузоподъемностью 16 т на шасси автомобиля Камаэ-53213 оборудован трехсекционной телескопической стрелой длиной 9,7 м, которая при выдвижении двух секций удлиняется до 21,7 м, и гуськом 6 м, а также гидравлическими выносными опорами.
Привод крана гидравлический от двух насосов — 210.25. и 210.20в, работающих от двигателя шасси через коробки передач и отбора мощности. От насоса 210.25. работают гидроцилиндры выносных опор и стабилизатора, подъема и выдвижения стрелы, а также механизм врашения поворотной секции. От насоса 210.20. рабочая жидкость поступает через вращающееся соединение к гидромотору грузовой и вспомогательной лебедок. Вероятно совпадение указанных рабочих действий: подъем (опускание) стрелы без груза с проворачиванием поворотной части, подъем (опускание) груза с выдвижением (вдвижением) секций стрелы, подъем (опускание) стрелы с подъемом (опусканием) груза, подъем (опускание) стрелы с выдвижением (вдвижением) ее секций, проворачивание поворотной секции с подъемом (опусканием) груза. Корректирование скоростей рабочих движений проводится изменением частоты вращения силовой установки шасси, дросселированием рабочей жидкости в каналах распределителей, созданием переменного рабочего объема в гидромоторах. Регулируемый гидромотор главной лебедки допускает жаловать скорости подъема (опускания) груза.
Кран Кс-4573 грузоподъемностью 16 т на шасси автомобиля Краз-250 оборудован трехсекционной телескопической стрелой длиной 9,7 м, которая при выдвижении двух секций удлиняется до 21,7 м, и гуськом 9 м.
Привод крана гидравлический также от двух насосов 210.25. и 210.20в. Он оснащен гидравлическими выносными опорами и стабилизатором.
Средняя и головная части телескопической стрелы передвигаются гидроцилиндром. Вначале выдвигается средняя часть одновременно с головной, после полного выдвижения средней части и ее фиксирования продолжает передвигаться оголовок стрелы.
На оголовок стрелы есть способность закреплять люльку грузоподъемностью 150 кг д ля осуществления фасадных работ на высоте до 21 м.
Кран Кс-4574 грузоподъемностью 16 т на шасси автомобиля Камаз-53213 оборудован трехсекционной телескопической стрелой 9,7 м, которая при выдвижении секций удлиняется до 21,7 м.
Привод крана гидравлический от двух насосов, работающих от коробки отбора мощности с двумя выходными валами. От первого насоса работают гидроцилиндры выносных опор, стабилизатора, выдвижения балок выносных опор, а также гидромотор вращения поворотной платформы и гидроцилиндры выдвижения секций стрелы. Второй насос приводит в действие механизмы на поворотной платформе, где размещены грузовая лебедка, гидроцилиндр подъема стрелы и устройство привода кондиционера.
На кране предусмотрено осуществление указанных действий и пеpедвижения: блокирование подвески задних мостов, выдвижение выносных опор, подъем и опускание стрелы, проворачивание поворотной платформы, подъем и опускание груза, выдвижение и вдвижение секций стрелы. Вероятно совпадение ряда рабочих действий: подъем (опускание) груза с подъемом (опусканием) стрелы, подъем (опускание) груза с проворачиванием платформы, выдвижение секций стрелы с ее подъемом (опусканием). При этом нужно отвергать перегрузку гидрооборудования, для чего рукоятки управления из одного положения в другое перемещают медленно с обязательной выдержкой в нейтральном позиции.
Стационарные краны
Группа: Ст-13
Зачётной книжки: 130144
Студент: Пупенко Р. И
БИЛЕТ 9
Строительные краны. Общие сведения. Конструктивные и эксплуатационные особенности кранов.
Для простоты и удобства перемещения грузов на каждой строительной площадке применяют подъемные краны строительного назначения.
Для поднятия и перемещения грузов на строительной площадке (строительном объекте) используют несколько видов подъемных кранов: самоходные стреловые краны, мобильные строительные краны, башенные, “нулевики”, быстромонтируемые краны, козловые, кабельные и краны спец назначения (плавучие, летающие).
Все краны строительного назначения можно разделить на четыре группы: самоходные, башенные, стационарные, спец назначения.
Самоходные стреловые краны
Получили наибольшее распространение в строительстве. Данный тип кранов, в зависимости от использования, может агрегатироваться прямой стрелой, стрелой с гуськом, стрелой башенного типа и телескопической стрелой.
По типу ходового устройства самоходные краны делятся на гусеничные, пневмоколесные, автомобильные и установленные на специальное шасси автомобильного типа.
Преимущества и недостатки различных типов самоходных кранов.
