Ремонт водопроводных кранов: восстанавливаем работоспособность запорной арматуры

Ремонт водопроводных кранов: восстанавливаем

Знать о том, как починить водопроводный кран, обязан, возможно, любой из нас. Тем более что как правило неисправность возможно устранить достаточно быстро и без лишних затрат, а вот вызова мастера необходимо ожидать несколько час, да и денег он за работу заберёт много.

В нашей статье мы поведаем о наиболее распространенных поломках водопроводных кранов, по окончании чего приведем методы починки для большинства моделей.

Главные неисправности

Перед тем как отремонтировать водопроводный кран-смеситель, стоит выделить время анализу обстановки. Так мы сможем осознать, какие конкретно как раз действия стоит предпринимать, сэкономив тем самым достаточно большое количество времени.

Перечень поломок включает в себя следующие пункты:

ПоломкаОписание
При закрытом вентиле из крана вытекают капли водыПриходит в негодность запорный механизм. Для устранения неполадки нужно или заменить элемент, несущий ответственность за перекрытие трубного просвета, или установить новые герметизирующие прокладки.
Вода капает в месте присоединения излива, шланга либо вентиляНарушена герметичность соединения. Вернуть возможно или заменой прокладки, или установкой сантехнической подмотки на резьбу.
Прокручивается маховикКорпус маховика соскочил со штока или шток перестал работать. В первом случае достаточно установить подробность на место, во втором – нужно будет выполнять замену запорного элемента.
При работе кран издает гудениеПрокладка износилась, и ее края начинают вибрировать под давлением воды. В большинстве случаев для устранения посторонних звуков достаточно выполнить замену прокладки.
Протечка на корпусе либо на изливеНарушена целостность изделия. Временно возможно загерметизировать посредством «холодной сварки», но при первой же возможности стоит заменить кран.
Из аэратора летят брызги, ток воды затруднен.Решетка аэратора засорилась и требует очистки.

В принципе, в данной таблице обрисованы главные неисправности. Другие ситуации, каковые смогут появиться на протяжении эксплуатации крана, являются производными от уже проанализированных, и потому чинить их необходимо по сходному методу.

Кроме этого перед тем как приступить к работе направляться пристально ознакомиться с конструктивными изюминками установленной у вас модели. В большинстве случаев, сборочный чертеж водопроводного крана идет в наборе с самим изделием, потому при установке нового смесителя данный документ стоит сохранить.

Обратите внимание! В случае если отыскать схему не получилось, то стоит ввести в поисковике запрос «сборочный чертеж способ указания водопроводного крана» и выбрать вашу модель. Большая часть производителей выкладывает техдокументацию в сеть, так что шанс отыскать то, что необходимо, высок.

Сейчас мы давайте разберемся, что же делать в каждом конкретном случае. И начнем с самой распространённой ситуации, в частности с устранения обстоятельств протечки запорного элемента.

Буксовые модели

Замена буксы

Краны, у которых в качестве запорной арматуры выступает букса, поддаются ремонту несложнее всего.

Метод действий тут таков:

  • Перед тем как разобрать водопроводный кран в обязательном порядке перекрываем воду на стояке.
  • Снимаем с маховика накладку, под которой находится фиксирующий винт.
  • Выкручиваем винт посредством отвертки, по окончании чего снимаем маховик с направляющих.
  • Демонтируем декоративные конусы, закрывающие место крепления буксы.
  • Применяя разводной ключ, вывинчиваем пришедшую в негодность буксу из гнезда. Очищаем полость от осадка и промокаем ее ветошью, удаляя остатки воды.

  • Устанавливаем на место новую буксу, завинчивая ее по резьбе. Наряду с этим не требуется прилагать излишних упрочнений, дабы не повредить конструкцию.
  • Потом нам необходимо проверить кран на отсутствие протечек. Включаем воду на стояке и осматриваем место установки буксы.
  • Захватив шток плоскогубцами, проворачиваем его пара раз. Поток воды обязан включаться и отключаться быстро и четко.
  • Делаем сборку в обратном порядке, устанавливая декоративные конусы и закрепляя маховик на кране.

Ремонт буксы

В некоторых случаях кран-буксы возможно отремонтировать. Тут все зависит от их конструкции.

Изделия с резиновой прокладкой более ремонтопригодны:

  • Отверткой откручиваем винт, фиксирующий прокладку на торце.
  • Демонтируем уплотняющий элемент и устанавливаем на его место новый, соответствующего размера.
  • Закрепляем прокладку винтом, зажимая его достаточно очень сильно, но без деформации.

С керамическими буксами будет пара сложнее:

  • Снимаем с торца резиновую уплотняющую прокладку, по окончании чего извлекаем торцевую заглушку.
  • Демонтируем керамические пластины, при необходимости отвинчивая фиксирующий их элемент.
  • Очищаем внутреннюю полость буксы, удаляя загрязнения, способные привести к протечкам.

  • Возвращаем пластины на место, выполняя верное положение: при повороте штока они должны всецело перекрывать отверстие, прерывая ток воды.
  • Завершаем сборку, устанавливая на место демонтированные элементы.

Обратите внимание! Довольно часто обстоятельством протечки есть износ самих керамических пластин, так что может пригодиться их полная замена. А отыскать эти подробности достаточно сложно, да и цена ремкомплекта будет не значительно меньше стоимости новой буксы.

Шаровые и картриджные модели

Разборка крана

Устройство смесителя и водопроводного крана, который управляется одним рычагом, отличается от буксовой конструкции.

Соответственно, и демонтаж для того чтобы изделия для ремонта необходимо делать по другой схеме:

  • Сперва приподнимаем красно-светло синий накладку на передней панели.
  • Под накладкой в большинстве случаев расположен винт под крестовую отвёртку либо шестигранник – выкручиваем его.
  • Потом снимаем рукоятку, бережно отсоединяя ее от штока шарового либо картриджного запорного механизма.
  • Следующий этап – обеспечение доступа к самой арматуре. Для этого необходимо отвинтить одну либо две гайки.

Обратите внимание! Частенько производители делают внутреннюю, фиксирующую гайку с пазами под особый инструмент. Возможно или купить подобный гаечный ключ, или попытаться выкрутить подробность своими руками, применяя подручные инструменты.

Сняв гайку, мы приобретаем доступ или к картриджу, или к шаровому клапану. Демонтируются они достаточно легко, да и замена не вызовет затруднений.

Замена запорных и уплотняющих элементов

Дабы вернуть работоспособность однорычажного смесителя, значительно чаще необходимо всецело поменять функциональный элемент.

Инструкция рекомендует функционировать так:

  • Картридж извлекаем из гнезда, вытягивая его вертикально вверх по направляющим. При перекосе подробности возможно подправить ее положение несильным боковым ударом.
  • Полость под картриджем очищаем от мусора и ржавчины, каковые смогут стать обстоятельством нарушения герметичности.
  • Устанавливаем новый картридж, фиксируем его одной гайкой и контролируем, как прекрасно он перекрывает воду. В случае если протечек нет, и регулировка работает исправно, делаем сборку смесителя.

У шаровых кранов имеется свои особенности. Их главное преимущество содержится в том, что сам шар ломается очень редко, потому ремонт в большинстве случаев содержится в замене прокладок. Действуем так:

  • Взявшись за шток, вынимаем шар из гнезда.
  • Посредством пинцета либо маленьких плоскогубцев извлекаем подпружиненные прокладки, каковые прижимают шар к корпусу.

  • Делаем замену прокладок, по окончании чего устанавливаем шар на место.
  • Сверху укладываем новое герметизирующее кольцо и зажимаем клапан накидной гайкой для смесителя.
  • Как и в прошлых случаях, контролировать герметичность конструкции лучше до полной сборки.

Другие ремонтные работы

Устранение небольших неполадок

Не считая фактически починки запорного механизма для восстановления работоспособности крана время от времени нужно проводить и другие мероприятия.

