Шаровый кран ДУ15: устройство и особенности монтажа

Шаровый кран ду15: особенности и устройство монтажа

Как устроен шаровый муфтовый кран ДУ15? Как он оптимален на фоне более привычных винтовых и пробковых вентилей? Что означают цифры на корпусе изделия? На что стоит обратить внимание при его монтаже своими руками? В нашем материале мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Устройство

Что мы заметим, разобрав шаровый кран диаметром 15 миллиметров?

  • Главный элемент изделия – латунный шар с сквозным каналом и хромовым покрытием, фактически равным ДУ присоединяемой трубы.

Практическое следствие: при открытом вентиле его гидравлическое сопротивление минимально, потому, что турбулентности и переходы диаметра фактически отсутствуют.

  • Герметичность подвижного соединения с корпусом обеспечивается двумя фторопластовыми либо тефлоновыми кольцами.
  • Такое же кольцо уплотняет вывод штока через корпус вентиля. Сверху оно поджимается шайбой.
  • Наконец, шток приводится в перемещение эргономичной рукояткой в виде рычага либо так называемой “бабочки”.

Сравнение с соперниками

Как шаровый кран ДУ 15 выглядит в сравнении с одноклассниками – винтовым и пробковым вентилем?

Для начала давайте ударимся в действительно тёмный пиар и отыщем в памяти ключевые недочёты соперников.

Винтовой вентиль

  • Поток воды может течь через него только в одном направлении – так, дабы он давил на клапан снизу. В другом случае имеется риск взять серию гидроударов из-за биения клапана в турбулентном потоке либо кроме того его полный отрыв от штока.
  • Корпус винтового вентиля собирает песок и окалину. Легко из-за своей наличия карманов и сложной формы с медленным течением водяного потока.

  • Та же сложная форма корпуса и относительно маленькое отверстие седла клапана гарантирует высокое гидравлическое сопротивление вентиля и падение напора при разборе воды более чем одним сантехническим прибором.
  • Сальниковая набивка позволяет течь кроме того при долгом простое вентиля. При нередком его применении набивка сальника нужна не реже раза в полгода. С резиновыми уплотнителями картина не намного лучше: при активном применении уплотнительные кольца вырабатываются, а при простое теряют эластичность.
  • Резиновая прокладка вентиля имеет ограниченный срок работы. Обстоятельство та же – утрата резиной эластичности. Ее разрушение быстро ускоряется попавшим под клапан песком.

Но: вентиля с цельнометаллическими притертыми клапанами, без прокладок, более долговечны. Но, при попавшем под клапан мусоре, вентиль просто не перекроется.

Пробковый вентиль

  • Для поворота пробки требуется очень большое упрочнение. Неизменно имеется риск нарушить ближайшее фитинговое соединение труб либо резьбу.
  • Течь сальника при повороте пробки гарантирована и в этом случае. Кроме того: для набивки сальника необходимо не только перекрыть сам вентиль, но и скинуть стояк водоснабжения либо отопления. В другом случае неизменно имеется риск того, что потревоженная пробка вылетит из корпуса на фронте потока воды.

Шаровый вентиль

А как на этом унылом фоне выглядит шаровый муфтовый латунный кран ДУ15? Направление потока воды не имеет для работы вентиля никакого значения. Клапан не оторвется ввиду отсутствия такового.

Скопления шлака в корпусе возможно не опасаться. Открытый вентиль склонен собирать песок и окалину никак не больше, чем любой участок прямой трубы.

Низкое гидравлическое сопротивление нами уже упоминалось: оно слабо отличается от сопротивления участка трубы соответствующего диаметра.

Тефлоновое либо фторопластовое уплотнительное кольцо около штока благодаря собственному качеству обработки и низкому коэффициенту трения штока фактически не изнашивается при работе и не деградирует при простое. То же самое касается уплотнительных колец, прилегающих к поверхности шара в вентиля.

Уточним: в практике автора были случаи, в то время, когда шаровый кран 15 мм позволял течь по штоку. По большей части они относились к недорогим китайским изделиям и устранялись своими руками несложной подмоткой под прижимную шайбу ленты ФУМ.

материал уплотнителей и Гладкая поверхность шара гарантируют и маленькое упрочнение, нужное для открытия либо закрытия вентиля. Это относится не только к изделиям маленького размера: скажем, имеющий очень солидные габариты шаровый фланцевый кран ДУ150 также перекрывается штатной рукоятью без приложения чрезмерно громадной силы.

При всех перечисленных преимуществах цена шаровых вентилей приблизительно равна стоимости пробковых и винтовых аналогов, а обычно и вовсе выясняется ниже. Выводы в полной мере очевидны.

Шаровые краны 15 на 15-миллиметровые винтовые либо пробковые вентиля поменять определенно не следует: они лучше соперников по всем пунктам. То же самое относится к запорной арматуре для трубопроводов с большей пропускной свойством: шаровый кран 150 мм в безотносительном большинстве случаев эргономичнее, практичнее и долговечнее чугунной либо металлической задвижки того же размера.

Маркировка

Главные характеристики шарового крана ДУ15 указываются в маркировке на его корпусе. Это относится как отечественной продукции, так и импортных товаров.

ОбозначениеЗначение параметра
ДУ, DNУсловный проход (совместимость с трубной резьбой соответствующего размера)
РУ, PNБольшое рабочее давление в кгс/см2 либо МПа

Стоит упомянуть пара тонкостей.

  • Условный проход может указываться в дюймах. Интересующий нас размер – ДУ15 – соответствует 1/2 дюйма.
  • В большинстве случаев, рабочее давление отечественных изделий указывается в атмосферах (кгс/см2), а импортных – в мегапаскалях (МПа). Так, маркировка ДУ50 РУ40 свидетельствует, что вентиль с условным проходом 50 мм вычислен на давление в 40 атмосфер; шаровый кран DN15 PN8 0 МПа присоединяется к полудюймовой резьбе и может выдержать давление в 8 мегапаскалей ( 80 атмосфер).

установка и Выбор

На что обратить внимание при покупке вентиля?

Как верно поставить его?

  1. Корпус должен быть латунным. От хрупких силуминовых изделий его возможно отличить по весу: латунь заметно тяжелее.

Кстати: не совершить ошибку с материалом окажет помощь несложная инструкция . Выбирайте не серебристые, а желтые вентиля. В случае если под хромом может оказаться любой металл либо сплав, то отсутствие покрытия не покинет никаких сомнений.

  1. Ручка – рычаг значительно эргономичнее ручки – бабочки. Бабочку имеется суть применять только в случае дефицита места около вентиля.
  2. оптимальнее герметизировать резьбовое соединение полимерной нитью (Тангит Унилок и аналоги). Она не требует громадных упрочнений при сборке и не дает течи при маленьком обратном ходе резьбы.

