Вентильный кран – основные особенности конструкции и ее отличия от аналогов

Какой выбрать кран: шаровый, задвижка, вентиль или пластиковый

Водозапорная арматура, используемая в быту, имеет широкое понятие. К этому виду относятся даже водозапорные устройства в смесителях и в клапанах бачка унитаза, но все-таки принцип работы следует изучить на водозапорной арматуре бытового водопровода. В этом материале поговорим о том, какой кран лучше: задвижной, вентильный или шаровый.

Показатели популярности использования водозапорных устройств

Применение такой арматуры в быту очень распространено, но ответить на вопрос, какое устройство (задвижка, вентиль, шаровый кран) лучше, практически нельзя. Это зависит от системы, в какой оно устанавливается и способа эксплуатации. Каждое устройство имеет свои плюсы и минусы. Они обязательно должны учитываться при установке в конкретную монтажную схему. Одно устройство может подходить идеально, а другие не оправдают ожидания.

До появления шарового крана в водопроводе применялись задвижки и вентильные клапаны.

Кран-задвижка

Устройство работает таким образом. При повороте маховика проход жидкости перекрывается перпендикулярно располагаемым затвором. Этот вид широко используется в водопроводном хозяйстве до сих пор там, где есть необходимость перекрывать большие потоки воды в трубах с большим диаметром, а в быту реже. Срок службы задвижки зависит от конкретной конструкции и составляет 10-20 лет, а эксплуатационный срок (до выхода из строя) может составлять 2-3 тысячи циклов.

Споры о способах эксплуатации задвижки ведутся и сегодня. Одни утверждают, что она должна служить запорно-регулирующим целям, а другие, что ее следует держать либо закрытой, либо открытой, так как износ при постоянной работе неминуем. Даже наполовину открытая (закрытая) задвижка поддается действию абразивных веществ (взвешенных в воде материалов) песка и других твердых частиц, которые приводят к образованию царапин, выемок и других мелких повреждений. Появившиеся изъяны уменьшают сопряжение запорного узла. Исключение составляют задвижки с обрезиненным клином, но их выпуск ограничен использованием в трубах большого диаметра, а используемые в быту (1/2-1 дюйм) имеют затворку из латуни.

При продаже в характеристике таких изделий значится, как запорно-регулирующая арматура. Поэтому можно говорить о том, что задвижной кран можно держать в полуоткрытом состоянии.

Такой вид запорного устройства жидкости имеет свои плюсы и минусы. Плюсы представлены следующими качествами:

  • малая гидравлическая сопротивляемость, способствующая не уменьшению используемого диаметра;
  • полнопроходимость устройства (без изгибов и поворотов, создающих завихрения);
  • небольшая эксплуатационная длина;
  • ремонтопригодность.

Минусы, ощутимые при эксплуатации, таковы:

  • потеря герметичности вследствие засорения (удаляется прочисткой сидельных поверхностей);
  • появление течи из-под штока (устраняется подтяжкой сальниковой гайки или заменой одноименной прокладки, если она отыщется в продаже);
  • большая высота, не позволяющая осуществить установку задвижки в помещениях с ограниченной высотой);
  • полное закрытие-открытие изделия достаточно длительно по времени (требует не одного поворота маховика);
  • ограниченный ассортимент (изготавливают всего несколько заводов-производителей).

Рассматривая задвижку, как элемент применения в быту, можно говорить о ней, как о гиганте среди лилипутов. А применение такого устройства в коммунальном хозяйстве и промышленности, где используются трубы большого диаметра, оправдано.

Вентиль или запорный клапан

Вентиль можно назвать братом задвижки. В действие приводится устройство поворотом моховика, что передает импульс шпинделю, который приходит в поступательное движение и на другом конце закрывается золотник, оборудованный прокладкой. Если вентиль закрывается, то доходя до нижнего положения, упирается в седло, в результате чего перекрывается (запирается) жидкость. Отсюда и происходит название — запорный клапан. Запорные клапана широко применяются в водных и топливных системах. Они являются запорно-регулирующими и представлены широко внешним видом и конструкцией. Срок службы варьирует от 20 до 30 лет из-за качества материалов и особенностей эксплуатации. Износ наступает тогда, когда будет пройдено 8 тысяч циклов закрыто-открыто.

Устройства тоже имеют свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются его эксплуатационными характеристиками:

  • плавное регулирование водяного потока
  • ремонтопригодность (замена прокладки золотника или сальниковой прокладки с ее подтяжкой);
  • наличие меньшего количества трущихся деталей, что обеспечивает вентилю повышение срока эксплуатации;
  • применение вентилей при регулировании потока воды на несколько объектов (без них просто не обойтись) водо и теплоподачи.

Недостатки характеризуются уменьшением эксплуатационных свойств из-за:

  • увеличенного гидравлического сопротивления, создающего застойную зону, где могут скапливаться взвешенные частицы, что может вызывать преждевременный износ и коррозию;
  • выхода из строя прокладки золотника (отрыв потоком жидкости, залипание, усыхание), что ведет к частому ремонту;
  • необходимости поддержания вентильного устройства в рабочем состоянии для чего следует хотя бы раз в год полностью его открывать или закрывать, если нагрузка в работе длительно отсутствовала.