К примеру, при неполадках с аэратором действуем так:

  • Применяя разводной ключ с пластиковыми накладками, бережно захватываем аэратор и выкручиваем его из излива.
  • Вынимаем установленную сеточку и шепетильно промываем ее, удаляя все загрязнения.
  • Параллельно прочищаем излив смесителя гибким ершиком, стараясь максимально снять наслоения с внутренних стенок.
  • Накручиваем аэратор на излив, смотря за тем, дабы резьба не перекосилась.

В случае если же протечка появилась в месте фиксации поворотного излива, действуем так:

  • Бережно скручиваем накидную гайку, применяя разводной ключ. Снимаем «гусак».
  • Извлекаем из гнезда резиновую прокладку.
  • На ее место устанавливаем новую. толщина и Диаметр обоих элементов должны совпадать.
  • Возвращаем излив на место, фиксируя его накидной гайкой.

Восстановление покрытия

Кое-какие неполадки не воздействуют ан работу смесителя, но значительно ухудшают его внешний вид. В большинстве случаев, к ним относятся царапины, сколы покрытия, потертости и т.д. И хоть полноценное восстановление хромирования либо никелирования гальваническим методом много стоит, выбрасывать кран и брать новый совсем не обязательно.

Вернуть привлекательный вид изделию возможно методом покраски:

  • Демонтируем смеситель, всецело разбирая его и удаляя все неметаллические подробности.
  • Железные поверхности шлифуем, удаляя царапины, а после этого хорошенько обезжириваем.

  • На обезжиренный смеситель наносим краску-металлик. Для нанесения может употребляться или аэрозольный баллон (дешево, но не весьма как следует), или аэрограф (достаточно дорого и сложно, но покрытие получается более ровным).
  • В то время, когда краска высохнет, обрабатываем поверхности особой защитной полировкой для металликов. Приобрести ее возможно в любом магазине автомобильной химии.
  • Обратите внимание! В случае если царапины незначительные, то такую полировку возможно использовать и без покраски: она прекрасно восстанавливает заводское хромирование/никелирование.

    • По окончании завершения полировки делаем сборку крана и устанавливаем его на место.

    Заключение

    Ремонт смесителя и водопроводного крана может осуществляться по различным схемам. Тут все зависит от того, как как следует мы проанализируем какое решение и поломку примем на этапе планирования. Изучить сами операции по устранению неполадок возможно, просмотрев видео в данной статье.

    § 63. Ремонт трубопроводной арматуры

    Неисправную арматуру осматривают, определяя возможность ремонта на месте. Если это невозможно, производят частичный или полный демонтаж. При отсутствии новой арматуры на место демонтированной устанавливают раздвижную вставку, что позволяет не прерывать подачу воды потребителям.

    Раздвижная вставка состоит из фланцев с резьбовыми патрубками, муфты и контргаек. Но чаще вместо снятой задвижки ставят «катушку», состоящую из двух фланцев с вваренным между ними отрезком трубы по длине задвижки.

    При ремонте задвижек устраняют утечку воды через сальниковое уплотнение (сальник), трещины или дефекты в корпусе, неплотное перекрытие потока воды (арматура «не держит»), утечку в местах соединения с трубопроводами.

    Утечку через сальниковое уплотнение устраняют подтягиванием крышки сальника. Если не удается устранить течь подтягиванием крышки, следует заменить сальниковую набивку. Для того чтобы исключить утечку воды во время ремонта, трубопровод перекрывают.

    Сальниковую набивку можно заменить, не перекрывая трубопровод. В этом случае во время ремонта на шпиндель задвижки (под крышку корпуса) следует установить кольцо из листовой резины толщиной 12—15 мм. Для замены сальникового уплотнения шпиндель поднимают вверх до упора. При этом резиновое кольцо прижимается к крышке корпуса, герметизируя тем самым зазор между шпинделем и крышкой, и поступление воды в сальниковое уплотнение из трубопровода прекращается. Затем отворачивают болты с гайками, поднимают крышку сальника и удаляют старую набивку.

    Очистив шпиндель и корпус от старой набивки, грязи, ржавчины, закладывают новую сальниковую набивку. Если неизвестен материал, который был использован для уплотнения, то его выбирают в зависимости от температуры воды, проходящей через арматуру. При температуре воды не более 60° С применяют сальниковую хлопчатобумажную набивку: ХБП и ХБТС; при более высокой температуре — асбестовый материал или фторопластовый жгут. Сальниковую набивку промышленность выпускает в виде шнура.

    Зазор межцу корпусом и шпинделем должен быть заполнен сальниковой набивкой настолько, чтобы в процессе эксплуатации крышку сальника можно было два-три раза подтянуть.

    Вместо хлопчатобумажной набивки в сальниковом уплотнении может быть использована разрезная резиновая втулка. В этом случае при уплотнении набивки не следует сильно сжимать втулку крышкой, так как это увеличит трение шпинделя о втулку и ускорит ее изнашивание.

    Неплотное перекрытие потока води в задвижках образуется из-за повреждения уплотнительных поверхностей, изнашивания резьбы шпинделя.

    Повреждения уплотнительных поверхностей определяют следующим образом. Снимают крышку корпуса и вынимают шпиндель с дисками. Внутреннюю поверхность корпуса и кольца очищают от грязи, ржавчины. На уплотнительные поверхности кольца и диска наносят краску, вновь вставляют в корпус шпиндель и диски, после чего несколько раз закрывают и открывают задвижку, приводя в соприкосновение кольца и диски. Далее диски вновь вынимают, осматривают, выявляя царапины, шероховатости, которые выделяются на поверхности темными черточками и пятнами. Дефектные места на уплотнительных поверхностях глубиной 0,01—0,3 мм удаляют шабрением, глубиной менее 0,01 мм — притиркой.

    Шабрение производят вручную или механизированным инструментом в несколько приемов, периодически проверяя поверхности соприкосновения кольца и диска. О том, как делается притирка, см. в § 6.

    Поврежденный шпиндель с сорванной резьбой заменяют или ремонтируют путем наварки металла и его обточки до первоначальных размеров.

    Утечку в местах присоединения арматуры к трубопроводам устраняют так же, как утечку во фланцевых соединениях трубопроводов. При утечке воды через поврежденный чугунный корпус или крышку (трещины, свищи, раковины) их заменяют.

    Пробковые краны. В пробковых кранах могут быть следующие неисправности: утечка воды через сальниковое уплотнение, неплотное перекрытие потока воды, утечка в местах присоединения кранов к трубопроводам.

    Утечку воды через сальниковое уплотнение устраняют подтягиванием крышки сальника. Если утечку не удается устранить таким образом, заменяют сальниковую набивку.

    Для того чтобы вода не попадала в помещение, трубопровод перекрывают запорной арматурой, установленной на нем до и после ремонтируемого крана. В том случае, если трубопровод перекрыть невозможно, используют приспособление, которое захватами зацепляется за трубопровод, затем рукояткой с винтом, который вращается в гайке, приваренной к планке, и приспособление прижимает пробку к корпусу. На время ремонта кранов небольшого диаметра пробку можно прижать к корпусу газовым ключом, поместив одну его губку под корпусом, а другую — на верхней части пробки.

    Для замены сальниковой набивки отвертывают болты и поднимают крышку сальника, после чего удаляют старую сальниковую набивку, очищают корпус и шпиндель пробки от прилипшей набивки. Материал для сальниковой набивки выбирают так же, как и для задвижки.

    Неплотное перекрытие потока воды в пробковых кранах ликвидируют притиркой.

    После окончания притирки пробку тщательно протирают, промывают для удаления остатков абразивной пасты и смазывают густым смазочным материалом. Затем очищают корпус и собирают кран.