  1. Кстати, об упрочнении: не затягивайте вентиль на резьбе до упора. Латунь – не сталь; порвать избыточным упрочнением возможно не только силуминовый корпус.
  2. На время монтажа мешающую ручку лучше просто-напросто снять.

Заключение

Сохраняем надежду, что наш материал окажет помощь читателю с выбором запорной арматуры для домашней сантехники. Видео в данной статье, как в большинстве случаев, содержит дополнительную тематическую данные. Удач!

Установка шарового крана на стояки

Запорная арматура используется практически в любом жилом и промышленном помещении. Установка шарового крана может производиться в печку автомобиля, на стояки водопровода и прочие отводы, где необходимо контролировать поток воды.

Принцип работы

Шаровый кран представляет собой запорную арматуру, где затвором выступает металлический или резиновый шарик. Он соединен с рычагом либо специальным устройством, которое контролирует его положение (редуктор, пневмо- или электропривод). Шарик имеет отверстие, которое должно по размеру совпадать с диаметром подключенной трубы. При повороте и открытии устройства эти отверстия совпадают и начинается поступление воды. Если повернуть рычаг в другую сторону – поток останавливается.

В квартирах, домах и помещениях подсобного назначения используется рычажный механизм, но для контроля работы устройства на отводах большого диаметра необходимо применение приводов. Главным достоинством такого механизма является то, что можно одной ручкой производить контроль горячей и холодной воды.

Иногда шаровые краны даже устанавливаются в печку автомобиля ВАЗ для контроля антифризной жидкости. Но это не самый лучший выход – под шарик забивается пыль и грязь, из-за чего значительно сокращается его срок эксплуатации.

Фото – кран на печку

Виды шаровых кранов:

    Фланцевые. Монтируются на коммуникации большого диаметра. Отличительной чертой является наличие возле запорного шарика дополнительного уплотнительного элемента, который обеспечивает максимальный уровень герметизации. Поэтому могут использоваться для перекачки газовых и нефтепродуктов, отопителя и устанавливаться на теплопреобразователи;

Фото – фланцевый
Штуцерные. Самые распространенные. Могут множество раз демонтироваться, запорный механизм может быть как статического, так и плавного типа установки;

Фото – конструкция штуцерной модели

  • Приварной. Устанавливается только один раз, применяется в магистральных водопроводах, в условиях повышенного давления напора и если нужна бесколодезная установка.
  • По материалу корпуса бывают полиэтиленовые и металлические (медные, нержавеющие, стальные). Первые необходимы в особых условиях работы, к примеру, где давление превышает 10 бар.

    Фото – резиновый запор

    Монтаж

    Правильная установка шарового крана может легко производиться своими руками. Рассмотрим несколько вариантов монтажа устройства.

    Фото – накручивание на радиатор

    Монтаж на трубу:

    1. Сначала нужно слить воду из всей системы. Для этого отключите водоснабжение и откройте вентили;
    2. Перед началом работы нужно выбрать устройство. Можно купить шаровые краны с двухсторонней наружной или внутренней резьбой, модели, где с одной стороны соединение-американка, а с другой – резьба и т. д. Помимо этого учтите, что размер отверстия крана должен обязательно совпадать с диаметром коммуникации;
    3. На месте установки будущего водопроводного тройника трубу необходимо разрезать и подготовить. В зависимости от типа на ней нарезается резьба или просто отвод очищается от грязи и пыли (при демонтаже старой арматуры);
    4. Вкручивание осуществляется при помощи разводного ключа. При этом важно следить за направлением резьбы и силой нажима. Нельзя сильно пережимать устройство, иначе он может искривиться и будет нарушена герметизация системы;
    5. На резьбе крана обязательно наматывается уплотнительная лента или наносится специальная паста. Это необходимо сделать для защиты резьбового соединения и обеспечения максимально плотного прилегания отводов;
    6. Фум-лента (уплотнитель) наматывается не менее, чем в 5 оборотов;
    7. Накручивание изделия на стояк, отвод отопления или любую другую коммуникацию производится только на 5 полных оборотов резьбы. При меньшем количестве не будет нужного соединения, а при большем может образоваться стык, на котором будет собираться различный сор из водопроводной системы.

    Когда накручивание окончено, нужно дополнительно проверить место соединения и включить водоснабжение. Если из нижнего отдела крана потекла вода, то его нужно снять и проверить сальник (некоторые недобросовестные производители продают устройства вообще без них). В отдельных случаях его приходится устанавливать самому или дополнительно уплотнять веревкой из льна или специальными наполнителями.

    Фото – вкручивание

    Советы по установке штуцерного шарового крана:

    1. Если резьба входит очень легко, то намотайте еще уплотнительной ленты. При достаточном количестве «фум» арматура должна ввинчиваться с небольшим усилием;
    2. Жидкий уплотнитель используется только для устройств с диаметром менее 5 сантиметров, к примеру, отводов раковины или мойки;
    3. Схема намотки ленты очень проста – нужно её накручивать в том же направлении, что и ввинчивается резьба;
    4. Нельзя сильно давить при накручивании крана – отвод может лопнуть.

    Установка фланцевой модели осуществляется аналогично, разница заключается лишь в большем диаметре отвода и размере арматуры. Стоит помнить, во фланцевых моделях рекомендуется обязательно использовать дополнительные резиновые уплотнители на месте стыка запора и трубы.

    Видео по теме:
    [relatedYouTubeVideos max=”3″]

    Как установить приварной кран

    С одной стороны, этот процесс установки значительно проще, нежели резьбовой – не требуется нарезать резьбу и обрабатывать её уплотнителями. Инструкция, как производится установка углового приварного шарового крана:

    1. Отмеривается участок на трубе, где будет произведен монтаж. Определенный отрезок удаляется, срез очищается и обезжиривается;
    2. Кран устанавливается и центрируется. Для этого можно использовать как подручные средства, так и специальные приспособления. Например, можно применить металлическую арматуру или зажим-хомут с широкой дужкой. После разогревается сварочный аппарат;
    3. В зависимости от материала, из которого изготовлена труба, могут понадобиться дополнительно соединительные муфты. Они надеваются на трубу, в них устанавливается кран и производится сварка;
    4. После окончания работы некоторое время нельзя кран крутить и включать воду – он должен предварительно остыть. При необходимости демонтажа труба просто разрезается, из неё достается кран, и на его место приваривается или ввинчивается другой.
    Читайте также:  Проводим самостоятельно на даче водопровод из скважины

    Фото – стальной приварной

    Такой тип соединения пригодится для подземной разводки труб, монтажа под ковер или установки системы отопления. Цена приварного шарового крана несколько выше, чем штуцерного, поэтому с его использованием общая смета будет немного меньше, чем при работе с резьбовыми соединениями.

