Фланцевый кран: виды, применение, особенности монтажа

Фланцевый кран: виды, применение, особенности монтажа

Как устроены вентиля, монтируемые на фланцах? В каких случаях оправдано их использование в инженерных коммуникациях? Есть ли какие-то тонкости у монтажа этих элементов запорной арматуры? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Наш герой – стальной фланцевый вентиль.

Классификация

Вначале разберемся, какими бывают фланцевые вентиля.

Устройство

По способу, которым перекрывается вода, можно выделить четыре класса вентилей.

  • Винтовые. На штоке с резьбой подвижно закреплен клапан, который прижимается к седлу в корпусе вентиля. Герметичность обеспечивается сальниковой набивкой.Она представляет собой уплотняющую шайбу, которую притягивает к корпусу накидная гайка или пара болтов.
    Этот тип вентилей имеет ряд специфических недостатков:
      • Они могут пропускать воду лишь в одном направлении. Противоток не просто нежелателен: он опасен, поскольку может вызвать отрыв клапана с сопровождающим его гидроударом.
      • Они имеют высокое гидравлическое сопротивление благодаря сложной форме и сравнительно малому размеру отверстия в седле.
      • Они требуют периодической набивки сальника, который вырабатывается не только при активном использовании вентиля, но и при простое.
      • Резиновые или паронитовые прокладки изнашиваются при работе и тоже требуют периодической замены.

    Заметьте: песок или окалина, попавшие под клапан, часто приводят к полному или частичному разрушению прокладки.
    Ее ресурс уменьшает и высокая температура среды.

    На фото – чугунные винтовые вентиля.

    Пробковые. В них поток перекрывается конической пробкой со сквозным отверстием.
    Без типичных проблем не обошлось и здесь.

    • При большом размере вентиля (скажем, ДУ65) поворот пробки требует значительных усилий: сопротивление растет пропорционально увеличению соприкасающихся поверхностей пробки и корпуса.
    • Периодическая набивка сальника требуется и в этом случае.
  • Шиберные. Их устройство ближе к задвижке, чем к вентилю: резьбовой шток опускает конический клапан между двух зеркал (кольцевых уплотнителей из бронзы). Вместо сальника зачастую используются долговечные резиновые или полимерные уплотнители; единственная достойная упоминания проблема – неработоспособность вентиля при обрастании зеркал твердыми отложениями.
  • Шаровые. Латунный или изготовленный из нержавеющей стали шар со сквозным отверстием вращается в корпусе вентиля при повороте рукоятки. Его фиксирует пара кольцевых седел, изготовленных из фторопласта или тефлона; прокладка из этого же материала герметизирует шток.

    Шаровые вентиля наиболее практичны, удобны, долговечны и отказоустойчивы; при этом цена шарового вентиля мало отличается от других конструкций того же размера.

    Шаровый вентиль ДУ 65.

    Среда

    Большая часть предлагаемых рынком фланцевых вентилей для труб ориентирована на использование в системах водоснабжения и отопления.

    Однако можно встретить и решения, предназначенные для других рабочих сред.

    • Газовые шаровые фланцевые краны имеют повышенное качество обработки поверхности шара, что предотвращает малейшие утечки. Как правило, они маркируются желтым цветом ручки.

    Газовая запорная арматура маркируется желтым цветом.

    Любопытно: инструкция производителя обычно разрешает использовать газовые вентиля в трубопроводах, транспортирующих не только газ, но и воду, нефтепродукты и пар с температурой до 150 С.

    • Шаровый паровой вентиль использует термостойкие тефлоновые уплотнительные кольца, позволяющие ему работать в среде с температурой до 250 С.

    Функциональность

    Большая часть фланцевых кранов дает лишь одну возможность – полностью перекрыть ток среды через трубопровод.

    Однако существуют и более экзотические варианты.

    • Шаровый фланцевый регулирующий кран позволяет дросселировать трубопровод, плавно меняя его проходимость. Ключевое отличие регулирующих вентилей от обычных шаровых – в форме отверстия в запирающем шаре: оно делается не круглым, а овальным или более сложной формы.
    • Трехходовойшаровый вентиль тоже отличается формой выреза: в этом случае он делается угловым, что позволяет реализовать принцип “или-или”. Поток воды из трубопровода номер 1 направляется в трубу номер 2 или номер 3.

    Справа – еще более экзотическая схема. Вентиль позволяет соединить между собой любые два или все три отвода.

    Размеры и применение

    Размеры всех производящихся отечественной промышленностью фланцевых вентилей берутся по ГОСТу за номером28343-89.

    Любопытно: в принципе размеры фланцев, в том числе для запорной арматуры, регламентируются отдельным стандартом – ГОСТ 12815-80.
    Однако этот документ полностью дублирует ряд размеров из ГОСТ 28343-89.

    Приведем эти размеры в миллиметрах и дюймах.

    ДУРазмер в дюймах
    103/8
    151/2
    203/4
    251
    321 1/4
    401 1/2
    502
    652 1/2
    803
    1004
    1506
    2008
    25010
    30012
    35014
    40016
    45018
    50020

    Каких размеры трубопровода оправдывают применение фланцевых вентилей при монтаже систем отопления или водоснабжения своими руками?

    По мнению автора – начиная с ДУ40. Фланцевый шаровый кран ДУ25 или ДУ32 лучше заменить муфтовым: резьбу этого размера без особых усилий можно нарезать вручную, трубной плашкой, а вот фланец придется приваривать, что зачастую проблематичнее и требует полного осушения трубопровода.

    Элеваторный узел. Вентиля небольших диаметров – муфтовые.