    Читайте также:  Кран для кулера: виды и технические особенности

    Утечку в местах присоединения кранов к трубопроводам ликвидируют так же, как утечку в резьбовых соединениях. При необходимости разборки резьбового соединения или съема крана с трубопровода вначале разбирают сгон, который обязательно установлен перед каждым краном, и выворачивают его из корпуса крана. Затем корпус снимают с резьбы на трубопроводе. Если кран расположен близко к стене, то сначала демонтируют на кране все выступающие части (крышку сальника, пробку), а затем разводным ключом отвертывают корпус.

    Вентили. Вентили имеют такие же неисправности, что и пробковые краны. Кроме того, возможны изнашивание резьбы на шпинделе, попадание посторонних частиц в корпус вентиля, повреждение седла вентиля.

    Утечку через сальниковое уплотнение ликвидируют подтягиванием сальниковой гайки либо заменяют сальниковую набивку.

    В том случае, если трубопровод перекрыть невозможно, перед заменой сальниковой набивки шпиндель с клапаном поднимают вверх до упора, вращая маховичок против часовой стрелки. При этом клапан верхней поверхностью прижмется к крышке корпуса и частично перекроет зазор, по которому поступает вода. Для герметичного перекрытия этого зазора, чтобы исключить утечку при замене сальниковой набивки вентиля, над клапаном на шпиндель устанавливают резиновую прокладку толщиной 3—4 мм, т. е. как в задвижке (см. выше).

    При подъеме шпинделя вверх не следует прилагать больших усилий к маховичку, так как это может привести к отрыву клапана от шпинделя.

    Неплотное перекрытие потока в вентилях для воды наблюдается при изнашивании уплотнительной прокладки или резьбы на шпинделе, выпадании прокладки из клапана, попадании посторонних предметов между клапаном и седлом, повреждении седла.

    Изношенную прокладку заменяют новой, выполненной из того же материала, что и прежняя (из резины, кожи, теплостойкой резины, паронита, фибры).

    Для замены прокладки перекрывают подачу воды в трубопровод, на котором установлен вентиль, и разводным ключом вывертывают крышку корпуса. Отвернув гайку, крепящую прокладку, удаляют изношенную прокладку. Новую прокладку вырубают пробойником и устанавливают, надежно закрепляя гайкой. Для того чтобы гайка самопроизвольно не отворачивалась, резьбу, выступающую из гайки, покрывают слоем водостойкой краски.

    Перед сборкой вентиля шпиндель с клапаном ввертывают в крышку корпуса и резьбу на крышке покрывают графитовой смазкой. При этом необходимо проверить прокладку под головкой вентиля и, если она повреждена, заменить ее.

    Неплотное перекрытие потока в вентилях ликвидируют притиркой металлических уплотнительных поверхностей (клапана и седла).

    Износ резьбы на шпинделе не позволяет плотно прижать клапан к седлу: маховичок прокручивается и поток воды не перекрывается. В этом случае перекрывают поступление воды в трубопровод и вывертывают крышку из корпуса. Затем, вращая маховичок по часовой стрелке, вывертывают шпиндель из крышки. Если резьба на шпинделе изношена или повреждена, то шпиндель заменяют. Для этого снимают маховичок, отвертывают (ослабляют) сальниковую гайку и вынимают шпиндель, снимают клапан, вынув стопорное кольцо. Новый шпиндель устанавливают в обратном порядке.

    При отсутствии нового шпинделя работоспособность вентиля для воды можно восстановить, установив утолщенную прокладку. В связи с тем что утолщенная прокладка сужает проходное сечение вентиля, такой ремонт можно проводить только на нижних этажах здания, где давление в водопроводной сети высокое.

    Посторонние частицы (окалина, стружка, песок) между клапаном и седлом сначала пытаются удалить промывкой. Для этого открывают водоразборную арматуру, установленную после вентиля, и несколько раз открывают и закрывают вентиль, вращая маховичок. Если при этом герметичность не восстанавливается, т. е. вода при закрытом вентиле выливается через открытую водоразборную арматуру, то снимают крышку корпуса и удаляют посторонние частицы из корпуса и клапана.

    При повреждении седла раковины можно срезать, используя фрезу. Для этого направляющую втулку с фрезой ввертывают в корпус вентиля вместо крышки. Фрезерование поверхности седла осуществляется режущими кромками при повороте фрезы вокруг оси. Если не удается удалить раковину фрезерованием, то заменяют корпус или, рассверлив отверстие, вставляют новое седло, выточенное из бронзы или латуни на токарном станке.

    Обратные клапаны. Ремонт обратных клапанов (подъемных и поворотных) производят при неплотном перекрытии обратного потока воды и разрушении корпуса и деталей.

    Неплотное перекрытие обратного потока наблюдается при разрушении уплотнительных поверхностей клапана и седла и попадании посторонних предметов между ними, повреждении и изнашивании осей и шарниров поворотных клапанов.

    Разрушение уплотнительных поверхностей клапанов и седел и попадание посторонних предметов в них устраняют так же, как в вентилях.

    Поврежденные оси поворотных клапанов заменяют, предварительно разобрав клапан. При изнашивании шарнира (серьги) поворотного клапана производят восстановительный ремонт путем заварки изношенного отверстия и последующего его рассверливания до требуемого диаметра либо рассверливают отверстие большего диаметра, чем прежнее, после чего запрессовывают в него стальную или латунную втулку с внутренним диаметром, соответствующим наружному диаметру оси поворотного клапана.

    Разрушение стальных корпусов и деталей ликвидируют сваркой, чугунных — заменой.

    Регулирующая арматура. При утечке воды через сальниковое уплотнение при неплотном перекрытии потока регулирующую арматуру (регулятор давления, расход температуры) ремонтируют так же, как запорную.

    Краны двойной регулировки, установленные в помещениях, где наблюдается перегрев, разбирают и проверяют наличие регулирующего стакана. Если стакана нет, кран заменяют.

    После ремонта трубопроводную арматуру испытывают на прочность и плотность корпуса давлением 1,6 МПа.

    Особенности ремонта запорной арматуры

    Запорная арматура является важнейшим элементом любого трубопровода. Не имеет значения, бытовой ли это водопровод или промышленная магистраль для перекачки технических жидкостей, неисправность подобного устройства может привести к возникновению аварийных ситуаций с печальными последствиями. Именно поэтому необходимо выполнять профилактическое обслуживание и ремонт запорной арматуры, не дожидаясь появления аварийных протечек.

    Виды запорной арматуры

    Если быть точным, то запорная арматура предназначена непосредственно для прерывания потока рабочей среды в трубопроводах. Но в бытовом обиходе в эту группу включают не только перекрывающие устройства, но и механизмы регулировки и стабилизации потока жидкости или газа.

    Обычно под запорной арматурой подразумевают:

    • Шаровые краны
    • Водопроводные краны другой конструкции
    • Вентиля
    • Смесители

    Данные устройства в основном устанавливаются на бытовых сантехнических приборах. А на магистралях водоснабжения или отопления, имеющий больший диаметр, применяют задвижки различных конструкций. Именно про ремонт и обслуживание запорной арматуры такого типа и поговорим.

    Устройство клиновых задвижек

    Данная запорная арматура наиболее распространена на сегодняшний день. Она может быть смонтирована на трубопроводах с внутренним диаметром от 15 до 2000 мм.

    • Чугунные задвижки отличаются невысокой стоимостью, обеспечивают надежное перекрытие потока. Еще одно немаловажное преимущество запорной арматуры данного типа — отличная ремонтопригодность. Чугунные задвижки могут применяться на магистралях, работающих под давлением до 160 атмосфер. К недостаткам стоит отнести хрупкость чугуна, из которого сделан корпус устройства, кроме того, не рекомендуется эксплуатация таких задвижек в условиях отрицательных температур.
    • Стальные задвижки, в число которых входит и нержавеющая запорная арматура, применяются чаще других модификаций. Изделия из нержавеющей стали имеют большую устойчивость к коррозии, могут работать при огромном давлении (до 1000 Мпа). В последнее время на рынке стали появляться модификации с полимерным покрытием, которые обладают улучшенными эксплуатационными характеристиками.