Гусеничные краны в отличие от автокранов обладают большей грузоподъемностью и проходимостью. Гусеницы оказывают меньшее удельное давление на грунт, что обусловлено большой поверхностью опоры. Также гусеницы позволяют с легкостью преодолевать бездорожье и передвигаться по слабому грунту. Вес гусеничного крана больше, чем у автокрана, но это дает преимущество в грузоподъемности. Поэтому, если на стройке необходимо перемещать тяжелые грузы, выбирают именно гусеничный тип кранов.
Преимущества гусеничного крана являются также и его недостатками. Ввиду своей сложной и тяжелой конструкции гусеничный кран обладает плохой маневренностью и неудобен в перемещении с объекта на объект. Гусеничные краны выпускают как с решетчатой, так и с телескопической стрелой.
Автокраны в отличие от гусеничных обладают высокими скоростными характеристиками и маневренностью. Эти качества позволяют использовать их для выполнения рассредоточенных по строительной площадке работ. Конструкция крана выглядит следующим образом: вместо кузова на шасси автомобиля монтируется ходовая и поворотная рамы. На поворотной раме крепятся механизмы подъема и опускания стрелы, поворотный механизм, стрела, кабина и противовес.
Башенные краны
Башенные краны применяются в строительстве производственных объектов, многоэтажных зданий. Основное назначение башенных кранов – поднятие и перемещение грузов на большую высоту.
Конструкция башенного крана включает в себя башню, стрелу, опорную раму, поворотное устройство, противовес.
Широкое распространение получили башенные краны на рельсовом ходу. Они обеспечивают большую безопасность по сравнению с другими типами кранов. Особенностью мобильного типа кранов состоит в том, что башня и стрела легко складываются. Складная стрела облегчает монтаж крана. Еще одним немаловажным отличием мобильных башенных кранов является способность самостоятельно перемещаться к месту проведения строительных работ.
Высотное строительство требует использования специально созданных для этих целей башенных кранов: либо свободно стоящих, либо на анкерном основании, которые крепятся башней к возводимому сооружению и имеют механизм самонаращивания башни (подращиванием стрелы снизу или сверху промежуточными секциями). Если же речь идет о строительстве здания высотой более 70 метров, то предпочтительными будут краны именно с анкерным основанием. Стрела высотных кранов, как правило, поворотная, а поднятие и перемещение грузов осуществляется посредством грузовых тележек, расположенных на горизонтальной стреле.
При выборе башенного крана делают выбор в пользу одного из видов конструкции стрелы. Это может быть плоская стрела (устанавливается на моделях малой и средней грузоподъемности) либо стрела с оголовком, подъемная либо балочная. Первый тип по всем основным характеристикам уступает кранам с оголовком башни, однако более прост при монтаже и позволяет работать в условиях ограниченного пространства. Краны с подъемной стрелой могут перемещать груз как в вертикальном, так и в горизонтальном положении, но обладают небольшим вылетом стрелы. У кранов с балочной стрелой перемещение груза осуществляется с большей точностью.
Еще один вид кранов – нулевики. Они, как и башенные краны, передвигаются по рельсам. Основное их отличие – отсутствие башни. Данный тип кранов используется для строительных работ, которые проводятся ниже нулевой отметки.
Стационарные краны
К стационарным кранам строительного назначения можно отнести мачтовые, кабельные, козловые.
Мачтовые краны используются в строительстве достаточно редко. Однако если требуется монтаж сверхтяжелых конструкций, тяжелого оборудования на ограниченном пространстве и на большую высоту, то именно этот тип кранов подходит как нельзя лучше.
Применение кабельных кранов обусловлено необходимостью перемещения грузов на большие расстояния, для обслуживания больших строительных площадей. Конструкция кабельного крана выглядит следующим образом: между кранами, состоящими из двух башен, натягивается канат, по которому впоследствии перемещают грузы.
Козловые краны строительного назначения являются кранами мостового типа, мост которых установлен на опоры. Козловые краны применяются для монтажа тяжелого оборудования, а также при возведении протяженных монолитных сооружений.
Основные параметры и технические характеристики крана
Технические характеристики, определяющие эксплуатационные возможности крана в процессе работы, называются параметрами.
Параметры записаны в инструкции по эксплуатации и в техническом паспорте крана.