Исключением из правил служит здесь прямоточный вентиль с наклонным шпинделем, где создается меньшее сопротивление в гидравлике. Этому служит развернутое расположение седла к потоку жидкости.

Шаровый кран

Пальма первенства в применении среди запорных устройств принадлежит шаровому крану. Многие мастерах их считают по праву лучшими. Несмотря на его существование более ста лет, он вырвался в передовики благодаря использованию новейших уплотнителей. Запорный элемент в форме шара. Шар через шток соединен с рычагом и при действии на рычаг движение шара устанавливает запорное устройство (выемка в самом шаре) в нужное положение «закрыто или открыто».

Шаровые краны бывают:

  • проходные (проход жидкости через кран равен потоку жидкости из-за равенства диаметра в трубе и кране) с отсутствием гидравлического сопротивления;
  • редуцированные, где диаметр прохода через кран меньше отверстия трубы подачи воды, где происходит смена сопротивления (применяется в системах, где не особо важно наличие такого сопротивления).

Применяются шаровые устройства в водо, тепло, газоснабжении. Особенно он потеснил своим применением в водоснабжении своих собратьев – задвижку и вентиль. Использование крана имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества выражены следующими качествами:

  • универсальность, применение во всех сферах, где по трубам проходят жидкостные вещества;
  • многообраие, выраженное разными видами (с внешней и внутренней резьбой) и конфигурацией, разборностью и возможностью соединения в любом сочетании с деталями и встраиваемыми фильтрами;
  • практичность и долговечность (срок службы до 50 лет) с 25 тысячным циклом эксплуатации;
  • малые габариты, что позволяют применять его в разных системах и помещениях;
  • быстрота открытия-закрытия устройства;
  • перекрытие потока за четверть оборота (собратья таким свойством не обладают).

Шаровые краны имеют такие недостатки :

  • ограниченность его применения в водопроводах обусловлено тем, что такие краны не являются регулирующими в полной мере. Внутренние шары, при неполном повороте, позволяют мусору забивать образующиеся при этом щели и способствуют разгерметизации и износу запорного устройства;
  • невысокая морозостойкость (остатки жидкости в кране могут замерзнуть) и привести в негодность кран, чего нельзя сказать о других видах описанных здесь;
  • рекомендуемое открывание-закрывание крана по причинам, как и у вентиля.

Пластиковый или металлический кран

С приходом полипропиленовых труб на рынок, стали активно продвигаться полипропиленовые краны. Они предлагаются, как дешевая альтернатива латунным. Любой пластик при постоянном температурном воздействии способен в короткие сроки прийти в негодность. Это важно учитывать при покупке пластиковых кранов.

Зачастую полипропиленовые краны соединяются с трубой методом сварки. После того, как кран выйдет из строя, понадобится отрезать трубу и вварить туда новый кран. С металлическими кранами все иначе. Нужно выкрутить один и поставить другой.

В вопросе выборе лучшего крана помните, что латунный кран всегда надежнее любого пластика.

Выводы и полезное видео

Учитывая, что все запорные устройства, хоть и однотипны, все-таки они имеют между собой различия. Каждое из них обладает своими преимуществами и недостатками, которые могут отсутствовать у других. При проектировании водоснабжающих и теплообеспечивающих систем в быту целесообразно применять виды запорных устройств, способных решить поставленные задачи. В быту лучшим краном будет шаровый, в других задачах возможно выиграют задвижной и вентильный.

Вентильный кран – основные изюминки конструкции и ее отличия

Запорная арматура употребляется фактически во всех сферах жизни, и в любом доме возможно встретить разные узлы для перекрытия и регулировки потока. Вопрос, какой кран лучше – шаровый либо вентильный, уже больше десятилетия вызывает споры у экспертов. В данной статье мы рассмотрим основные изюминки вентильных конструкций и разберемся, в чем их основное отличие от других вариантов.

Основные виды запорной арматуры

Для начала рассмотрим, какие конкретно виды систем бывают и каковы их основные преимущества:

ЗадвижкиВесьма распространенный вариант, который больше всего употребляется на трубопроводах громадных диаметров, поскольку снабжает высокую надежность и простоту эксплуатации. Закрывающий элемент может размешаться в двух положениях: открыто и закрыто, запорный элемент двигается перпендикулярно оси движения потока. Самыми распространенными видами задвижек являются клиновые, шиберные и параллельные
КраныОни смогут быть двух основных видов: шаровые и дисковые. Дисковые конструкции по-другому именуют затворами, они являются задвижку, ось которой расположена посередине трубы, поворот рукоятки закрывает трубопровод, для обеспечения надежности в конструкции может находиться фиксатор.Шаровый кран имеет следующие изюминки: основной запорный элемент – полый шар, при повороте которого на 90 градусов поток перекрывается
ВентилиДанный вариант употребляется фактически везде и представляет собой систему, в которой на оси устройства находится клапан с прокладкой. Его перемещение вверх-вниз разрешает не только перекрывать поток полностью, но и регулировать его интенсивность, эта особенность есть наиболее серьёзной, исходя из этого вентили и пользуются таким высоким спросом

Конструктивные изюминки

Многие не знают, чем кран отличается от вентиля, исходя из этого данному вопросу направляться выделить отдельное внимание, мы рассмотрим основные конструктивные и эксплуатационные различия, и затронем преимущества и недостатки каждого из элементов. (См. кроме этого статью Как выбрать смеситель для раковины: оосбенности.)