    Принцип действия задвижек основан на повороте шпинделя, который передает усилие и смещает клин, прижимающий запорные элементы к внутренним стенкам корпуса устройства. Благодаря этому происходит прерывание потока рабочей среды. Все основные поломки запорной арматуры связаны с выходом из строя уплотнений, шпинделя или нарушением герметичности корпуса (особенно у чугунных задвижек).

    Ремонт запорной арматуры — возможные неисправности

    Долговечность и работоспособность запорной арматуры во многом зависит от правильной организации комплекса профилактического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.

    В комплекс работ можно включить следующие мероприятия:

    • Плановый осмотр и проверка работоспособности устройства. Корпус устройства постоянно должен очищаться от пыли грязи, все подвижные элементы должны быть тщательно смазаны. Не стоит пренебрегать и таким этапом профилактики, как промывка задвижки. Дело в том, что многие технические жидкости включают в себя песок и другие механические примеси. Осаждаясь на поверхности уплотнительных и перекрывающих элементов, они не позволяют полностью прервать поток рабочей среды. Кроме того, движение таких примесей может привести к повреждению рабочих элементов задвижки (появлению задиров, вмятин).
    • Текущий ремонт запорной арматуры может осуществляться непосредственно на месте установки устройства, без демонтажа с трубопровода. Для этого необходимо отключить участок трубопровода, на котором установлена задвижка.

    Чаще всего ремонт заключается в зачистке уплотнений. Для этого необходимо извлечь запорный механизм из корпуса арматуры.

    При очистке уплотнения при помощи ножа, необходимо следить за тем, чтобы его лезвие находилось в контакте со всей поверхностью уплотнителя, в противном случае это может привести к образованию новых царапин.

    При наличии на поверхности диска небольших царапин, можно выполнить притир элементов по месту. Грубую притирку можно выполнять с помощью закрепленной на основе наждачной бумаги, окончательная доводка выполняется при помощи специальных паст, из которых выделяют пасту ГОИ, позволяющую качественно отшлифовать поверхность диска.

    Если повреждения на уплотнительных элементах значительны (царапины более 0,5 мм глубиной), то должна быть выполнена замена запорного механизма, ручной притиркой такие дефекты обычно устранить не получается. Для того чтобы не останавливать работу магистрали надолго, необходимо иметь запас запасных частей, можно использовать комплектующие от старых задвижек, вышедших из строя по другим причинам.

    В самых тяжелых случаях приходится прибегать к демонтажу запорной арматуры, для выполнения ремонта в заводских условиях.

    Для выполнения работ по притирки рабочих поверхностей применяются специальные внутришлифовальные и плоскошлифовальные станки.

    В оборудование для ремонта запорной арматуры входят также и такие устройства как притиры. Их форма должна подбираться к каждой задвижке индивидуально, для получения максимального качества обработки, конфигурации поверхностей должны быть практически идентичными. Материал, из которого изготавливают притиры, должен быть более мягок, чем поверхности устройств. Это облегчит поиск неровностей на поверхности рабочих частей устройства.

    Работа выполняется с применением специальной притирочной пасты, включающей в себя абразивные материалы. Окончательная обработка должна осуществляться с использованием составов на алмазной основе. После завершения работ по притирке, все остатки материалов должны быть смыты с поверхностей задвижки машинным маслом.

    Неисправности шпинделя

    Данный узел запорной арматуры также может выйти из строя. Чаще всего возникают следующие виды неисправностей:

    • Нарушена герметичность сальниковой набивки и через шпиндель протекает рабочая жидкость. Для устранения данной неисправности необходимо разобрать устройство, удалить сальниковую набивку. После этого необходимо тщательно очистить сам шпиндель, проверить его состояние, не допускается наличие на нем следов коррозии, нарушения геометрии. При существенных повреждениях шпинделя ремонт запорной и регулирующей арматуры заключается в замене неисправного элемента. Затем необходимо собрать задвижку в обратной последовательности с нанесением новой сальниковой набивки.
    • Еще одна, достаточно распространенная неисправность — при повороте маховика шпиндель задвижки не вращается. Для устранения неполадки необходимо открутить фиксирующую гайку, снять маховик устройства. После этого необходимо запилить на шпинделе новые прямоугольные грани, на которые можно будет одеть маховик (после ремонта он будет сидеть несколько ниже по шпинделю).
    • Также часто встречается и ситуация, когда и маховик и шпиндель вращаются, а задвижка не открывается. В этом случае виной является нарушение сцепления диска и нижней части шпинделя, или нарушение (закругление) его граней. Для ремонта задвижка разбирается, шпиндель соединяется с дисками. При закруглении граней вернуть им форму можно методом ковки, если такой возможности нет, придется прибегнуть к замене шпинделя полностью.

    В общем, запорная арматура отличается достаточно надежной и обладает хорошей ремонтопригодностью. Главное не забывать уделять должное внимание профилактическому обслуживанию.

    Ремонт вентиля.

    Здравствуйте уважаемые подписчики и гости блога. В этой статье разберём каким образом отремонтировать водопроводный вентиль.

    Ранее написал статью «Как самому перекрыть воду», в которой вкратце остановился на вопросе самостоятельного ремонта вентиля, в случае невозможности отключения подачи воды.
    Спустя некоторое время обратил внимание, что часто из поисковиков люди попадали на эту статью по запросам: «как починить кран», «закрыл кран, а вода течёт», «вентиль не держит, что делать» и тому подобные, но суть сводилась к одному — обыватель не знает каким образом устроен вентиль, кран, не знает можно ли восстановить работоспособность этого важного элемента водопровода, и попав на мой блог не находил ответа на свой вопрос.

    Я решил устранить этот пробел и сделать отдельный пост по ремонту вентиля, у сантехников это называется — отревизировать.

    Итак, Вы столкнулись с проблемой отключения воды, постараюсь помочь в её решении.

    Не зависимо из какого материала он изготовлен, пусть то бронзовый, либо чугунный, либо полипропиленовый — устройство идентично.
    При выходе же из строя шарового крана, проще заменить его на новый, нежели заморачиваться с ревизией.
    Но давайте обо всём по порядку. Здесь представлена схема в разрезе (клик мышью увеличит размер).

    1 — корпус;
    2,13 — гайка;
    3,12 — шайба;
    4 — резиновая прокладка;
    5 — клапан;
    6 — сантехнический лён, либо прокладка;
    7 — шток;
    8 — втулка штока;
    9,16 — сальниковая набивка;
    10,15 — уплотнительная втулка;
    11 — маховик;
    14 — прижимная гайка.

    Возможные неисправности вентиля:

    -износ резиновой прокладки, либо её полное отсутствие;
    -слетел клапан со штока;
    -присутствует кусок окалины, чем не даёт равномерный прижим прокладки к «зеркалу»;
    -погнут шток;
    -«зеркало» корпуса имеет царапины, поры.
    С первыми тремя возможными причинами можно справиться самому.
    Как заменить прокладку я подробно рассказал в видео, размещено в самом конце статьи.
    В случае же если клапан слетел со штока, тут придётся немного повозиться, а как это устранить станет интуитивно понятным при выявлении. Мне доводилось исправить путём поджатия верха «седла» клапана пассатижами.
    При наличии окалины — удалить.
    В случае если шток погнут, необходимо его заменить, либо кран буксу полностью.
    Обязательно убедитесь в отсутствии царапин, сколов, пор на «зеркале» корпуса, при их наличии деваться некуда — надо менять вентиль.
    Случается и ещё одна неисправность: в клапан вкручена шпилька, на которую одевается прокладка и поджимается гайкой, от долговременной эксплуатации бывает отламывается, остаток её необходимо высверлить, прогнать мечиком резьбу, и вкрутить новую — в общем и с этой проблемой можно справиться самостоятельно, естественно, что потребуется для этого какое то время. Если же время ограничено, то придётся поменять кран буксу — это занимает считанные минуты.