    Особенности эксплуатации шаровых кранов

    Шаровой кран – одна из наиболее распространенных разновидностей трубопроводной арматуры, характерной особенностью которой является использование в качестве запорного элемента сферического стального шара.

    В данной статье рассмотрены шаровые краны. Вы узнаете их конструктивные особенности, принцип работы и особенности эксплуатации. Будут приведен обзор основных производителей и представлены рекомендации по монтажу трубопроводной арматуры.

    Функциональное назначение и сфера применения

    Шаровые краны могут использоваться в качестве запорной и регулирующей арматуры. Они предназначены для изменения расхода рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу, либо полного отсечения ее подачи на определенном участке магистрали.

    К преимуществам данного вида арматуры, в сравнении с аналогами, относится:

    • простота и ремонтопригодность конструкции;
    • надежность и герметичность перекрытия рабочей среды;
    • минимальные габариты;
    • отсутствие застойных зон во внутренней части корпуса;
    • простое и удобное управление, не требующее применения значительных физических усилий;
    • минимальные затраты времени на поворот затвора;
    • возможность применения в трубопроводах, транспортирующих загрязненные механическими примесями жидкости.

    Шаровой кран в разрезе

    Шаровые краны широко применяются в системах водоснабжения, отопления, на транспортных нефтегазовых магистралях и подающих пар трубопроводах. Металлические конструкции могут выдерживать температуру рабочей среды до 500 0 С, что позволяет использовать их в разнообразных сферах промышленности. Пластиковые регулирующие краны, применяемые в быту, имеют температурный максимум в +95 градусов.

    Компоновка и принцип работы

    Шаровые краны простейшего конструктивного исполнения состоят из следующих конструктивных элементов:

    Кран запорный может иметь множество вариантов исполнения, однако принцип его работы всегда будет идентичным. В открытом положении арматуры пропускное отверстие шарового затвора расположено параллельно движению рабочей среды. При вращении привода шпиндель передает крутящий момент на затвор и шар перемещается вокруг своей оси, перекрывая поток стенками без перфорации. Регулировка расхода рабочей среды выполняется посредством частичного открытия пропускного отверстия.

    В отдельную группу можно отнести кран шаровой трёхходовой, на его корпусе предусмотрено 3 патрубка – одно входное и два выходных. Такая конструкция используется при необходимости перенаправления потока рабочей среды: в открытом положении затвора она может поступать в оба выходных патрубка, либо же направляться на заданный выход, что позволяет быстро отсечь либо подключить один из трубопроводов системы.

    Маркировка и типоразмеры

    Шаровые краны имеют унифицированную маркировку, обозначенную положениями ГОСТ №21345. Используется номенклатурное обозначения типа КШ.М.Э.ДУ15.РУ16.00, в котором:

    • кш – кран шаровой;
    • м – муфтовое исполнение соединительных патрубков (ф – фланцевая арматура, ш – штуцерная, п – приварочная);
    • э – тип привода, в данном случае электропривод (п – пневматический, г – гидравлический, в конструкциях с ручным приводом данное обозначение пропускается);
    • ду15 – присоединительный диаметр, мм;
    • ру16 – максимальное рабочее давление, Бар;
    • 00 -класс исполнения по стойкости к воздействиям рабочей и окружающей среды (00 – стандартное, 01 – коррозиестойкое, 11 – пищевое, 02 – хладостойкое, 03 – специальное).

    Конструкции с рабочим давлением РУ16 и выше пригодны для эксплуатации в системах центрального отопления и транспортирующих пар трубопроводах.

    Присоединительный диаметр арматуры отечественного производства указывается в миллиметрах, тогда как размеры импортных кранов, изготовленных по зарубежным стандартам ISO – в дюймах. Приводим таблицу соответствия наиболее распространенных размеров:

    • 1/2″ = ду15 мм;
    • 3/4″ = ду20 мм;
    • 1″ = ду25 мм;
    • 1 1/4″ = ду32 мм;
    • 1 1/2″ = ду40 мм;
    • 2″ = ду50 мм;
    • 2 1/2″ = ду65 мм;
    • 3″ = ду75 мм;
    • 4″ = ду100 мм;
    • 6″ = ду150 мм;
    • 8″ = ду200 мм.

    Наиболее распространенные размеры шаровой арматуры в сфере бытового использования – от ду20 до ду50, в промышленности широко распространены конструкции всех типоразмеров, вплоть 2000 мм.

    Крупногабаритный шаровой кран ду200

    Все регулирующие шаровые краны, в зависимости от степени герметичности, разделаются на следующие классы (согласно ГОСТ №9544):

    • класс “А” – полная герметичность, нулевые протечки;
    • класс “В” – протечки не более 0.0006*ДУ (мм) см 3 /мин;
    • класс “С” – не более 0.0018*ДУ (мм) см 3 /мин;
    • класс “D” – не более 0.006*ДУ (мм) см 3 /мин.

    Обзор шаровых кранов разных размеров (видео)

    Разновидности шаровых кранов

    Шаровые краны классифицируются на разновидности по типу присоединения, размеру проходного отверстия и исполнению привода. В зависимости от сечения проходного отверстия арматура бывает:

    • полнопроходной – размер пропускного отверстия в шаре идентичен диаметру трубопровода, что обеспечивает минимальные гидравлические потери в системе;
    • редуцированные (стандартнопроходные) – сечение перфорации в затворе составляет 70-80% от диаметра трубопровода.

    Па типу привода регулирующие шаровые краны делятся на ручные (в таком исполнении производится арматура малых диаметров – ду100 и менее) и конструкции, оборудованные механизированным приводом – электрическим, гидравлическим либо пневматическим. Необходимость использования механизированных приводов обуславливается значительными усилиями, которые необходимо прикладывать для управления крупногабаритной арматурой.

    Муфтовый шаровой кран с электроприводом

    В зависимости от способа монтажа краны классифицируются на:

    Фланцевые конструкции используются в системах, где необходима регулярная разборка/сборка трубопровода. Фланцевый стык состоит из двух пластин круглой либо квадратной формы (одна пластина устанавливается на патрубок арматуры, вторая – на смежную часть трубы), по периметру которых размещены посадочные гнезда под установку фиксаторов. Фланцевые пластины стягиваются между собой винтами и гайками, что позволяет выполнять их быстрый демонтаж.

    Шаровой кран под приварку

    Краны под приварку применяются на ответственный трубопроводах, где необходимо максимальная надежность и герметичность соединения. Такой стык является неразборным. Муфтовая (резьбовая) арматура чаще всего используется в коммунальной и бытовой сфере в системах водоснабжения и отопления. Также существуют конструкции комбинированного типа, в которых один патрубок фланцевый, второй – сварной либо муфтовый.