    В то же время при большом размере резьбы даже попытка стронуть с места контргайку на сгоне требует непомерно больших усилий. Фланцевый шаровый кран ДУ80 демонтировать или заменить куда проще, чем разобрать резьбовое соединение того же диаметра.

    Нюанс: в отличие от резьбы, фланец не требует установки сгона и может применяться в условиях дефицита длины прямого участка трубопровода.
    Однако разборка фланцевых соединений малых размеров, стянутых стальными болтами – не для слабонервных.
    Как правило, болты проще срезать, чем раскрутить.

    Монтаж

    Хитростей у сборки фланцевого соединения немного.

    • Для герметизации обычно используются паронитовые прокладки. Однако их можно заменить самостоятельно вырезанными из старой автомобильной камеры. Не забудьте оставить с краю прокладки язычок, который позволит вам завести ее между фланцев.

    Для герметизации фланцевого соединения используются прокладки из паронита – жесткой термостойкой резины.

    • Во избежание перекосов фланец стягивается крест-накрест, по одному – два оборота ключа за раз.
    • Болты лучше располагать с одной стороны фланца. В случае, если его плоскость горизонтальна, болты заводятся сверху. Так легче наживить гайки; кроме того, падение с высоты легкой гайки с меньшей вероятностью причинит травму находящемуся внизу человеку.

    Заключение

    Надеемся, что наше несколько поверхностное знакомство с целым классом запорной арматуры поможет читателю в выборе решений для собственных проектов. Видео в этой статье, как обычно, содержит дополнительные материалы. Успехов!

    Фланцевый кран: виды, использование, особенности монтажа

    Как устроены вентиля, монтируемые на фланцах? В каких случаях оправдано их применение в инженерных коммуникациях? Имеется ли какие-то тонкости у монтажа этих элементов запорной арматуры? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

    Классификация

    Сначала разберемся, какими бывают фланцевые вентиля.

    Устройство

    По методу, которым перекрывается вода, возможно выделить четыре класса вентилей.

    1. Винтовые. На штоке с резьбой подвижно закреплен клапан, который прижимается к седлу в корпусе вентиля. Герметичность обеспечивается сальниковой набивкой.Она представляет собой уплотняющую шайбу, которую притягивает к корпусу накидная гайка либо пара болтов. Данный тип вентилей имеет последовательность специфических недочётов:
    • Они смогут пропускать воду только в одном направлении. Противоток не просто нежелателен: он страшен, потому, что может привести к отрыву клапана с сопровождающим его гидроударом.
    • Они имеют высокое гидравлическое сопротивление благодаря сложной форме и относительно малому размеру отверстия в седле.
    • Они требуют периодической набивки сальника, который вырабатывается не только при активном применении вентиля, но и при простое.
    • Резиновые либо паронитовые прокладки изнашиваются при работе и также требуют периодической замены.

    Увидьте: песок либо окалина, попавшие под клапан, довольно часто приводят к полному либо частичному разрушению прокладки. Ее ресурс сокращает и высокая температура среды.

    Шаровые вентиля наиболее практичны, эргономичны, долговечны и отказоустойчивы; наряду с этим цена шарового вентиля мало отличается от других конструкций того же размера.

    Среда

    Большинство предлагаемых рынком фланцевых вентилей для труб ориентирована на применение в системах отопления и водоснабжения.

    Но возможно встретить и решения, предназначенные для других рабочих сред.

    • Газовые шаровые фланцевые краны имеют повышенное уровень качества обработки поверхности шара, что предотвращает мельчайшие утечки. В большинстве случаев, они маркируются желтым цветом ручки.

    Любопытно: инструкция производителя в большинстве случаев разрешает применять газовые вентиля в трубопроводах, транспортирующих не только газ, но и воду, пар и нефтепродукты с температурой до 150 С.

    • Шаровый паровой вентиль применяет термостойкие тефлоновые уплотнительные кольца, разрешающие ему работать в среде с температурой до 250 С.

    Функциональность

    Большинство фланцевых кранов дает только одну возможность – всецело перекрыть ток среды через трубопровод.

    Но существуют и более экзотические варианты.

    • Шаровый фланцевый регулирующий кран разрешает дросселировать трубопровод, плавно меняя его проходимость. Ключевое отличие регулирующих вентилей от простых шаровых – в форме отверстия в закрывающем шаре: оно делается не круглым, а круглым либо более сложной формы.
    • Трехходовойшаровый вентиль также отличается формой выреза: в этом случае он делается угловым, что разрешает реализовать принцип “или-или”. Поток воды из трубопровода номер 1 направляется в трубу номер 2 либо номер 3.

    применение и Размеры

    Размеры всех производящихся отечественной индустрией фланцевых вентилей берутся по ГОСТу за номером28343-89.

    Любопытно: в принципе размеры фланцев, а также для запорной арматуры, регламентируются отдельным стандартом – ГОСТ 12815-80. Но данный документ всецело дублирует последовательность размеров из ГОСТ 28343-89.

    Приведем эти размеры в дюймах и миллиметрах.

    ДУРазмер в дюймах
    103/8
    151/2
    203/4
    251
    321 1/4
    401 1/2
    502
    652 1/2
    803
    1004
    1506
    2008
    25010
    30012
    35014
    40016
    45018
    50020

    Каких размеры трубопровода оправдывают использование фланцевых вентилей при монтаже систем отопления либо водоснабжения своими руками?

    Согласно точки зрения автора – начиная с ДУ40. Фланцевый шаровый кран ДУ25 либо ДУ32 лучше заменить муфтовым: резьбу этого размера без особенных упрочнений возможно нарезать вручную, трубной плашкой, а вот фланец нужно будет приваривать, что обычно проблематичнее и требует полного осушения трубопровода.