    Что касается шарового крана, тут можно ограничиться рассмотрением всего трёх возможных неисправностей:

    -нет возможности повернуть рукоятку;
    -течь из под прижимной гайки;
    -трещина в корпусе.
    Первая причина возникает в основном по вине хозяев, дело в том, что кран работает лишь в двух положениях — открыт, либо закрыт, не допустимо его эксплуатация в так называемом «четверть оборота», что некоторые, по не знанию или нарочито используют для регулирования напора.

    Открытая поверхность шара покрывается различными отложениями, ведь ни для кого не секрет, что химическое состояние нашей воды оставляет желать лучшего. Вот из за этих отложений и нет потом возможности стронуть шар с места, как результат — не рабочий кран. В этом случае выход один — замена на новый.

    Можно конечно попробовать брызнуть на шток антикоррозионной жидкостью ВД-40, либо капнуть керосин, но далеко не факт, что результат будет положительным.
    Дабы не случилось такой оказии могу порекомендовать соблюдение условий эксплуатации, и не плохо бы изредка, хотя бы один раз в 2-3 месяца поворачивать рукоятку крана — закрыл/открыл.
    Вторая возможная проблема устраняется просто — необходимо снять рукоятку и подтянуть прижимную гайку. Сделать это следует не прилагая особых усилий, и прекратить подтягивание сразу по прекращении течи воды.
    Ну а третья подразумевает замену.

    Внимание:

    Прежде, чем приступить к ремонтным работам, убедитесь в отключении подачи водоснабжения на ремонтируемый элемент.
    Полезные статьи по теме:
    Как самому перекрыть воду?
    Какие краны надёжны для водопровода.

    Если у вас остались вопросы, или есть чем дополнить, милости прошу в графу комментарии.
    Гостям блога рекомендую подписаться на получение новых статей, для этого заполните форму, которая откроется при прокрутке страницы в самый низ, уверяю будет ещё полезная информация.
    Успехов в монтаже. С уважением Андрей.

    Кликни по иконке соц сети, только если считаешь, что данная информация будет полезна твоим друзьям.

    7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО) ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ

    Виды работ по обслуживанию арматуры:

    плановый осмотр (ТО-1);

    сезонное обслуживание (ТО-2);

    текущий ремонт (ТР);

    техническое диагностирование (ТД);

    средний ремонт (СР);

    капитальный ремонт (КР);

    обслуживание при хранении (ТО при хранении);

    обслуживание при консервации объекта (ТО при консервации).

    Текущим обслуживанием (ТО) – называется комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. [ГОСТ 18322, п. 1].

    Текущее обслуживание включает в себя следующие виды:

    Периодический осмотр ТО-1 – комплекс работ, проводимых 1 раз в месяц. Результаты проведения периодического осмотра заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» (см. Приложение 1).

    – Сезонное обслуживание ТО-2 –комплекс работ, проводимых 1 раз в 6 месяцев, включая объем работ ТО-1.Сезонное обслуживание ТО-2 проводится при подготовке арматуры к осеннее-зимнему и летнему периодам эксплуатации. Работы по ТО-2 проводятся так же перед проведением ремонтных работ, связанных с отключением участка магистрального газопровода. Результаты проведения сезонного обслуживания заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» (см. Приложение 1).

    Текущий ремонт (ТР ) – Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных частей. [ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1]

    Текущий ремонт проводится по результатам ТО-1,ТО-2 .

    При проведении текущего ремонта проводится:

    зачистка, грунтовка и окраска лакокрасочных поверхностей корпуса, колонны-удлинителя и привода, которые подверглись коррозии;

    подтяжка всех резьбовых соединений корпуса, колонны-удлинителя, привода и навесного оборудования;

    чистка фильтров-осушителей и замена адсорбента с последующей его регенерацией;

    ревизия гидросистемы привода путем удаления воздуха из гидроцилиндров, влаги и шлама из трубок и баллонов;

    замена демпферной жидкости гидросистемы привода;

    ревизия системы уплотнения седел затвора и шпинделя: трубок, фитингов и мультипликаторов смазки;

    набивка очистительной и герметизирующей смазки в седла затвора, шпиндель;

    ревизия ручного насоса-дублера и переключателей режима работ;

    ревизия винторычажных деталей редуктора, поворотно-шатунного, реечного или кулисного механизма привода;

    ревизия системы подачи импульсного газа с настройкой сбросных и перепускных клапанов;

    ревизия оборудования КИПиА, измерение сопротивления изоляции и заземления.

    Результаты проведения текущего ремонта заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» (см. Приложение 1).

    Техническое диагностирование(ТД ): Определение технического состояния объекта.

    Техническое диагностирование проводится периодически, каждые 10 лет эксплуатации, а также в случаях если:

    в результате проведения технического обслуживания выявлено неудовлетворительное состояние отдельных узлов и деталей (не герметичность, заклинивание или длительное время перестановки затвора, стуки, прогрессирующий коррозионный износ, трещинообразование и т.д.), которое может привести к критическим отказам, или имели место неоднократно повторяющиеся отказы;

    эксплуатация осуществлялась при воздействии факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление и внешние силовые нагрузки), или подвергалась аварийным воздействиям (пожар, замерзание воды в корпусе, сейсмическое воздействие и др.);

    выработан срок службы (ресурс), установленный конструкторской и нормативно-технической документацией или срок эксплуатации превышает 30 лет (в случае если в технической документации отсутствуют сведения о назначенных показателях);

    проводится реконструкция, модернизация или капитальный ремонт магистрального трубопровода.

    Техническое диагностирование проводится по методикам, утвержденным в установленном порядке. Оценку ресурса арматуры выполняют, как правило, в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности, проводимой в соответствии с РД 03-484-02 [3], ПБ 03-246-98 [4] и СТО Газпром 2-3.5-045.

    К основным видам работ при проведении технического диагностирования арматуры относятся:

    анализ, обработка и экспертиза комплекта нормативно-технической документации (паспорта, РЭ, планы-графики, журналы учета ТОиР, акты и др.);

    визуальный и инструментально-измерительный контроль основных узлов и деталей;

    контроль работоспособности (функционирования) привода;

    контроль герметичности затвора;

    контроль состояния металла и сварных соединений корпуса неразрушающими методами (при продлении ресурса);

    оценка технического состояния (с выдачей заключения о возможности продления срока безопасной эксплуатации или установлении нового назначенного срока (ресурса) эксплуатации, замены, ремонта, демонтажа отдельных узлов и т.д.).

    Результаты проведения технического диагностирования заносятся в паспорт на арматуру раздел «Учет ППР запорной арматуры» .

    Средний ремонт (СР ): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно – технической документации.[ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1].

    Средний ремонт арматуры проводится по результатам технического диагностирования.

    Данный вид ремонта производится без демонтажа с трубопровода.

    При проведении среднего ремонта арматуры могут быть проведены следующие виды работ:

    модернизация пневмогидравлической системы управления приводом;

    ремонт гидроцилиндров, замена уплотнений поршней;

    замена уплотнения шпинделя, сальника с набивкой герметизирующей смазки;

    ремонт или замена ручного насоса-дублера, вентилей отборов газа, трубок импульсного газа, переключателей режима работ и дросселей-регуляторов расхода демпферной жидкости;

    ремонт или замена трубок, фитингов и мультипликаторов смазки системы уплотнения затвора;

    ремонт или замена винторычажных деталей редуктора, поворотно-шатунного, реечного или кулисного механизма привода;

    замена уплотнения фланцевого соединения корпуса или колонны-удлинителя;

    ремонт или замена подшипника бугельного узла;

    ремонт демпфирующего устройства (амортизатора);

    ремонт или замена оборудования КИПиА;

    Капитальный ремонт (КР ): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей включая базовые. [ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1]

    Капитальный ремонт арматуры проводится по результатам технического диагностирования.