Читайте также:  Кран-букса для смесителя: обслуживание и ремонт запорного механизма

Сравнительный анализ вентиля и крана

Рассмотрим самые ответственные нюансы в виде сравнения:

  • Вентиль рекомендован для перекрытия потока рабочей среды и регулировки его интенсивности, тогда как кран может употребляться лишь в положениях открыто-закрыто. Каждые регулировки посредством крана не только неудобны, но и нежелательны – конструкция весьма быстро изнашивается и выходит из строя. Другими словами, основное отличие вентиля от крана в функциональном смысле – возможность регулировки.

  • Вентиль и кран смогут делать однообразные функции, но схема их работы разна. В случае если в кране диск либо шар движется на оси перпендикулярно проходящему потоку воды, то в вентиле клапан перемещается вдоль оси движения рабочей среды. В случае если кран возможно закрыть за пол-оборота, что можно считать преимуществом, то вентиль потребует 5-6 оборотов, что не весьма комфортно в случае нередкого применения.

Совет! Отличить вентиль от крана весьма просто, кроме того если вы ничего не понимаете в данных типах устройств. В кране главным органом управления есть рычаг либо маленький флажок-бабочка, тогда как в вентиле за управление отвечает ручка в форме ромба или в виде нескольких колец.

На что направляться обратить внимание при выборе вентиля

Дабы не купить низкокачественное изделие, которое быстро выйдет из строя, нужно не забывать пара несложных рекомендаций:

  • Принципиально важно знать размер нужных узлов, у сантехников они обозначаются 1 2, 3 4 и без того потом. Вам же необходимо измерить диаметр трубы, и продавец подберет требуемый, сохранять надежду на глазомер не следует, поскольку совершить ошибку возможно весьма легко.
  • Совершенный вариант – приобретение устройств известных производителей, уровень качества которых известно широкому кругу пользователей. Нужную информацию возможно почерпнуть из консультаций со экспертами, и на специализированных ресурсах в Интернете. (См. кроме этого статью Как установить раковину: изюминки.)

Совет! На все изделия у продавца должен иметься сертификат качества, идеально, если они соответствуют нормам ГОСТ, это гарантирует их хорошую работу.

  • Снаружи конструкция обязана смотреться бережно: покрытие должно быть равномерным, изнутри поверхность не должна иметь наплывов и швов. Каждые недостатки говорят о низком качестве.
  • Вес добротных кранов большой, это подтверждает толщину стенок и уровень качества применяемого сырья.

Вывод

Сохраняем надежду, данный обзор окажет помощь вам подобрать хороший вариант конструкции для той либо другой ситуации и послужит как необычная инструкция. Видео в данной статье окажет помощь лучше осознать кое-какие из рассмотренных вопросов.

Учимся различать вентили и задвижки

Вентиля и задвижки – два основных элемента, чаще всего используемых на промышленных трубопроводах. Без них сложно себе представить любую систему снабжения более-менее крупных размеров.

Задача такого оборудования проста – дать человеку возможность контроля над движением и состоянием транспортируемой жидкости внутри труб.

Многие люди несознательно путают вентиля и задвижки. Одни говорят, что между ними нет разницы, другие же наоборот, приписывают каждому инструменту несуществующие свойства.

Чугунный вентиль на трубопровод

Правда, как всегда, находится посередине. Вентиля и задвижки действительно отличаются друг от друга, но есть у них и сходства. В данной статье будет описано их подробное сравнение.

Особенности и назначение

Вентиль или задвижка – это запорные элементы трубопроводной системы. По стандарту называются запорной арматурой.

С запорной арматурой вы наверняка уже сталкивались. К примеру, на любой бытовой системе водоснабжения наверняка стоят краны, позволяющие ограничить поток жидкости в том или ином направлении. Полное перекрытие крана в считаные секунды блокирует движение носителя, отрезая конкретный участок ветки.

В итоге одним движением руки вы получаете возможность изолировать часть трубопровода, а затем выполнять над ней какие-то операции.

В бытовых условиях чаще всего используют клапана. Вентили и задвижки – это тоже запорная арматура, только более крупного образца.

Стандартный клапан размещают на трубы диаметром до 100 мм. Описываемые в данной статье детали слишком крупные и мощные. Их допустимо монтировать на трубы, диаметр которых только начинается от 100 мм (хотя есть и исключения).

Преимущественно подразумевается монтаж на магистральные ветки систем водоснабжения, отопления, газопроводы, маслопроводы, нефтепроводы и т.д.

Что интересно, конструкция вентиля или задвижки спроектирована так, чтобы каждый элемент смог выдержать огромное давление в условиях постоянного движения носителя. Из-за этого конструкция получается дороже, но куда эффективнее обычной клапанной арматуры.

Тип подсоединения

Мы уже отметили что, вентиль, как и задвижка, обладают схожей структурой и применяются для схожих задач. Чтобы сравнить их друг с другом, а также иметь в голове полноценную картину, чем же вентиль отличается от задвижки, нужно разобрать принцип действия каждого образца. Понять, как он работает, и из чего состоит.

Но перед этим обратим внимание на способы их подсоединения к трубопроводу. Они у них общие.

Элементы такого типа могут быть:

Имеется в виду тип подсоединения к трубопроводу. Здесь различий практически нет. Что вентиль, что задвижка выполнены во всех вариациях.