    Одновременно с этим при громадном размере резьбы кроме того попытка стронуть с места контргайку на сгоне требует непомерно громадных упрочнений. Фланцевый шаровый кран ДУ80 демонтировать либо заменить куда несложнее, чем разобрать резьбовое соединение того же диаметра.

    Нюанс: в отличие от резьбы, фланец не требует установки сгона и может использоваться в условиях недостатка длины прямого участка трубопровода. Но разборка фланцевых соединений малых размеров, стянутых металлическими болтами – не для слабонервных. В большинстве случаев, болты несложнее срезать, чем раскрутить.

    Монтаж

    Хитростей у сборки фланцевого соединения мало.

    Читайте также:  Смеситель для верхнего душа: основные разновидности, принцип действия и выбор подходящего устройства

    • Для герметизации в большинстве случаев употребляются паронитовые прокладки. Но их возможно заменить самостоятельно вырезанными из ветхой автомобильной камеры. Не забудьте покинуть с краю прокладки язычок, который разрешит вам завести ее между фланцев.

    • Чтобы не было перекосов фланец стягивается крест-накрест, по одному – два оборота ключа за раз.
    • Болты лучше располагать с одной стороны фланца. , если его плоскость горизонтальна, болты заводятся сверху. Так легче наживить гайки; помимо этого, падение с высоты легкой гайки с меньшей возможностью причинит травму находящемуся внизу человеку.

    Заключение

    Сохраняем надежду, что наше пара поверхностное знакомство с целым классом запорной арматуры окажет помощь читателю в выборе решений для собственных проектов. Видео в данной статье, как в большинстве случаев, содержит дополнительные материалы. Удач!

    Как выбрать правильный шаровый фланцевый кран и самостоятельного его установить?

    Здравствуйте, уважаемый читатель! Среди представителей запорной арматуры кран шаровый фланцевый выделяется как и своим внешним видом, так и способом присоединения к коммуникациям. В сегодняшней статье разберем, какую конструкцию он собой представляет, как его лучше использовать.

    Что это такое и для чего он нужен

    Фланцевые краны шарового типа отличаются от своих аналогов наличием фланцев – круглых или реже встречающихся квадратных деталей, с помощью которых корпус узла крепится к ответным фланцам труб.

    Главная функция арматуры заключается в открытии или перекрытии движения потока по трубопроводу.

    В зависимости от характеристик, материала изготовления и толщины стенок корпуса, она может устанавливаться в системах с различным по своим характеристикам содержимым.

    Назначение и область применения

    Как запорная арматура, шаровые краны практически вытеснили с рынка вентили и задвижки. В силу своей конструкции они позволяют быстро перекрывать рабочий поток, в том числе на отдельных участках сети. Такое качество востребовано во внештатных ситуациях, при необходимости проведения локального ремонта и других случаях.

    Применяют фланцевое соединение там, где сложно использовать резьбовое или сварное присоединение.

    Например, на трубы большого диаметра сложно нарезать качественную резьбу. Поэтому, как правило, фланцевые конструкции ставят в промышленных и коммунальных сетях, в трубопроводах с сечением более 40 мм.

    В домашних условиях фланцевые подключения используют для смесителей, прокладки систем водоснабжения через насосы погружные.

    Схема подключения насоса погружного с использованием фланцевого клапана:

    Характеристики

    Государственными стандартами нормированы основные типоразмеры и технические параметры данных устройств. Они устанавливаются в едином размерном интервале, но имеют различные ограничения, в зависимости от сфер применения.

    К главным типоразмерам относятся:

    • номинальный внутренний диаметр (ДУ), диапазон которого допускается от 15 до 1400 мм;
    • строительная длина.

    Технические параметры включают:

    • величину рабочего давления PN с разными ограничениями в отдельных ГОСТах от 1 до 10 Мпа, до 250 Мпа и выше;
    • значение рабочей температуры или её соотношение с показателем давления (определяются производителем).

    Применимость кранов к различным рабочим средам устанавливается разработчиками.

    Из каких материалов изготавливают

    Сырьем для изготовления корпуса и запорной части фланцевой арматуры являются:

    1. чугун;
    2. латунь;
    3. углеродистая и легированная сталь;
    4. нержавейка.

    На фото стальной кран нержавеющий:

    Устройство крана

    Кран рассматриваемого типа состоит из корпуса с фланцами, размещенного внутри него запорного механизма, рукоятки ручного управления или другого привода.

    Запирающее устройство включает отполированный шар, зачастую хромированный или из нержавейки, шток, закрепленный через шпиндель с рукоятью. В сфере проделана прорезь, служащая проходным отверстием.

    Принцип работы

    При повороте рукояти, шар поворачивается прорезью либо к стенкам корпуса (положение закрыто), либо в сторону потока и открывает ему проход по трубе.

    Преимущества и недостатки

    Рассмотрим плюсы и минусы данных кранов.

    • Основное достоинство фланцевых устройств заключается в том, что кран можно сравнительно легко демонтировать, не повреждая места соединений, отремонтировать и вновь поставить на место.
    • Соединения через фланцы считается самым надежным при высоком напоре рабочей среды в системе.
    • Монтировать кран можно как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.

    У шаровых кранов фланцевого типа есть и минусы:

    • шаровые затворы не любят примесей в рабочей среде, сфера у них начинает истираться и появляются протечки;
    • для применения в быту они достаточно дороги;
    • обладают тяжелым весом, что создает дополнительную нагрузку на трубопровод.

    Отличия крана от задвижки

    Вентили и шиберные задвижки ранее были широко распространены. Однако шаровая конструкция оказалась более надежной, простой в управлении и эксплуатации. Задвижки, например, требуют постоянного ухода, их нередко заклинивает, они более массивны.