    Данный вид ремонта производится с демонтажем ТПА в условиях специализированной организации.

    При капитальном ремонте производят полную разборку и дефектацию всех деталей и узлов, их восстановление или замену пришедших в негодность в результате коррозии, чрезмерного механического износа. Капитальный ремонт арматуры должен обеспечить безопасность ее дальнейшей эксплуатации.

    Объем капитального ремонта определяется на основании дефектной ведомости и включает следующие операции:

    восстановление герметичности затвора;

    ремонт корпусных деталей;

    замену дефектных изношенных деталей.

    После капитального ремонта арматура, в условиях специализированной организации, подвергается приемосдаточным испытаниям.

    При капитальном ремонте соблюдаются требования, предъявляемые к изготовлению арматуры, в части применяемых материалов и конструктивных особенностей. Специализированная организация обязана выполнить весь комплекс мер, обеспечивающих определенный организацией-изготовителем уровень безопасности изделия, оговоренный в нормативно-технической документации. При ремонте обеспечивается возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.

    Отклонения от проекта при капитальном ремонте арматуры согласуются с организацией-изготовителем. Уровень безопасности такой арматуры не должен быть снижен.

    В случае повреждения в процессе ремонта маркировки специализированная организация обязана восстановить ее на корпусе.

    Ремонт арматуры осуществляется обученным персоналом необходимой квалификации, изучившим руководство по эксплуатации (ремонтную документацию) с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности.

    По результатам проведенного капитального ремонта в паспорт арматуры вносятся следующие сведения:

    наименование специализированной ремонтной организации (подразделения);

    объем (состав) ремонта;

    материал введенных в состав арматуры элементов;

    материал наплавок при пайке;

    марка электродов при сварке;

    значения показателей надежности – при их изменении;

    проведенные испытания и их результаты;

    значения назначенных показателей, в случае их продления.

    Обслуживание при хранении .

    Объемы, условия хранения, порядок использования и обновления ТПА аварийного запаса определяют в соответствии с нормативной документацией. Срок хранения арматуры не должен превышать 5 лет.

    При обслуживании арматуры аварийного запаса, находящейся на хранении, проверяют:

    наличие эксплуатационной и сопроводительной документации;

    комплектность по паспорту;

    целостность и плотность крепления заглушек, обеспечивающих защиту стыковых кромок под сварку;

    отсутствие на корпусе и торцах вмятин, задиров, механических повреждений, коррозии;

    отсутствие расслоений любого размера на торцах патрубков;

    состояние лакокрасочного покрытия корпуса, основных узлов и деталей;

    наличие и уровень демпферной жидкости в гидросистеме привода;

    наличие консервационной смазки на внутренних поверхностях затвора, патрубков и на всех неокрашенных поверхностях шпинделя и привода;

    состояние сварных швов.

    Результаты проведения обслуживания заносятся в паспорт на арматуру.

    Обслуживание при консервации объекта .

    При обслуживании арматуры объекта, находящегося в консервации, проверяют:

    комплектность и целостность основных узлов и деталей;

    герметичность резьбовых, сварных и фланцевых соединений основных узлов и деталей;

    состояние лакокрасочного покрытия корпуса, основных узлов и деталей;

    наличие и уровень демпферной жидкости в гидросистеме привода;

    целостность и правильность положений рукояток распределителей ручных насосов, вентилей отборов газа, переключателей режима работ и дросселей-регуляторов расхода демпферной жидкости.

    Результаты проведения обслуживания заносятся в паспорт на арматуру.

    Вырезанные краны подлежат консервации. Не допускается разукомплектация приводов и навесного оборудования. Сливать гидрожидкость из гидросистемы привода категорически запрещается.
    Отгрузка кранов в ремонт производится только после получения дополнительного указания.
    Новые (капитально отремонтированные) краны, предназначенные на замену проходят проверку и обслуживание в следующем объеме:

    проверка наличия заводского паспорта на кран;

    проверка комплектности навесного оборудования (трубок подачи смазки, дренажа, отбора газа, фитингов вентилей, обратных клапанов, шпонок, штифтов, крепежа, ручного насоса, масляных трубок, ЭПУУ, конечных выключателей и др.);

    проведение ревизии гидросистемы, при необходимости очистка от шлама и грязи;

    заправка гидросистемы привода гидрожидкостью;

    проведение полного монтажа навесного оборудования;

    опробование работоспособности крана ручным дублером на «закрытие» и «открытие» с одновременной проверкой правильности установки крайних положений шарового затвора;

    приварка к крану трубных заготовок со сферическими заглушками;

    проведение гидравлических испытаний крана на герметичность затвора и уплотнений шпинделя, гидравлическое испытание на прочность сварных швов, с составлением соответствующих актов.

    набивка смазкой (циатим, смазка газовых кранов, уплотнительная паста или аналогичная) в оба уплотнения затвора и уплотнение шпинделя.

    Требования к запорной арматуре при ревизии.

    Заводская табличка не закрашена.

    Манометры на кранах производства ЧССР не закрашены.

    Весь крепеж установлен и обтянут.

    Шпонка соединения «корпус крана – привод» имеется, люфт отсутствует.

    Указатель положения крана закреплен.

    Табличка конечных положений крана («открыто», «закрыто») – обозначены.

    Масло в гидробаллоны залито, сделана запись в формуляре крана.

    Следы подтеков масла отсутствуют.

    Ручной насос отревизирован, работоспособен.

    Шток насоса смазан консистентной смазкой.

    Шток насоса зафиксирован в проектном положении.

    Ручка насоса имеется.

    Обозначены положения переключателя для ручной перестановки («открыто», «закрыто»).

    На отечественных кранах фиксатор положения золотника вращается свободно.

    На отечественных кранах мультипликатор заполнен крановой смазкой.

    Штуцеры гидробаллонов и цилиндров загерметизированы.

    Лючки для определения положения кулисы загерметизированы.

    Трубки набивочников, дренажа и собственных отборов газа закреплены к колонне.

    На трубках набивочников, дренажа и собственных отборов газа, на колонне выполнена изоляция перехода «земля- воздух».

    Резьбовые соединения набивочников и дренажного крана должны быть защищены консистентной смазкой от попадания грязи и атмосферных осадков.

    Имеется схема кранового узла. Схема кранового узла привязана к местности.

    Имеется ограждение кранового узла. Установлены знаки безопасности в соответствие с требованиями ПТЭМГ.

    Отсутствует ржавчина на корпусе, грязь, посторонние предметы на приводе.

    Стояки отбора газа Ду50 закрыты сверху от попадания влаги.

    На «свечах» Ду300 «хлопушки» находятся в закрытом положении.

    Выделены красным цветом указатели положения кранов.

    На кранах с ручным приводом гидробаллоны или расширительные бачки сообщены с атмосферой (при этом исключено попадание атмосферных осадков в гидробаллоны: наличие Г-образных гусаков).

    Наличие на кране таблички о типе заправленной гидрожидкости.

    Наличие надписей «О» и «З» на гидробаллонах

    Наличие надписей «О» и «З» гидроцилиндрах, обозначающие места подключения насосов аварийной перестановки кранов.

    Переключатель насоса крана находится в требуемом положении: управляемых дистанционно в положении «Дист», а остальных – согласно требованиям НД.