Фланцевый тип подсоединения подразумевает монтаж на фланцы. Своего рода соединительные кольца, наваренные на края, как запорной арматуры, так и трубопровода. Это хороший вариант, когда нужна надежность в комбинации с практичностью.

Фланцы наваривают на выходы, затем уплотняют резиновыми кольцами. Соединение происходит за счет стягивания болтами ответных фланцев на трубе и задвижке. Количество болтов, их размер, диаметр фланца и множество других параметров зависит от условий в каждом конкретном случае.

Фланцы удобнее всего применять в промышленности, но и в бытовых условиях, а также в гражданском строительстве от них есть толк.

Про сварные соединения, думается, вы уже и так знаете достаточно. Сварная запорная арматура не пользуется такой же популярностью, как фланцевая или муфтовая, но она тоже довольно широко представлена на рынке, а значит, не упомянуть ее было бы решением ошибочным.

Сварные фитинги монтируют на трубопроводы с помощью приваривания газовой или электрической сваркой. Плюсы подобных соединений в их прочности. Минусы – в отсутствии возможности снять запорную арматуру. А такая необходимость может появиться в любой момент.

Запорная арматура не вечна. В ней постоянно происходят динамические процессы. Изнашиваются уплотнители, расшатывается клин, стачиваются детали. Рано или поздно задвижка выйдет из строя. И вот что делать тогда, вопрос открытый.

Муфтовые образцы монтируют преимущественно на резьбовые соединения. Это промежуточный вариант между сваркой и фланцами. С ним нужно больше возиться, зато можно обойтись вообще без сварочного аппарата. Задействуются в большей степени на средних размеров гражданских системах.

Конструкция и принцип работы вентиля

Вентиль – запорная арматура регулирующего типа. Вы должны были видеть вентили если не вживую, то по телевизору.

Это крупный элемент трубопровода, немного утолщенный и с большим регулирующим кольцом, которое собственно вентилем и называют. Задача вентиля заключается в перекрытии и регулировании потока жидкости внутри трубы.

Задвижки разных диаметров

Этим он отличается от задвижки. Дело в том, что фиксируемая деталь может находиться сразу в нескольких положениях.

Если закрутить его на несколько оборотов, то поток блокируется только частично. Запорный элемент искусственно уменьшит диаметр проходного отверстия внутри, что скажется на количестве доставляемой жидкости.

Полное закрытие вентиля блокирует всю систему, точно так же, как это делает задвижка. Эта возможность выбирать положение для запорного элемента внутри вентиля – и есть основное его преимущество.

Очень часто в промышленных трубопроводах постает необходимость не просто полностью перекрыть поток жидкости, а только умерить его до определенных значений. Сделать это проще всего именно через монтаж вентилей в потенциально подходящих местах. Более удобного и простого способа человечество еще не придумало.

Разбор внутренностей

Состоит вентиль из нескольких основных деталей. Базу для всех его внутренностей содержит в себе мощный корпус.

Корпус преимущественно литой, а не разборный. Но бывают разные модели, каждая конкретная схема претерпевает некоторые изменения, в соответствии с ожиданиями и желаниями производителя.

Внутри корпуса есть отверстие для прохода жидкости. Отверстие это может быть как полноразмерным, так и уменьшенным.

Полноразмерный проход дает возможность транспортировать жидкость в полной мере, а также снижает нагрузку на внутренности вентиля. Жидкость течет без проблем, не встречая сопротивления.

Другое дело – миниатюрные вентили. Они в своем базовом состоянии не способны пропускать номинальное количество носителя за один и тот же промежуток времени.

Схематический рисунок конструкции задвижек

В центральной части корпуса находится клапанный блокиратор или просто клапан со шпинделем. К нему подсоединена резьба с направляющими, а резьбой управляют за счет вращения ручки вентиля.

Система проста и неприхотлива, от того и столь эффективна. Вращая ручку, мы передаем усилие на винтовую резьбу. Та влияет на положение клапана внутри вентиля. Закручивание ручки опускает клапан, откручивание наоборот, поднимает. Соответственно вы можете регулировать движение носителя в трубе так, как сами того пожелаете.

Важная особенность состоит в том, что в вентиле течение жидкости блокируется за счет параллельного перекрытия потока. Это сказывается на стоимости всей конструкции, а также его цене его разновидностей. Именно поэтому полнопроходный образец вентиля гораздо дороже стандартного суженного.

Конструкция и действие задвижки

Отличие задвижки от вентиля состоит в нескольких небольших, но все же крайне важных конструктивных особенностях. Разобравшись с ними, вы точно поймете, что здесь и как работает.

Задвижка выполняет те же задачи, что и вентиль. Она тоже способна заблокировать или открыть систему в любой момент.

Читайте также:  Водопровод из колодца: схемы и материалы

Только вот задвижка существует в двух положениях:

Третьего варианта не дано. Сама ее конструкция просто не позволяет эффективно перекрывать поток частичным образом. Запорный элемент внутри спроектирован по такой схеме не просто так.

В задвижке запорный элемент или клин находится в перпендикулярном к носителю положении. Закрывается он точно так же, перемещаясь всего на несколько десятков сантиметров вниз.