    Виды и конструкции

    Разделение фланцевых шаровых кранов по видам происходит согласно условиям эксплуатации и сферам применения.

    С точки зрения ремонтопригодности конструкции корпусов могут быть:

    1. цельносварными;
    2. двусоставными;
    3. трехсоставными.

    По степени пропускной способности различают краны:

    Важное значение имеет разделение по типам управления:

    1. ручное;
    2. с редуктором;
    3. электропривод;
    4. пневмопривод;

    Отличия

    Ручное управление является стандартным.

    Механические редукторы устанавливают там, где необходимо плавное открытие устройства, а также на кранах с диаметром более 30 см.

    Электроприводы дают возможность управлять устройством на удалении, оперативно регулировать настройки.

    Пневматические приводы также позволяют управлять объектом дистанционно, в том числе на взрывоопасных участках, где установка электропривода невозможна.

    Срок службы

    Длительность стабильной работы шаровой фланцевой арматуры обусловлена условиями эксплуатации и материалом её изготовления. Нередко первыми выходят из строя уплотнители, подвергающиеся воздействию горячей температуры содержимого сети. Механическая часть агрегатов из нержавеющей стали может прослужить по словам производителей до 50 лет.

    Советы по выбору

    Выбор предопределяется составом рабочей среды и размерами труб коммуникаций.

    Далее подбирают под давление и размер условного прохода.

    Самые основные сведения о кране внесены в техпаспорт устройства и изображены на маркировке корпуса.

    Примерная цена

    Стоимость устройств данного типа зависит от типоразмеров, технических характеристик и торговой марки изделий. Фланцевый кран с диаметром 100 мм с рабочим давлением на 16 бар из углеродистой стали, производства российского производителя можно приобрести в среднем за 3 500 рублей. Клапан такого же типоразмера, но со штоком и шаром из нержавейки, регулирующей функцией и производителем из Финляндии будет стоить 49 тысяч рублей.

    Правила монтажа и эксплуатации крана

    Лица, производящие монтаж, должны быть ознакомлены с правилами установки, рекомендуемыми производителем.

    Важно проверить пред началом монтажных работ комплектность оборудования, отсутствие каких-либо повреждений и дефектов.

    При установке крана проверяют положение клапана – он должен быть в открытом положении.

    В период эксплуатации устройство регулярно осматривают, проверяют герметичность фланцевых соединений, чистоту поверхности сферы и уплотнителей.

    Нельзя использовать инструмент или рычаги, удлиняющие рукоять, для управления краном.

    Необходимые инструменты и материалы

    Для монтирования фланцевого ручного клапана потребуются:

    • набор ключей;
    • линейка для проверки соосности;
    • инструмент для очистки труб;
    • сама арматура;
    • болты и гайки для крепежа.

    Если отсутствуют ответные фланцы на трубах, понадобится сварочное оборудование и фланцевые диски.

    Ход работ

    • Определяют место установки: оно должно быть доступным для проведения работ по техническому обслуживанию крана, и иметь пространство для полного поворота ручки.
    • Предварительно крепят фланцы

    изделия на два болта к ответным деталям трубопровода.

    • Проверяют соосность отверстий затвора и труб, совпадение отверстий для болтов во фланцевых дисках.
    • Размещают фланцевые уплотнители.
    • Затягивают крест-накрест болты с соответствующей силой.

    Видео по монтажу

    Монтаж фланцевого крана с ручным управлением:

    Особенности эксплуатации

    Поворачивать ручку арматуры необходимо до упора, то есть клапана должен быть открытым или закрытым полностью. Неполный поворот рукояти может привести в негодность уплотнительные седла затвора.

    В зависимости от конструкции, рукоятку клапана необходимо проворачивать через определенное время, во избежание заедания сферы.

    Частые ошибки и проблемы при установке

    Неправильный подбор арматуры по типу рабочей среды, её давления и других важных параметров.

    Нарушение правил монтажа: ошибки в соосности крана и трубопровода, перекос фланцев при установке, которые приводят к напряжению и повреждению соединения.

    Установка фланцев с дефектами быстро влечет возникновение протечек.

    Советы специалистов

    Выбирая оборудование, необходимо предусмотреть запас по условному давлению — арматура должна иметь больший номинал данного параметра, что очень важно для стабильной работы изделия в дальнейшем.

    Одним из недостатков фланцевых моделей являются ослабления со временем крепежных соединений и, как следствие, потеря герметичности. Поэтому важно периодически производить подтяжку болтов.

    Заключение

    Мы познакомили вас с основными вопросами выбора, применения и эксплуатации фланцевых шаровых клапанов. Надеемся информация даст вам практическую пользу. Желаем успехов в ремонтных делах, подписывайтесь на наши статьи, делитесь полученными знаниями в социальных сетях.

    Фланцевый кран: виды, применение, особенности монтажа

    Как устроены вентиля, устанавливаемые на фланцах? В каких вариантах резонно их применение в инженерных коммуникациях? Есть ли какие-нибудь тонкости у монтажа таких элементов арматуры запорной? Давайте же попробуем дать ответ на данные вопросы.

    Наш герой — стальной фланцевый вентиль.

    Классификация

    Сначала попытаемся разобраться, какими могут быть фланцевые вентиля.

    Устройство

    По способу, которым перекрывается вода, необходимо отметить 4-ре класса вентилей.