№ п/п | Параметр, его определение | Обозначение | Схема |
Грузоподъемность – максимальный вес транспортируемого груза. При этом учитывается и процесс поднятия, и процесс опускания груза в любых условиях. В эту величину включается масса всех СГЗП, а так же тары, которые применяются для транспортировки всего груза | Q(т) (латинская буква) | Р – вес груза К – вес ГЗП Р+К≤ Q | |
Вылет– расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до центра зева крюка | L(м) | ![]() | |
Грузовой момент – произведение величин грузоподъемности и соответствующего вылета | M = QL (тм) | ![]() | |
Высота подъема – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до крюка, находящегося в верхнем положении | H(м) | ![]() | |
Глубина опускания – расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до крюка, находящегося в нижнем рабочем положении | h(м) | ![]() | |
Скорость подъема (опускания) груза – скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения | Vп (м/мин) | ![]() | |
Скорость посадки – наименьшая скорость опускания наибольшего рабочего груза при монтаже или укладке в установившемся режиме движения | V ![]() | ![]() | |
Скорость передвижения крана – скорость передвижения крана в установившемся режиме | V ![]() | ![]() | |
Скорость передвижения тележки – скорость передвижения грузовой тележки в установившемся режиме движения | Vт (м/мин) | ![]() | |
Скорость изменения вылета– средняя скорость изменения вылета от наибольшего до наименьшего | Vr (м/мин) | ![]() | |
Время изменения вылета – время, необходимое для изменения вылета от наибольшего до наименьшего | t(мин) | – | |
Колея – расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части стрелового крана | К(м) | ![]() | |
База – расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути | B(м) | ![]() | |
Габарит задний – наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле | r (м) | ![]() | |
Пролет – расстояние по горизонтали между осями рельсов пути крана для кранов мостового типа | S(м) | ![]() | |
Общая масса – полная масса крана с балластом и противовесом | G ![]() | – | |
Конструктивная масса крана – масса крана без балласта и противовеса | G ![]() | – | |
Радиус закругления – наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке пути | R ![]() | ![]() |
Устойчивость кранов
Устойчивость крана –способность крана противодействовать опрокидывающим моментам.
На устойчивость должны быть рассчитаны все свободно стоящие краны стрелового типа. Эти краны, если они неправильно рассчитаны, могут упасть (опрокинуться) при работе под действием перемещаемого груза и дополнительных нагрузок (инерционных сил, ветра), действующих на кран во время работы. Краны могут упасть в нерабочем положении под действием ветра. Опрокидыванию крана в обоих случаях может способствовать уклон пути (рельсового или безрельсового).
На кран действуют следующие нагрузки и факторы:
1. масса поднимаемого груза Q;
2. собственная масса крана G ;
3. давление ветра ω, действующее в сторону противовеса;
4. инерционные силы Ј, возникающие при работе крана;
5. уклон кранового пути α.
Силы, стремящиеся кран опрокинуть, создают опрокидывающий момент Мопр, а силы, стремящиеся удержать кран в состоянии равновесия, создают момент удерживающий Муд. Кран будет устойчив при условии, если Муд > Мопр.
При выполнении грузовых операций устойчивость крана зависит от факторов:
1. массы поднимаемого груза и вылета, на котором груз поднимается;
2. инерционных сил, возникающих при пуске и торможении механизмов;
3. давления и направления ветра на кран и груз;
4. центробежной силы, возникающей при вращении поворотной части крана и уклона кранового пути.
Устойчивость крана обеспечивается его собственной массой.
При проверке устойчивости выбирают максимально допустимые неблагоприятные условия работы крана.
Устойчивость крана проверяется для следующих условий:
1. при перемещении краном груза определяется грузовая устойчивость;
2. при нахождении крана в рабочем состоянии без груза или нерабочем состоянии определяется собственная устойчивость;
3. при внезапном снятии нагрузки, т.е. при обрыве груза;
4. при монтаже (демонтаже) крана.
Расчет на устойчивость кранов производится по формулам. Правилами по кранам регламентированы два вида устойчивости – грузовая и собственная, а также установлены минимальные величины коэффициентов грузовой и собственной устойчивости.
Коэффициент устойчивости определяется расчетом при проектировании крана. Он показывает, во сколько раз момент удерживающий, превышает момент, опрокидывающий кран. Коэффициент устойчивости К есть отношение удерживающего момента к опрокидывающему (К =Муд : Мопр).
Грузовая устойчивость – это способность крана противостоять опрокидыванию под влиянием массы действующего на него при работе груза и дополнительных нагрузок (действия ветра, уклона пути и т.п.).
Опрокидывает | Удерживает |
– вес груза – мax ветер (в сторону груза) | – собственный вес крана – противовес – опорный контур |
При определении грузовой устойчивости К = 1,15 –с учетом всех дополнительных нагрузок, действующих на кран при его работе и уклона пути; К = 1,4 –без учета дополнительных нагрузок и уклона пути |
Собственная устойчивость – это способность крана противостоять в нерабочем состоянии (без груза на крюке) опрокидыванию под действием ветровой нагрузки и уклона пути.