    Обзор производителей

    Лидером рынка шаровых кранов в России является итальянская компания Giacomini, которая производит арматуру для бытового использования. В ассортименте фирмы Giacomini представлены следующие линейки кранов:

    • Giacomini R – серия арматуры для водоснабжения и радиатороного отопления, включает регулирующие изделия диаметром 15-100 мм, предназначенные для систем с давлением до 10.5 МПа и рабочей температурой до 185 градусов.
    • Giacomoni Gas – линейка латунных кранов для газа и пара, выдерживающих давление до 15 МПа.

    Качество продукции компании Giacomini традиционно высокое, что можно сказать и о стоимости итальянской арматуры. С целью экономии имеет смысл искать альтернативу среди изделий отечественного производства. Хорошо зарекомендовавшими себя фирмами являются такие производители как Фобос, Галлоп, LD (реализует востребованную серию кранов КШЦФ) и КМС.

    Шаровые краны Фобос

    Компания Фобос производит шаровую арматуру типоразмером ду15-ду200, рассчитанную на давление 1.6-16 МПа. Модельный ряд состоит из линеек:

    • Фобос Эконом – краны в корпусе из нержавейки;
    • Фобос Эрго – корпус из углеродистой стали;
    • Фобос Моно – односоставной корпус из нержавейки;
    • Фобос Ретро – стальной штампосварной корпус.

    Наиболее бюджетную арматуру реализует компания Галлоп. В ассортименте преимущество представлены малогабаритные краны для радиаторного отопления размером ду15-ду50. Арматура Галлоп выдерживает давление до 5 МПа и может эксплуатироваться в системах с температурой до 150 0 . Однако на специализированных форумах встречается множество отзывов о том, что краны Галлоп страдают проблемами с герметичностью корпуса.

    Основным отечественным производителем арматуры промышленного назначения является компания LD, известная своей линейкой КШЦФ, в которую входят фланцевые краны диаметром 15-500 мм. В серии КШЦФ поставляется полнопроходная и редуцированная арматура в корпусах из нержавейки марки AISI 309 и легированной стали 09Г2с.

    Фланцевый кран LD КШЦФ

    Краны КШЦФ диаметром от 200 комплектуются механическим редуктором, за счет которого значительно упрощается управление арматурой. Серия КШЦФ может использовать на трубопроводы транспортирующие пар, воду и нефтепродукты температурой до 200 0 с давлением в системе до 40 МПа.

    Типы шаровых кранов, виды, конструкция, сфера применения

    Запорная арматура эксплуатируется в сетях отопления, подачи холодной и горячей воды, газоснабжения для перекрытия потока жидкостей и газов. При этом в зависимости от условий использования, транспортируемого рабочего тела и габаритных размеров трубопроводов, используются различные типы шаровых кранов.

    Для рядового потребителя, самостоятельно занимающегося монтажом различного вида бытовых систем, на рынке представлена масса разновидностей шаровых кранов. Для того, чтобы выбрать подходящую модель, следует знать отличительные особенности шаровой запорной арматуры, область ее применения, технические характеристики устройств, расшифровку буквенных и цифровых символов на корпусе.

    Рис. 1 Шаровая арматура в обвязке отопительных приборов и оборудования

    Назначение и принцип работы

    Шаровые краны предназначены для перекрытия потока транспортируемой жидкой или газообразной среды в трубопроводных линиях. В отличие от винтовой арматуры, задвижек и запорных вентилей, которые перекрывают поток рабочего тела постепенно, шаровый кран рассчитан на быстрое закрывание проходного канала поворотом управляющей ручки на угол 90 градусов.

    Запорным элементом шаровой арматуры является металлическая сфера со сквозной цилиндрической прорезью, равной ширине или чуть меньше проходного канала. При повороте ручки вдоль направления трубопровода (открывании) подсоединенный к ней через шпиндель шар также поворачивается, его внутренний канал совпадает с проходным трубопровода, и рабочая среда беспрепятственно транспортируется по магистрали. Когда ручку перемещают в положение, перпендикулярное трубопроводу, сфера поворачивается сплошной стороной, закрывая канальный проход.

    Чтобы обеспечить герметичность примыкания жесткого металлического шара к цилиндрической седельной поверхности канала, в места контакта помещают герметизирующие прокладки из эластичных полимерных материалов.

    Рис. 2 Запорная шаровая арматура в трубопроводе горячего и холодного водоснабжения

    Сфера применения в бытовом хозяйстве

    Владелец квартиры в многоэтажке, собственник индивидуального дома, сталкивается с шаровыми кранами в следующих видах коммуникаций:

    • Краны шаровые отвечают за перекрытие общей линии подачи холодной и горячей воды в квартирах, их устанавливают рядом с водными счетчиками около канализационных стояков.
    • При помощи шаровых кранов осуществляют отключение и подачу холодной воды на смеситель, унитаз, располагая их на трубах перед гибкой подводкой.
    • Также краны ставят для отключения и подачи воды на стиральные машины, посудомоечную технику.
    • В любой газоподающей магистрали перед плитой или другим газопотребляющим прибором устанавливают запорную газовую арматуру.
    • В системах отопления краны играют важную роль, с их помощью сливают и заливают теплоноситель, перекрывают поток жидкости перед водонагревательным оборудованием и котлами, теплообменными радиаторами, циркуляционным насосом, расширительным баком и другими узлами для того, чтобы можно было провести их ремонт, обслуживание или замену без слива рабочей среды.
    • В системах индивидуального водоснабжения посредством кранов перекрывают подачу воды во внутридомовую магистраль, отсекают от трубопровода различное оборудование, подают воду для полива растений.

    Рис. 3 Основные детали и физические характеристики типового крана

    Конструктивное устройство

    Краны, применяемые в разных сферах, имеют некоторые отличительные особенности, но любой из них включает в себя следующие основные узлы:

    Корпус. Служит для удержания в нем запорной сферы и стыковки с трубами, выполняется из различного типа металлов, основные из которых – сталь, чугун, нержавейка, латунь, или полимерных материалов – полиэтилена низкого давления (ПНД), полипропилена (ПП), поливинилхлорида (ПВХ).

    Входной и выходной патрубки крана для врезки в трубопроводную магистраль оснащают резьбой, фланцами или имеют гладкую цилиндрическую поверхность для приваривания к металлическим трубопроводам, впаивания в полимерные трубы. Многие разновидности современных кранов имеют на корпусе специальные фитинги для компрессионного подсоединения или запрессовки в полимерный трубопровод из сшитого РЕХ или полиэтилена низкого давления ПНД, металлопластика PEX-AL-PEX.

    Латунные модели кранов, устанавливаемые на оборудование и трубы в зоне обзора жилых помещений, нередко делают с хромированным покрытием, повышающим внешний эстетичный вид изделий.