    Технология демонтажа и ремонта задвижекПричины неисправности задвижек

    Введение

    Острота проблемы технического обслуживания
    и ремонта промышленной трубопроводной
    арматуры (ПТА) возникла с началом
    реформирования народного хозяйства
    страны и формирования рыночных отношений.
    В результате преобразований произошло
    резкое увеличение стоимости ПТА, которая
    стремительно приблизилась к мировому
    уровню. Ограниченный объем финансовых
    ресурсов потребителей ПТА заставил их
    искать выход из сложного положения,
    когда замена изношенной арматуры на
    новую стала тяжелым экономическим
    бременем. В этих условиях потребители
    арматуры и вспомнили о возможности
    осуществления ремонта и начали его
    проводить стихийно на низком техническом
    уровне, но ставя задачу создания системы
    технического обслуживания и ремонта
    ПТА. Эта ситуация и родила спрос
    на-технические средства проведения
    ремонта, технологические процессы,
    методики оценки эффективности проведения
    ремонтов, положения по организации
    ремонтного производства, нормативы по
    обеспечению качества и .д.

    Необходимым условием нормального
    функционирования системы технического
    обслуживания и ремонта является
    взаимодействие исполнителей, вооруженных
    конструкторской и технологической
    ремонтной документацией, техническими
    средствами — в виде технологического
    оборудования, технологической оснастки,
    средствами диагностики, испытаний и
    контроля процессом ремонта. В рыночных
    условиях экономическая эффективность
    является превалирующим фактором,
    определяющим заинтересованность в
    запуске и повседневном поддержании
    нормального функционирования системы
    технического обслуживания и ремонта.

    О целесообразности проведения ремонта
    ПТА свидетельствуют структура
    технологических процессов, результаты
    технико-экономических расчетов и
    практические данные эффективности
    эксплуатации специализированных
    подразделений и организаций, осуществляющих
    техническое обслуживание и ремонт ПТА.
    Затраты на проведение мелкого, среднего
    и капитального ремонтов находятся в
    диапазоне от 7% до 50% стоимости новой
    арматуры, что позволяет вполне определенно
    утверждать, что в современных экономических
    условиях и при современном уровне
    качества трубопроводной арматуры
    правильно организованный и в достаточной
    мере технически оснащенный процесс
    ремонта экономически выгоден потребителю
    арматуры.

    Свойства задвижек, возможность их
    использования в различных производствах
    зависят от многочисленных факторов. К
    важнейшим факторам можно отнести
    конструктивное оформление базовых
    деталей, таких как корпус, клин, крышка,
    применяемый для этих деталей материал,
    способы получения заготовок, массогабаритные
    характеристики.

    Эксплуатация задвижек предполагает не
    только сам процесс непосредственного
    функционирования изделия, это еще и
    надзор за состоянием трубопроводных
    систем, технологического оборудования
    и трубопроводной арматуры. для поддержания
    в работоспособном состоянии оборудования,
    трубопроводной арматуры и постоянного
    обеспечения безопасности осуществляется
    постоянный надзор, техническое
    обслуживание и ремонт.

    Клиновые задвижки с позиции обеспечения
    герметичности в затворе и ресурса
    герметичности являются наиболее сложным
    объектом из всех типов запорной арматуры.
    Они относятся к четырехповерхностным
    системам. Для обеспечения герметичности
    в них необходимо точно изготовить четыре
    поверхности. При этом поверхности должны
    точно располагаться относительно друг
    друга. Наибольшей технологической
    проблемой является обеспечение точности
    угловых параметров затвора. Для достижения
    точности в технологическом процессе
    ремонта должны использоваться или
    специализированная технологическая
    оснастка на универсальное оборудование,
    или специализированное ремонтное
    оборудование. Технологические приемы
    должны обеспечивать качество всей
    совокупности метрических параметров.

    Описание технологического процесса

    Частичная разборка задвижки с целью ремонта, замены шпинделя или клина производится без демонтажа задвижки с трубопровода при отсутствии давления рабочей среды. Разборку производить в следующем порядке :

    — установите клин в верхнее положение ОТКРЫТО и снимите кожух и указатель ( для электропривода ОАО Тулаэлектропривод);

    — установите клин в среднее положение, опустив его на 3/ 4 полного хода, если задвижка находится в положении ОТКРЫТО или подняв его на ј полного хода, если задвижка находится в положении ЗАКРЫТО ;

    — выверните на 2-3 оборота пробку и убедится в отсутствии давления среды в трубопроводе;

    — снимите крепеж крышки;

    — поднимите узел до выхода из корпуса. Отведите узел в сторону и установите клин в вертикальном положении на подкладках;

    — выведите головку шпинделя из сопряжения с верхним пазом клина, после чего узел установите в горизонтальном положении на подкладках. При необходимости снятый узел можно полностью разобрать .

    После осмотра и ремонта деталей и узлов соберите задвижку в следующем порядке:

    — смажьте и уложите кольцо уплотнительное в проточку на торце корпуса;

    — застропите крышку в сборе со шпинделем и стойкой в вертикальном положении, осторожно введите головку шпинделя в соответствующий паз клина и опустите собранный узел в полость корпуса. Узел опускайте медленно, направляя клин по направляющим между патрубками корпуса

    Клин необходимо установить в прежней ориентации относительно патрубков корпуса;

    — установите крепеж крышки и равномерно его затяните крутящим моментом по диаметрально-перекрестной схеме:

    Мкр.=(70±7) кгс. м -для DN 500;

    Мкр =(120±12) кгс. м — для DN 600;

    Мкр =(140±14) кгс. м — для DN 700,800;

    Мкр. =(190±19) кгс. м — для DN 1000,1200;

    Дальше монтаж электропривода задвижки и проверка работоспособности задвижки.

    Полная разборка задвижки для ремонта узла уплотнения производится только после демонтажа задвижки с трубопровода.

    После сборки задвижку необходимо опрессовать давлением Рn =12,0 МПа при открытом затворе в соответствии с правилами, действующими на эксплуатируемом объекте Количество опрессовок пробным давлением — не более 10 за полный назначенный срок службы корпусных деталей.

    Ремонт запорной арматуры на трубопроводах

    Ремонт арматуры и трубопроводов

    Основными дефектами трубопроводов являются нарушение плотности во фланцевых, муфтовых и фитинговых соединениях. Устраняют протечку подтяжкой фланцев, фитингов. При продолжении течи соединение разбирают, проверяют уплотнительные поверхности, прокладки, уплотнения при необходимости заменяют, трещины в трубах. Устраняют неисправности наложением хомутов, накладок, завариванием электро- или газосваркой. Трещины в медных трубах заделывают пайкой.

    При ремонте трубопроводов соединения тщательно очищают от грязи, смазки, остатков полупродуктов и промывают. Неровности уплотнительных поверхностей зачищают напильниками, надфилями, шаберами, притирают с помощью абразивных паст и порошков. Резьбовые соединения трубопроводов уплотняют льняной нитью, паклей, суриком, белилами и специальными пастами.

    Ремонт трубопроводов (категории указаны в табл. 20) проводится с учетом требований Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Госгортехнадзором 10.03.70.

    Под требование Правил не подпадают трубопроводы с параметрами 1 категории с наружным диаметром менее 51 мм и 2, 3 и 4 категорий с наружным диаметром менее 76 мм; сливные, продувочные и выхлопные, из неметаллических материалов; плавучих сооружений, АЭС и специальных установок.

    Для ремонта трубопроводов, подпадающих под действие Правил, используются только материалы, разрешенные ими. Материалы, не имеющие паспортов или сертификатов, могут применяться только после испытания и контроля.

    Изготовление, монтаж и ремонт трубопроводов и их элементов должны производиться предприятиями или организациями, располагающими необходимыми техническими средствами и подготовленным персоналом.

    Изготовление и ремонт трубопроводов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора СССР, могут осуществляться только организациями, имеющими разрешение местных органов Госгортехнадзора регистрируются в местных органах технадзора трубопроводы 1 категории с условным проходом более 70 мм, а также 2 и 3 категорий с условным проходом более 100 мм. Другие трубопроводы регистрируются на предприятии – владельце трубопровода.