Это упрощает конструкцию, делает ее более неприхотливой и дешевой. Но также и повышает давление на все составляющие детали. Особенно, если речь идет о запорной арматуре, монтируемой на трубопроводах высокого давления.

Монтаж огромной промышленной задвижки (видео)

Схема сборки

Во многом задвижка повторяет конструкцию вентиля. Она тоже состоит из цельного литого корпуса. Она тоже может быть как полнопроходной, так и стандартной, с суженным диаметром.

Основные различия касаются самого запорного элемента. В задвижках поток блокируют клином. Закрытое положение клина прячет его в верхней седельной части. Клин никак не препятствует движению жидкости в системе.

К его направляющим подсоединена резьба, а ту контролируют вращением ручки. В общем, система та же, что и с вентилем. Различие кроется в деталях.

При вращении ручки клин просто освобождается, в один момент перекрывая всю трубу. Нижняя часть клина заходит во внутренние седла, уплотненные резиной.

Основные отличия

Перечислим все отличия вентилей и задвижек. Так вам будет проще ориентироваться и делать свой выбор.

  1. Вентилем можно регулировать поток в системе, задвижка же находится в двух состояниях: открытом и закрытом.
  2. В вентиле идет параллельное блокирование системы, задвижка блокируется перпендикулярно потоку.
  3. Задвижка быстрее изнашивается.
  4. Вентиль стоит дороже, особенно его полнопроходный вариант.

Какой смеситель удачнее — однорычажный или двухвентильный?

Широкий ассортимент товаров порой затрудняет выбор наиболее подходящего устройства. У покупателя часто возникает вопрос, какой смеситель лучше приобрести. Ведь на выбор модели влияет не только внешний вид сантехники, но и удобство использования, долговечность. Поэтому, чтобы сделать единственно верный выбор, следует знать основные характеристики представленных моделей, их особенности, достоинства и недостатки.

Особенности двухвентильных смесителей

Несмотря на появление более современных однорычажных моделей, двухвентильные устройства не сдают позиций и остаются самыми популярными вариантами смесителей.

Главным элементом конструкции подобного изделия является специальная кран-букса. Этот элемент необходим для регулирования потоков горячей и холодной воды.

На современные модели устройства устанавливают кран-буксу с вращающимся механизмом. Элемент, отвечающий за регулировку потоков, изготавливают из сантехнической металлокерамики — оксида алюминия.

Конструкция предусматривает наличие двух металлокерамических пластин со специальными отверстиями. При помощи технологических отверстий осуществляется регулирование потоков воды, поступающих в кран.

Главная особенность оксида алюминия — высокая прочность. Благодаря этому свойству изделие устойчиво к образованию разнообразных дефектов: сколов, царапин, микротрещин. Это повышает надёжность устройства и увеличивает срок его эксплуатации.

Керамическая кран-букса обладает неоспоримым преимуществом перед изделием с резиновым уплотнителем. Современные модели легко открываются и закрываются. Смесители старого образца приходится «дожимать» при помощи нескольких дополнительных оборотов вентиля. Это приводит к быстрому износу внутренних элементов конструкции. Поэтому варианты с резиновым уплотнителем не могут похвастаться длительным сроком эксплуатации.

Принцип работы керамических кран-букс другой. Он основан на смещении пластин из композитных материалов. При подаче воды пластины расходятся, вследствие чего образуется отверстие, через которое поступает вода. Аналогичным образом поток воды останавливается.

Качественный прибор состоит из следующих элементов:

  • корпус, выполненный из сплава цветных металлов;
  • шток;
  • фиксатор штока;
  • верхняя поворачиваемая пластина;
  • корпусная пластина, которая располагается в нижней части устройства;
  • прокладка для обеспечения герметичности.

Несмотря на конструктивные отличия, оба варианта двухрычажных смесителей обладают как достоинствами, так и недостатками.

Положительные стороны кранов с резиновой кран-буксой:

  1. Стоимость таких моделей ниже, чем вариантов с керамическим элементом.
  2. При необходимости резиновые элементы можно заменить на керамические. Главное — вентиль должен быть выпущен тем же производителем, что и смеситель.
  3. Удобная настройка температуры.
  4. Не требует привыкания, так как всё выполняется на интуитивном уровне.

К отрицательным качествам можно отнести:

  • непродолжительный срок эксплуатации по сравнению с керамической моделью. Кроме того, резиновые прокладки требуется периодически менять;
  • чтобы полностью открыть кран, потребуется сделать два полных поворота «барашков».

Достоинства изделий с керамическими элементами:

  • длительный срок эксплуатации;
  • простота настройки комфортной температуры — конструкция устройства позволяет делать это при помощи одного вентиля;
  • радиус поворота не превышает 180 градусов — поэтому потребуется совершить меньше движений, чтобы получить воду комфортной температуры.

Справка. Первое устройство, позволяющее смешивать горячую и холодную воду, появилось в XIX веке. Изобретателем «прародителя» современных смесителей является Уильям Томсон, более известный как физик-теоретик лорд Кельвин.

Характеристики однорычажных смесителей

Главная отличительная характеристика данных моделей — рычаг, выполняющий функции двух вентилей. Он не только регулирует температуру, но и интенсивность напора струи.

В первом случае потребуется передвинуть рычаг вправо или налево. Во втором — вверх или вниз. Чтобы пользоваться было удобно, производители совместили эти процессы.