    Рис. 4 Разновидности шаровых затворов: с прорезью и цапфами

    Запорная сфера. Затворный шар выполняют из металла, его материалом в основном служит латунь, реже нержавеющая сталь и медь. Для получения гладкой поверхности сферу обрабатывают полированием и покрывают плотным слоем хрома.

    Читайте также:  Подбираем кран для душа на улице: обзор вариантов

    Стандартный шар имеет цилиндрический проходной канал, в верхней точке для его удержания и проворачивания находится прорезь и в некоторых конструкциях присутствует нижний выступ (цанга). В прорезанную канавку входит шток, который отвечает за поворот сферы, выступающая цанга размещается во впадине нижней части корпуса и фиксирует шар в неподвижном положении, облегчая его проворачивание.

    Приводной механизм. Шар вращают при помощи штока (шпинделя), который входит в верхнюю часть прорези его корпуса. Рядовому обывателю известны шаровые краны, в которых шток перемещают при помощи ручки. В промышленной отрасли и коммунальном хозяйстве для приведения штока в действие используют различные типы приводов, чаще всего ставят электрический, также известны гидравлические и пневматические приводные механизмы.

    Ручка. Ручку крана производят из стали с антикоррозионным порошковым напылением, алюминия, пластиков, ее две основные разновидности – однорычажная консольная и в форме бабочки. В моделях, где от запорной арматуры требуется компактность, делают маленькую ручку в виде бабочки с одним крылом. Некоторые производители оснащают свои изделия фиксаторами, препятствующими непредусмотренному повороту ручки от случайного прикосновения.

    Рис. 5 Материалы изготовления стандартного крана

    Уплотнители. Уплотнительные прокладки устанавливают на седельные гнезда в крановом корпусе, с которыми соприкасается сфера, и на шток, вращающийся в выступающем корпусном патрубке.

    Материалами прокладок кранов являются:

    • Тефлон (PTFE). Тефлоном называют термоустойчивый белый фторопласт с мыльной на ощупь поверхностью, благодаря высокой химической стойкости, плотности и низкому коэффициенту трения его используют в трубопроводной и запорно-регулирующей арматуре при температурах рабочей среды от -70 до +270 °С.
    • Этиленопропилендиеновый каучук (EPDM). Эластомер синтетического происхождения отличается высокой устойчивостью к химически агрессивным веществам и маслам, эффективно работает в температурном интервале от -50 до +150 °С.
    • Акрилонитрилбутадиеновый каучук (NBR). Эластомер с высокой стойкостью к истиранию и химической устойчивостью к широкому ряду жидких и газообразных углеводородов, полученных путем нефтепереработки. Рабочий температурный диапазон NBR от -20 до +90 °С, материал часто используют в нефте-, масло- и газопроводной арматуре.
    • Синтетический фторированный каучук (СФК, Viton). Материал является лидером среди всех эластомеров по химической стойкости, не боится воздействия минеральных кислот, углеводородных реагентов, агрессивных растворителей. Диапазон эксплуатационных температур СФК составляет от -40 до +200 °С, материал не подвержен истиранию и чаще используются в агрессивных высокотемпературные средах, где не выдерживают уплотнители натурального происхождения из каучуков.

    Рис. 6 Разновидности корпусов кранов на примере линейки продукции от Valtec


    Возможно будет интересно: Кран шаровый 11б27п1 – конструкция, характеристики, цена

    Типы шаровых кранов

    Запорная арматура для бытового применения отличается довольно разнообразной линейкой устройств, на смену традиционным изделиям из металлов в связи с широким применением полимерных трубопроводов приходят пластиковые виды шаровых кранов. Наполнение отечественного рынка товаром в основном производится за счет поступлений запорной арматуры от российских (бренды Valtec, Зубр), китайских (торговые марки RM, TIM, AquaHit) и итальянских (фирмы Bugatti, Royal Thermo, FIV, Itap, Gecon, Remer) производителей.

    Следует отметить, что средний срок службы российской и китайской запорной арматуры составляет 10 лет, в то время как более дорогие изделия итальянского производства способны функционировать не менее 30 лет.

    По геометрии корпуса

    Шаровые краны применяют на неравнозначных участках трубопроводной магистрали. Кран может использоваться как проходной с одинаковым или разным размером внутренней или наружной резьбы, нередко его ставят на отвод трубопроводной магистрали для слива или наполнения ее водой. Если кран применяют для полива, один из его концов оснащают штуцером с елочкой для закрепления гибкого шланга на хомуты или проволоку, для грубой очистки от песка в корпус некоторых моделей помещают встроенный фильтр.

    Существуют разновидности, рассчитанные на изменение направления потока, они имеют три входа (трехходовые). Другие удобно ставить в трубопровод, изменяющий свое угловое положение – их корпус оснащен расположенными под углом присоединительными патрубками (угловые виды).

    Рис. 7 Устройство, узлы и маркировка трехходового крана Bugatti

    По размерным параметрам

    Маркировка на крановом корпусе в виде литер DN показывает диаметр канального прохода в миллиметрах и реже в дюймах, общепринятыми считаются следующие номинальные размеры: 1⁄2 (15 мм), 3⁄4 (20 мм), 1 (25 мм), 1 1⁄4 (32 мм), 1 1⁄2 (40 мм), 2 (50 мм) дюйма. Следует отметить, что для бытовой запорной арматуры в системах холодной и горячей водоподачи, отопления, наивысшим размером считают сечение 32 мм. Практически все краны с канальными проходами до 50 мм оснащены резьбовыми патрубками, при 50 мм и выше арматуру оснащают дисковыми тарелками для фланцевого соединения.

    По рабочему давлению

    Номинальное давление (литеры PN с цифрой) – это второй показатель, который проставляют на корпусе всех кранов для воды. Цифровое обозначение показывает, какой напор выдерживает арматура в течение своего эксплуатационного срока при температуре окружающей среды в 20° С. Цифровое значение Pn указывают в атмосферах (барах), соответствующих 0,1 мПа, стандартные показатели 10, 16, 25, 40, реже встречается импортные модели (Bugatti) с более высокими напорными характеристиками в 50 и 64 бара.

    Типу проходного канала

    Шаровые краны выпускают двух видов – с редуцированным проходным каналом, на один типоразмер (1/4 дюйма) меньше сечения трубопровода, и полнопроходными. При выборе запорной арматуры стараются учитывать этот фактор, монтируя полнопроходные приборы в разрез трубопроводной магистрали, где они оказывают наименьшее гидравлическое сопротивление потоку. Модели с редуцированным канальным проходом лучше устанавливать на отводные ветви для слива или наполнения труб жидкостью – тогда их диаметр не окажет никакого влияния на производительность системы.