    1. Винтообразные. На штоке с резьбой подвижно закреплен клапан, который прижимается к седлу в корпусе вентиля. Герметичность снабжается сальниковой набивкой.Она собой представляет уплотняющую шайбу, которую притягивает к корпусу накидная гайка или пара болтов.
      Данный тип вентилей имеет ряд нестандартных минусов:
    • Они могут пропускать воду лишь в одном направлении. Противоток не просто нежелателен: он опасен, потому как может вызвать отрыв клапана с сопровождающим его гидравлическим ударом.
    • Они имеют высокое гидравлическое сопротевление благодаря криволинейной форме и сравнительно малому размеру дыры в седле.
    • Они просят периодической набивки сальника, который формируется не только при энергичном применении вентиля, но и при простое.
    • Резиновые или прокладки из паронита снашиваются во время работы и тоже просят периодической замены.
    Читайте также:  Шаровый кран Ду20 – как не ошибиться при выборе крана

    Заметьте: песок или окалина, попавшие под клапан, нередко приводят к полному или частичному разрушению прокладки.
    Ее ресурс делает меньше и высокая температура среды.

    На фото — чугунные винтообразные вентиля.

    1. Пробковые. В них поток перекрывается конической пробкой со сквозным отверстием.
      Без обычных проблем не обошлось и тут.
    2. При большом размере вентиля (скажем, ДУ65) поворот пробки потребует больших усилий: сопротевление становится больше пропорционально повышению сопрекасающихся поверхностей пробки и корпуса.
    3. Периодическая набивка сальника требуется и в данном случае.
    4. Шиберные. Их устройство ближе к задвижке, чем к вентилю: резьбовой шток опускает конический клапан между 2-ух зеркал (кольцевых уплотнителей из бронзы). Заместо сальника очень часто применяются долговечные резиновые или полимерные уплотнители; только одна добродетельная упоминания трудность — неработоспособность вентиля при обрастании зеркал твёрдыми отложениями.
    5. Шаровые. Латунный или сделанный из нержавеющей стали шар со сквозным отверстием вращается в корпусе вентиля при повороте рукояти. Его отмечает пара кольцевых седел, сделанных из фторопласта или тефлона; прокладка из такого же материала герметизирует шток.

    Шаровые вентиля наиболее удобны, удобные, будут служить долго и отказоустойчивы; при этом стоимость крана шарового мало отличается от других конструкций того же размера.

    Шаровый кран ДУ 65.

    Среда

    Значительная часть рекомендуемых рынком фланцевых вентилей для труб направлена на применение в системах снабжения воды и отопления.Однако можно повстречать и решения, предназначающиеся для других рабочих сред.

    • Газовые шаровые фланцевые краны имеют повышенное качество обработки плоскости шара, что предохраняет малейшие утечки. В основном, они маркируются жёлтым цветом ручки.

    Газовая арматура запорная отмечается жёлтым цветом.

    Интересно: инструкция изготовителя в большинстве случаев позволяет применять газовые вентиля в трубопроводах, транспортирующих не только газ, но и воду, нефтепродукты и пар с температурой до 150 С.

    • Шаровый паровой вентиль применяет термоустойчивые тефлоновые уплотнительные кольца, разрешающие ему трудится в обстановке с температурой до 250 С.

    Практичность

    Значительная часть фланцевых кранов предоставляет лишь одну возможность — целиком закрыть ток среды через провод труб.Впрочем существуют и более необычные варианты.

    • Шаровый фланцевый выверяющий кран дает возможность дросселировать провод труб, медлено меняя его проходимость. Главное отличие регулирующих вентилей от обыкновенных шаровых — в форме дыры в закрывающем шаре: оно выполняется не круглым, а овальным или более криволинейной формы.
    • Трехходовойшаровый вентиль тоже разнится формой выреза: в данном случае он изготавливается угловым, что дает возможность реализовать принцип &«или-или&». Водный поток из трубопровода номер 1 направляется в трубу номер 2 или номер 3.

    С правой стороны — еще более необычная схема. Вентиль дает возможность объединить между собой любые два или все три отвода.

    Размеры и использование

    Размеры всех изготавливающихся отечественной промышленностью фланцевых вентилей берутся по ГОСТу за номером28343-89.Интересно: как правило размеры фланцев, в том числе для арматуры запорной, регламентируются индивидуальным стандартом — ГОСТ 12815-80.
    Однако данный документ целиком повторяет ряд размеров из ГОСТ 28343-89.Приведем данные размеры в миллиметрах и дюймах.

    ДУ Размер в дюймах 10 3/8 15 1/2 20 3/4 25 1 32 1 1/4 40 1 1/2 50 2 65 2 1/2 80 3 100 4 150 6 200 8 250 10 300 12 350 14 400 16 450 18 500 20

    Каких размеры трубопровода оправдуют использование фланцевых вентилей при установке отопительных систем или снабжения воды собственными руками?По суждению автора — начав с ДУ40. Фланцевый шаровый вентиль ДУ25 или ДУ32 лучше поменять муфтовым: резьбу данного размера без больших усилий можно резать ручным способом, трубной плашкой, а вот фланец потребуется приваривать, что очень часто проблематичнее и потребует полного осушения трубопровода.

    Элеваторный узел. Вентиля маленьких диаметров — муфтовые.

    Одновременно при большом размере резьбы даже попытка стронуть с места контргайку на сгоне потребует непомерно значительных усилий. Фланцевый шаровый вентиль ДУ80 разбирать или поменять намного легче, чем разобрать крепёжное соединение в виде резьбы того же диаметра.Невидимый момент: в отличии от резьбы, фланец не просит установки отрезка трубы и может использоваться в условиях дефицита длины прямого участка трубопровода.
    Однако разборка соединений фланцевого типа малых размеров, стянутых стальными болтами — не для слабонервных.
    В основном, болты легче обрезать, чем раскрутить.