Конструкция устройств достаточно проста:

  1. Корпус. Он может быть выполнен из тонкого металла или полимерных материалов.
  2. Излив. В зависимости от назначения сантехники, он может быть высоким, средним или низким.
  3. Переключатель. С его помощью регулируется температура и напор воды.
  4. Картридж. Является аналогом кран-буксы, устанавливаемой на вентильные модели.

Однорычажные модели пользуются стабильным спросом среди потребителей. Объясняется это рядом достоинств изделия:

  • привлекательный внешний вид;
  • простота в установке и обслуживании;
  • функциональность и простота в использовании.

Не стоит забывать о недостатках:

  1. Требовательны к качеству воды. Они чувствительны к известковому налёту, частичкам ржавчины, разнообразным примесям. Со временем они могут засориться и выйти из строя.
  2. Неремонтопригодны. В домашних условиях выполнить ремонтные работы практически невозможно. Допускается лишь замена некоторых элементов.

Справка. Чтобы увеличить срок службы однорычажного смесителя, необходимо установить фильтры для воды и регулярно проводить профилактическое обслуживание.

Какой смеситель лучше

Оценив положительные и отрицательные стороны моделей, можно прийти к выводу — выбор оптимального варианта зависит от места установки смесителя, общего дизайна помещения, индивидуальных требований. Так, в классическом интерьере будут более уместны двухвентильные модели, тогда как однорычажные удачно впишутся в современный дизайн.

Оба варианта обладают достоинствами и недостатками. При покупке смесителя, прежде всего, следует учитывать личные предпочтения и не стоит забывать о разумном соотношении цены и качества.

Чем отличается вентиль от крана

Независимо от назначения и размещения трубных систем, их безопасное эксплуатирование невозможно без установленной арматуры. С ее помощью выполняется настройка интенсивности, силы и направленности движения внутритрубных веществ. Существуют некоторые различия между запирающими органами, выражающиеся в возможности решения тех или иных задач. Определение отличий вентиля от крана выступает показательным примером, который демонстрирует разность трубопроводной арматуры.

Содержание

Конструктивные различия между краном и вентилем

Кран и вентиль — это детали, чаще всего инсталлируемые на системах труб. Столь существенная востребованность обусловлена их надёжностью и простотой применения. Однако по своему назначению детали имеют существенные отличия, которые обусловлены внутренней конструкцией каждого.

Главные узлы шарового крана

К основным конструктивным элементам шарового крана относятся:

  1. Корпус.
  2. Поворотная ручка или редуктор.
  3. Уплотняющие кольца штока.
  4. Шток.
  5. Сфера со сквозным отверстием, через которое протекает трубный субстрат.
  6. Седла, в которые помещается главный запорный элемент.

Основные узлы вентиля

Отличие крана от вентиля видно невооруженным глазом, ведь разница внутреннего строения оказывает непосредственное влияние на внешний вид приборов. Вместо шарообразного запирающего механизма здесь применяется клапан (1), который прижимается штоком (2), ввинчиваемым вовнутрь корпуса (3). Вращение обеспечивается с помощью маховика (4). Для предотвращения проникновения субстратов из трубы применяются разнообразные уплотнения (6) штока и прокладки (7) между крышкой (8) и корпусом изделия.

Разновидности вентилей и кранов

Столь существенные конструктивные отличия вентиля от шарового крана обуславливают принцип их работы. Первый тип применим не только для открытия/закрытия потока движущихся внутри трубы веществ, но и его регулировки. Второй тип используется для подачи или перекрытия субстратов в трубопроводе.

Разновидности шаровых кранов

Основная разница между вентилем и краном в том, что последние представлены моделями изделий, способных не только прекращать, но и изменять направление движения веществ:

  • двухходовые — используются для перекрытия или открытия движения веществ, перемещаемых в одну из сторон трубопровода;
  • трёхходовые L-образные — отличаются способностями изменять направление протекания субстратов и полной остановкой их передвижение в трубе;
  • T-образные — применяются для разъединения потока, объединения или изменения его направленности.

Необходимо отметить, что краны предназначаются в том числе для открытия или закрытия потока. Если на определенном участке трубы потребуется уменьшить силу потока, выполняется подбор устройства с соответствующим сечением отверстия в сфере:

  • полнопроходные — запирающий механизм не оказывает влияние на протекающие сквозь него субстраты, что обеспечивается за счет соответствия диаметра, внутри отверстия, имеющейся трубе;
  • стандартнопроходные — просвет запорного шара имеет 20–30% заужение по сравнению с сечением подключенного трубопровода;
  • неполнопроходные — значение заужения обеспечивает уменьшение напора на 30–60% от первоначального значения.

В зависимости от материала изготовления шарового крана, отличаются его технические характеристики.