    Рис. 8 Крупногабаритные промышленные краны с резьбой и фланцами

    Методу подсоединения к трубам

    Выше было отмечено, что в подавляющем большинстве случаев металлические шаровые краны для трубопроводных магистралей диаметром до 50 мм изготавливают под резьбовое соединение. Модели больших размеров от 50 мм чаще делают с фланцами. Промышленные разновидности из черных металлов выпускают под приварку, бытовые разновидности для установки в полимерные трубопроводы оснащают патрубками для спаивания (полипропилен РР), приклеивания (поливинилхлорид PVC), компрессионного или пресс соединения соответственно к трубам из полиэтилена низкого давления (ПНД) или металлопласта (PEX-AL-PEX).

    Конструкции корпуса

    Краны бывают с цельнометаллическими или разборными корпусами, последний вариант сборки выгоднее в том отношении, что прибор можно разобрать и поменять в нем износившиеся седельные кольца или поврежденную запорную сферу. При эксплуатации запорной шаровой арматуры рекомендуется регулярно (раз в месяц) поворачивать ручку во избежание выхода ее из строя из-за отложения на деталях известкового налета. Разборная конструкция хороша тем, что ее можно отремонтировать или прочистить при невозможности привести прибор в рабочее состояние после длительного простоя.

    Рис. 9 Виды с компрессионными и пресс-фитингами для металлопластиковых труб

    Форме и материалу ручки

    Все виды шаровых кранов укомплектованы ручками различной формы, это сделано не случайно и определяет сферу использования приборов.

    • Консольные однорычажные модели стремятся монтировать в местах без непосредственного доступа людей или в ограниченном пространстве. В этом случае ручку нельзя случайно сдвинуть, а благодаря длинному рычагу ее удобно поворачивать в труднодоступном месте пальцем одной руки.
    • Арматуру с ручкой бабочка монтируют в точках, где возможно ее случайное касание, так как для ее проворачивания придется приложить большее усилие, чем для консольной модели, вероятность ее случайного открывания значительно снижается.
    • Ручка типа бабочка с одной маленькой пластиной используется для подачи воды в стиральные машины, ее также сложно повернуть случайным касанием, а небольшие габаритные размеры и одинаковое с краном хромовое напыление повышают декоративность изделия.

    Ручки бытовых кранов изготавливают из стали или алюминия с порошковым напылением красного, черного или желтого цветов, полимерных материалов.

    Рис. 10 Краны с полипропиленовыми патрубками под пайку

    Устройству запорного элемента

    Запорную металлическую сферу изготавливают двух видов (рис. 4):

    • С плавающей сферой. Шар имеет прямоугольную прорезь для штока в верхней части, она направлена по потоку при закрытом канале. В результате давления на поверхность шар сдвигается по прорези вдоль штока и с усилием прижимается к седельному кольцу, обеспечивая надежное и герметичное уплотнение. Плавающие шары устанавливают в арматуру относительно небольших габаритных размеров.
    • Со сферой на опорах. В конструкции этого типа шар через сквозное отверстие вверху фиксируется на шпинделе, а снизу имеет выступающую цапфу, которая располагается в корпусном углублении.

    При запорной работе сфера находится в неподвижном положении, а герметизация проходного канала обеспечивается за счет прижимания седельных колец к ее поверхности. Конструкция отличается более легким ходом и используется в крупногабаритных изделиях, нередко нижнюю цапфу для облегчения проворачивания устанавливают на подшипники.

    Рис. 11 Разновидности из полипропилена ПП и полиэтилена низкого давления ПНД

    Материалу корпуса

    Основной материал, из которого делают корпуса бытовых кранов – латунь, нередко она имеет оцинкованное или хромовое покрытие при использовании арматуры на видных местах (подачи воды в стиральную машину от смесителя). Существует очень дешевые модели китайских приборов, изготовленные из силумина – сплава алюминия с кремнием, однако виду хрупкости и низкой прочности материала срок их службы может исчисляться часами.

    В последнее время выросло число кранов, изготавливаемых из полимерных материалов – поливинилхлорида (ПВХ), полиэтилена низкого давления (ПНД), полипропилена (ПП).

    Типу привода

    В быту используют краны с ручным приводом, однако в торговой сети можно обнаружить устройства, оснащенные электроприводом. В промышленности и коммунальном хозяйстве могут устанавливать шаровую запорную арматуру с гидравлическим или пневматическим управлением.

    Виду рабочей среды

    Бывают две основные разновидности бытовых шаровых кранов – для подачи холодной, горячей воды или газа, последние имеют ручку желтого цвета. Конструктивно приборы мало чем отличаются друг от друга, основное различие состоит в использовании разных материалов для седельных и штоковых уплотнений.

    Рис. 12 Модели с электроприводом


    Выпускаемый в настоящее время широкий ассортимент шаровых кранов позволяет эффективно использовать их в бытовых металлических и полимерных трубопроводах. Основными поставщиками продукции на рынок являются китайские и итальянские производители, при выборе следует учитывать не только стоимость, но и срок службы итальянских приборов в 30 лет, превышающий аналогичный показатель у конкурентов в 3 раза.

    Как устроен водопроводный шаровый кран?

    Водопроводный шаровый кран представлен в виде разновидности трубопроводной арматуры, конструкция шарового крана имеет цельносварной запирающий (или регулирующий) элемент, который выполнен в форме сферы.

    Эта конструкция запорной арматуры была известна более 100 лет назад. Шаровой водопроводный кран представляет собой один из самых важных компонентов всей водопроводно–канализационной системы.

    Конструкция, срок службы или устройство шарового крана спроектировано с учетом прохождения через него больших объемов жидкости, которая может обладать высокой температурой и находиться под давлением, и чтобы его можно было отремонтировать.

    Устройство и назначение

    Устройство шарового водопроводного крана достаточно простое, и благодаря этому он имеет довольно длительный срок службы.

    Это делает цельносварной полнопроходной кран шаровый ду 100 giacomini или галлоп очень популярным во многих промышленных отраслях (химической промышленности, фармацевтике, нефтяной промышленности).

    Такие шаровые краны ду15, ду32 ду50, ду80, ду100 и другие шарорвые краны применяются на срок для осуществления регулировки потока жидкости, химических веществ, пара и продуктов питания, а также имеют долгий срок службы. Конструктивно устройство водопроводного крана представлено в виде корпуса и находящегося внутри него шара, который способен вращаться под углом до 90°.

    В шаре имеется специальное отверстие, которое позволяет жидкости во время службы протекать через цельносварной полнопроходной вентиль галлоп – в открытом положении отверстие выравнивается параллельно течению. При вращении шара во время службы, отверстие смещается, а поток — перекрывается.