    Монтаж

    Хитростей у установки соединения фланцевого типа чуть-чуть.

    • Для покрытию герметиком в большинстве случаев применяются прокладки из паронита. Но их можно поменять собственными силами вырезанными из старой автомобильной камеры. Не забывайте оставить с краю прокладки язычок, который даст возможность вам завести ее между фланцев.

    Для покрытию герметиком соединения фланцевого типа применяются прокладки из паронита — твёрдой термостойкой резины.

    • Чтобы не было перекосов фланец стягивается крест-накрест, по одному — два оборота ключа за раз.
    • Болты лучше располагать с одной стороны фланца. Например если его поверхность горизонтальна, болты заводятся сверху. Так легче наживить гайки; более того, падение с высоты легкой гайки с меньшей вероятностью причинит травму находящемуся внизу человеку.

    Заключение

    Будем надеятся, что наше несколько поверхностное знакомство с целым классом арматуры запорной сможет помочь читателю в подборе решений для своих проектов. Видео в данной публикации, как в большинстве случаев, имеет добавочные материалы. Успехов!

    Устройство и область применения шаровых фланцевых кранов

    Шаровой кран — устройство для перекрытия и открытия потока рабочей среды на трубопроводах. Применяется для монтажа трубных систем довольно давно, но только появлением новых материалов обязано новой волне популярности. Одна из разновидностей устройства — шаровой фланцевый кран, который отличается от других подобных деталей способом крепления. Главная особенность устройства — способность работать в особо загрязненной, илистой среде.

    Назначение шаровых кранов

    Устройство предназначено для пропускания либо полного перекрытия жидкости путем поворота ручки — рычага на 900 по часовой стрелке (положение «Закрыто») или против нее (положение «Открыто»).

    Обратите внимание! Регулировка потока хотя и возможна, но частичное открытие механизма приводит к быстрому разрушению запорного устройства, кроме того приоткрытое отверстие создает точки застоя, где будут скапливаться отложения, что в конечном итоге нарушает герметичность конструкции.

    Конструкция запорных шаровых устройств

    Простая конструкция надежна и долговечна, она выполняется из различных материалов: стали, чугуна, цветмета, а также из разновидностей пластика. Стальные детали изготавливаются из нержавеющей и молибденистой жаропрочной стали, для герметичности используют уплотнители.

    Конструкция шарового крана состоит из корпуса, запорного устройства, штока и рукоятки. Особенность конструкции — запорный механизм представляет собой шар с отверстием, соответствующим сечению трубы, который закрепляется в специальных седлах.

    Поворот шара устанавливает отверстие либо в долевое положение, либо в поперечное, обеспечивая проток или перекрывая его.

    Кран шарового типа — полнопроходное устройство, где нет места для накопления отходов, и, следовательно, изменения показателей давления, поэтому его можно использовать в системах различного типа: канализационных, водопроводных, теплопроводных, газовых и т.д.

    Устройство легко монтируется, имеет подходящие размеры, которые соответствуют размерам труб, поворотный механизм не требует приложения особых усилий.

    Это надежная недорогая деталь, которая, может выполняться в различных модификациях.

    Разновидности шаровых устройств по способу крепления

    Корпус может быть оснащен резьбой, с помощью которой участки трубопровода крепятся между собой, а также специальными приспособлениями для соединения — муфтой или фланцами.

    Каждый вид конструкции предполагает определенный способ крепления: резьбовое соединение, муфтовое или фланцевое, что позволяет монтировать устройство на любую магистраль.

    Шаровые устройства подразделяют в зависимости от способа крепления на несколько видов:

    • Муфтовые краны имеют резьбу с одной или обеих сторон, чаще всего применяется для монтажа водопроводных систем. Запорный механизм при этом может приводится в действие либо, либо с помощью автоматического устройства.
    • Штуцерные краны похожи на муфтовые устройства с той лишь разницей, что резьба на этих деталях внешняя, а крепление осуществляется с помощью накидной гайки. Применяются для транспортировки нефти, а также для подачи жидкостей в химической и пищевой отрасли.
    • Сварные — устройства, которые создают неразъемные соединения в любых типах трубопроводов.
    • Фланцевые — крепятся с помощью специальных пластин. Применяются для монтажа газопроводов, нефтепроводов и в магистралях, транспортирующих различные химические вещества.

    Устройство фланцевых шаровых кранов

    Фланцевое соединение — монтаж труб с помощью специальных соединительных пластин — фланцев, которые наварены на концах труб. Фланцы стягивают гайками и болтами или гайками и шпильками.

    Фланец — это пластина в виде кольца, прямоугольника или квадрата с одним или несколькими отверстиями, в которые и вставляются болты.

    Применение фланцевых кранов

    Такой способ крепления позволяет использовать краны в среде вязкой, сильно загрязненной, а также шламовой (с илистым остатком).

    Краны фланцевые предполагают частичную сборку-разборку, кроме того, они незаменимы в помещениях, где запрещено проведение сварочных работ.

    Такие устройства могут монтироваться и демонтироваться неоднократно.

    Монтаж устройств из нержавеющей стали предполагает использование ответных плоских или воротниковых нержавеющих фланцев.

    Часто фланцы служат не только для соединения труб между собой, но и для подключения трубы к различным устройствам: теплообменникам или емкостям.

    Обратите внимание! По давлению такие детали обладают цикловой прочностью в 100000 циклов.

    Шаровый фланцевый кран: особенности и отличия от задвижки

    Кран шаровый фланцевый является разновидностью современной трубопроводной арматуры, применяющийся в системах различного назначения. Основное отличие от других подобных деталей — это запорный элемент, изготовленный в форме шара. Краны такого вида необходимы на магистралях, когда нужно быстро блокировать трубопроводную цепь.