  1. Латунные. Применимы только для функционирования в системах с нейтральными веществами, значение температуры которых не превышает 150°C, а давления 40 бар. Номинальное сечение кранов находится в диапазоне от 8 до 100 мм. Отличаются способностью эффективно выдерживать перепады температуры, невосприимчивы к коррозии.
  2. Стальные. Подвержены коррозии, быстро разрушаются при взаимодействии с агрессивными соединениями, потому монтируются на трубах, основная среда — вода или другие неагрессивные соединения. Предельная сила потока, которую способны выдержать стальные краны, достигает 160 бар, а температура 200°C. Отличаются выпуском изделий в широком диапазоне номинальных сечений от 15 до 600 мм.
  3. Нержавеющие. Отличаются устойчивостью к агрессивным веществам и отсутствием коррозионного разрушения. Способны выдержать напор до 60 бар при условии, что температура веществ в трубе будет не выше 210°C.
  4. Чугунные. Запорная арматура, используемая только в трубопроводных системах горячего или холодного водоснабжения.
Читайте также:  Как сделать врезку в водопровод – особенности работы

Разновидности вентилей

Чтобы понять, чем отличается кран от вентиля, следует разобраться с различиями в материалах, из которых изготавливается корпус. Для вентилей характерны такие типы металлов:

  • чугун — номинальное сечение изделий из этого материала имеет диапазон 15–300 мм, а предельное давление, которое он способен выдержать — 16 бар;
  • сталь — здесь диаметр прохода вентиля колеблется от 3 до 200 мм, а максимальная сила потока и температура среды составляют 220 бар и 450°C соответственно;
  • нержавейка — используются на трубопроводах, сечение которых 3–200 мм, при этом давление вещества не более 220 бар, а его температура 570°C.

Кроме материала, вентили отличаются по форме исполнения:

  • проходные — инсталлируются только на ровных участках трубы и обеспечивают плавное регулирование или перекрытие потока движущихся в трубе веществ;
  • прямоточные — отличаются минимальным значением сопротивления перемещаемому потоку и монтируются практически в любой плоскости;
  • угловые — обладают специфической формой, которая позволяет осуществлять их инсталляцию на угловые трубопроводы.

Чем отличается вентиль от шарового крана по типу монтажа

Оба типа арматуры имеют резьбовой и фланцевый тип присоединения к трубопроводу. Однако в каждом есть отличия по диапазону номинальных диаметров. Для муфтового соединения он выглядит следующим образом:

  • вентиля — Ду от 15 до 300 мм;
  • краны — Ду от 8 до 100 мм.

При этом для шаровых кранов характеры и другие типы монтажа:

  • межфланцевые — Ду от 15 до 200 мм;
  • под приварку — Ду от 10 до 600 мм;
  • комбинированные — Ду 15 до 200 мм.

Чем отличается вентиль от крана

Существенное отличие между этими двумя типами трубной арматуры заключается в том, что вентиль конструктивно предназначен для регулировки потока движущегося вещества. Кран способен работать только в режиме «открыто/закрыто», промежуточных вариантов положения запирающего органа в нем не предусмотрено. Его использование для регулирования движения приведет к скорому износу.

Вентильный кран имеет запирающий орган в форме диска, как у вентиля, и также предназначен для регулировки потока.

Что лучше: шаровый кран или вентиль

Выбор конкретного типа арматуры во многом зависит от условий эксплуатации. Если в месте монтажа нет необходимости регулировать интенсивность перемещения вещества внутри трубы, тогда следует останавливать свой выбор на шаровом кране. Он отличается герметичностью, простотой конструкции и использования.

Вентиль (или вентильный кран) подойдет в тех ситуациях, когда необходимо осуществлять настройку силы движения веществ в трубе. Плавные вращения маховиком позволят с достаточной точностью установить тот напор, который требуется на конкретный промежуток времени.

Что лучше: вентиль или шаровый кран? Конкретного ответа нет. Каждый из этих разновидностей трубной арматуры достойно справляется с поставленными задачами.

В чем отличия между вентилем и задвижкой

Запорная арматура играет регулирующую и антиаварийную роль в работе трубопроводной системы. Основные ее элементы задвижка и вентиль имеют разницу в конструкции, принципе действия, при одинаковых эксплуатационных требованиях к ним. Знание этих отличий позволит установить такой элемент, который обеспечит наибольшую эффективность работы сети.

Что понимают под вентилем

Вентиль – запорный элемент трубопровода, который может не только перекрывать поток рабочего вещества, но и регулировать его. Его конструкция позволяет устанавливать регулируемый поток: от максимального до полного его прекращения с рядом средних значений.

Конструктивные особенности в

  • Корпус. Чаще всего литой, но есть модели с разборными частями. Имеет два отверстия, через которые проходит жидкость, газ. Внутри устанавливается запорный механизм. Для монтирования в трубопроводную систему имеет две резьбы или отверстия под фланцевое крепление. Вентиль будет проходным, если эти патрубки крепления расположены с противоположных сторон. К категории углового относят вентиль со взаимно перпендикулярными осями.
  • Запорное устройство. Запор – система клапана со шпинделем, которые соединены резьбой с направляющими. Клапан по форме затвора бывает игольчатым и тарельчатым.
  • Маховик. Это выведенная наружу ручка вентиля, создающая нагрузку на резьбу. Вращение рукоятки опускает и поднимает клапан.

Уплотнители для качественного перекрытия используются в некоторых видах.. При открытии вентиля тарелка отрывается от седла.

Виды вентилей

Как правильно установить

Фитинг устанавливается так, чтобы поток рабочей среды изгибался под прямым углом дважды в двух параллельных плоскостях. В этом случае жидкость или газ подтекает под тарелку, чем создает давление на нее при режиме работы «закрыто» с бока седла. Это давление несколько помогает отрыву тарелки от седла при открытии вентиля.