    Водопроводные краны состоят из:

    • Корпуса (на фото ниже);
    • Накручиваемой части корпуса (на фото ниже);
    • Поворотного шара (на фото ниже);
    • Уплотнителя шара (на фото ниже);
    • Штока;
    • Уплотнителя штока;
    • Винта;
    • Рычага.
    Читайте также:  Летний душ с подогревом: 4 варианта реализации

    Виды и отличия

    Водопроводные шаровые краны (кран шаровой трёхходовой ду32, ду15, ду 100) в зависимости от конструктивных особенностей и сферы применение подразделяются на несколько разновидностей:

    1. Разборные.
    2. Цельносварные.
    3. С плавающим шаром.
    4. С фиксированным шаром.
    5. Полнопроходные.

    Шаровые краны разборного типа – используются на тех участках, где обеспечивается беспрепятственный доступ обслуживающего персонала на весь срок работы, например в котельных, теплопунктах, промышленных объектах.

    Такие краны обладают высокой степенью ремонтопригодности, увеличенной металлоемкостью и достаточно высокой стоимостью.

    Устройство такого крана подразумевает возможность проведения широкого спектра ремонтных и технических работ благодаря наличию разборного корпуса.

    Общая герметичность жидкостного потока обеспечивается за счет плотного прижатия уплотнителей из фторопласта к гладко отполированной поверхности регулирующего шара с помощью стяжных болтов, которые по мере необходимости можно отрегулировать или подтянуть.

    Цельносварные шаровые краны giacomini или Галлоп (ду15, ду32, ду 40, ду 50, ду 80, ду 100) – нашли широкое применение в тепловых сетях, котельных и теплопунктах. Эти типы устройства не нуждаются в сложном техническом обслуживании, галлоп ду 80 обладают высокой надежностью и стоят довольно недорого.

    Такие шаровые краны КМС giacomini ду 40, 50, 80 не подвержены ремонту, а потому при поломке подвергаются полной замене. Их герметичность обеспечивается благодаря плотному прижатию пружинами тарельчатого типа и фторопластовыми уплотнителями.

    С плавающим и фиксированным шаром

    Краны на водопроводные трубы с плавающим шаром ду15, ду 40, ду 50, ду 80, ду 100 – представлены в идее устройств, виды затвора которых выполнены в форме шлица, который входит в плоский конец штока, можно посмотретьна фото.

    Если шлиц находится в закрытом положении и одновременно совпадает с ведущей осью трубопровода, то шар, подверженный давлению рабочей среды, ненамного смещается и прижимается к торцевому уплотнителю.

    В тех трубопроводах и магистралях, где давление рабочей среды очень высоко, открытие такого крана может потребовать приложения немалых усилий. В связи с этим краны такой модификации конструируются с диаметром, не превышающим 200 мм.

    Для того, что бы упростить процесс закрытия, фиксирующая цапфа снабжается самосмазывающимися подшипниками скольжения.

    Шаровой цельносварной кран для водопровода, как на фото, с фиксированным шаром галлоп (наиболее популярны такие шаровые краны для газопроводов ду15, ду 40, ду 50, ду 80) достаточно жестко закрепляются на валовой оси и такие виды не способны к линейным перемещениям во внутреннем рабочем пространстве корпуса.

    Для его закрытия не требуется значительных усилий, но ввиду высокой сложности его устройства галлоп, цена на такие агрегаты достаточно высока. Цена от $80.

    Полнопроходные изделия

    Шаровые краны giacomini полнопроходной тип устроены таким образом, что диаметр затворного отверстия идентичен внутреннему размеру водопровода, к которому этот кран впоследствии присоединяется.

    Такие водопроводные краны или вентили giacomini обладают невысокой степенью гидравлического сопротивления и небольшими габаритами. Цена от $30.

    Неполнопроходные шаровые краны giacomini – обладают диаметром проходного сечения в затворе, который несколько уменьшен относительно размеров диаметра трубопровода (ду15, ду 40, ду 50, ду 80). Цена от $50.

    Нюансы монтажа

    Ну а теперь рассмотрим подробнее наиболее распространенный вид работ — подключение крана фобос к водопроводу.

    Шаровый фланцевый вентиль

    Перед тем, как подключить кран фобос к водопроводу (или к любому другому трубопроводу), в первую очередь нужно позаботиться о перекрытии потока воды во всем стояке.

    При этом на руках должен быть минимальный набор инструментов: разводной или газовый ключ, фум-лента. Сразу же займитесь сливом воды из системы, а затем уже приступайте к основным работам.

    Определите заранее место трубопровода в котором будет производиться монтаж вентиля фобос, с таким расчетом, чтобы доступ к арматуре был свободным.

    Начинайте монтаж вентиля фобос после того как на резьбу будет намотана фум-лента или лен, смазанный уплотнительной пастой – это поспособствует надежной герметизации рабочих соединений и срок службы увеличится.

    Если производится замена крана водопровода на цельносварной фобос, то после демонтажа устаревшего изделия резьба на трубе тщательнейшим образом очищается от старого льна, при этом число витков резьбы под воздействием коррозии обычно уменьшается.

    В таком случае дорезаются новые витки, которых должно быть не меньше четырех.

    После завершения установки вентиля фобос обязательно при первом пуске напора воды следует тщательно рассмотреть все соединения на наличие протечек.

    Нюансы монтажа (видео)

    Неполадки и ремонт

    Перед тем, как отремонтировать шаровой полнопроходной водопроводный кран, нужно убедиться в том, что подача воды в системе отсутствует.

    В том случае, если кран немного протекает, скорее всего, потребуется произвести ремонт шарового смесителя или произвести полную его замену.

    Однако причина слабого напора может заключаться в резком падении давления внутри трубопровода или по причине того, что произошло засорение сетки аэратора, расположенной в выходном отверстии – тогда нужно лишь произвести ее чистку.

    При детальном осмотре крана на нем могут быть обнаружены трещины. Как правило, с этим довольно часто сталкиваются владельцы силуминовых кранов ввиду очень сильной хрупкости данного материала.

    Рекомендуется полная замена, ведь даже незначительная трещина может привести к появлению течи и утрате герметичности системы.

    Протекание может быть обусловлено потерей герметичности уплотнительных колец, которые уже не могут плотно примыкать к шару.

    В картриджных системах уплотнители иногда просто подвергаются засорению, когда между уплотнителем застревает песчинка или ржавчина — и возникает зазор, который приводит к ухудшению работы устройства.

    Устраняется путем прочистки, но иногда следует проводить не только прочистку картриджа, но и полную замену уплотнителя.

    Во избежание засорения затвора настоятельно рекомендуется установка общего или локального фильтра в месте завода воды в дом или квартиру.