    Особенности шарового крана

    Арматура широко распространена во многих областях. Изделие функционирует на трубопроводах газовой, химической, пищевой, нефтяной промышленностях. Используется при транспортировке нефти, углеводородов, жидкости и газа в качестве запорной арматуры. Кроме того, это устройство нашло широкое применение в таких областях, как вентиляция, водо- и газоснабжение. Шаровый кран используется также при пароснабжении, так как способен нормально функционировать при температуре до +300 градусов Цельсия. Но использовать его для дросселирования нельзя. Устройства такого типа имеют только две позиции: открыто и закрыто.

    Читайте также:  Стационарные, разборные системы труб в саду, методика монтажа, проект и прокладывание

    Шаровую арматуру не стоит применять в качестве запорного узла для тягучих, илистых или вязких жидкостей. Возникает опасность создания осадка в устройстве, что неблагоприятно скажется на сроке эксплуатации. Исключается также частичное открытие крана для регулирования силы потока. Необходимо чётко выполнять требования по использованию этого вида арматуры, прописанные в инструкциях.

    Краны шарового типа имеют свою особенность, которая заключается в наличии фланцев — круглых или квадратных деталей. С их помощью изделие крепится непосредственно к фланцам трубопровода.

    Задвижка шаровая фланцевая имеет такой же способ крепления, однако у крана больше преимуществ. Даже при частых открытиях и закрытиях отлично выдерживает подобные нагрузки, сохраняя свою герметичность. Чего не скажешь о задвижках — сальниковое уплотнение быстро приходит в негодность, и механизм даёт течь.

    Принцип работы и виды конструкций

    В качестве запорного элемента шарового крана используется деталь сферической формы со сквозным отверстием, через которое транспортируется рабочая среда. Открытие и закрытие узла осуществляется поворотом рукоятки, которая при помощи штока соединяется с шаром, вращающимся вокруг своей оси. Ось при этом расположена перпендикулярно по отношению к потоку носителя. Краны шаровые имеют несложную систему устройства. Конструкция состоит из таких составляющих:

    • корпуса;
    • сёдел;
    • затвора (шаровой пробки);
    • рукоятки;
    • шпинделя, передающего усилие от рукоятки к затвору.

    Нержавеющий фланцевый кран

    Принцип работы приспособления очень простой: когда оси отверстия шара и корпуса крана совмещаются, начинает поступать вода, то есть в позиции, когда отверстие пробки совпадает с направлением потока. В этом случае рабочая среда свободно проходит по магистрали, в том числе и через кран. Цвет рукоятки изделия обозначает характер рабочей среды:

    • красный — для горячего водоснабжения, отопительных систем;
    • синий — для холодной воды;
    • жёлтый и чёрный — для газопроводов.

    От конструкции изделия зависят габариты и возможность осуществления ремонтных работ. Корпуса бывают двух типов:

    Кран шаровый в разрезе

    1. Цельносварные — это неразборные устройства, изготовленные из углеродистой, легированной или нержавеющей стали. Имеют литой цельный корпус, поэтому не подлежат осуществлению ревизионных мероприятий. Если они выходят из строя, ремонт невозможен, необходима замена арматуры на новую. За счёт сварного корпуса имеют более низкую цену по сравнению со вторым вариантом. Учитывая эксплуатационный срок крана (около 20 лет), необходимость применения разборного устройства возникает довольно редко.
    2. Разборные. Благодаря конструкции можно осуществлять практически любые ремонтные работы. Например, заменить лишь износившуюся деталь, а не всю арматуру целиком. Правда, за такое преимущество придётся заплатить немалую стоимость.

    Преимущества и недостатки

    Муфтовые краны шаровой конструкции неспроста завоевали популярность среди пользователей и в самых различных сферах. Они считаются надёжными запорными устройствами, входящими в состав систем водоснабжения и отопления городских квартир и частных строений. Кроме качественного функционирования и простоты конструкции изделия этого вида имеют и другие преимущества:

    Преимущества шарового крана

    1. Редко выходят из строя, но при необходимости легко демонтируются без нанесения ущерба соединениям. Их можно снять, произвести ремонт и вновь поставить на место. Монтаж настолько прост, что справиться можно своими силами, не привлекая специалиста-сантехника.
    2. Фланцевые соединения являются самыми надёжными, когда в трубопроводе высокий напор рабочей среды.
    3. Устанавливается в систему как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
    4. Сравнительно небольшие размеры и вес.
    5. Долгий срок эксплуатации.
    6. Высокая степень герметичности, при грамотном монтаже полностью отсутствуют протечки.
    7. Удобство в применении. Достаточно повернуть ручку, чтобы заблокировать носитель.
    8. Огромный выбор размеров и типов изделий при выгодном соотношении цены и качества.

    Кран с шаровым механизмом избавит своих хозяев от частой замены прокладок, а также ситуаций, связанных с утечками воды, постоянно возникающих в устаревшей вентильной арматуре. Кроме преимуществ существуют и недостатки:

    1. При резком открывании крана в некоторых моделях могут возникать гидроудары.
    2. Шаровую арматуру необходимо переодически мониторить — открывать и закрывать хотя бы раз в неделю, чтобы узловой элемент не «залип» и не утратил свою герметичность.
    3. Под воздействием среды с примесями твёрдых веществ сфера стирается, что приводит к возникновению протечек.
    4. Изделие неактуально для трубопроводов, где в качестве рабочей среды применяется тягучая, вязкая или илистая жидкость. В запорным узле постепенно образовывается осадок, из-за которого может испортиться кран.