Обратить внимание! Если направление потока противоположное, тогда при открытии его давление создаст дополнительную нагрузку на клапан и может сорвать шток.

Виды запорного устройства вентиля

По типу запора вентили классифицируют на

  • Клапанные (вентильный кран). Имеет две перегородки, делящие корпус на две части. Перегородка может быть выполнена в виде конуса. Клапан как часть штока упирается в эластичную прокладку, контактирующую с седлом. Поворот резьбового соединения поднимает и опускает клапан. Такой вид вентиля рассчитан на поток высокого давления, прост в управлении, его запорное устройство при поломке легко заменяется. Недостатком считается быстрый износ резиновой прокладки.
  • Шаровой или кран. Запирающее устройство выполнено в виде шара со сквозной прорезью. Размер прорези определяется необходимым потоком рабочей среды. Чтобы полностью перекрывать поток шар перемещают так, чтобы его прорезь была ориентирована перпендикулярно к потоку. Такой вентиль теряет свою регулирующую функцию.

Что понимают под задвижкой

Задвижка – запорный элемент трубопровода, у которого затвор перемещается перпендикулярно к оси потока рабочей среды. Имеет возможность только полностью перекрывать поток без функции регулирования.Блокирующий элемент задвижек перемещается вверх – «открыто», вниз – «закрыто».

Виды задвижек

Конструктивные особенности задвижек

  • Корпус. Изготавливается литьем.
  • Запорный механизм. Имеет форму клина, который скрывается в верхней части седла в закрытом положении.
  • Маховик. Имеет ручку с резьбой, соединенной с клином.

При повороте маховика, клин уходит вниз, попадает в нижнюю часть поверхности седла с резиновыми уплотнителями и перекрывает проходное отверстие. За счет постоянного трения клина об уплотнитель, последний быстро приходит в негодность.

Важно! Задвижку можно устанавливать независимо от направления потока в трубе, за счет перпендикулярной ориентации запорного механизма и полного отсутствия сопротивления движения смеси.

Материал для изготовления запорной арматуры

Различают вентили и задвижки для установки в трубопроводах на внутренних (укрытых) и наружных участках. Распространенными являются запоры из латуни, бронзы, стали, в том числе и нержавеющей, чугуна. В последнее время распространение получили пластиковые вентили. При выборе запорной арматуры руководствуются такими факторами:

  • Из латуни и бронзы изготовляют самые надежные, долговечные, функциональные устройства. Они подходят для любого типа рабочей смеси. Хорошо зарекомендовали себя вентили из этих материалов в системах отопления: из-за отсутствия накипи, нет потерь тепла. Главный недостаток – высокая стоимость, что не позволяет их применение для труб большого диаметра;
  • Наружные участки трубопроводов, трубы большого диаметра оснащаются запорной арматурой их чугуна и стали. Эти материалы достаточно прочные, чтобы выдерживать нагрузочное высокое давление в магистрали, но при этом значительно дешевле аналогов из бронзы, латуни;
  • Самый распространённый и оптимальный вариант в соотношении «цена-качество» для внутренних водо-, газо-, теплосетей – нержавейка. По своим эксплуатационным характеристикам вентили из нержавеющей стали подходят для установки на всех внутренних трубопроводных сетях, даже при высоком давлении. Но не рекомендуется перекрывать такими запорами трубы с горячими смесями. Внутри устройства со временем образуется накипь, что вызывает уменьшение пропуска жидкости;
  • Бюджетный вариант – пластиковая запорная арматура. Не рекомендуется для использования в промышленных магистралях, на внешних участках систем индивидуального газо-, водоснабжения. Подходит для внутренних помещений. Устанавливается только на пластиковые трубы.

Латунный фитинг

Общие признаки запорной арматуры

Вентили и задвижки предназначены для остановки потока рабочей смеси в трубопроводах различного назначения. Они могут монтироваться на резьбу или фланец. Для трубопроводов с давлением 1,6 Мпа функциональным, долговечным считается резьбовое соединение. Промышленные инженерные системы с рабочим давлением более 10 Мпа из чугунных (стальных) элементов перекрываются запорной арматурой установленной на фланцы. Вентили из пластика навариваются особой сваркой.

Цена формируется из стоимости материала, особенностей конструкции, используемых дополнительных деталей.

Характерные отличия

В общем варианте основных отличий четыре:

  • Вентиль имеет дополнительный функционал в виде регулирования потока жидкости, газа. Задвижка служит только для перекрытия трубы;
  • Задвижки чаще применяются для труб большого диаметра, находящихся под высоким давлением, где у них за счет одностороннего давления заслонка очень плотно примыкает к седлу. Вентили в таких условиях быстрее и легче перекрывают трубопровод, но открытие затруднено. При сильном гидравлическом ударе может прийти в негодность запорный механизм;
  • Задвижки быстрее выходят из строя, так как внутренние уплотнительные кольца седла изнашиваются;
  • Блокирование подачи жидкости, газа в вентиле происходит в параллельной плоскости, а в задвижке – в перпендикулярной;
  • Цена на вентили более высокая.

Участок магистрального трубопровода

Все виды запорной арматуры служат имеют свои особенности. Зная чем в конструкции отличается вентиль от задвижки, подбирается тот вариант, который обеспечит бесперебойную работу системы.

Ссылка на основную публикацию
×
×