    Перед началом устранения неисправностей следует:

    Шаровый кран Балломакс

    • Выкрутить винт, который удерживает поворотный рычаг, и снять его, пошатывая из стороны в сторону.
    • Осторожно открутить резьбовую часть, не повредив прикрепленных водных шлангов.
    • Купол (крышка) удаляется при помощи плоскогубцев, затем изымаются все пластиковые элементы и водой промываются участки между ними.

    Перед тем, как разобрать водопроводный полнопроходной шаровый кран, нужно иметь ввиду, что самые подверженные поломкам места этого устройства – это поворотные механизмы и уплотнители.

    При полной деформации уплотнителя он повергается немедленной замене, а в том случае, если он покрылся ржавчиной и известняковым налетом — его лишь следует аккуратно очистить.

    Кроме того засорению и истиранию может подвергнуться главная деталь – металлический шар: он всегда должен быть идеально гладким, и в случае деформаций вокруг проводного отверстия он также нуждается в замене.

    При замене изношенных колец-седел и пружинок, которые фиксируют поворотный элемент, используется отвертка с тонким стержнем.

    Перед полной сборкой после ремонта все детали нужно тщательно смазать специальной нетоксичной силиконовой смазкой.

    • Если полнопроходной кран не держит воду, то следует произвести подтягивание стяжных болтов, которые прижимают торцевые уплотнители к запорной поверхности шара или же произвести их замену;
    • При абразивном износе производится полная замена шара с последующей установкой сетчатого фильтра, способного улавливать твердые частицы.
    • Если наблюдается течь воды по штоку – подтянуть регулирующую гайку, которая прижимает сальник и заменить уплотнительное кольцо;
    • Если не получается открыть или закрыть рычаг крана, то при его разборе следует осуществить тщательную прочистку шара или же заменить непригодные торцевые уплотнители.

    Цена ремонта крана зависит от его типа и сложности поломки:

    Задвижка шаровая фланцевая

    • Замена уплотнителя, с последующей установкой – 5-10$;
    • Очистка рабочей поверхности шара и его установка – 3-5$;
    • Нарезка дополнительной резьбы и полная замена всех элементов или крана в целом – 10-25$ (в зависимости от стоимости и модели крана).

    Примерные цены

    Цена водопроводного шарового крана любой конфигурации зависит от изготовителя и типа устройства:

    • Вентиль шаровой двухсторонний AISI из нержавеющей стали (давление до 6,4 бар, температура среды — от -25º до +180º, диаметр 8 (¼”), 100 (4″)) – от 35 до 50$.
    • Вентиль шаровой моноблочный, из стали WCB (давление до 2,5 бар, температура среды от -30º до +200º, диаметр 25 (1″)) – от 40 до 55$.
    • Вентиль шаровой с электроприводом «Стрелец» из нержавеющей стали (давление до 16 бар, температура среды от -10º до +90º, диаметр 8 (¼”), питание 12В) – от 37 до 60$.

    Латунные шаровые краны. Особенности конструкций

    Латунные шаровые краны в настоящее время почти полностью вытеснили во внутридомовых сетях таких морально и физически устаревших «мастодонтов», как пробковые конусные краны, которые господствовали в зданиях советской эпохи (рис. 1).

    Рис. 1. Кран пробковый проходной конусный сальниковый муфтовый 11Б6бк

    Пробковые конусные краны имели крайне низкие паспортные эксплуатационные характеристики: срок службы – 8 лет, ресурс – 1500 циклов, наработка на отказ – 400 циклов. Фактические показатели этой дешевой и массовой арматуры были гораздо хуже: притертая пробка крана уже через несколько циклов открытия–закрытия теряла герметичность из-за абразивного воздействия нерастворимых механических примесей в рабочей среде. К тому же пробковые краны обладали весьма значительным гидравлическим сопротивлением. Их коэффициенты местных сопротивлений лежали в пределах от 3,5 до 6,0. Поэтому неудивительно, что при ремонте или демонтаже старых трубопроводных систем нередко встречаются пробковые краны, у которых пробка просто отсутствует, а под прижимную сальниковую гайку проложен подходящего размера «пятак». Сантехники тех времен зачастую просто обозначали наличие запорной арматуры, превращая ее в чисто декоративный элемент системы.

    Шаровые краны в советское время, конечно, тоже были хорошо известны, но производились они в чугунном корпусе и выпускались с диаметрами условного прохода свыше двух дюймов. Поэтому когда на рынке трубопроводной арматуры появились дешевые, удобные в монтаже и эксплуатации латунные шаровые краны для внутренних инженерных систем, спрос на них лавинообразно возрос и продолжает расти по настоящее время.

    Возросший спрос инициировал появление в продаже кроме действительно добротной продукции и массу изделий весьма сомнительного качества. Этой статьей хотелось бы дать ряд практических советов, которыми предлагается пользоваться при выборе латунного шарового крана.

    Самое главное, на что следует обратить внимание при приобретении крана, – материал корпуса. Это должна быть действительно латунь, а не цинково-алюминиевый сплав (ЦАМ), который частенько используют некоторые недобросовестные производители. ЦАМ представляет собой сплав, содержащий порядка 96–98 % цинка, 2–3 % алюминия и до 1 % меди. Такие сплавы широко применяются в автомобильной промышленности (корпуса карбюраторов), но использование их для изготовления трубопроводной арматуры ограничивается временными дачными кранами. Если кран из ЦАМ будет установлен в инженерной системе многоквартирного дома, то уже через год–два он просто рассыплется на куски (рис. 2).

    Рис. 2. Кран из цинково-алюминиевого сплава через два года эксплуатации

    Отличить кран из латуни от крана из ЦАМ можно по весу: последний значительно легче, т.к. удельный вес ЦАМ составляет 6,7 г/см 3 , а у латуни – 8,4–8,7 г/см 3 . Если слегка снять шкуркой или надфилем гальванопокрытие на корпусе крана, то латунь обнаруживается по чуть приметной желтизне, которая через два дня окислится до характерного «латунного» цвета. Цвет ЦАМ – серебристый, не меняющийся при окислении. Безопасней всего приобретать кран, у которого естественный цвет латуни обнажен из-под гальванопокрытия на каком-либо участке (рис. 3).

    Рис. 3. Естественный цвет латуни крана VALTEC BASE виден на резьбовом патрубке

    Основная масса представленных на рынке латунных шаровых кранов изготавливается методом горячей объемной штамповки. Для такого способа производства трубопроводной арматуры наиболее оптимальной по составу является свинцовистая латунь марки CW617N по EN 12165, которая примерно соответствует российской марке ЛС59-2 по ГОСТ 15527. Латунные детали кранов, вытачиваемые из прутка (шаровой затвор, шток, сальниковая гайка), как правило, делаются из латуни марки CW614N (ЛС 58-3). Состав применяемых в арматуростроении латуней показан на табл. 2.

    Таблица 1. Состав латуней для производства шаровых кранов

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×