    Но некоторые стальные модели сравнительно неплохо работают с потоком небольшой степени загрязнённости. В этой ситуации желательно установить грубые очищающие фильтры.

    Материалы изготовления

    Фланцевые краны со сферическими запорами производятся из высококачественных металлов. Обычно применяют латунь, сталь или чугун. Причём сталь используют как обыкновенную, так и оцинкованную или нержавейку. Арматура из таких материалов способна выдерживать большой температурный диапазон — от -50 до +350 градусов и давление — от 1,6 мПа до 4,0 мПа. Некоторые модели могут работать и при более внушительных показателях.

    При выборе материала для корпуса шарового фланцевого крана учитывается особенность рабочей среды, в которой он предположительно будет работать. Обычно в производстве используются сплавы:

    1. Латуни. Краны из этого материала являются оптимальным вариантом для сетей газо- и водоснабжения. Для работы в условиях высоких температур носителя не предназначены.
    2. Стали. Детали характеризуются прочностью, износоустойчивостью, но использование актуально для неагрессивных сред. Изделия реализуются в системах для транспортировки воды, пара, газа, нефтепродуктов. Имеют большой выбор типозамеров и доступную стоимость. Однако подвергаются коррозии, неэффективны в условиях низких температур.
    3. Легированная сталь наделена теми же свойствами, что и обычная, но у неё есть преимущество — арматура работает при минусовых температурах окружающей среды (до -60 градусов).
    4. Нержавеющий шаровый фланцевый кран отличается высокими антикоррозионными свойствами и устойчивостью к агрессивным веществам. Широко применяется в пищевой промышленности, где необходима высокая чистота транспортируемой среды и в химической сфере для работы с кислотами, щелочами. Нержавеющий кран шаровой фланцевый более эффективен, и стоимость его дороже по сравнению со стальным.
    5. Чугун характеризуется солидным удельным весом, хрупкостью, неустойчивостью к воздействию окружающей и рабочей среды. Такие модели приемлемы для систем водоснабжения.

    Всё же определяющим фактором для использования фланцевого шарового устройства является диаметр условного потока. Именно от него зависит выбор вида, конструкции и материала запорной арматуры. Этот показатель влияет и на стоимость изделия.

    Типы моделей

    Диаметр отверстия в затворе (подвижном элементе) может не совпадать с внутренним диаметром трубы. Именно по соответствию этих параметров шаровой муфтовый кран существует в двух исполнениях:

    1. Полнопроходный. Такой вид арматуры имеет одинаковые значения диаметров отверстия в сфере и трубе. Надёжность изделия обуславливается уровнем потерь циркулирующий среды при открытом его положении. Такая степень гидравлического сопротивления минимальна, в несколько раз ниже, чем у других типов арматуры. Это свойство служит основанием считать полнопроходной шаровой кран востребованным и главным запорным устройством на линейных мощных магистралях.
    2. Редуцированный, или стандартнопроходной. У такого вида крана диаметр отверстия в затворе (шаре) уступает внутреннему диаметру трубы. Разница подбирается в один типоразмер. Стандартнопроходные изделия применяются в системах, для которых частичная потеря напора при открытом положении крана не критична.

    Стоят такие устройства недорого, что стало причиной их широкого применения. Важным преимуществом такого вида арматуры является низкая вероятность формирования гидроудара.

    Монтаж запорного устройства

    Приступая к установке крана, в первую очередь нужно выбрать место, где она будет размещена. В стеснённых условиях необходимо обратить внимание на длину ручки устройства, чтобы обеспечить свободный поворот рукоятки. Производя монтаж на вертикальном трубопроводе, расположение ручки не играет роли. На горизонтальном участке устанавливается с допустимым отклонением от вертикали не более 45 градусов.

    Затем подбирается кран с определёнными параметрами. Запорное устройство с фланцами устанавливается на трубах с диаметром более 40 мм, поэтому необходимо уточнить их диаметр.

    Следующим шагом будет определение течения носителя в системе. Возможно, это и не понадобится, так как большинство запорной арматуры устанавливается любой стороной независимо от движения носителя. Но на некоторых моделях шаровых кранов обозначена стрелка с указанием требуемого направления движения носителя. Такие устройства устанавливаются именно в соответствии с обозначением. Это обуславливается особенностями конструкции узла. Перед началом проведения монтажа провести полную ревизию устройства для исключения любых повреждений. Установка крана не представляет сложности:

    1. Проверить осевую центровку, совпадение отверстий для болтов во фланцевых дисках.
    2. Разместить фланцевые уплотнители.
    3. По всему периметру равномерно затянуть болты.

    По эксплуатационным характеристикам кран шаровой фланцевый является наиболее совершенным элементом трубопроводной арматуры. Однако на протяжении периода его службы необходимо выполнять технический осмотр независимо от вида устройства и не реже одного раза в год. Если не выполнять это требование, могут возникнуть протечки.

    Необходимость ревизии

    На периодичность профилактического осмотра и качество работы запорного устройства влияет несколько факторов. Одним из главных является сам носитель (жидкость или газ). Также следует помнить, что кран не должен постоянно находиться в одном положении. Периодическая смена его расположения предупредит скапливание осадков на поверхностях внутренних элементов запорного узла, тем самым увеличит срок службы устройства. Периодичность таких мероприятий — два-четыре раза в год.

    При эксплуатации фланцевых моделей со временем ослабевают крепёжные соединения, следовательно, теряется герметичность системы. Поэтому важно периодически производить подтяжку болтов.

    Еще одним фактором, оказывающим влияние на качество работы приспособления, является приобретение в проверенном магазине. При этом необходимо, чтобы продавцы предоставили сертификат, подтверждающий соответствие товара нормам ГОСТа.

  • Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×