    Разрешение на эксплуатацию на вновь смонтированный или отремонтированный трубопровод выдается участковым инспектором Госгортехнадзора СССР (для трубопровода, зарегистрированного в органах котлонадзора) и для трубопроводов, не зарегистрированных в котлонадзоре, – лицом на предприятии, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов.

    При ремонте разрешено применение всех промышленных методов сварки, обеспечивающих необходимую эксплуатационную надежность сварных соединений трубопровода. К сварочным работам допускаются сварщики, имеющие удостоверение. Сварочные работы проводят при температуре окружающего воздуха не ниже 0°С. При монтаже трубопровода допускается применение сварки при температуре минус 20°С (при толщине свариваемых элементов до 16 мм). В непогоду сварщик и место сварки должны быть надежно защищены.

    Неисправность арматуры. Наиболее часто встречающимися дефектами являются износ и повреждения сальниковых уплотнений; задиры поверхностей уплотнения; износ седла и тарелки клапана вентиля; износ резьбы шпинделя. Меры по их устранению указаны в табл. 21.

    ЗАДВИЖКА ИМЕЕТ ПОЛНУЮ РЕГУЛИРОВКУ ОТ 0 ДО 100 .

    Весь спектр и без заужений.
    учитывая очень грязные стояки — лучший выбор по долговечности.

    В 1 раз поставили на монтаже в Бердске — сисадмину Кенгуряха.


    Исходные данные : стояк 1 дюйм И желание заказчика kenguraha : При монтаже нового радиатора хотелось бы максимально сохранить проходное сечение.

    Без заужения стояка есть несколько методик :

    Кенгуряха — это не Австралия!

    Это не простой бердский сисАДмин: он долгое время работал в институте математики в Академе, короче Доцент — и очень прыгучий !Чем они там занимаются ? Обсчитывают правильную комплектацию на монтаж отопления ?Это кенгуру быстро и резво перепрыгнуло копченного: на 3/4 крану тоже происходит заужение — поставим кран на 1 дюйм! kenguraha: Хотелось бы иметь возможность регулировать теплоотдачу радиатора. Какие варианты для этого есть, учитывая диаметр стояка?
    Ладно думаю : щас мы этого математика быстро обломаем: на термо регулирующем вентиле всегда происходит заужение:

    чисто конструктивно — дополнительное гидравлическое сопротивление:

    В максимально открытом состоянии пропускает в 3 раза меньше воды, чем полнопроходной кран.


    И на старуху бывает проруха : оказывается есть в продаже клиновая задвижка — полнопроходная.
    Полная регулировка от 100% до 0% (весь спектр и без заужений).

    Резюме : австралийская прыгучая кенгуряха лучше соображает в:

    Фото реального монтажа: Минский чугунный радиатор — классика.
    Заказ выполнен в стиле ностальжи: «котельная из совка» — все мы сделаны в СССР .
    Краны и вентили, изгибы труб и никакого современного биметалла : все специально подобрано по дизайну той эпохи.


    Инопланетная батарея из другой галактики — небесного, космического оттенка.

    Блатной, элитный радиатор «голубых кровей» — фанаты акриловых ванн такое не понимают.

    А любители полипропилена (целофанновых прослоек) на отоплении — вообще плеваться будут.

    отзыв Кенгуряхи :

    Износ деталей и методы восстановления

    Требующую ремонт арматуру демонтируют, промывают и в собранном виде отправляют на ремонтное предприятие. Здесь ее разбирают и устанавливают дефекты. Наиболее распространенными причинами выхода запорной арматуры из строя является нарушение герметичности вследствие коррозии, забоин, вмятин инородных тел на уплотняющих поверхностях, а также деформации корпуса задвижки под действием внешних нагрузок и температурных деформаций .

    Внутренняя полость корпуса осматривается для выявления раковин, трещин и других дефектов. Несквозные дефектные места в корпусе разделывают на всю глубину до чистого металла. Перед разделкой трещин на их концах сверлят отверстия диаметром 8-10 мм. Кромки, прилегающие к местам вырубки, зачищаются напильником и металлической щеткой. После протравливания 10% раствором азотной кислоты трещины завариваются электродуговой сваркой и термически обрабатываются.

    При осмотре деталей затвора проверяют плотность запрессовки уплотнительного кольца (седла) в корпусе и чистота его поверхности. На наличие забоин, задиров, царапин и других повреждений проверяются затвор (шибер, диски), шпиндель, втулка, полости сальниковой коробки, грунд букса и крепёжные детали. Поврежденные детали выбраковываются и восстанавливаются.

    Различные раковины, каверны, задиры и другие повреждения уплотнительных поверхностей устраняются путём обточки, шлифовки и притирки на станке. На уплотнительный поверхности дефекты глубиной более 0,5 мм устраняются предварительной разделкой дефектного места и наплавкой на него металла с последующей обработкой . Если глубина повреждений менее 0,5 мм , то проводится шлифовка абразивным кругом и притирка.

    Не плотности между корпусом и седлом устраняются в зависимости от типа крепления. Если седло закреплено в корпусе запрессовкой, то оно вытачивается из корпуса и заменяется новым, которое приваривается к корпусу с предварительной разделкой места посадки.

    Если седло посажено на резьбе, то его вывинчивают с помощью специальных ключей и приспособлений. При наличии нормально сохранившейся резьбы ввертывается новое седло тем же приспособлением, но с большим усилием затяжки.

    Если резьба под седло имеет значительный износ, то оно растачивается на больший размер с одновременной расточкой под сварку.

    На это место запрессовывается и приваривается новое кольцо. Если кольца вварены в задвижку, то проточка их осуществляется на токарном станке в специальном приспособлении, где за одну установку протачиваются обе поверхности.

    После этого корпус задвижки поступает на шлифовку и притирку колец. Обе стороны клина в этом случае наплавляются и протачиваются в приспособлении за одну установку. Подгонка клина осуществляется по корпусу задвижки на горизонтально — заточном и притирочном станках.

    Обработка уплотнительных колец клиновых задвижек может проводиться не только на токарном, но и горизонтально — расточном станке.

    Перед ремонтом шпиндель очищают от следов старой сальниковой набивки, нагара и грязи, промывают в керосине или бензине. Уплотнительная поверхность шпинделя должна быть зеркально гладкой.

    Не глубокие вмятины и задиры, глубиной более 0,08 — 0,15 мм устраняются притиркой пастой ЕОИ или шлифовальными порошками, разведенными в масле.

    Внутренняя поверхность деталей, сопрягаемых со шпинделем, так же проверяется на чистоту и отсутствие овальности. Одно из трудоёмких операций при ремонте арматуры является притирка уплотнительных поверхностей. Притирка плоских деталей арматуры (седла, клинья) осуществляется на плите.

    Притирка может осуществляться как вручную, так и механическим способом. Конструкция притиров выбирается в зависимости от формы притираемых поверхностей и величины условного прохода.

    При механической притирке уплотняющих поверхностей используются притирочные станки или приспособление к сверлильным станкам.

    Притирочные станки имеют возвратно — вращательное движении притира с опережающим его вращением в одном направлении. В притирочную пасту вводится электрокорунд или карбид кремния различной зернистости. Притирку проводят до светло — матового цвета уплотнительных поверхностей.

    Применяемой на практике способ проверки «на карандаш» заключается в том, что на подготовленных поверхностях плашек, клина или пробки( для кранов) наносят тонкие поперечные риски. Если после сопряжения притираемых поверхностей и их взаимного перемещения риски везде окажутся стёртыми, то считают, что достигнута хорошая притирка.

    После замены прокладки и сальниковой набивки собранная задвижка поступает на испытания готовой продукции.

    Читайте также:  Как установить гигиенический душ: преимущества, виды, подключение к раковине
    Ссылка на основную публикацию