Опрокидывает | Удерживает |
– противовес – max ветер | – собственный вес крана – противоугонные захваты – балласт (доп. груз, прикрепляемый на ходовую раму для повышения устойчивости крана в нерабочем состоянии) – опорный контур |
При определении собственной устойчивости К = 1,15 –с учетом уклона пути в сторону опрокидывания |
Угол наклона принимают для башенных кранов примерно равным1,5º, для пневмоколесных, гусеничных, автомобильных, работающих без выносных опор, примерно 3º, при работе на выносных опорах – 1,5º.
Расчетный угол наклона стрелового крана в башенно-стреловом исполнении определяется проектирующей организацией и указывается в паспорте.
6.Требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» к установке грузоподъемных кранов на объекте
1. Установка кранов в зданиях, на открытых площадках и других участках производства работ должна проводиться в соответствии сПравилами ПБ 10-382-00, проектами и другими нормативными документами.
2. Устройство кранового пути для установки кранов мостового типа, башенных и портальных кранов должно производиться по проекту, разработанному в соответствии с Правилами ПБ 10-382-00 и другими нормативными документами.
3. Краны должны быть установлены так, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее 500 мм над всеми встречающимися на пути предметами.
4. При установке кранов, управляемых с пола – (кран мостовой, кран-балка – кран однобалочный мостовой) или по радио, должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном. Установка кранов, у которых грузозахватным органом является грузовой электромагнит, над производственными или другими помещениями не разрешается.
5. Установка кранов над производственными помещениями для подъема и опускания грузов через люк (проем) в перекрытии допускается лишь при расположении одного помещения непосредственно над другим.
Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограждение высотой не менее 1000 мм со сплошным ограждением понизу на высоту 100 мм с обязательным устройством световой сигнализации (светящаяся надпись), предупреждающей как о нахождении груза над люком, так и об опускании груза, а также с наличием надписей, запрещающих нахождение людей под перемещаемым грузом.
Установка над производственными помещениями стационарных электрических талей или лебедок для подъема грузов через люк в перекрытии не разрешается.
6. Установка кранов, передвигающихся по надземному крановому пути(мостовые краны), должна производиться с соблюдением следующих требований:
а) расстояние от верхней точки крана до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки другого крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 100 мм;
б) расстояние от настила площадок и галереи опорного крана, за исключением настила концевых балок и тележек, до сплошного перекрытия или подшивки крыши, до нижнего пояса стропильных ферм и предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 1800 мм;
в) расстояние от выступающих частей торцов крана до колонн, стен здания и перил проходных галерей должно быть не менее 60 мм. Это расстояние устанавливается при симметричном расположении колес крана относительно рельса;
г) расстояние от нижней точки крана (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или площадок, на которых во время работы крана могут находиться люди (за исключением площадок, предназначенных для ремонта крана), должно быть не менее 2000 мм. Расстояние между нижней габаритной точкой кабины крана и полом цеха должно быть не менее 2000 мм либо (в обоснованных случаях) от 500 до 1000 мм;
д) расстояние от нижних выступающих частей крана (не считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне действия оборудования должно быть не менее 400 мм;
е) расстояние от выступающих частей кабины управления и кабины для обслуживания троллеев до стены, оборудования, трубопроводов, выступающих частей здания, колонн, крыш подсобных помещений и других предметов, относительно которых кабина передвигается, должно быть не менее 400 мм.
7. Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути (башенные краны), и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм – не менее 400 мм.
8. Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.
9. Установка электрических талей и монорельсовых тележек с автоматическим или полуавтоматическим управлением, при котором кран не сопровождается крановщиком или оператором, должна исключить возможность задевания грузом элементов здания, оборудования, штабелей грузов и т.п.
10. На пути следования крана должно быть исключено нахождение людей; над проезжей частью и над проходами для людей должны быть установлены предохранительные перекрытия (сетка и т.п.), способные выдержать падающий груз.
11. Установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ кранами (ППРк).
12. Установка кранов, передвигающихся по крановому пути, в охранной зоне воздушных ЛЭП должна быть согласована с владельцем линии. Разрешение на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ должно храниться вместе с ППРк.
13. Установка стрелового крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, не разрешается.
14. Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.
15. При необходимости установки стрелового или железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опоры крана должны являться его инвентарной принадлежностью.
16. Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в таблице:
Минимальное расстояние (м) от основания откоса котлована до ближайших опор крана при ненасыпном грунте | ||||
Глубина выемки Н (м) | Тип грунта | |||
песчаный и гравийный | супесчаный | суглинистый | глинистый | лессовый сухой |
1,5 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
3,0 | 2,4 | 2,0 | 1,5 | 2,0 |
4,0 | 3,6 | 3,25 | 1,75 | 2,5 |
5,0 | 4,4 | 4,0 | 3,0 | 3,0 |
6,0 | 5,3 | 4,75 | 3,5 | 3,5 |
При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в таблице, откос должен быть укреплен в соответствии с ППРк.